Теория физической культуры для
учащихся 5–6-х классов
Физическая культура призвана сформировать у
учащихся устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью и
физической подготовленности, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры для
организации здорового образа жизни. В процессе
освоения учебного материала данной области
обеспечивается формирование ценностного
представления о единстве биологического,
психического и социального в человеке, законах и
закономерностях развития и совершенствования
его психофизической природы. Учебный предмет
«физическая культура» является ведущим, но не
единственным звеном образовательной области
«физическая культура» в начальной школе. Его
освоение осуществляется в единстве с
содержанием таких важных организационных форм
ценностного педагогического процесса, как
традиционные уроки физкультуры, спортивные
соревнования, физкультурные праздники, занятия в
спортивных кружках.
5-й класс
Цель программы – изучение основ
физкультурной деятельности с
общеобразовательной направленностью.
Задачи:
– формирование элементарных знаний о
физической культуре и ее истории, связи
физкультуры с укреплением здоровья и физическим
развитием, об организации режима дня и
закаливании организма, о личной гигиене и
профилактике нарушения осанки;
– обучение способам организации простейших
форм самостоятельных занятий: утренняя
гимнастика и физкультминутки, подвижные игры и
развлечения во время прогулок, выполнение
упражнений для формирования правильной осанки и
закаливание организма;
– обучение простейшим способам контроля
физической нагрузки, физического развития и
физической подготовленности.
Объем дисциплины и виды учебной
работы
Вид учебной работы |
Всего часов |
Четверти |
I |
II |
III |
IV |
Всего часов |
34 |
8 |
8 |
10 |
8 |
Аудиторные занятия |
26 |
6 |
6 |
8 |
6 |
Проверочная работа |
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Контрольное тестирование |
|
+ |
|
|
+ |
Тематический план реализации
рабочей программы
Учебные разделы и темы |
Четверти |
Общий объем времени |
I |
II |
III |
IV |
1. Основы знаний |
Занятия физическими упражнениями |
2 |
2 |
|
|
4 |
Профилактика травматизма при
занятиях физическими упражнениями |
2 |
2 |
2 |
|
6 |
2. Способы деятельности |
Водные закаливающие процедуры |
|
|
3 |
2 |
5 |
Контроль физического развития |
|
|
3 |
2 |
5 |
Оказание первой помощи при легких
травмах |
|
|
|
2 |
2 |
Проверочная работа |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Итого |
8 |
8 |
10 |
8 |
34 |
Содержание программы
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ (18 ч)
Тема 1. «История физической
культуры»
Возникновение Олимпийских игр. История
возникновения Олимпийских игр. Роль Пьера де
Кубертена в развитии современного олимпийского
движения. История развития физической культуры в
России в XVII–XIX вв., ее роль и значение для
подготовки солдат русской армии.
Тема 2. «Занятия физическими
упражнениями»
Физическая подготовка и ее связь с развитием
основных физических качеств. Физиологические
основы функционирования основных органов и
систем организма, возможности их
совершенствования средствами физической
культуры. Организация самостоятельных занятий
по развитию физических качеств.
Тема 3. «Профилактика травматизма при
занятиях физическими упражнениями»
Правила подготовки мест занятий физической
культурой, выбора спортивной одежды.
Гигиенические требования к одежде, обуви,
спортивному инвентарю. Требования безопасности
перед началом и после окончания занятий.
СПООБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (16 ч)
Тема 1. «Водные закаливающие
процедуры»
Основные виды закаливающих водных процедур, их
влияние на здоровье человека. Температурные
режимы закаливающих водных процедур. Принципы
закаливающих процедур и их последовательность.
Тема 2. «Контроль физического
развития»
Характеристика основных способов
регулирования физической нагрузки (по скорости и
продолжительности выполнения упражнения,
изменению величины внешнего отягощения).
Функциональные возможности собственного
организма, индивидуальные методики контроля его
развития, повышения адаптивных свойств
организма и физической подготовленности.
Основные приемы самоконтроля.
Тема 3. «Оказание первой помощи при
легких травмах»
Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и
ссадинах, потертостях. Характерные признаки
ушибов и травм, их виды.
Формы итогового контроля
Первая, вторая, третья четверти –
тестирование (дифференцированный зачет).
Тест состоит из 20 вопросов, на которые возможно
дать 3 варианта ответов.
Оценка уровня знаний
Отлично |
75–100% |
Хорошо |
50–75% |
Удовлетворительно |
25–50% |
Неудовлетворительно |
< 25% |
Четвертая четверть – экзамен.
В экзамен по теории физической культуры
включено 15 билетов (по 2 вопроса в билете).
Вопросы к экзамену
Билет 1
1. Физическая культура в семье.
2. Олимпийские игры в Древней Греции.
Билет 2
1. Сведения о личной гигиене и режиме дня.
2. Герои Олимпийских игр.
Билет 3
1. Гигиенические требования при занятиях
физическими упражнениями.
2. Самоконтроль при занятиях физическими
упражнениями.
Билет 4
1. Закаливание, его виды, значение для здоровья
человека.
2. Профилактика травм. Оказание первой помощи при
травмах, полученных при занятиях физическими
упражнениями.
Билет 5
1. Правила безопасности выполнения физических
упражнений.
2. Способы и приемы страховки и самостраховки.
Билет 6
1. Утомление и переутомление, их признаки и меры
предупреждения.
2. Влияние занятий физическими упражнениями на
основные системы организма.
Билет 7
1. Влияние занятий физическими упражнениями на
осанку.
2. Стресс, влияние стресса на здоровье человека.
Билет 8
1. Какова символика и атрибутика Олимпийских
игр? Что она выражает?
2. Что понимается под физическими упражнениями?
Билет 9
1. В чем заслуги Пьера де Кубертена перед
олимпийским движением?
2. Расскажите об основных способах контроля
физической нагрузки при занятиях физическими
упражнениями.
Билет 10
1. Чем объясняется возрождение интереса к
Олимпийским играм в конце XIX в.?
2. Расскажите о физическом качестве «сила». С
помощью каких упражнений ее можно развить?
Билет 11
1. Когда и где спортсмены нашей страны впервые
выступили на Олимпийских играх? Что вы знаете об
успехах отечественных спортсменов на этих играх?
2. Расскажите о физическом качестве «быстрота». С
помощью каких упражнений ее можно развивать?
Билет 12
1. В какие годы Олимпийские игры современности
не проводились и по какой причине?
2. Основные формы передвижения человека – что
в них общего и чем они различаются?
Билет 13
1. История развития физической культуры в
России в XVII–XIX вв., ее роль и значение для
подготовки солдат русской армии.
2. Правила подготовки мест занятий по физической
культуре, выбора спортивной одежды и обуви.
Билет 14
1. Расскажите об организации режима дня. Что он в
себя включает и каково его значение для здоровья
человека?
2. Расскажите о гигиенических требованиях к
одежде, обуви и спортивному инвентарю для
самостоятельных занятий физическими
упражнениями.
Билет 15
1. В чем различие между скоростными и силовыми
качествами человека? Как их развивать?
2. Температурный режим закаливающих водных
процедур. Принципы и последовательность
закаливания.
Перечень примерных контрольных
вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Что говорят мифы и легенды об истории
возникновения первых Олимпийских игр?
2. Расскажите об истории возрождения Олимпийских
игр, роли Пьера де Кубертена в развитии
современного олимпийского движения.
3. Основные правила освоения двигательных
действий.
4. Расскажите о физическом качестве «сила» и о
том, как ее развивать.
5. Расскажите о физическом качестве «быстрота» и
о том, как ее развивать.
6. Расскажите, как влияют регулярные занятия
физическими упражнениями на здоровье человека,
на развитие органов дыхания, кровообращения.
7. Расскажите об основных закаливающих
процедурах (солнцем, воздухом, водой), их влиянии
на здоровье человека.
8. Правила подготовки мест занятий по физической
культуре, выбора спортивной одежды, обуви.
9. Первая помощь при ушибах и кровотечениях во
время занятий физическими упражнениями.
10. Основные правила самостоятельного контроля
физической работоспособности.
6-й класс
Цель программы – развитие основ
физкультурной деятельности с
общеобразовательной направленностью.
Задачи:
– формирование знаний в области «физическая
культура» (сведения из истории, взаимосвязь
теории с укреплением здоровья и физическим
развитием);
– воспитание потребностей и умений
самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях
отдыха, тренировки;
– обучение простейшим способам самоконтроля,
профилактики травматизма.
Объем дисциплины и виды учебной
работы
Вид учебной работы |
Четверти |
Всего часов |
I |
II |
III |
IV |
Аудиторные занятия |
5 |
6 |
9 |
6 |
26 |
Проверочная работа |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Контрольное тестирование |
+ |
|
|
+ |
|
Всего часов |
7 |
8 |
11 |
8 |
34 |
Экзамен |
|
|
|
+ |
|
Тематический план реализации
рабочей программы
Учебные разделы и темы |
Четверти |
Общее количество часов |
I |
II |
III |
IV |
1. Основы знаний |
История физической культуры |
3 |
2 |
|
|
5 |
Занятия физическими упражнениями |
2 |
2 |
|
|
4 |
Профилактика травматизма при
занятиях физическими упражнениями |
|
2 |
2 |
|
4 |
2. Способы деятельности |
Закаливающие процедуры (воздухом,
солнцем) |
|
|
2 |
2 |
4 |
Контроль физического развития |
|
|
2 |
2 |
4 |
Оказание первой помощи при травмах |
|
|
3 |
2 |
5 |
Самостоятельная работа |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Итого |
7 |
8 |
11 |
8 |
34 |
Содержание программы
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ (17 ч)
Тема 1. «История физической культуры»
Физическая культура в период новой истории
(XVII–XVIII вв.). Физическая культура у народов нашей
страны с древнейших времен до XVIII в. Достижения
отечественных и зарубежных спортсменов на
Олимпийских играх. Развитие физической культуры
в зарубежных странах в период между Первой и
Второй мировыми войнами.
Контрольные вопросы к теме 1
1. Расскажите о развитии физической культуры в
XVII–XIX вв.
2. Расскажите о достижениях отечественных и
зарубежных спортсменов на Олимпийских играх.
Тема 2. «Занятия физическими
упражнениями»
Основы формирования двигательных действий и
развитие физических качеств (выносливость,
гибкость). Профилактика нарушения осанки
посредством физических упражнений. Обучение
способам организации простейших форм
самостоятельных занятий: утренняя гимнастика и
физкультминутки, подвижные игры и развлечения во
время прогулок.
Контрольные вопросы к теме 2
1. Расскажите о развитии физических качеств
(выносливость, гибкость).
2. Объясните роль физических упражнений в
формировании правильной осанки.
Тема 3. «Профилактика травматизма при
занятиях физическими упражнениями»
Правила поведения в спортивном зале и на
спортивной площадке. Требования безопасности
при проведении занятий избранным видом спорта.
Контрольные вопросы к теме 3
1. Объясните правила поведения на спортивной
площадке и в зале.
2. Расскажите об основных требованиях
безопасности при проведении занятий избранным
видом спорта.
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (17 ч)
Тема 1. «Закаливающие процедуры»
Личная гигиена; закаливание воздухом, солнцем,
их влияние на здоровье человека. Температурный
режим закаливания. Профилактика простудных
заболеваний.
Контрольные вопросы к теме 1
1. Расскажите о закаливании солнцем и о
температурных режимах.
2. Профилактика простудных заболеваний.
Тема 2. «Контроль физического
развития»
Определение (измерение) длины, массы тела. Формы
осанки. Контроль и регулирование физической
нагрузки во время занятий по показателям частоты
сердечных сокращений. Основные способы
самоконтроля. Режим дня школьника.
Контрольные вопросы к теме 2
1. Объясните, как правильно измерять длину и
массу тела.
2. Расскажите о режиме дня школьника.
Тема 3. «Оказание первой помощи при
травме»
Основные меры по оказанию первой помощи при
травмах во время занятий физическими
упражнениями. Переломы, вывихи, растяжения.
Контрольные вопросы к теме 3
1. Дайте характеристику переломам, вывихам и
растяжениям.
2. Расскажите, как оказать первую медицинскую
помощь при травмах.
Формы итогового контроля
Первая, четвертая четверти –
дифференцированный зачет (тестирование). Тест
состоит из 20 вопросов, к каждому из которых
даны по 3 варианта ответов.
Оценка уровня знаний
Отлично |
75–100% |
Хорошо |
50–75% |
Удовлетворительно |
25–50% |
Неудовлетворительно |
< 25% |
Четвертая четверть – экзамен.
В экзамен по теории физической культуры
включено 15 билетов (по 2 вопроса в билете).
Вопросы к экзамену
Билет 1
1. Физическая культура в XVII в.
2. Характеристика физического качества
«выносливость».
Билет 2
1. Выдающиеся отечественные
спортсмены-олимпийцы.
2. Характеристика физического качества
«гибкость».
Билет 3
1. Физическая культура в зарубежных странах в XIX
в.
2. Сохранение хорошей осанки посредством
выполнения физических упражнений.
Билет 4
1. Организация и проведение утренней
гимнастики.
2. Правила поведения на спортивной площадке.
Билет 5
1. Организация и проведение физкультминуток.
2. Требования безопасности во время проведения
занятий по избранному виду спорта.
Билет 6
1. Правила личной гигиены учащегося средней
школы.
2. Определение параметров тела (длина, массы),
измерение гибкости, формы осанки (методика),
соответствие результатов возрасту.
Билет 7
1. Закаливание организма воздухом, его влияние
на здоровье человека.
2. Режим дня школьника.
Билет 8
1. Закаливание организма солнцем, его влияние на
здоровье человека.
2. Самоконтроль при занятиях физическими
упражнениями.
Билет 9
1. Профилактика простудных заболеваний.
2. Контроль и регулирование нагрузки по
показателям сердечных сокращений.
Билет 10
1. Температурные режимы закаливания воздухом и
солнцем.
2. Оказание первой медицинской помощи при
переломах.
Билет 11
1. Оказание первой медицинской помощи при
вывихах.
2. Успехи отечественных спортсменов на
Олимпийских играх.
Билет 12
1. Правила проведения занятий избранным видом
спорта.
2. Физическая культура у народов нашей страны в
древние времена.
Билет 13
1. От чего зависит физическое развитие человека?
2. С помощью каких тестов можно определить
развитие гибкости, выносливости?
Билет 14
1. Для чего проводятся физкультурные минутки и
паузы?
2. Расскажите о гигиенических требованиях к
одежде, обуви и спортивному инвентарю для
занятий избранным видом спорта.
Билет 15
1. Требования безопасности перед началом и
после окончания занятий избранным видом спорта.
2. Положительное влияние занятий физической
культурой на профилактику вредных привычек.
Перечень примерных контрольных
вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Развитие физической культуры в XVII–XIX вв.
2. Достижения отечественных и зарубежных
спортсменов в XVII–XIX вв.
3. Расскажите о физическом качестве «гибкость» и
о том, как ее развивать.
4. Расскажите о физическом качестве
«выносливость» и о том, как ее развивать.
5. Требования безопасности во время проведения
занятий избранным видом спорта.
6. Расскажите об утренней гимнастике: для чего она
используется и какие условия надо соблюдать при
ее проведении.
7. Профилактика простудных заболеваний.
8. Расскажите о закаливающих процедурах
(воздухом, солнцем) и их влиянии на здоровье
человека.
9. Составьте свой режим дня для будних и выходных
дней.
10. Основные меры по оказанию первой помощи при
травмах (переломах, вывихах, растяжениях) во
время занятий физическими упражнениями.
Д.А. САЙБЕЛЬ,
студент кафедры ТиМФК,
Д.В. ФОНАРЕВ,
к.п.н., доцент,
Чайковский ГИФК,
Пермский край |