РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Учительская боль
Захотелось выговорить наболевшее. Я работаю в
школе уже 30 лет. Когдато у нас каждый год было два
выпускных класса. Сейчас в 11-м классе 14 человек:
перестройка – закрытые шахты –
демографический спад, вымирающий поселок.
Спортзал размещается в не приспособленном для
этого помещении и находится в 150 м от школы.
Значит, в снег и слякоть, в мороз и дождь дети
должны преодолевать это расстояние. Ктото
забежит по пути в магазин, ктото не захочет
переодеваться… Помещение холодное, зимой в нем
замерзает вода в пластиковых бутылках. Местные
власти обещали сделать капремонт одновременно в
спортзале и во всей школе в 2007 году, затем
отложили до 2009 года.
Бывая на курсах в Ростове и общаясь с коллегами
из других районов области, знаю, что многие
находятся в еще более тяжелом положении, бывает
даже полное отсутствие залов или какихлибо
помещений для занятий. Тогда о каких
здоровьесберегающих технологиях на уроках
физической культуры можно говорить?
По-хорошему завидуешь тем детям и учителям, для
которых открываются спортивные комплексы и залы.
Но кроме больших городов и районных центров, есть
еще небольшие школы в городах, поселках,
деревнях. Как и где заниматься в них детям?
Из 14 школ нашего города только пять имеют
спортзалы размером 24Х12 м, четыре школы имеют
маленькие залы на втором этаже, одна школа –
небольшой спортзал, четыре школы – не
приспособленные для занятий помещения.
И все же, несмотря на ужасные условия для
занятий, наши дети с удовольствием и энтузиазмом
принимают участие в организации и проведении
тренировочных занятий и внутришкольных
соревнований: сборные команды маленьких школ
всегда составляли конкуренцию большим. Наши
ученики неоднократно становились призерами
первенства города Гуково по различным видам
спорта, с успехом защищали спортивную честь
города в областных соревнованиях. Ежегодно наши
выпускники поступают в военные училища и сдают
спортивные нормативы на «отлично».
Приятно, когда наши бывшие ученики приходят в
спортзал и играют с нынешними школьниками в
волейбол, баскетбол, настольный теннис. Приятно
сознавать, что многие из них негативно относятся
к вредным привычкам. Приятно видеть на беговой
дорожке в любое время года выпускника нашей
школы – 18летнего Пашу С., уже успевшего
пробежать два марафона. Таких примеров можно
приводить множество.
Но вот идешь днем по парку, а там молодые,
красивые мамы гуляют со своими маленькими (1–3
года) не менее прекрасными детьми. Мамы пьют пиво,
«закусывают» сигаретами. Или молодой папа, стоя
на автобусной остановке, утоляет жажду своего
четырехлетнего сына пивом. А вот в кустах молодые
ребята дегустируют более крепкие напитки. И это
тоже наши выпускники! Может, в этом есть и моя
вина – не смог привить им любовь к здоровому
образу жизни? Отсюда – неудовлетворенность
результатами. Хочется, чтобы наши ученики имели
возможность заниматься физической культурой и
занимались ею.
В результате административной реформы наш
поселок два года назад был приписан к
Красносулимскому району. Вы спросите: а в чем
здесь проблема? Мои ученицы занимаются в секции
баскетбола пять раз в неделю. Они уже многому
научились, но хотят повысить свой уровень. Для
этого надо принимать участие в соревнованиях.
Соревнования – это не самоцель, а один из
способов воспитания личности, это дружба, умение
преодолевать себя, воспитание воли, патриотизма,
товарищества, чувства коллективизма. Но для того
чтобы поехать на тренировку в Красный Сулим,
нужно сначала доехать на автобусе до Гуково
(стоимость проезда – 18 рублей), затем другим
автобусом – до райцентра (еще 24 рубля). Другого
пути нет. Но не все родители могут дать своим
детям такие деньги на проезд.
Автобуса у школы нет. Чиновники от образования
говорят: «Разве родители не могут скинуться и
заказать автобус для поездки на соревнования?»
Но из всей команды (12 человек) 7 девочек
воспитываются в неполных семьях – так уж
сложилась жизнь. Мамы у них хорошие, они любят
своих детей, но не могут себе позволить тратить
столько денег на проезд. Девочки умные, учатся
без «троек», принимают активное участие во всех
школьных мероприятиях, а некоторые еще успевают
заниматься танцами или в музыкальной школе.
Поражаешься их трудолюбию, энтузиазму!
Имея большой опыт работы и зная многих школьных
учителей в Гуково, тренеров ДЮСШ-1 и ДЮСШ-2, я прошу
их допускать наших школьников к соревнованиям по
различным видам спорта. По мере возможности нам
идут навстречу, и даже в Положении о
соревнованиях упоминается «открытое первенство
г. Гуково». Мы также проводим товарищеские
встречи с командами других школ. Дети
довольны – им интересно играть в большом
уютном зале с сильными соперниками.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина в Новосибирске "Счастливый малышок". Товары по уходу, питанию и развитию детей, а также игры, коляски, автокресла и многое другое. Подарки, бонусная программа, акции, доступные цены, гарантия качества. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://malishok.org.
Отношение к урокам, тренировкам,
самостоятельным занятиям в старших классах
становится более осмысленным и
целенаправленным. И если в младших классах дети
занимаются активно в силу двигательной
потребности организма и им все равно, что делать:
участвовать в эстафетной гонке, в подвижных
играх, преодолевать полосу препятствий и
т.д., – то в старших классах ученики уже
определились со своими спортивными
предпочтениями: кто-то ходит на тренировки по
футболу или по баскетболу, кто-то занимается
легкой атлетикой… Здесь уже у детей возникает
интерес к тактике и технике игры, к развитию
двигательных качеств, они начинают изучать
анатомию, физиологию человека. Многие хотят с
помощью физических упражнений укрепить мышцы,
улучшить фигуру. При плодотворной
систематической работе это дает положительные
результаты, и дети радуются своим успехам.
Основной своей задачей я считаю привлечение
учащихся к систематическим, осознанным занятиям
физической культурой и спортом. Для этого я
всегда объясняю ученикам, для чего они делают то
или иное упражнение, разъясняю им методику
развития двигательных качеств и т.д. и т.п.
Вот несколько примеров того, как знания и
умения, полученные на уроках физкультуры, могут
пригодиться в жизни.
В разговоре с одним из выпускников нашей школы
я узнал, что он научил своего сына спортивному
способу плавания кролем на груди, используя те
подводящие и имитационные упражнения, которым я
в свое время научил его. Значит, он усвоил
методику обучения плаванию и использовал ее в
жизни.
Моя ученица занималась баскетболом с 5-го по 9-й
класс. За сборную школы не играла – мама была
против. После 9го класса девочка поступила
учиться в колледж в Новочеркасске и продолжила
занятия баскетболом. Ее знания методики обучения
игры, множества упражнений, умение провести
тренировку там оценили и предложили своей
студентке наряду с учебой работать инструктором.
Девочка, отличница в младших классах, не хотела
заниматься на уроках физкультуры: боялась
бегать, прыгать, играть и всегда стояла возле
стены. «Пятерку» просто так я ставить не хотел.
Беседовали с ее мамой, классным руководителем и
уговорили девочку ходить на тренировки по
баскетболу. Прошло несколько лет, и она успешно
играла за сборную школьников города Гуково на
областных соревнованиях. После школы Лена М.
поступила учиться в один из вузов Харькова, где
играла уже за сборную института.
Я считаю, что на уроках физической культуры
нужно уделять внимание не только плотности
урока, повышению двигательной активности, но и
теории. Необходимо объяснять учащимся значение
выполняемых ими упражнений, методику развития
двигательных качеств, обучения отдельным
упражнениям. Все это следует «увязывать» с теми
знаниями, которые ученики получают при изучении
других предметов: химии, физики, физиологии, ОБЖ
(т.е. должна существовать межпредметная связь).
В идеале уроков физкультуры должно быть шесть в
неделю. Это если исходить из рекомендаций ученых,
которые утверждают, что двигательная активность
детей должна составлять 8–12 часов в неделю. На
данный момент это нереально: нужна база, кадры.
Поэтому необходимо установить необходимый
минимум – три урока в неделю. А то ведь
распоряжение третьим часом передали на
усмотрение местных властей, а они не всегда
грамотно этим пользуются. Вот и возникает
чехарда: 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 9-е, 10-е, 11-е классы
занимаются физкультурой по два урока в неделю, а
5-е, 6-е, 7-е, 8-е – по три. Где-то, может быть,
складывается подругому – все зависит от
администрации школы.
Объясню, почему минимум должен составлять три
урока в неделю. С точки зрения физиологии, если
перерыв между уроками составляет три дня и более,
знания, полученные на предыдущем уроке, успевают
выветриться из головы. А вот при трех уроках в
неделю этого можно избежать.
Зарплата… Больное место! Конечно, ее надо
повышать, тем самым повышая и престиж работы
учителя. Но одна эта мера проблемы не решит. В 90-е
годы многие учителя физкультуры были вынуждены
уйти из школы. Чтобы работать в школе, надо любить
детей, свою профессию, жить интересами школы,
знать методику обучения, в конце концов, быть
просто фанатиком своего дела. И это не только мое
мнение.
Считаю, в школе необходимо ввести отдельные
ставки учителя и тренера (можно назвать
подругому – суть от этого не меняется) для
проведения физкультурномассовой работы во
внеурочное время. А то от учителя требуют, чтобы
спортзал работал до 21–22 часов, и при этом платят
за внеклассную работу 20–25 процентов от ставки
(это 4,5 часа в неделю). Но ведь сейчас не социализм!
Наступили другие отношения, и каждый труд должен
быть достойно оплачен. «Ехать» на энтузиазме
учителя, мягко говоря, не очень этично.
Ни в коем случае нельзя выносить уроки
физкультуры за расписание уроков и заменять их
тренировками. Школа – общеобразовательное
учреждение, и она должна заложить фундамент
знаний, умений в области не только отдельных
наук, но и физической культуры и спорта. А уж
заниматься со школьниками конкретными видами
спорта, давать специальную подготовку должны
организации типа ДЮСШ. Вынося уроки физкультуры
за рамки расписания, мы лишаем многих детей
радости движения: раз физкультура будет
изучаться факультативно, значит, не обязательно
на нее ходить – например, далеко не все
посещают факультативы по математике,
информатике и т.д. Кроме того, у детей есть и
другие интересы: телесериалы, видеофильмы,
компьютеры, подготовительные курсы, да и, чего
греха таить, – просто «ничегонеделанье»…
Сейчас трудно рассчитывать на чьюто помощь в
работе. Пусть нас контролируют, помогают
методическими советами, но главное – чтобы не
мешали. А то приходит, например, какой-нибудь
чиновник от образования и говорит: «А почему это
у вас девятый “А” играет в волейбол, а девятый
“Б” – в баскетбол?» Так уж сложились
привязанности у детей, они и на тренировки ходят
в разные секции.
Николай БАУЛА,
учитель физической культуры,
Ростовская обл.,
г. Гуково |