Готовимся в велопоход
У меня сердце кровью обливается, когда я вижу
велосипедистов с огромным рюкзаком за плечами. У
некоторых просто нет багажника, и они даже в
небольшие походы на несколько дней так выезжают.
У других багажник есть, но им и в голову не
приходит прикрепить на него рюкзак. Некоторые
пытаются даже спорить, доказывая, что на плечах
рюкзак везти легче, чем на багажнике. Я не говорю
таким горе-велосипедистам о повышенном центре
тяжести, о неустойчивости, затруднении
маневрирования, опасности при падении,
дополнительной нагрузке на «пятую точку» и т.д. Я
им просто задаю вопрос: катались ли они
когда-нибудь на надувной лодке или байдарке?
Катались, как правило, все. Так вот, в следующий
раз пусть они рюкзак не снимают, а гребут вместе с
ним.
Мне показалось, что я нашел причины подобного
неадекватного катания:
1. С рюкзаком на плечах ездят преимущественно
молодые велосипедисты. Вину здесь я вижу в нас,
более взрослых: это мы не научили их, как лучше
ездить.
2. Прилавки заполнены дешевыми горными
велосипедами и их имитациями. У них нет
багажника, поэтому они и дешевле.
3. Неправильно прикрепленный к багажнику рюкзак
при падении представляет реальную угрозу для
здоровья не только самого велосипедиста, но и
тех, кто едет за ним.
Прежде чем поделиться своим опытом, напомню
высказывание наших предков: на вкус и цвет
товарищей нет. Ни в коем случае не хочу, чтобы все
ездили только на тех велосипедах, которые
нравятся мне, и рюкзак крепили так, как я. Но если
мой опыт кому-то пригодится – буду рад.
Начну с начала – с радужного детства.
Говорят, что ребенок в состоянии кататься на
двухколесном велосипеде с трех лет при условии,
что ноги достают до педалей. Наверное, доля
правды здесь есть. Но я бы начал с четырех лет.
Обучение длится от часа до двух суток. Оно
заключается в держании велосипеда под седло и
непринужденном разговоре о чем-нибудь
постороннем, целью которого является снятие
напряжения – как физического, так и
умственного. Мы должны сформировать у ребенка
стойкий динамический стереотип, когда ребенок
сначала повернет, а потом уж подумает. Все должно
происходить машинально. Бесполезно говорить ему,
что при наклоне направо надо повернуть руль
налево или наоборот, – он сам повернет
машинально, куда надо. Только придерживайте его
под седло и бегайте, бегайте. Сначала ребенок
будет ездить по прямой, а при повороте
соскакивать с велосипеда, потом ему надоест
каждый раз соскакивать, и он научится
поворачивать.
Детских
велосипедов очень много, даже боюсь что-то
конкретное советовать. Я бы выбрал велосипед с
ножным и ручным тормозами, большим рулем и
длинной подседельной трубкой (года на два-три
хватит).
Когда ваш малыш подрастет, ему понадобится
велосипед типа «Школьник». Здесь выбор поменьше.
Расскажу о наиболее распространенных и, видимо,
самых дешевых моделях – об отечественных
«Школьниках», «Ламах», «Пони» и им подобных.
Много лет назад в качестве шефа велозавод
выделил нам пять велосипедов «Школьник». Мы
обязались вести дневник поломок. От склада до
ворот (100 м) мы ехали два часа. Велосипед ломался,
мы отвозили его обратно на склад и ехали на новом,
у которого тут же опять что-то ломалось: отлетали
левые педали, не закреплялся руль, крутились
седла. Мы тут же сломали все комплекты ключей,
которые были мягче пластика. Но все же после
ремонта новых велосипедов нам удалось выехать с
территории завода и проехать 500 км. Наш дневник
поломок распух, наши замечания обещали учесть. К
слову сказать, мои сыновья начинали велопоходы
на «Школьниках», младший проехал на нем не менее
1000 км. Проблемы начались только после падения
через 800 км пробега. Но, согласитесь, не на каждом
велосипеде нормально поедешь после падения –
беда в ремонте: ключи были безобразные и не
подходили для велосипедов других моделей.
Через много лет мы купили десять велосипедов
«Лама» того же велозавода, у которых в итоге
отлетели левые педали так, что даже механики не
смогли нам помочь, очень плохо крепились рули и
почти у всех погнулись тормозные рычаги, лопнула
камера при первом накачивании, оборвались две
цепи и сломались два седла. И все это – за
первые четыре дня эксплуатации…
В поход я на таком велосипеде больше не поеду, а
читатель волен поступать, как хочет. Все же
несколько лет прошло, надеюсь, качество
продукции улучшилось. Но в этом сегменте продаж
уже есть многоскоростные велосипеды, они весьма
хороши для небольших походов.
Дети выросли и стали почти взрослыми. В продаже
появилось очень много разных моделей
велосипедов – глаза разбегаются.
26 дюймов – это среднее колесо. 28 дюймов –
размер колеса дорожного велосипеда. Покрышки для
несложного похода по хорошей дороге я бы выбрал
поуже, без специфического «горного» рельефа. Да и
для поездок по пересеченной местности я бы
выбрал их. Почему?
Вот строки из походного дневника: «Асфальт
кончился, заехали на песок. Через 10 м спрыгнул со
своего «Старт-Шоссе» на трубках Сергей. Еще через
10 м – Аня с «Ламы». Через 50 м почти
одновременно остановились я на «Вело» и Паша на
«Туристе». Последним остановился Витя на своем
горном». Принципиальна ли разница в 100 м на
дистанции от 100 км до 500 км? Для меня – нет. А
многие и на горном велосипеде с очень широкими
шинами по песку несколько метров проехать не
могут: на первом месте – физподготовка, а не
марка велосипеда, не ширина покрышек и даже не
количество скоростей (при условии, что велосипед
надежен).
Я лично много лет проездил на обычном дорожном
велосипеде и въезжал почти на все горки нашей
области – разумеется, с грузом на багажнике. А
когда было совсем тяжело, я спрыгивал со своего
«коня» и вел его в гору, не напрягаясь, за руль и
седло (велосипед без груза я вожу исключительно
одной рукой под седло, руки остаются свободными.
Научиться этому нетрудно – советую всем).
Вообще, я всегда стараюсь придерживаться
походной мудрости: если в гору быстрее идти
пешком, чем ехать на велосипеде, то надо слезать и
идти, а не мучиться из последних сил – ну,
разве только силу показать.
Читатель,
наверное, истомился в ожидании описания
крепления рюкзака на багажнике. Но прежде о
багажниках.
Багажник для горного велосипеда недешев, но это
стоящая вещь. Он крепкий и надежный. Хотя обычный
багажник за 100–150 рублей может быть не хуже. Их
несколько типов. Лучше, если по бокам будет два
прута, а не один, еще лучше – две трубки.
Я укреплял багажник, соединяя между собой два
прутика и заднюю вилку при помощи длинных
металлических полосок из обычного детского
конструктора: легко и надежно. К такому багажнику
подойдет любой велорюкзак. Но я бы выбрал
велорюкзак с лямками для переноски на спине,
резиновыми креплениями с крючками или
застежками типа «мальчик – девочка» для
удобного и быстрого прикрепления нижней части
рюкзака к задней вилке.
Еще можно купить велосумки. Но если велорюкзака
и велосумки у вас нет, можно и простой
рюкзак-«колобок» удобно расположить на
багажнике. Для этого надо вырезать кусок фанеры
примерно на 10 см шире и длиннее багажника,
просверлить несколько отверстий по контуру
багажника и привязать фанеру с помощью веревочки
или проволоки. Рюкзак можно смело класть на
расширенный таким образом багажник и закрепить
его эспандерами, веревочками или ремнями –
кому как удобно. Главное – всегда следить,
чтобы они не висели и не попадали в «звездочку».
Кстати, по бокам я приделываю обычные детские
рюкзачки.
Еще несколько слов о переднем багажнике. Есть
мнение, что спереди груз не должен быть больше 2–3
кг, иначе будет трудно управлять велосипедом. Мне
приходилось возить груз до 10 кг на переднем
багажнике – ничего страшного, навык
управления приходит через пару часов. И совсем
удивительным кажется рассказ моего товарища,
сопровождавшего группу американских
инструкторов – велотуристов в кругосветном
путешествии: груз в 50 кг они распределяли
практически поровну на оба багажника!
Владимир ШЛЕНКИН,
г. Нижний Новгород |