Использование
элементов регби на уроках в общеобразовательных
школах
(методические рекомендации)
Данные методические рекомендации были
подготовлены тренерами по регби В.Н. НЕКРАСОВЫМ и
Э.А. ТАТУРЯНОМ на основе опыта работы с учащимися
4–5-х классов.
Игра регби помогает развивать скорость,
быстроту, выносливость, силу, ловкость, гибкость;
игра отличается острой борьбой за мяч, быстро
меняющимися ситуациями в нападении и защите, что
делает ее увлекательной для игроков и
зрелищнозахватывающей для зрителей.
Для обучения элементам можно использовать
комплекс подвижных игр и упражнений, где большое
внимание уделяется такой игровой практике,
которая заставляет самостоятельно решать
сложные задачи, возникающие на площадке.
Преподаватель должен поддерживать инициативу
детей, подсказывать им пути устранения ошибок,
побуждать к постоянному самоанализу и поиску
решений, т.е. к развитию игрового интеллекта.
Все занятия строятся по принципу «от простого к
сложному».
Занятие 1
Задание 1. Количество
занимающихся – 24–28 человек. Занятие
начинается с пробежки, разминки, выполнения
упражнений на гибкость, растяжение мышц. Затем
одна группа (12–14 человек) играет на половине зала
в «отнималки», другая выполняет упражнения на
технику приема и передачи мяча.
Время игры и выполнения упражнений –
примерно 15 мин., после чего происходит смена
площадок.
Упражнения
1. Движение игроков по кругу. Необходимо
получить мяч и вернуть его пасующим в центр
круга.
2. Движение игроков по кругу. Пас внутрь за
спину, затем пас за спину наружу, чередование
внутрь – наружу, далее – подбор,
приземление мяча.
Задание 2. Игра проводится по всему
залу. Количество игроков – 7 человек в одной
команде. Команда должна забить мяч броском по
воротам или попасть в баскетбольное кольцо. Пас
можно давать в любом направлении.
Игра проходит в 2–3 смены по 7–9 мин.
Задание 3. Провести различные эстафеты
с мячом и без мяча. Например: бег вперед спиной и
лицом, бег с проворотом, бег боком, различные
прыжки, ведение мяча ногами (дриблинг) и т.д.
Занятие 2
Задание 1. После разминки вновь на
одной половине зала дети играют в «отнималки»,
другая группа выполняет упражнения.
Упражнения
1. Игроки строятся в одну колонну или в две.
Необходимо принять и передать мяч с активным
набеганием. Затем в игру вступает защитник.
2. Нужно продвигаться навстречу друг другу,
можно делать пас в сторону, если игроки пробегают
близко друг от друга, снять мяч с рук.
Задание 2. Игра на приземление мяча за
лицевую линию ворот, пас разрешается давать в
любом направлении. За приземление мяча
начисляются очки; за приземление мяча в центре
зала, где можно постелить один или два мата,
количество очков удваивается.
Игра проходит в 2–3 смены по 7–9 мин. В команде 7
человек.
Задание 3. Проведение различных
эстафет с мячом и без мяча.
Занятие 3
Задание 1. Разминка, игра, упражнения.
Нужно осалить мячом убегающих игроков. Сложность
заключается в том, что салить противника можно
лишь, получив мяч около убегающего. Без мяча
можно передвигаться по площадке и сближаться с
противником. Выполнение упражнений происходит
на другой половине зала.
Упражнения
1. Нападающий игрок (слева) и защитник (справа)
выбегают навстречу друг другу. Нападающий,
получив пас от преподавателя, должен обыграть
защитника.
2. В этом же упражнении защитник выбегает сбоку
и спереди.
3. Защитник догоняет нападающего.
Задание 2. Игра в гандбол, баскетбол,
футбол, футбол мячом для регби (по усмотрению
преподавателя).
Занятие 4
Задание 1. На одной половине зала –
игра в «отнималки». Необходимо поймать и
передать мяч 10 или 15 раз. Если противник не успеет
прервать передачу, то выполняет какиелибо
силовые упражнения.
В другой части зала выполняются упражнения,
затем происходит смена групп.
Время – 10–15 мин.
Упражнения
1. На мяч одновременно набегает несколько
игроков, преимущество имеют нападающие (выбегают
слева). Один из них подбирает мяч и отдает пас
товарищу.
2. Защитник стремится захватить одного из
нападающих и переключиться на другого. Если эта
комбинация не удается, подключается защитник,
который подстраховывает первого.
3. Как только нападающий пересекает среднюю
линию поля, его поддерживают партнеры,
выбегающие сбоку, и начинается распасовка мяча
между ними. Один защитник выбегает навстречу
нападающему, другие пытаются его захватить,
выбегая вдогонку (так же сбоку).
Задание 2. Игра по всему залу. Пас
отдается только назад. Мяч нужно забить в ворота
или попасть им в баскетбольное кольцо (можно
ударом ноги с рук).
Задание 3. Игра в футбол мячом для
регби.
Занятие 5
Задание 1. Группа игроков в количестве
6–7 человек формируется в плотную группу.
Количество игроков может варьироваться в
зависимости от поставленной задачи. Атакующей
команде разрешено владеть мячом до приземления
его за лицевую линию.
Упражнения
Защищающаяся группа может останавливать
продвижение соперника, используя пассивное
сопротивление.
После приземления мяча право на атаку дается
защищающейся команде, после чего ей предлагается
выполнять атакующие действия при активном
сопротивлении противника.
При выполнении игроками атакующих действий
преподаватель может дать им определенное
задание, например: передавать мяч коротким пасом,
снимать мяч с рук, передавать мяч через землю и
т.д. При формировании игроков в плотную группу
необходимо наклоняться, используя сцепление с
партнером по команде, и сдавливать противника.
Нужно следить за мячом, аккуратно переступать
через него, если он находится на полу. Нельзя
забивать мяч ногами.
Время – 2–3 смены по 7–9 мин.
Задание 2. Игроки бьют мячом по
баскетбольному щиту, используя точный
прицельный удар. Игра заканчивается после 10
попаданий.
Занятие 6
На этом занятии можно выборочно использовать
любые игры и упражнения из предыдущих занятий
для закрепления материала.
Занятие 7
Задание 1. Минирегби. В игре принимают
участие по 7 человек от каждой команды
(количество игроков можно увеличить до 8–9
человек): 3–4 человека – нападающие и
полузащитник, остальные – защитники. В
схватке могут участвовать 3–4 человека (двое –
на первой линии).
Продолжительность игры – 2 тайма по 15 мин.
Задание 2. Выполняется ряд упражнений
на постоянное единоборство, на ощущение времени
и пространства.
Упражнения
|