Упражнения для
развития прыгучести
Современные высокие спортивные результаты в
прыжках в длину и в высоту способны показывать
только спортсмены, отлично подготовленные,
обладающие высоким уровнем прыгучести. Развитие
прыгучести должно идти в специальном
направлении в соответствии со структурой и
характером усилий в каждом виде прыжка.
Упражнения прыгуна можно разделить на общие и
специальные. Те и другие выполняются с
отягощениями и без них. Используя отягощения,
следует учитывать уровень двигательной
подготовленности спортсмена. Например, для
новичков они не должны превышать 3–4%
собственного веса, а для
спортсменовразрядников – 4–5%. Не
рекомендуется использовать отягощения при
прыжках через планку. Упражнения с ними дают в
таком количестве, чтобы при прыжках не
искажалась основная структура движения (они
должны составлять не более 20–25% общего времени
занятия).
Здесь приведены лишь некоторые упражнения для
развития прыгучести – в зависимости от
поставленной задачи их можно усложнить или
облегчить. Количество этих упражнений во время
тренировок увеличивается, а во время
непосредственной подготовки к соревнованиям
уменьшается.
Прыжковые упражнения без отягощения
Почти все общие и специальные прыжковые
упражнения без отягощения могут (при достаточном
уровне физической подготовленности учеников)
применяться во всех возрастных группах.
1. Прыжки через барьеры, набивные мячи на одной и
двух ногах – 3–4 серии по 10–15 прыжков. Высота
барьеров зависит от подготовленности группы.
2. Прыжки с ноги на ногу (на мягком грунте,
дорожке из матов, песке) – 3–4 серии по 10–15
прыжков.
3. Прыжки вверх по ступенькам лестницы по
очереди на каждой ноге. Начинать с 20–30 прыжков,
постепенно увеличивая их количество.
4. Спрыгивание с возвышения с последующим
выпрыгиванием вверх – 2–3 серии по 8–10 раз.
5. Различные прыжки со скакалкой – до 200
прыжков. Упражнение выполняется сериями по 20–30
раз в подходе.
6. Выпрыгивания одной ногой с места, доставая
высоко расположенные предметы рукой, головой,
плечом.
7. Прыжки на двух ногах (на мягком грунте) с
продвижением вперед и подтягиванием коленей к
груди – 3–4 серии по 7–15 прыжков.
8. Выпрыгивания из глубокого приседа на
дальность («лягушка») – 2–3 серии по 6–10
прыжков.
9. Выпрыгивания из полуприседа на одной и другой
ноге – 2–3 серии по 20–30 прыжков на каждой ноге.
Прыжковые упражнения с отягощением
Упражнения с отягощениями рекомендуется
использовать с 13–14 лет, а остальные – с 15–16
лет. Однако если физическое развитие и
двигательная подготовленность детей находятся
на высоком уровне, упражнения с отягощением
можно давать на 1–2 года раньше.
1. Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с
отягощением на плечах – 3–4 серии по 8–10
прыжков. Вес груза (мешок с песком, гриф от штанги
или специальный пояс) – не более 30–35 кг.
2. Медленное приседание с отягощением и
последующее быстрое выпрыгивание вверх – 2–3
серии по 5–7 прыжков.
3. Подскоки на двух ногах с отягощением на
плечах. Особое внимание обращать на работу
стопы – 2–3 серии по 15–20 прыжков.
4. Подскоки с отягощением на плечах со сменой
ног в положении выпада – 3–4 серии по 5–7 раз.
5. Подскоки через скакалку с отягощением на
поясе.
6. Прыжки на двух ногах (гимнастическая скамейка
между ногами) с гантелями в руках, спрыгивая со
скамейки и напрыгивая на нее, – 2–3 серии по
8–10 прыжков.
Специальные прыжковые упражнения без
отягощения
1. И.п. – толчковая нога впереди, маховая
сзади, руки в положении замаха перед
отталкиванием в прыжке в высоту. Выполняя
маховое движение и отталкивание, «ударить»
маховой ногой по мячу, подвешенному на высоте
130–160 см – 10–15 раз.
2. Выпрыгивая с шага вверх с одной ноги, достать
головой, грудью или маховой ногой высоко
расположенные предметы – 12–15 раз.
3. С разбега выпрыгивание вверх с последующим
приземлением на толчковую ногу. Приземляться
желательно на стопку матов высотой от 40 до 80 см.
Выполнить 8–10 раз.
4. Выпрыгивание «на взлет» с одного, трех и пяти
шагов разбега. Приземление на толчковую ногу.
5. Выпрыгивание вверх с одного и трех шагов
разбега «на взлет» с мягкого грунта (дорожка из
матов, песок).
6. Прыжки через планку с прямого разбега «на
взлет» с приземлением на толчковую ногу.
Специальные прыжковые упражнения с
отягощением
1. И.п. – маховая нога на возвышении, штанга
(груз) на плечах. Подскоки на толчковой ноге –
по 10–15 прыжков на каждой ноге.
2. С одного шага разбега метание набивных мячей,
цепляя их носком маховой ноги – по 10–15 раз
каждой ногой.
3. Серийные прыжки «на взлет» с одного и трех
шагов разбега (на предплечьях обеих рук манжеты
весом 1–3 кг). Основное внимание обращается на
работу рук. Выполнить 12–15 попыток.
Прыжки через препятствия
Чтобы достигнуть хороших показателей в прыжке,
ученику необходимо развить наибольшую начальную
скорость полета тела и направить ее под выгодным
(оптимальным) углом к горизонту.
Наблюдения показали, что ученики плохо
выталкиваются вверх, изза чего траектория полета
оказывается низкой. Часто это происходит не
столько изза недостатка физических сил, сколько
изза неумения выталкиваться точно вверх. При
обучении этому движению целесообразно
использовать ориентир – препятствие
определенной высоты, устанавливаемое между
бруском для толчка и местом приземления
(примерно посередине). В момент прыжка в длину с
разбега надо пролететь над препятствием. Это в
значительной степени мобилизует ученика,
заставляя отталкиваться не только в длину, но и в
высоту.
В качестве препятствия можно использовать
легкие переносные ящики длиной 120 см, высотой и
шириной 60ґ44, 44ґ30 и 30ґ18 см. Установив дватри
разных ящика один на другой, можно варьировать
высоту препятствия в зависимости от его
подготовленности. Но эту высоту надо
предварительно рассчитать. Сделать это можно
так:
Определим скорость разбега V в момент толчка.
Средняя скорость бега с ходу на 10, 20 и 30 м и будет
равна величине V в момент толчка. Затем
произведем математический расчет и получим
величину оптимальной высоты препятствия (табл. 1).
Таблица 1
Зависимости высоты препятствия H
от скорости бега при отталкивании V и длины
прыжка S
V (м/сек) |
S (см) |
H (см) |
5,0 |
350–370 |
60 |
380–420 |
78 |
430–470 |
99 |
480–500 |
122 |
5,5 |
380–400 |
60 |
430–460 |
78 |
480–500 |
99 |
6,0 |
350–380 |
44 |
410–430 |
60 |
470–490 |
78 |
6,5 |
390–400 |
44 |
440–470 |
60 |
500–520 |
78 |
7,0 |
350–360 |
30 |
410–430 |
44 |
480–500 |
60 |
7,5 |
370–380 |
30 |
440–460 |
44 |
8,0 |
390–410 |
30 |
470–490 |
44 |
8,5 |
420–440 |
30 |
500–520 |
44 |
Из таблицы видно, что при V = 6 м/сек.,
например, надо устанавливать различную высоту
ящиков Н, с тем чтобы ученик мог прыгнуть на
требуемую длину S. Так, если Н = 44 см, ожидаемый
результат S = 350–380 см; если Н = 60 см, S = 410–430 см;
если Н = 78 см, S = 470–490 см.
Олег БАЛЫБЕРДИН,
г. Кирс,
Кировская обл. |