Большой теннис на
уроках физической культуры
Спортивный клуб «Олимп» мы создали в нашем
лицее № 1560 в 1998 г. Наряду с другими видами
спорта (волейбол, баскетбол, шахматы, настольный
теннис и др.) была открыта и секция тенниса. Как
заядлый игрок и преданный поклонник этой игры, я
давно обдумывала идею: обучать теннису на уроках
физкультуры, включив его как вариативную часть в
нашу общую программу, основанную на игровых
видах спорта (баскетбол, волейбол).
Эксперимент я решила начать с секции тенниса. Я
набрала две группы по 10 человек с различным
уровнем физической подготовки – так же, как
это бывает и на обычных уроках, – и проводила
занятия два раза в неделю по полтора часа. Ребята
занимались с удовольствием. К третьему году
обучения мои прилежные ученики уже уверенно
играли как любители. За время занятий у ребят
повысились показатели координации,
выносливости, гибкости, быстроты,
скоростно-силовые качества и тактическое
мышление. Это позитивно отразилось на игре и в
баскетбол, и в волейбол. Сработал «положительный
перенос навыков». Учитывая все это, я пришла к
заключению: обучать детей теннису на уроках
физической культуры можно и нужно.
Представив свои исследования и выводы на
педсовете, я получила поддержку директора С.В.
Ждановой и педагогического коллектива. Но
необходимо было решить и другие вопросы:
разработать и утвердить программу занятий
теннисом, технически и методически подготовить
второго учителя, установить корт и тренировочную
стенку для занятий на открытом воздухе в
осенне-весенний период, провести демонтаж
гимнастических стенок и нанести специальную
разметку на полу и стенах двух залов размером 12?24
м.
К счастью, капитальный ремонт значительно
облегчил нам условия для занятий, а молодая
коллега оказалась очень способной. В 2003 г. мною
была разработана программа занятий теннисом и
утверждена в МИОО на кафедре физического
воспитания.
И вот уже пять лет этот замечательный вид
спорта занимает достойное место на наших уроках
физической культуры. Желающие совершенствуют
свое мастерство на занятиях в клубе. Так мы
соблюдаем принцип организации урочной и
внеурочной деятельности для достижения лучших
результатов.
Уверена: среди учителей физкультуры есть
немало любителей «шахмат в движении», и,
возможно, наш скромный опыт воодушевит вас,
уважаемые коллеги! Ведь совсем не обязательно
играть на шикарном корте – можно «постучать»
и у стенки, получив отличный заряд бодрости.
План-график прохождения программы
№ п/п |
Раздел программы |
Классы |
8-й |
9-й |
10-й |
11-й |
1 |
Основы знаний |
В процессе занятий |
2 |
Легкая атлетика |
8 |
8 |
8 |
8 |
3 |
Гимнастика |
8 |
8 |
8 |
8 |
4 |
Баскетбол |
22 |
22 |
26 |
28 |
5 |
Волейбол |
12 |
12 |
14 |
14 |
6 |
Теннис |
18 |
18 |
12 |
12 |
7 |
ОФП |
|
|
|
34 |
|
Итого |
68 |
68 |
68 |
102 |
План-график прохождения
программы по теннису
№ п/п |
Классы |
Четверти |
I |
II |
III |
IV |
Итого |
1 |
8-й |
6 |
– |
6 |
6 |
18 |
2 |
9-й |
6 |
– |
6 |
6 |
18 |
3 |
10-й |
4 |
– |
4 |
4 |
12 |
4 |
11-й |
6 |
– |
– |
6 |
12 |
Программный материал по
теннису
Техническая подготовка
Основная направленность |
Классы |
8-й |
9-й |
10-й |
11-й |
На овладение техникой передвижений и стоек |
Классическая (закрытая) стойка |
Открытая стойка |
Универсальная хватка ракетки |
+ |
+ |
+ |
+ |
Имитационные упражнения |
+ |
+ |
+ |
+ |
На освоение техники ударов с лета
(справа, слева) |
Плоские и резаные удары: – у
заградительной сетки по мячу, подброшенному
партнером;
– в ответ на удары партнера с задней линии.
Упражнения проводятся как в заранее
обусловленном направлении, так и в
необусловленном;
– у сетки по мячу, подброшенному партнером,
стоящим с другой стороны сетки, в обусловленном
направлении и в необусловленном |
Плоские и резаные удары: – упражнения
на площадке первого года обучения;
– у тренировочной стенки в парных и одиночных
упражнениях;
– в ответ на удар партнера по отскочившему
мячу;
– при игре у сетки 4 занимающихся:
1) при длинных ударах направлять мяч в мишени в
углах площадки;
2) при коротких и косых ударах – в мишени на
полях подачи |
Плоские и резаные удары:
упражнения второго года обучения с
использованием уменьшенных мишеней |
На освоение техники ударов с полулета |
|
Плоские удары справа, слева: – у
тренировочной стенки;
– с партнером на середине корта |
Совершенствование техники
ударов |
На освоение техники ударов с отскоком
от корта справа и слева |
Плоские удары: – по воображаемому мячу
(имитация);
– по подвешенному мячу;
– по заградительной сетке;
– по мячу, подброшенному самим занимающимся;
– по мячу, подброшенному тренером у
тренировочной стенки;
– на площадке в заранее обусловленном
направлении и в необусловленном;
– в различных сочетаниях |
Плоские, крученые, резаные удары: – у
тренировочной стенки;
– на площадке в заранее обусловленном
направлении и в необусловленном;
– то же, но с использованием мишеней для
развития точности (квадрат со стороной 2 м) |
Упражнения второго года
обучения, проводимые в более быстром темпе с
частым использованием ударов по восходящему
мячу, с применением уменьшенных мишеней для
совершенствования точности (квадрат со стороной
1,5 м) |
На освоение техники ударов над головой |
– по отскочившему мячу примерно у линии
подачи; – с лета |
– упражнения первого года обучения; – по
высоко отскочившему мячу у задней линии площадки
без предварительного выхода к сетке;
– с лета, быстро отбегая от сетки к задней линии
(используются те же мишени, что и при ударе с лета) |
– упражнения второго года
обучения с использованием уменьшенных мишеней |
На освоение техники удара «свеча» |
– по отскочившему мячу в ответ на
обычный удар партнера с задней линии |
– упражнения первого года обучения; –
с лета у сетки в ответ на удар по отскочившему
мячу партнера.
Мишенью служит пространство между задней
линией площадки и обозначенной мелом
параллельной ей линией, расположенной на
расстоянии 1,5 м |
– укороченные удары; – удары с
полулета;
– упражнения второго года обучения |
На освоение техники укороченного удара |
– по отскочившему мячу у тренировочной
стенки и на площадке |
– упражнения первого года обучения; –
с лета у сетки. Мишенью для совершенствования
точности удара служит пространство между сеткой
и параллельной ей линией, расположенной на
расстоянии 2 м |
Игра со счетом на границах двух
противоположных квадратов подачи – по мере
освоения ударов; – то же – на границах
четырех квадратов |
На освоение техники подачи |
Плоская подача: – имитация движения
при подаче;
– подача подвешенного мяча;
– у заградительной сетки;
– через сетку на площадке |
Плоская, крученая, резаная подача: –
движения при крученой и резаной подаче без мяча;
– у подвешенного мяча;
– у заградительной сетки;
– на площадке без выхода и с выходом к сетке |
Плоская, крученая, резаная
подача: – упражнения второго года обучения на
площадке с использованием уменьшенных мишеней
(квадрат со стороной 1 м) |
Упражнения на овладение техникой
перемещений: ходьба, бег с изменением
направления, скорости, челночный бег, метание в
цель, упражнения на быстроту и точность реакции,
упражнения с ракеткой и мячом на месте и в
движении:
– подбросить мяч вверх и поймать двумя руками;
– то же – одной рукой;
– поймать мяч, отскочивший от корта после броска
партнера;
– то же, но без отскока;
– бросить в стенку мяч, сделать полный поворот и
двумя руками поймать мяч после отскока от земли;
– то же – одной рукой;
– то же, но мяч ловить с лета, не давая ему упасть;
– то же, но мяч ловить одной рукой (для усложнения
упражнения надо постепенно отходить от стены);
– ударить мячом о корт, поймать одной рукой;
– дриблинг – удары мячом о площадку одной
рукой, на месте и в движении;
– стоя на задней линии площадки, бросить мяч в
сторону сетки как можно дальше;
– ловля отскочившего мяча, подброшенного самим
занимающимся от себя вперед вправо, движением,
похожим на выполнение удара справа;
– то же – вперед влево движением, похожим на
удар слева (мяч ловится левой рукой в момент
выноса рук вперед);
– ловля отскочившего от земли мяча, брошенного
предварительно в тренировочную стенку,
движением, похожим на выполнение удара справа
(слева);
– набивание мяча открытой и закрытой ракеткой;
– то же с отскоком от корта;
– эти же упражнения с прыжками: на двух ногах, на
правой ноге, на левой, с ноги на ногу, в беге,
вперед, назад, в сторону;
– ловля мяча на ракетку после его подбрасывания
вверх левой рукой таким образом, чтобы он остался
на струнах;
– выполнение ракеткой круговых движений вправо,
влево, перед собой, впереди головы и за головой;
– «восьмерка» – по горизонтали перед собой
(движение руки от локтя);
– повороты кисти руки внутрь и наружу, вверх и
вниз (на вытянутой вперед руке);
– «восьмерка» – по вертикали перед собой
(движения руки от локтя).
Показатели результативности техники
1. Вариативность и приспосабливаемость к
различным условиям (с учетом площадок с
различным покрытием).
2. Минимальная тактическая информативность
(маскировка тактических замыслов).
3. Экономичность (короткие замахи и ударные
движения, обеспечивающие экономичность
движений).
4. Точность и сила удара (с повышенной, средней и
малой силой).
5. Динамичность ударов, быстрота и маневренность
передвижения.
6. Работа ног.
Освоение тактики игры
1. Тактика принимающего игрока:
– выбор мяча;
– выбор ответного удара;
– учет внешних факторов;
– защитные действия;
– контратакующие действия.
2. Тактика подающего игрока:
– первой подачи;
– второй подачи;
– перемещение игрока после подачи.
Тактическая подготовка
Основная
направленность |
Классы |
8-й |
9-й |
10-й |
11-й |
Упражнения на освоение тактики игры |
Упражнения проводятся как при
заранее обусловленном направлении ударов, так и
при необусловленном. В последнем случае
занимающийся направляет мяч неожиданно для
партнера, стремясь осуществить намеченную
тактическую комбинацию: – «треугольник» –
один партнер направляет свои удары в один и тот
же угол площадки, другой – поочередно в разные
углы;
– «восьмерка» – каждый из партнеров
направляет свои удары поочередно в разные углы
площадки, причем один использует только прямые
удары, другой – только диагональные;
– «два к одному» – оба партнера направляют
два удара в один и тот же угол, а третий – удар
в противоположный угол или косо к боковой линии;
– «два к двум» – оба партнера направляют два
удара в один угол, потом два удара в другой угол;
– косая или прямая подача в первое или второе
поле с последующим выполнением длинного или
косого удара в дальний от партнера угол;
– прием подачи длинным или косым ударом с
дальнейшим использованием в различных
сочетаниях длинных или косых ударов по
отскочившему мячу;
– выход к сетке после длинного
подготовительного удара с последующим
выполнением завершающего удара с лета справа,
слева или удара над головой;
– прием подачи длинным ударом с выходом к сетке
с последующим выполнением завершающего удара с
лета справа (слева) или удара над головой; |
Упражнения второго года
обучения, проходящие в более быстром темпе: – с
более активным характером выполнения
завершающих ударов;
– с использованием уменьшенных мишеней |
|
|
– выход к сетке после подачи с
дальнейшим выполнением завершающего удара с
лета или удара над головой; – прием подачи
активным ударом по восходящему мячу с выходом к
сетке и дальнейшим выполнением завершающего
удара с лета или удара над головой;
– выход к сетке после различных ударов с
последующим выполнением укороченного удара с
лета, вызов партнера к сетке с помощью
укороченного удара с лета по мячу с последующим
выполнением низкого обводящего удара или
«свечи»;
– завершение комбинации укороченным ударом по
отскочившему мячу после нескольких ударов с
задней линии.
Игровые упражнения проводятся с
использованием мишеней для совершенствования
точности ударов |
На овладение игрой и развитие
психомоторных способностей |
Игра у тренировочной стенки (с
применением подачи и без нее). Игра через сетку и
игровые задания на укороченной площадке.
Игра со счетом у тренировочной стенки с
применением подачи. Условия игры:
– с помощью подачи мяч направляется в
тренировочную стенку, и в дальнейшем партнеры
поочередно выполняют удары. Проигрывает очко
тот, кто не сумел попасть в стенку выше уровня
поперечной теннисной сетки (на стенку наносится
полный рисунок теннисной сетки или только одна
линия, обозначающая верхний край сетки) |
То же с усложнением правил игры |
|
|
То же, что и на первом году
обучения, с использованием мишеней, размеченных
на тренировочной стенке. Правила игры:
– с помощью подачи мяч направляется в одну из
обусловленных мишеней, в дальнейшем партнеры
поочередно выполняют разнообразные удары.
Проигрывает тот, кто не сумел попасть в
обусловленную мишень |
Игра на счет |
+ |
+ |
+ |
+ |
Развитие физических качеств
Упражнения на развитие быстроты
Перемещения теннисиста по площадке очень
разнообразны, поэтому стартовые рывки нужно
делать во всех направлениях: вперед, в стороны,
назад. Вот некоторые упражнения:
1. Бег скрестным шагом.
2. Бег со сменой направлений по зрительному
сигналу.
3. Бег спиной вперед.
4. Бег приставными шагами.
5. Бег с поворотами направо и налево.
6. Зигзагообразный бег с обходом препятствий.
7. Скоростной бег на 5 м, 6 м, 8 м, 10 м, 20 м, 50 м, 60 м.
Для воспитания быстроты реакций на движущийся
объект можно использовать следующие упражнения:
1. Ловля и отбивание руками мяча (волейбольного,
баскетбольного и т.д.), посылаемого партнером:
– с разной силой;
– с разных расстояний.
2. Ловля или отбивание мяча, посланного
партнером, при защите ворот. Размеры ворот
определяются с учетом возраста и индивидуальных
особенностей учащихся.
Очень эффективны для развития быстроты
подвижные игры.
Для развития частоты движений применяют
простейшие небольшие упражнения:
– бег на месте с опорой руками о высокую
скамейку;
– скоростной бег на 6 м, 10 м, 15 м, 20 м.
Упражнения на развитие ловкости
1. Приседание на одной ноге («пистолет») с
последующим подскоком вверх.
2. «Танец» вприсядку с выбрасыванием ног вперед.
3. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа (можно
с отягощением).
4. Прыжки вперед с зажатым в ступнях набивным
мячом.
5. Прыжки на гимнастическую скамейку и через нее.
6. Прыжки в сторону, вперед с имитацией различных
ударов.
7. Прыжки с высоким подниманием колен («кенгуру»).
Ловкость можно развивать и на площадке,
выполняя удары с лета у сетки в прыжках и бросках.
Упражнения на развитие силы
1. Вращательные движения по горизонтальной и
вертикальной «восьмерке» кистью, или только
предплечьем, или кистью с предплечьем
одновременно с утяжеленной ракеткой или тяжелой
палкой. Это упражнение дает максимальную
подвижность локтевого и лучезапястного суставов
и укрепляет работающие мышцы.
2. Метание на дальность набивного мяча или ядра
с имитацией ударов справа и слева в различных
точках.
3. Имитация различных ударов утяжеленной
ракеткой.
4. Сжимание теннисного мяча для укрепления мышц
кисти и пальцев.
В подаче большую работу выполняют мышцы спины,
груди, ног и рук. Для укрепления этих мышц можно
использовать:
1. Метание набивного мяча из-за головы с
активным участием ног (упражнения, имитирующие
удар за головой).
2. Упражнения со штангой: жим, рывки, приседания.
3. Пружинистые выпады вперед, в стороны.
Проявление силы у теннисиста связано с
быстрыми движениями, поэтому упражнения с
различными отягощениями, с преодолением
собственного веса следует делать главным
образом в среднем или быстром темпе и только в
начале освоения – в медленном.
Для развития нужной теннисисту «быстрой» силы
целесообразно использовать отягощение весом
примерно 30–35% от того, который он может поднять, и
выполнять с ним упражнения в изменяющемся темпе
сериями до отказа с короткими перерывами для
отдыха между ними.
Упражнения на развитие
координационных способностей
Упражнения, подбираемые для развития
координации, должны быть связаны с мгновенным
реагированием на меняющуюся обстановку. Важно
также, чтобы координационная сложность
упражнений повышалась от занятия к занятию.
1. Выполнение упражнений и ударов из различных
и.п. (из упора присев, сидя, лежа, из выпада и т.д.).
2. Зеркальное выполнение упражнений (метания на
дальность левой рукой для правшей и наоборот,
прыжки на дальность и в высоту, отталкиваясь
слабейшей (маховой) ногой).
3. Изменение скорости или темпа движений,
усложнение темпа движений с помощью заданий типа
жонглирования (чередование ударов по силе,
жонглирование мячами, различающимися весом,
всевозможные отбивания мяча ракеткой, разными
сторонами струнной поверхности, в различных
сочетаниях, с различными вращениями).
4. Варьирование тактических условий
(двусторонняя игра с разными партнерами).
5. Введение сигнальных раздражителей, требующих
срочной перемены действий (изменение
направления бега по сигналу, изменение
последовательности упражнений по сигналу).
6. Изменение пространственных границ, в которых
выполняется упражнение (игра в баскетбол в одно
кольцо, в футбол в одни ворота, в теннис на
половине площадки, до линий подачи).
7. Варьирование условий выполнения упражнений
(игра в теннис при сильном ветре, в закрытом и
открытом помещениях, мячами различной
жесткости).
Упражнения на развитие выносливости
Очень эффективна для воспитания общей и
специальной выносливости круговая тренировка с
использованием метода длительной работы.
Желательно, чтобы в первом упражнении была дана
нагрузка на мышцы ног, затем – на мышцы спины,
брюшного пресса, рук и плечевого пояса.
Предлагаем комплекс упражнений для круга:
– прыжки на скамейку с последующим быстрым
спрыгиванием;
– из положения лежа на животе, руки вверх,
прогнуться;
– из положения лежа на спине одновременно
поднять ноги и туловище;
– из положения стоя выбросить набивной мяч весом
0,5 кг вверх, присесть, выпрямиться и поймать мяч;
– отжимания от пола;
– из положения руки в стороны выбросить набивной
мяч весом 0,5 кг с левой руки через голову и
наоборот;
– в положении лежа на спине быстро поднимать и
опускать набивной мяч весом 0,5–1 кг с вытянутых
вперед рук;
– бег на 2–3 км с ускорениями;
– бег со сменой направлений;
– бег с прыжками в стороны, назад, вверх;
– бег со сменой темпа.
Соревновательная выносливость достигается
путем проведения игр со счетом (5–7 партий).
Упражнения на развитие гибкости
1. И.п. – о.с. Слегка согнув колени, поставить
одну ногу перед другой и наклониться вперед,
опираясь на ракетку. Оставаться в этом положении
4–6 сек., затем поменять положение ног.
2. И.п. – о.с. Взять левую ногу за лодыжку и
тянуть ее по направлению к ягодицам. Держать 4–6
сек., поменять положение ног.
3. И.п. – стоя на одной ноге. Вторая нога –
на скамейке на уровне пояса. Встать лицом к
скамейке, наклониться вперед, притянуть себя
руками, держать 4–6 сек.
4. Наклоны вперед, касаясь ладонями пола (все
виды наклонов можно выполнять с отягощением).
5. «Мост».
6. Вращения туловища, руки вверху, пальцы «в
замок».
7. Махи ногами.
8. Шпагат.
Упражнения на развитие
скоростно-силовых способностей
Для воспитания скоростно-силовых способностей
можно применять следующие упражнения:
1. Бег на 30 м.
2. Бег на 300 м (мальчики 13–14 лет, девочки, девушки
13–16 лет).
3. Прыжок вверх, на скамейку и со скамейки на обе
ноги и на каждую поочередно.
4. Прыжки в стороны, вприсядку.
5. Прыжок вверх с имитацией удара над головой.
6. Серийные прыжки вверх с высоким подниманием
бедер («кенгуру»).
7. Многоскоки на дальность – 10 прыжков с ноги
на ногу.
8. Метание набивного мяча весом 2 кг с места, как
при подаче.
Основы знаний
– терминология игры;
– техника ударов, подачи;
– стратегия игры;
– правила и организация игры (цель игры, игровое
поле, теннисный этикет);
– правила техники безопасности при занятиях
теннисом;
– судейство игры;
– подготовка места проведения игры.
Самостоятельные занятия
Упражнения на совершенствование
координационных, скоростно-силовых
способностей, быстроты, силы, выносливости.
Игровые упражнения на совершенствование
технических приемов (удары справа, слева, с лета,
с отскока, в цель, сочетание приемов). Игровые
задания, приближенные к содержанию спортивной
игры. Изучение правил самоконтроля.
Учебные нормативы по технике
тенниса
Жонглирование мячом на ракетке
Класс |
Мальчики |
Девочки |
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
8-й |
30 |
25 |
20 |
30 |
25 |
20 |
Удар справа с отскока (у
стенки)
Класс |
Мальчики, юноши |
Девочки, девушки |
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
8-й |
10 |
8 |
5 |
8 |
6 |
4 |
9-й |
15 |
10 |
7 |
12 |
8 |
6 |
10-й |
20 |
15 |
10 |
18 |
12 |
10 |
11-й |
20 |
15 |
10 |
18 |
12 |
10 |
Удар с лета (у стенки)
Класс |
Мальчики, юноши |
Девочки, девушки |
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
8-й |
25 |
20 |
15 |
20 |
15 |
10 |
9-й |
30 |
25 |
20 |
25 |
20 |
15 |
10-й |
35 |
30 |
20 |
30 |
25 |
20 |
11-й |
35 |
30 |
20 |
30 |
25 |
20 |
Удар слева с отскока (у
стенки)
Класс |
Мальчики, юноши |
Девочки, девушки |
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
8-й |
8 |
6 |
4 |
6 |
4 |
2 |
9-й |
10 |
8 |
6 |
8 |
6 |
4 |
10-й |
15 |
12 |
8 |
15 |
12 |
8 |
11-й |
15 |
12 |
8 |
15 |
12 |
8 |
Подача (из 10 попыток)
Класс |
«5» |
«4» |
«3» |
9-й |
6 |
5 |
3 |
10-й |
7 |
5 |
3 |
11-й |
7 |
5 |
3 |
Ирина ПОЛУНИНА,
учитель физической культуры,
почетный работник общего образования
Российской Федерации,
ГОУ «Лицей № 1560»,
Москва |