От строевых
упражнений – к аэробике
Строевые упражнения редко бывают любимыми
детьми. Чаще всего у ребят они ассоциируются с
жесткой армейской дисциплиной, с необходимостью
безропотного подчинения чужим малопонятным
приказам.
Но для гармоничного физического развития эти
упражнения необходимы: они развивают
координацию движений, многие другие важные
умения. Автор статьи предлагает делать их под
музыку, и тогда отношение детей к строевым
упражнениям может в корне измениться.
Перестроение в колонну по два
Ученики выполняют расчет на первый-второй. По
команде учителя вторые номера выполняют два шага
вперед. По команде: «Направо!» ученики
перестраиваются в две колонны.
Второй вариант. Ученики, построившись в две
шеренги, по команде «Первые – направо,
вторые – налево!» образуют готовые колонны
для выполнения движений в разных направлениях.
Построение уступами (ступеньками)
Дети в одношереножном строю выполняют расчет
3–6–9 на месте. Каждый делает такое количество
шагов вперед, которое он назвал.
Построение учащихся по диагонали
Дети в одношереножном строю рассчитываются на
2–4–6–8 и т.д., затем выполняют то количество
шагов, которое они назвали (перестроение
уступом), потом поворачиваются налево или
направо.
Второй вариант. Перестроение углом
(«журавлиный клин»). Исходя из количества человек
в классе учащиеся выполняют расчет 2–4–6–8–10,
потом сразу в обратном порядке – 8–6–4–2 и,
делая соответствующее количество шагов,
образуют угол. Если зал маленький и образовать
такой большой угол не получится, можно
произвести расчет 1–2–3–4–5 и обратно.
Все эти перестроения способствуют развитию
памяти, и дети с удовольствием выполняют их с 1-го
класса. Повторяя с учениками эти упражнения на
каждом уроке, учитель должен обязательно
проверить знания, полученные на предыдущем
занятии.
Перестроения под музыкальное
сопровождение
Когда дети усвоили и закрепили навыки
перестроения, можно предложить выполнить под
музыку. Я использовала музыку четырехдольного
размера – марш и параллельно записала команды
к исполнению того или иного построения. В конце
музыкального отрывка идет команда «Стоп».
Во время выполнения построения нужно делать
детям короткие замечания, иногда помочь с
подсчетом, уточнить темп, ритм. Пауза в записи
дает возможность выполнить тот или иной расчет,
осмыслить его, а с начала музыкальной фразы
начать построение.
Построения и перестроения под музыку не только
развивают память, но и концентрируют внимание,
развивают чувство ритма и создают эмоциональный
фон урока.
Музыка в разминке
Развивать чувство ритма, тренировать точность
исполнения упражнений лучше целым классом. Для
этого можно записать музыку по частям (по 4–8
тактов с интервалом 8–10 сек.). Паузы в записи дают
возможность напомнить учащимся следующее
движение. Желательно вставлять упражнение,
имитирующее любое движение из спортивных и
подвижных игр, – детям это нравится.
Пример. Дети строятся в колонну, на
счет: «Раз – два!» выполняют два шага на месте,
на счет: «Три – четыре!» делают паузу, находясь
в позе лыжника, съезжающего с горки; на счет:
«Пять – шесть – семь!» – ходьба на месте,
на счет: «Восемь!» – хлопок руками за спиной.
Вторая часть упражнения: на счет: «Раз!» –
хлопок, на счет: «Два – три – четыре!» –
выпад правой ногой вперед, на счет: «Пять –
шесть – семь – восемь!» – то же с другой
ноги.
Постепенно в процессе освоения перестроений
достигается тренировочный эффект: дети более
точно выполняют движения в такт музыке. Нужно
следить за тем, чтобы каждое упражнение
начиналось с новой музыкальной фразы выбранной
темы.
Позанимавшись несколько раз с детьми по данной
теме, уточнив детали, можно усложнять задания.
Упражнения под счет следует все время повторять,
совершенствуя навыки и отрабатывая технику
выполнения.
Зинаида ГРИГОРЬЕВА,
Москва |