Программа по
баскетболу
Для педагогов дополнительного
образования групп ОФП и СФП
Новизна программы состоит в том, что она
реализуется в два этапа. Первый – это начальная
общефизическая подготовка (1–3й годы обучения).
Второй – учебнотренировочный, или специальная
физическая подготовка (4–6й годы обучения).
Программа рассчитана на детей с разной степенью
подготовленности в возрасте 10–17 лет без
специальной подготовки. Программа утверждена в
ДООЦ «Южный» г. Москвы в 2007 г.
Учебный план
Группы ОФП
Содержание
занятий |
Периоды |
|
всего часов |
осень |
зима |
весна |
1. Теоретические
занятия |
8 |
2 |
4 |
2 |
Краткий обзор развития
баскетбола в России и за рубежом |
1 |
1 |
– |
– |
Оборудование и
инвентарь |
1 |
– |
1 |
– |
Гигиена, врачебный
контроль, предупреждение травм |
4 |
1 |
2 |
1 |
Правила соревнований |
2 |
– |
1 |
1 |
2. Практические
занятия |
206 |
72 |
70 |
64 |
Общая физическая
подготовка |
86 |
32 |
28 |
26 |
Специальная физическая
подготовка |
62 |
22 |
22 |
18 |
Техническая и
тактическая подготовка |
58 |
18 |
20 |
20 |
3. Соревнования |
20 |
4 |
4 |
12 |
Выполнение контрольных
нормативов |
6 |
2 |
– |
4 |
Контрольные игры и
соревнования |
8 |
– |
2 |
6 |
Инструкторская и
судейская практика |
6 |
2 |
2 |
2 |
Всего |
234 |
78 |
78 |
78 |
|
Группы ОФП
Содержание занятий |
Периоды |
|
всего часов |
осень |
зима |
весна |
1. Теоретические занятия |
23 |
7 |
7 |
9 |
Анализ игровых ситуаций с
использованием ТСО |
12 |
4 |
3 |
5 |
Гигиена, врачебный контроль,
предупреждение травм |
8 |
2 |
3 |
3 |
Правила соревнований |
3 |
1 |
1 |
1 |
2. Практические занятия |
258 |
90 |
86 |
82 |
Общая физическая подготовка |
54 |
20 |
18 |
16 |
Специальная физическая
подготовка |
70 |
28 |
22 |
20 |
Техническая и тактическая
подготовка |
134 |
42 |
46 |
46 |
3. Соревнования |
70 |
20 |
24 |
26 |
Выполнение контрольных
нормативов |
14 |
4 |
4 |
6 |
Контрольные игры и
соревнования |
34 |
10 |
14 |
10 |
Судейская практика |
22 |
6 |
6 |
10 |
Всего |
351 |
117 |
117 |
117 |
|
О программе
Задачи программы:
1) ознакомить с основными правилами игры
в баскетбол;
2) обучить технике игры в защите и нападении;
3) обучить тактическим приемам игры;
4) воспитывать чувство ответственности,
коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;
5) развивать координационные способности и силу
воли.
Срок реализации программы – 6 лет.
Формы занятий: теоретические,
практические, участие в соревнованиях.
Режим занятий: 3 раза в неделю. На
первом этапе – по 2 академических часа, на втором
этапе – по 3 академических часа.
Ожидаемые результаты
К концу прохождения программы дети
должны:
– знать правила игры в баскетбол;
– владеть индивидуальными навыками владения
мячом;
– уметь выполнять броски по кольцу различными
способами;
– уметь применять в игре тактические командные
взаимодействия в нападении и защите;
– уметь судить школьные соревнования.
Проверка умений и навыков проходит на
каждой тренировке путем выполнения изученных
элементов каждым ребенком. При необходимости
проводится индивидуальная отработка элементов.
Подведение итогов реализации программы
проводится в форме выполнения контрольных
нормативов 2 раза в год (октябрь и апрель), участия
в соревнованиях по баскетболу в Спартакиадах
школьников района, округа и города, участия в
других турнирах.
Базовое содержание программы
ОФП. 1–3-й годы обучения
Теоретические занятия
Тема: «Краткий обзор развития
баскетбола в России и за рубежом».
История появления баскетбола как игры.
Развитие баскетбола за рубежом. Развитие
баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта.
Развитие школьного баскетбола.
Тема: «Оборудование и инвентарь».
Необходимое оборудование для игры в
баскетбол. Стандарты баскетбольного
оборудования. Разметка площадки. Назначение
спортивного инвентаря и его использование в
игре.
Тема: «Гигиена, врачебный контроль,
предупреждение травм».
Соблюдение санитарно-гигиенических
норм во время занятий баскетболом. Форма одежды,
обувь для занятий. Прохождение диспансеризации
как необходимое условие сохранения здоровья.
Инструктаж по технике безопасности при игре в
баскетбол.
Тема: «Правила соревнований».
Основные правила игры в баскетбол.
Положение о соревнованиях. Формула турнира.
Практические занятия
Тема: «Общая физическая подготовка».
Строевые упражнения. Гимнастические
упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого
пояса. Упражнения для мышц туловища и шеи.
Упражнения для мышц ног и таза. Акробатические
упражнения. Легкоатлетические упражнения.
Подвижные игры. Плавание. Лыжи.
Тема: «Специальная физическая
подготовка».
Упражнения для развития быстроты
передвижения. Упражнения для развития
скоростных и силовых качеств. Упражнения для
увеличения высоты прыжка. Упражнения для
развития выносливости (кроссовая подготовка).
Тема: «Техническая и тактическая
подготовка» (См. Приложение).
Тема: «Контрольные игры и соревнования».
Участие в первенствах района и округа, в
Спартакиаде школьников г. Москвы.
Тема: «Инструкторская и судейская
практика».
Организация и проведение соревнований.
Работа судьи-секретаря на соревнованиях по
баскетболу.
СФП. 4–6-й годы обучения
Теоретические занятия
Тема: «Анализ игровых ситуаций с
использованием ТСО».
Просмотр учебных видеоматериалов,
видеозаписей игр. Анализ технических и
тактических действий, разбор ошибок.
Тема: «Гигиена, врачебный контроль,
предупреждение травм».
Соблюдение санитарно-гигиенических
норм во время занятий баскетболом. Прохождение
диспансеризации как необходимое условие
сохранения здоровья. Инструктаж по технике
безопасности во время учебно-тренировочного
процесса и на соревнованиях. Предупреждение
травмоопасных ситуаций.
Тема: «Правила соревнований».
Правила баскетбола. Изменения в
правилах баскетбола. Положение о соревнованиях.
Практические занятия
Тема: «Общая физическая подготовка».
Строевые упражнения. Гимнастические
упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого
пояса. Упражнения для мышц туловища и шеи.
Упражнения для мышц ног и таза. Акробатические
упражнения. Легкоатлетические упражнения.
Подвижные игры. Плавание. Лыжи.
Тема: «Специальная физическая
подготовка».
Упражнения для развития быстроты
передвижения. Упражнения для развития
скоростных и силовых качеств. Упражнения для
увеличения высоты прыжка. Упражнения для
развития выносливости (кроссовая подготовка).
Тема: «Техническая и тактическая
подготовка» (См. Приложение).
Бросок в движении после ведения.
Упражнение выполняется на правой стороне
площадки. От средней линии обучающийся ведет мяч
к щиту, входит в трехсекундную зону между первым
и вторым и совершает бросок в движении.
Упражнение повторяется 5 раз. Учитывается
количество попаданий, а также экспертная оценка
техники выполнения упражнения.
Броски с точек. Обучающийся
выполняет 2 серии по 10 бросков. Точки бросков
размещаются на площадке следующим образом:
– точки 1 и 2 – слева от щита, на
линии, параллельной лицевой линии площадки, и
проходят через проекцию центра кольца;
– точки 3 и 4 – слева от щита, на линии,
проходящей через проекцию центра кольца под
углом 45° к проекции щита;
– точки 5 и 6 – на линии, проходящей через
проекцию центра кольца под углом 90° к проекции
щита (т.е. прямо перед щитом);
– точки 7 и 8 – симметричны точкам 3 и 4 справа
от щита;
– точки 9 и 10 – симметричны точкам 1 и 2 справа
от щита.
Расстояние до точек 1, 3, 5, 7, 9 от проекции
центра кольца для групп ОФП – 3 м, для групп СФП –
3,5 м; для точек 2, 4, 6, 8, 10 – соответственно 4,5 м и 5 м.
Тема: «Контрольные игры и соревнования».
Участие в первенстве района и округа, в
Спартакиаде школьников г. Москвы, других
турнирах.
Тема: «Судейская практика».
Организация и проведение соревнований.
Права и обязанности судьи. Работа судьи на
соревнованиях по баскетболу.
Методическое обеспечение
При проведении занятий используются
объяснение, показ, закрепление (отработка
навыков), использование отработанных элементов в
игровых ситуациях.
Техническое оснащение занятий
1) щиты с кольцами (2 комплекта);
2) дополнительные щиты с кольцами (не менее
4 комплектов);
3) мячи баскетбольные: № 5 – 15 шт., № 6 – 15 шт., № 7
– 15 шт.;
4) насос ручной, иглы;
5) стойки для обводки (8 шт.);
6) гимнастические скамейки (4 шт.);
7) мячи набивные весом 3 кг и 5 кг (10 шт.).
Контрольные нормативы
Возраст, лет |
Уровень
подготовленности |
|
мальчики |
девочки |
|
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
Бег на 20 м (сек.) |
10 |
4,1 |
4,2–4,3 |
4,4–4,7 |
4,1 |
4,2–4,4 |
4,5–4,7 |
11 |
3,9 |
4,0–4,1 |
4,2–4,3 |
4,0 |
4,1–4,3 |
4,4–4,6 |
12 |
3,8 |
3,9–4,2 |
4,3–4,4 |
3,9 |
4,0–4,3 |
4,4–4,6 |
13 |
3,4 |
3,5–3,9 |
4,0–4,2 |
3,8 |
3,9–4,2 |
4,3–4,5 |
14 |
3,4 |
3,5–3,8 |
3,9–4,1 |
3,7 |
3,7–4,0 |
4,1–4,3 |
15 |
3,4 |
3,5–3,7 |
3,8–4,0 |
3,6 |
3,7–3,9 |
4,0–4,2 |
16 |
3,3 |
3,4–3,6 |
3,7–3,9 |
3,5 |
3,6–3,8 |
4,0–4,2 |
17 |
3,3 |
3,4–3,6 |
3,7–3,9 |
3,5 |
3,6–3,8 |
4,0–4,2 |
Высота подскока (см) |
10 |
33 |
27–33 |
22–26 |
33 |
27–32 |
21–26 |
11 |
38 |
33–37 |
28–32 |
36 |
31–35 |
26–30 |
12 |
41 |
35–40 |
30–34 |
41 |
35–40 |
29–34 |
13 |
44 |
39–43 |
34–38 |
43 |
37–42 |
31–36 |
14 |
48 |
43–47 |
39–42 |
45 |
39–44 |
34–38 |
15 |
54 |
48–53 |
41–47 |
46 |
40–45 |
35–39 |
16 |
61 |
56–60 |
50–55 |
48 |
41–47 |
36–40 |
17 |
61 |
56–60 |
50–55 |
48 |
41–47 |
36–40 |
Бег на 60 м (сек.) |
10 |
9,9 |
10,0–10,4 |
10,5–11,0 |
10,7 |
10,8–11,5 |
11,6–12,3 |
11 |
9,5 |
9,6–10,0 |
10,1–10,6 |
10,1 |
10,2–10,7 |
10,8–11,3 |
12 |
9,3 |
9,4–9,8 |
9,9–10,2 |
9,7 |
9,8–10,5 |
10,6–11,2 |
13 |
8,5 |
8,6–9,1 |
9,2–9,6 |
9,3 |
9,4–9,9 |
10,0–10,9 |
14 |
8,4 |
8,5–9,0 |
9,1–9,5 |
9,1 |
9,2–9,8 |
9,9–10,5 |
15 |
8,3 |
8,4–8,9 |
9,0–9,2 |
8,8 |
8,9–9,4 |
9,5–10,2 |
16 |
8,2 |
8,3–8,8 |
8,9–9,1 |
8,7 |
8,8–9,3 |
9,4–9,9 |
17 |
8,2 |
8,3–8,8 |
8,9–9,1 |
8,7 |
8,8–9,3 |
9,4–9,9 |
Примечание. Бег на 20 м и 60 м
выполняется с высокого старта. Для измерения
высоты подскока обучающийся не должен выходить
за пределы квадрата 50ґ50 см (точка отсчета при
положении стоя на всей ступне).
Возраст, лет |
Уровень
подготовленности |
|
мальчики |
девочки |
|
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
Ведение мяча на 20 м (сек.) |
10 |
10,6 |
10,7–11,1 |
11,2–11,7 |
11,0 |
11,1–11,6 |
11,7–12,2 |
11 |
9,7 |
9,8–10,3 |
10,4–10,9 |
10,5 |
10,6–11,0 |
11,1–11,5 |
12 |
9,5 |
9,6–10,1 |
10,2–10,6 |
10,4 |
10,5–11,0 |
11,1–11,5 |
13 |
9,1 |
9,2–9,6 |
9,7–9,9 |
9,6 |
9,7–10,2 |
10,3–10,9 |
14 |
8,7 |
8,8–9,3 |
9,4–9,6 |
9,4 |
9,5–10,0 |
10,1–10,7 |
15 |
8,2 |
8,3–8,8 |
8,9–9,3 |
9,1 |
9,2–9,8 |
9,9–10,5 |
16 |
8,0 |
8,1–8,7 |
8,8–9,2 |
9,0 |
9,1–9,7 |
9,8–10,4 |
17 |
8,0 |
8,1–8,7 |
8,8–9,2 |
9,0 |
9,1–9,7 |
9,8–10,4 |
Штрафные броски (из 10 раз) |
10 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
11 |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
12 |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
13 |
6 |
4–5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
14 |
6 |
4–5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
15 |
7 |
5–6 |
4 |
6 |
4–5 |
3 |
16 |
7 |
5–6 |
4 |
6 |
4–5 |
3 |
17 |
7 |
5–6 |
4 |
6 |
4–5 |
3 |
Броски в движении после
ведения (из 5 раз) |
10 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
11 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
12 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
13 |
4 |
3 |
2 |
4 |
2–3 |
1 |
14 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2–3 |
1 |
15 |
5 |
4–5 |
3 |
5 |
3–4 |
2 |
16 |
5 |
4–5 |
3 |
5 |
3–4 |
2 |
17 |
5 |
4–5 |
3 |
5 |
3–4 |
2 |
Броски с точек (из 20 раз) |
10 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
11 |
7 |
5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
12 |
10 |
7 |
5 |
8 |
6 |
5 |
13 |
12 |
9–11 |
7–8 |
10 |
7–9 |
6 |
14 |
12 |
9–11 |
7–8 |
10 |
7–9 |
6 |
15 |
14 |
10–13 |
7–9 |
11 |
8–10 |
7 |
16 |
14 |
10–13 |
7–9 |
11 |
8–10 |
7 |
17 |
14 |
10–13 |
7–9 |
11 |
8–10 |
7 |
Примечание. Ведение мяча
на 20 м. Обучающийся ведет мяч правой рукой на 20 м.
Фиксируется время продвижения (в сек.), а также
дается экспертная оценка техники выполнения
ведения.
Приложение
Техника нападения
Приемы игры |
Начальная подготовка |
Учебнотренировочный
этап |
|
год обучения |
|
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
Броски по кольцу |
Бросок двумя руками снизу |
+ |
|
|
|
|
|
Бросок одной рукой снизу |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бросок двумя руками с места |
+ |
+ |
|
|
|
|
Бросок одной рукой с места |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бросок в прыжке |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Бросок крюком |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Бросок с поворотом |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Добивание |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Передачи мяча |
Передача двумя руками от груди |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Передача двумя руками с
отскоком от пола |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Передача двумя руками от плеча |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Передача двумя руками сверху |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Передача двумя руками снизу |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Передача одной рукой от плеча |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Передача крюком |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Передача одной рукой снизу |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
Передача толчком |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Передача одной рукой с отскоком
от пола |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
Передача одной рукой за спиной |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Откидка |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Ведение мяча |
Высокое (скоростное) ведение |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Низкое ведение с укрыванием
мяча |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Ведение с изменением темпа |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
Ведение с изменением
направления |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Ведение с поворотом кругом |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
Перевод мяча перед собой с
шагом в сторону |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Перевод мяча за спиной |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
Работа ног и другие навыки
игры в нападении |
Старты |
+ |
+ |
|
|
|
|
Остановки |
+ |
+ |
|
|
|
|
Повороты |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Обманные движения или финты |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Техника специальных финтов
(вблизи корзины) |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Прыжки |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Рывки |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Индивидуальное нападение без
мяча |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Согласование индивидуальных
приемов нападения в групповых взаимодействиях |
Передача и рывок |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Изменение направления движения |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Обман |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Внутренний заслон |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Наружный заслон |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Боковой заслон |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Обратный заслон |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Задний заслон |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Двойной заслон |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Поворот кругом с выходом после
остановки |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Техника защиты
Приемы игры |
Год обучения |
|
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
Защитная стойка |
Стойка с выставленной вперед
ногой |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Параллельная стойка |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Работа ног и передвижение в
защите |
Передвижение приставными
шагами |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Бег спиной вперед |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Поворот кругом для
восстановления защитной позиции |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
Противодействие игроку с мячом |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Противодействие игроку без
мяча |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Защитное блокирование при
борьбе за отскочивший от щита мяч |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Подбор мяча в защите при
неудачном броске |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Перехваты |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Выбивание мяча у нападающего во
время ведения |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Согласование индивидуальных
приемов в групповых взаимодействиях |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Тактика нападения
Приемы игры |
Год обучения |
|
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
Быстрый прорыв |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Нападение против личной защиты |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Нападение перегрузкой |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Нападение в расстановке
пирамидой |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Нападение против зонной
защиты |
Нападение в расстановке 3–2 |
|
|
|
|
+ |
+ |
Нападение в расстановке 2–3 |
|
|
|
|
+ |
+ |
Нападение в расстановке 1–3–1 |
|
|
|
|
+ |
+ |
Свободное нападение против
зонной защиты |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Нападение против
подстраивающейся защиты |
Нападение в расстановке 3–2 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Нападение в расстановке 2–3 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Нападение в расстановке 1–3–1 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Нападение против смешанной
защиты |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Нападение против прессинга |
Нападение против личного
прессинга |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Нападение против зонного
прессинга |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Тактика защиты
Приемы игры |
Год обучения |
|
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
Согласование
индивидуальных приемов игры в защите
при групповых взаимодействиях
нападающих |
Защита против заслонов |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Защита при численном
превосходстве нападающих |
Двое против одного |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Трое против одного |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Трое против двоих |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Четверо против двоих |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Четверо против троих |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Пятеро против четверых |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Защита при численном
превосходстве защитников |
Групповой отбор |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Защита против первой передачи
при быстром прорыве |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Защита против вбрасывающего
игрока при введении мяча в игру изза пределов
площадки |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Командная защита |
Личная защита |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Плотная личная защита |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
Оттянутая личная защита |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
Личная защита с групповым
отбором мяча |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Личная защита с переключениями |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Зонная защита |
Зонная защита в расстановке
1–2–2 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Зонная защита в расстановке
1–3–1 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Зонная защита в расстановке 3–2 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Зонная защита в расстановке
2–1–2 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Зонная защита в расстановке
2–2–1 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Зонная защита в расстановке 2–3 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Зонная защита в расстановке 2–3
с групповым отбором мяча |
|
|
|
|
+ |
+ |
Комбинированная
защита |
Подстраивающаяся защита |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Зонное начало |
|
|
|
+ |
+ |
|
Личное начало |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Смешанная защита «треугольник
и двое» |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Смешанная защита «квадрат и
один» |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Смешанная защита «ромб и один» |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Смешанная защита «Т и один» |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Защита прессингом |
Защита личным прессингом |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Защита зонным
прессингом |
Расстановка 1–2–1–1 на 3/4 или по
всей площадке |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Смена системы защиты при зонном
прессинге 1–2–1–1 по всей площадке |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Зонный прессинг 1–2–1–1 на
половине площадки |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Зонный прессинг в расстановке
2–2–1 |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Расстановка 1–3–1 |
|
|
+ |
+ |
|
|
Николай ГОРДЕЕВ,
учитель физической культуры ГОУ СОШ № 639,
Москва
|