Выучить или научиться?
Советы и рекомендации при подготовке
теоретической части экзамена по физической
культуре
Крупный успех составляется из
множества предусмотренных и обдуманных мелочей.
В.О. Ключевский (1841–1911), русский
историк
К экзамену через уроки?
Экзамен по физической культуре в 9-м и 11-м
классах сдается по выбору. Мой десятилетний опыт
показывает, что большинство школьников довольно
уверенно чувствуют себя, отвечая на те вопросы,
где акцентируется внимание на овладении
техникой движения, развитии двигательных
качеств, изучении техники безопасности по тому
или иному разделу программы, – словом, всем
том, что изучается на уроках. И совсем другая
вырисовывается картина, когда вопросы требуют
биологических, физиологических, исторических
знаний применительно к предмету «физическая
культура», а также олимпийскому образованию.
Причины этому я вижу в следующем:
1. Отсутствие у ученика информации (или она
подана вразброс) по большинству вопросов.
2. Стремление достичь главной цели –
укрепления здоровья за счет развития
двигательных способностей и технической
подготовки по различным видам спорта –
практически не оставляет времени на
теоретическую подготовку.
3. Большое количество билетов (25) даже при
занятиях три часа в неделю можно выучить только
при наличии учебников и самостоятельной работе с
ними в течение учебного года.
И, тем не менее, изучение теории физической
культуры развивает самостоятельность, формирует
здоровый образ жизни как в теории, так и на
практике.
Готовимся к экзамену
Учитель должен не просто подготовить детей к
ответам на вопросы билетов, а показать, как легче
запомнить теоретический материал. Усвоение
такого обширного материала требует хорошей
памяти. Память – это способность к
запечатлению, сохранению и последующему
воспроизведению полученной информации и
прошлого опыта. Память служит мышлению,
которое позволяет делать выводы и прогнозы, и
сопровождается эмоциями. Разрыв цепочки
«память – мышление – эмоции» недопустим,
так как, не получая сигналов (материала) от
памяти, мышление не может работать и развиваться,
эмоции отсутствуют.
Очень важны и при запоминании, и при повторении
положительные эмоции. Чем они сильнее, тем больше
их влияние. Самый любимый учитель – тот,
который увлекательно проводит занятия, учит
радоваться любому успеху, хвалит за каждое
достижение. Не следует забывать слова академика
П.Л. Капицы: «Палками загнать в человека знания
нельзя, тем более в ребенка».
Первый этап. Осознанный выбор
На первом этапе (в январе – феврале)
необходимо доходчиво объяснить ученикам:
1. С какой целью проводится экзамен.
2. Кому из учеников можно посоветовать выбрать
именно сдачу предмета «физическая культура».
3. Что необходимо делать на первом, а что – на
втором этапе подготовки.
4. Какие вопросы и билеты самые трудные.
5. Как лучше подготовиться к экзамену.
Разъяснительная работа позволяет школьникам
определиться с мотивом. Для этого лучше всего
предложить им ответить на вопрос: «Почему я
должен выбрать именно физкультуру?»
Варианты ответов:
– Я выбираю физкультуру потому, что
большинство моих товарищей выбрали этот предмет;
– У меня хорошие оценки по этому предмету, ну а
теорию я уж как-нибудь сдам;
– Меня интересует: как с помощью физической
нагрузки можно улучшить свои показатели?
– Теоретические знания помогут мне укрепить
здоровье, а сейчас быть здоровым – это модно;
– Физкультура – мой любимый предмет, и этим
все сказано.
Второй этап. «Учись учиться!»
Поэтому на втором этапе – самостоятельном
(февраль – март) – учитель дает общие
рекомендации при подготовке к экзамену:
1. Изучая сложный теоретический материал,
целесообразнее разделить его на части; прочитав
каждую часть, восстановить текст в памяти и
понять его. Не разобравшись в явлении и его
причинах, бесполезно заучивать данные. Не усвоив
предыдущий материал, школьник не сможет понять
последующий. Разучивание трудного материала по
частям требует меньшей затраты времени и сил,
чаще вызывает удовлетворение от достижения
промежуточных целей.
2. Эффективное запоминание возможно при
специальной психической установке, которая
выступает в форме самоприказа: «Я обязан это
усвоить!», «Мне необходимо это запомнить!», «В
нужной ситуации я обязательно вспомню это
правило (формулу, закон)». Учащиеся должны ясно
представлять, для чего изучается правило
(упражнение), где и в какой ситуации оно может
быть использовано в дальнейшем.
3. Запоминается прежде всего то, что связано с
самостоятельной деятельностью, с решением
задачи. К слову, шпаргалку можно расценивать как
прекрасное изобретение, ибо, самостоятельно
составляя ее, учащийся отыскивает важные
сведения, группирует их, систематизирует,
анализирует, делает обобщение. И когда
приходится отвечать, необходимость пользоваться
шпаргалкой, как правило, отпадает.
4. Эффективность запоминания повышается, если
новый материал увязывается с тем, который уже
есть в памяти: например, улавливаются черты
сходства и различия в старых и новых упражнениях
(изучаемых явлениях, правилах, законах). Ведь
сравнение – это одна из основных мыслительных
операций, а на физкультурных занятиях –
основа деятельности.
5. Для запоминания полезна систематизация. Тот,
кто пользуется ею, не жалуется на плохую память.
Он приобретает ценное качество – готовность
памяти: умение быстро вспомнить необходимое в
данный момент. Это приобретенное свойство
памяти, его может развить у себя каждый.
Третий этап. «Систематизируй свои
знания»
На третьем этапе (апрель – май) учитель и
ученик совместно повторяют и закрепляют на
консультациях, проводимых один раз в неделю,
наиболее сложные вопросы. На данном этапе очень
важно также применять методику подготовки,
рекомендованную для второго этапа. Особенно
будет важен процесс систематизации.
Схема третьего этапа построена на взаимосвязи
и систематизации и выглядит так:
1. Найти и увидеть ответы в самом вопросе.
Например: «Какие профилактические меры надо
соблюдать для предупреждения развития
плоскостопия?» Находим главное звено вопроса:
«Что значит “профилактические меры” и что такое
плоская стопа?» На этой ступени нужно учиться
мыслить логически, даже если ученик еще не изучал
этот вопрос.
2. Умение дать правильное определение,
«расшифровать» слова этого определения делает
порой ответ на 75–80% правильным. Например: «Что
понимается под физической культурой, каковы ее
роль и значение в воспитании здорового образа
жизни?» Под физической культурой понимают
совокупность всех присущих данному
общественному строю целей, задач, средств, форм и
мероприятий, способствующих физическому
развитию. Неумение сформулировать определение
говорит о том, что ученик не готовился отвечать
на данный вопрос, не вникал в его суть. Умение
раскрыть понятие «здоровый образ жизни», найти
его взаимосвязь с занятиями физической
культурой показывает блестящую подготовку по
данному вопросу.
3. Эта ступень при подготовке к экзамену
становится ключевой, так как именно она
позволяет систематизировать правильный ответ и
раскрыть взаимосвязь с другими вопросами. Задача
учителя – на основе главного вопроса
составить 5–7 подвопросов. Например:
«Самоконтроль с применением антропометрических
измерений (рассказать, продемонстрировать,
оценить)». Учитель помогает последовательно
составить ряд вопросов и дать краткий ответ на
самые трудные (пишется курсивом) в виде
«опорного сигнала»:
– Что входит в понятие «антропометрические
измерения»?
– Как эти измерения проводятся и с помощью чего?
– Что относится к спирометрическим измерениям?
– О чем говорит формула Брока – Бругша? (Рост
(см) – 100.)
– Что выражает формула Кветеля и каковы
нормальные антропометрические показатели для
юношей и девушек? (Вес тела (г)/рост (см): норма
для юношей – 320–380 г/см; для девушек –
300–365 г/см.)
– Какая формула подходит для определения
крепости телосложения? (Формула Пенье: рост
(см) – вес (кг) – окружность грудной клетки
на выдохе (см). Результат 10–20 условных единиц
говорит о хорошем телосложении.)
4. Главная задача на этой ступени – показать
преимущество данной системы перед обычным
заучиванием или чтением. Учитель должен на
консультациях неоднократно проработать
наиболее сложные вопросы. Выученный и
проработанный на консультациях материал должен
«отлежаться» в памяти и стать хорошим «мостиком»
для перехода к ответам на другие вопросы.
Механически запоминая материал, школьник,
конечно, может сдать экзамен, но при этом у него
не развиваются способности к аналитическому
мышлению, другие творческие способности, не
воспитывается уважение к предмету. Нужно не
заучивать конкретный материал, а понимать общие
тенденции и закономерности, уметь применять
полученные знания в практической
деятельности – не только запоминать, но и
думать.
Николай ГОЛЕВ,
учитель физической культуры,
СОШ № 30,
г. Южно-Сахалинск |