Пластика движения
Программа физического воспитания с
элементами пластики движения для 1–6-х классов
общеобразовательной школы
Пояснительная записка
Одной из разновидностей греческой гимнастики
была орхестрика – гимнастика танцевального
направления. В античном мире физические
упражнения под музыку применялись для развития
хорошей осанки, походки, пластичности движений.
Древнегреческую орхестрику можно справедливо
считать предшественницей всех существующих
ритмических и ритмопластических систем
упражнений, включая современную художественную
гимнастику.
Данная программа позволяет гармонично
развивать ребенка, а также эффективно влиять на
его физическое, двигательное совершенствование,
способствует коррекции формы тела, формирует
культуру движения и т.п. Из всех возрастных
периодов развития детского организма особое
внимание следует уделять младшему школьному
возрасту. Этот этап отличается от других
вступлением ребенка в период интенсивного
умственного, физического и двигательного
развития.
Предлагаемая программа дает возможность
интегрировать предметы, расширяя тем самым
кругозор и знания учащихся. Она позволяет
последовательно решать задачи физического и
нравственного воспитания детей как в начальном,
так и в среднем звене общеобразовательной школы,
а именно:
формирует представление о
нравственном и физическом здоровье учащихся;
прививает навыки плавного
непрерывного движения и учит применять их в
различных формах двигательной активности;
повышает работоспособность учащихся и
решает задачи развития и совершенствования
основных двигательных качеств.
Программа в целом способствует укреплению
здоровья, раскрывает и развивает физические и
умственные способности учащихся, дает им
положительный эмоциональный заряд. Занятия
обеспечиваются музыкальным сопровождением с
целью побуждения к действию даже малоподвижных
детей, поддержания правильного ритма движений и
точности их исполнения. Основой программы
являются естественные движения, разнообразные
доступные упражнения и игровые занятия.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Время Мам". Товары для детей, в роддом, для беременных, а также для дома. Подгузники, пустышки, прорезыватели, нижнее бельё для рожениц и беременных, бандажи, компрессионные колготки и чулки, одежда для беременных и многое другое. Доступные цены, гарантия качества. Посмотреть каталог товаров, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: vremya-mam.ru.
Своеобразие программы заключается в том, что
материал дается в одних и тех же разделах (ходьба,
бег и т.д.), а объем ритмических и танцевальных
упражнений постепенно увеличивается от класса к
классу.
Каждый раздел включает в себя теоретическую и
практическую части (с учетом возрастных
особенностей детей).
В разделе «Активизация творческой активности
на уроках» предусмотрена серия подвижных игр,
которые способствуют развитию определенных
навыков и умений.
Оценивая с помощью тестов выполнение учащимися
соответствующих нормативов, следует проявлять
индивидуальный подход к учащимся с учетом их
двигательной и технической подготовленности.
Работая по программе, педагог ставит перед
собой следующие основные задачи:
развитие координационных способностей
и физических качеств на уроках данного профиля;
развитие любви к движению и
потребности в нем;
помочь учащимся в овладении основными
видами и приемами движения;
постоянная работа над созданием
простейших музыкальнодвигательных образов,
развитие у детей чувства пространства;
помощь учащимся в освоении основных
движений и элементов танца через
музыкальнопространственные композиции.
Задачи программы
развитие пластики, гибкости и силы;
развитие ловкости и координации
движений;
развитие чувства ритма;
повышение физической
работоспособности;
обогащение знаний о спорте и
спортивном отдыхе;
развитие навыков психорегуляции,
двигательной и технической подготовленности
учащихся.
Примерное распределение учебного
времени на освоение различных видов упражнений
№ п/п |
Упражнения из
разделов учебной программы |
Количество
часов по классам |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
1 |
Строевые упражнения и
ориентация |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Ходьба и бег |
8 |
6 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Упражнения в
равновесии |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
Лазание и перелезание |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
5 |
Прыжки |
5 |
7 |
5 |
5 |
4 |
4 |
6 |
Висы и упоры |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
7 |
Общеразвивающие
упражнения (без предметов) |
10 |
9 |
9 |
8 |
8 |
10 |
8 |
Общеразвивающие
упражнения (с мячом, скакалкой, лентой) |
8 |
10 |
12 |
9 |
8 |
8 |
9 |
Подвижные игры,
эстафеты |
6 |
6 |
6 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Акробатические
упражнения |
8 |
6 |
6 |
– |
– |
– |
11 |
Танцевальные и
ритмические упражнения |
11 |
14 |
16 |
10 |
12 |
12 |
12 |
Аэробика и
степаэробика |
– |
– |
– |
13 |
15 |
12 |
|
Общее количество
часов |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
1-й класс
Акробатические упражнения
Упор присев, кувырок вперед в упор присев
перекатом назад, стойка на лопатках, согнуть
ноги, держать, сгибая колени к груди, перекатом
вперед в упор присев, выпрямляя ноги, упор
согнувшись, касаясь пальцами, кулачками,
ладонями земли, пола – держать, выпрямляясь,
равновесие на правой (левой) руке, вперед –
вверх, старт пловца, прыжок вверх прогнувшись. Из
седа ноги врозь, руки в стороны – перекатом
влево (вправо) через спину, поворот в упор кругом,
в упор сзади, прогнуться вверх животом, сед на
ноги перекатом назад, группировка лежа на спине,
перекатом вперед встать в основную стойку –
мост из положения лежа на спине.
Танцевальные и ритмические упражнения
Непринужденное движение в соответствии с
музыкальным ритмом, ускорение и замедление
движения. Умение ходить легко, мягко, плавно,
торжественно, стремительно, широко выпрыгивать с
ноги на ногу, с выносом, с разнообразным
положением ног, с притопом, с шагами польки,
галопа, с приседаниями, хлопками рук и плавными
движениями. Сочетание положений рук и ног. Умение
контролировать элементы знакомых танцевальных
движений, импровизировать варианты ритмической
гимнастики.
Детальное освоение основных движений и
элементов танца
1. Прыжки на середине.
2. Подскоки (легкие, энергичные).
3. Ходьба с носка.
4. Галоп.
5. Ходьба (бодрый шаг, тихий шаг, спокойная ходьба).
6. Бег («лошадка», высокие колени).
7. Приставные шаги в сторону.
8. Хороводный шаг.
9. Топающий шаг в сторону.
10. Выставление ног на пятку и носок.
11. Шаг с притопом на месте.
Ритмические упражнения
(под музыкальное сопровождение)
1. «Гуси-гуси, га-га-га».
2. «Мишка косолапый».
3. «Угадай, в какой руке?»
4. «Бокс».
5. «Лягушка».
6. «Неваляшки».
2-й класс
Акробатические упражнения
1. «Тик-так».
2. «Петрушка».
3. «Крутые повороты».
4. «Кошка лезет на забор».
5. «Ванька-встанька».
6. «Пила».
7. Подъем ног из положения лежа.
8. Лежа на животе, подъем туловища с вытянутыми
руками и сомкнутыми ногами.
Танцевальные и ритмические упражнения
1. Обучение учащихся исходным положениям:
а) положение стоя (тяжесть тела перенести на
одну ногу);
б) положения в выпаде;
в) позиции 1, 2, 3.
2. Развитие мышечного чувства:
а) упражнения в напряжении и расслаблении мышц
ног;
б) тренировочные упражнения для рук и корпуса;
в) выпады вперед и в сторону с пружинными
движениями в колене;
г) «мельница» (с усилением до прыжков).
3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов:
а) сгибание и разгибание корпуса («Книга»);
б) повороты корпуса влево и вправо;
в) круговые махи одной рукой;
г) отведение ноги махом (качание ноги);
д) сгибание и разгибание ноги в коленном суставе
(«Насос»).
4.Совершенствование основных движений и
элементов танца (в группах):
а) построение круга и двух кругов;
б) построение квадрата (из круга);
в) положение в парах;
г) положения («Воротца», «Звездочка»);
д) двойной подскок, шаг в бок с притопом;
е) шаг (полька).
3-й класс
Акробатические упражнения
Группировки: сидя, стоя, лежа, в приседе.
Кувырки: вперед, назад, с наклонной плоскости.
Стойка на лопатках, мост из положения лежа на
спине, из моста поворот налево (направо), в упор
присев.
Связка элементов: два кувырка вперед, перекат
назад, стойка на лопатках, мост из положения лежа,
из моста поворот налево (направо), в упор, на одно
колено, полушпагат.
1. «Жук упал».
2. «Похлопаем в ладоши».
3. «Качели».
4. «Пружинка».
5. «Листопад».
Танцевальные и ритмические упражнения
1. Обучение учащихся исходным положениям:
а) положение в выпаде;
б) позиции ног (позиции 1–6);
в) позиции рук (подготовительная позиция, позиции
1, 2, 3);
г) основные положения корпуса;
д) «Березка» (упражнения в данном положении).
2. Развитие мышечного чувства:
а) упражнения в напряжении и расслаблении мышц
ног, рук, живота, спины;
б) упражнения для укрепления спины (упражнения на
полу);
в) разминка, растяжка тела.
3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов.
а) развитие подвижности стопы;
б) работа над подъемом стопы;
в) упражнения на ширину шага;
г) упражнения для подвижности бедра;
д) упражнения для плечевых суставов;
е) упражнения для рук, спины, шейных позвонков
(повороты и круговые вращения головы).
4. Упражнения на постановку корпуса:
а) работа над гибкостью и эластичностью;
б) работа над артистичностью исполнения
движений.
5. Совершенствование основных движений и
элементов танца:
а) шаги (решительный, настороженный, пружинный);
б) «Ускоряй – замедляй» – то бегом, то
шагом;
в) положение в парах («Звездочки», «Плетень»,
«Корзиночка», «Расческа», «Улитка»).
4-й класс
Танцевальные и ритмические упражнения
1. Обучение учащихся исходным положениям
(совершенствование):
а) полуприсед;
б) стойка ноги врозь, глубокий присед;
в) смена позиций ног с 1 на 2, из 2 в 3 и т.д.;
г) смена позиций рук из подготовительной в 1, 2, 3
(то правой, то левой рукой поочередно);
д) основные положения корпуса (сменой позиций ног
и рук);
е) упражнения стоя на коленях с опорой руками о
пол.
2. Развитие мышечного чувства:
а) упражнения на напряжение и расслабление мышц
плечевого пояса, кистей рук, стопы;
б) упражнения для укрепления спины (упражнения на
полу с гимнастическими палками);
в) разминка, растяжка у гимнастической стенки.
3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов:
а) развитие подвижности бедра;
б) развитие мышц брюшного пресса (лежа на спине,
согнуть ноги в коленях, положив руки на затылок.
Максимально напрягая пресс, приподнять верхнюю
часть спины, отрывая голову от пола. Сохранив
напряжение, задержаться на несколько секунд в
верхней, средней и нижней точках движения;
в) упражнения на ширину шага и эластичность мышц
бедер, голени;
г) упражнения для локтевых и лучезапястных
суставов;
д) упражнения для спины, позвоночника (повороты и
круговые вращения корпусом);
е) упражнения для мышц спины (повороты на 360О
в невысоком прыжке).
4. Упражнения на постановку корпуса:
а) развитие устойчивости и постановки корпуса,
ног, рук и головы во всех положениях;
б) обучение выразительности поз, координации
движений;
в) работа над артистичностью исполнения
движений.
5. Совершенствование основных движений и
элементов танца:
а) шаг в ритме польки с поворотом, подскоки;
б) основной шаг в ритме полонеза;
в) скользящий шаг с продвижением в сторону (па
глиссад);
г) «кошачий шаг» (па де ша вперед);
д) положения в парах, тройках, четверках («волна»,
«прочес» с поворотом).
Аэробика и степаэробика
1. Краткая история происхождения аэробики.
Обучение основным (базовым) шагам.
2. Марш на месте с продвижением вперед, назад.
3. Положение рук (при исполнении марша).
4. Слитное исполнение простейшей комбинации на
основе разновидности марша.
5-й класс
В течение года дети разучивают упражнения для
развития силы ступни, осваивают прыжки с
приземлением на одну ногу, осваивают более
сложную координацию движений. Совершенствуется
техника исполнения упражнений в быстром темпе,
вырабатываются устойчивые навыки, увеличивается
высота прыжка. В программу вводятся элементы,
включающие соединение движений и поз (вначале не
более двух).
Танцевальные и ритмические упражнения
1. Обучение исходным положениям
(совершенствование):
а) обучение малым позам: постановка корпуса
ровно лицом к передней стене зала (анфас);
б) поза лицом и корпусом в угол передней стенки
зала (круазе);
в) поза ласточки на одной ноге с невысоким
отведением ноги назад, к передней стенке зала и
углу (упражнения в данном положении).
2. Развитие мышечного чувства:
а) упражнения на развитие силы стопы, мышц
голени, бедер, ягодиц;
б) упражнения на развитие мышц брюшного пресса;
в) разминка, растяжка у гимнастической стенки и
на полу.
3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов:
а) упражнения на развитие подвижности
голеностопного сустава, укрепление всей ступни и
колена;
б) круговое движение ногой по полу наружу и
вовнутрь (поочередно);
в) упражнения для плечевых суставов, рук, спины
(повороты на одной ноге, в приседе и круговые
вращения из различных поз и положений рук,
головы).
4. Упражнения на постановку корпуса:
а) продолжение работы над гибкостью и
эластичностью;
б) продолжение работы над артистичностью
исполнения движений;
в) перевоплощение в героев окружающего мира и
сказок (лебедь, обезьяна, бабочка, змея и т.д.).
5. Совершенствование основных движений и
элементов танца:
а) основные шаги народного танца (шаг с каблука
с притопом, в повороте, дробь – «горох»,
двойной удар с продвижением вперед правой, левой
ногой поочередно);
б) постановки корпуса и рук, характерные для
танцев разных народов;
в) демонстрация цепочек упражнений
(импровизации) друг перед другом по одному и
группами;
г) обучение элементам современного спортивного
танца.
Аэробика и степаэробика
1. Ознакомление учащихся с направлениями в
аэробике (оздоровительной, спортивной,
степаэробикой) и их правилами.
2. Продолжение изучения основных шагов, положений
рук.
3. Изучение движений в марше: вынос пятки и носка
правой и левой ноги поочередно вперед, назад,
вправо и влево и т.д.
4. Обучение правилам подъема и спуска со
степдоски.
6-й класс
Совершенствуются навыки, повышаются
устойчивость, точность, скорость, техника
исполнения движений. Завершается работа над
постановкой корпуса, ног, рук, головы во всех
положениях. Ученики усваивают полуповороты и
повороты на полупальцах, строят более сложные
комбинации, используя навыки и умения,
приобретенные в предыдущие годы.
Особое внимание уделяется выразительности поз
и артистичности, координации движений и развитию
силы.
Танцевальные и ритмические упражнения
1. Обучение учащихся исходным положениям
(совершенствование):
а) и.п. – ноги в пятой позиции (правая
впереди), руки в подготовительной позиции.
Выполняются прыжки по всем позициям ног и со
сменой положений рук;
б) и.п. – ноги в первой позиции, руки в
подготовительной позиции. Подъем на полупальцы.
Тяжесть корпусаравномерно распределяется на обе
ноги;
в) выполнение различных упражнений из и.п. –
глубокий сед, одна нога вытянута в сторону, руки
во второй позиции (например, перенос центра
тяжести с одной ноги на другую);
г) и.п. – ноги вместе (шестая позиция), глубокий
сед с опорой руками о пол (выброс в прыжке ног
назад: поочередно – правая, затем левая – и
двумя ногами сразу);
д) и.п. – ноги в первой, во второй, в третьей
позиции. Сочетания из двух и более элементов с
различным положением рук.
2. Развитие мышечного чувства:
а) различные упражнения с твердыми и мягкими
руками;
б) развитие мышц бедер, брюшного пресса и косых
мышц живота;
в) развитие мышц голени и бедра из положения сидя;
г) развитие боковых мышц;
д) разминка.
3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов:
а) развитие подвижности стопы из положения стоя
на одной ноге (поочередно меняя ноги). Одна нога
опорная, другая согнута в колене и отведена в
сторону, выполняется круговое движение стопой
внутрь и обратно (ан деор и ан дедан);
б) развитие подвижности коленного сустава:
и.п. – то же, но круговые движения рабочей
ногой выполняются голенью, бедро закреплено;
в) упражнения для локтевого сустава (и.п. –
ноги вместе, плечи опущены, руки во второй
позиции согнуты в локтях и опущены вниз,
предплечье закреплено). Выполнять круговые
движения, чередуя их с выпрямлением рук в
стороны;
г) упражнения для развития суставов кистей рук;
д) упражнения на развитие ширины шага. Плавное
приседание на одной ноге, другая на перекладине
или гимнастической стенке на удобной для каждого
высоте.
4. Упражнения на постановку корпуса:
а) работа над гибкостью и эластичностью на полу,
сидя на скамейке, у гимнастической стенки и на
середине зала (плавные цепочки элементов);
б) работа над артистичностью исполнения движений
(совершенствование);
в) актерское мастерство перевоплощения в героев
литературных произведений; интеграция
предметов.
5. Совершенствование основных движений и
элементов танца:
а) обучение основным движениям танца с
предметами (шарф, веер, скакалка, гимнастическая
палка и т.д.);
б) композиция постановки танца в парах и группах
с предметами и сюжетами.
Аэробика и степаэробика
1. Изучение цепочек упражнений оздоровительной
аэробики и совершенствование их исполнения на
степдоске.
2. Продолжение изучения основных направлений
аэробики, в том числе спортивной.
На всех этапах обучения по программе основное
внимание уделяется развитию творческих
способностей детей.
Зинаида ГРИГОРЬЕВА,
преподаватель ГОУ СОШ № 192,
Москва
|