Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2008

МЕТОДИКА. ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Игра по станциям

Туризм и краеведение – интегративная деятельность, которая при разумной организации комплексно воздействует на формирование личности школьника. В игре ученик может приобрести качества, необходимые ему для учебной деятельности; интерес к изучению родного края; готовность к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья; готовность к природоохранной деятельности; овладеть новыми способами получения знаний о мире и о себе. В туристско-краеведческой деятельности (ТКД) можно сформировать у школьников такие коммуникативные качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого.
ТКД универсальна по содержанию и доступна по формам организации в каждой школе. Одной из распространенных форм, используемых в данном виде деятельности, является «Игра по станциям». Содержание ее может быть любым в зависимости от целей и задач конкретного туристско-краеведческого мероприятия.

Дистанция «Игры по станциям» располагается в лесной зоне на пересеченной местности. Движение участников проходит по маркированной трассе. В качестве маркировки можно использовать цветной скотч. На дистанции располагаются контрольные пункты (КП), на которых участники выполняют теоретические и практические задания. Время работы команды на каждом КП – 7–10 мин. Каждая команда получает маршрутный лист и в соответствии с ним двигается от станции к станции. Команды стартуют одновременно. Образец маршрутного листа представлен ниже.

Задания на каждой станции оцениваются максимум в 10 баллов. Победители определяются по наибольшему количеству баллов. Длина дистанции – примерно 1,5 км. Дистанцию команда проходит вместе с классным руководителем и его заместителем (воспитателем ГПД или кем-либо из родителей), но они не участвуют в выполнении заданий.

Ниже даны примеры возможных заданий.

Биостанция

Ведущий. Вытяните билет и выполните задания. За каждый правильный ответ на вопрос билета – 5 баллов.

Варианты заданий для 5–8-х классов

Билет № 1

1. С помощью определителя за 10 минут распознайте не менее 5 любых растений с маркировкой.

2. Каким образом пчелы-разведчицы сообщают пчелам-сборщикам о том, где находятся медоносные растения?

Ответ. Танец: круги – недалеко, восьмерка – далеко. Чем медленнее танец, тем дальше корм, чем продолжительнее, тем больше корма. Танцуют разведчицы, а собирают мед сборщицы.

Билет № 2

1. С помощью определителя за 10 минут распознайте не менее 5 любых растений с маркировкой.

2. Каким образом муравьи общаются друг с другом?

Ответ. По запаху. У муравьев есть железы с разными пахучими веществами: усики – орган осязания и обоняния; тактильное общение – характер и ритм движений; язык жестов и позиций; ультразвук за счет трения мелких насечек на теле.

Билет № 3

1. С помощью определителя за 10 минут распознайте не менее 5 любых растений с маркировкой.

2. Из кого состоит муравьиная семья?

Ответ. Самка  – «царица» – крупная крылатая самка, весной вылетает из муравейника, спарившись с крылатыми самцами, затем опускается на землю, обрывает себе крылья и поедает их, роет ямку, замуровывается в ней и там откладывает яйца. Еще есть мелкие муравьи, которые кормят матку, ухаживают за ней и за яйцами, крупные муравьи – рабочие, очень крупные – солдаты, крылатые самцы.

Варианты заданий для 9–11-х классов

Билет № 1

1. За 10 минут определите не менее 5 растений.

2. Какие ядовитые змеи обитают в нашей стране? Как предохранить место ночлега в лесу или степи от возможного нападения змей?

Ответ. Кобра, гадюка, эфа, щитомордник, ящеричная змея, кошачья змея, бойга, контия. В лесу место ночлега следует окружить ветвями ели, сосны и других хвойных деревьев; в степи – нитями из овечьей шерсти: змеи боятся овец, и даже овечий запах пугает их.

Билет № 2

1. За 10 минут определите не менее 5 растений.

2. Чем объяснить тот факт, что глаза кошки горят в темноте? У каких хищников также наблюдается это свойство?

Ответ. Внутренние оболочки глаз у кошек, как вогнутое зеркало, собирают лучи в фокус и направленным пучком отражают эти лучи, как прожектор. Отраженный и более яркий пучок света выходят через зрачки наружу, и создается впечатление, что глаза горят, т.е. светятся в темноте. Днем выходящий отраженный пучок слабее дневного света, и мы его не видим. Такие же свойства наблюдаются у волка и некоторых представителей семейства кошачьих.

Билет № 3

1. За 10 минут определите не менее 5 растений.

2. Всегда ли у верблюда горб имеет одинаковую величину? Объясните почему.

Ответ. Не всегда, так как жир расходуется на энергию и воду во время пути.

Станция «Лесная кухня»

Ведущий. В походе очень важно вкусно и разнообразно питаться. Задания следующей станции помогут узнать об этом. За полный ответ на каждый вопрос – 2 балла.

Варианты заданий

1.Перечислите как можно больше растений, из которых в походе можно приготовить крепкий ароматный чай.

Ответ. Душица, зверобой, мята, иван-чай.

2. Назовите растения, которые можно есть сразу без кулинарной обработки.

Ответ. Щавель, полевой хвощ, горькая редька.

3. Какими способами пользуются туристы для приготовления печеной картошки?

Ответ. Закопать клубни в горячую золу; в жестяную банку или в ведро, насыпать сухой песок, зарыть в него картошку и обкладывать горячими углями на 1 ч.

4. Вы остались без продуктов. Из чего можно приготовить еду?

Ответ. Из дождевых червей, виноградных улиток, лягушек, беззубок; кофе из корней одуванчиков; салат из крапивы, кислицы, листьев одуванчика, дикого лука, черемши.

5. Как приготовить в походе рыбу?

Ответ. Коптить, выкопав длинную дугообразную яму под берегом; приготовить уху; насадить на пруты и поместить над углями.

Станция «SOS»

Ведущий. В походе бывает разное. Представьте, что вы отстали от группы и заблудились. Задания этой станции помогут вам справиться с такой ситуацией.

Варианты заданий

1. Предложите как можно больше возможных сигналов бедствия.

Ответ. Костер, крик, яркое пятно и т.п.

2. Как можно ориентироваться без компаса?

Ответ. Мох и лишайники растут с северной стороны деревьев; муравейник располагается с южной стороны дерева и т.п.

3. Как по приметам можно узнать, какая будет погода? Ответьте на наши приметы и предложите свои:

– муравьи закрывают ходы в муравейнике (к дождю);
– обильная роса утром (днем будет хорошая погода);
– птицы купаются в пыли (будет жарко);
– ласточки летают низко над землей (к дождю);
– белая кувшинка закрылась днем (к плохой погоде, дождю);
– идет дождь, на лужах пузыри (дождь будет идти долго).

Станция «Краеведческая»

Ведущий. Выполните предложенные ниже задания.

Варианты заданий

1. Предложено 5 плакатов времен Великой Отечественной войны. Определите, какие из них относятся к периоду начала войны (1941 г.). Почему?

2. Черняховский, Тухачевский, Пушкин, Ленин, Наполеон, Жуков, Доватор, Талалихин, Багратион, Ельцин. Кто из этих людей участвовал в обороне Москвы? Какова их роль в обороне города в 1941 г.?

Ответ. Жуков – командовал войсками, оборонявшими город осенью – зимой 1941 г., организатор контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г.; Доватор – командовал конным полком, погиб в Подмосковье; Талалихин – осуществил первый ночной таран, погиб в начале 1942 г.

3. Представлены фото городов в период Великой Отечественной войны. Нужно найти среди них Москву.

Станция «Медицинская помощь»

Ведущий. Возьмите билет и выполните задания.

Варианты заданий для 5–8-х классов

Билет № 1

1. Предположим, вы поцарапались. Опишите ваши действия.

Ответ. Царапины и раны – специфические повреждения кожного покрова. Необходимо обработать царапину йодом или зеленкой. Если началось раздражение кожного покрова, то необходимо принять супрастин, димедрол, пипольфен (1–3 таблетки в течение дня).

2. Человек оступился, упал, не может. Голеностопный сустав опух и болит. Вам нужно оказать первую помощь и транспортировать пострадавшего, используя подручные средства.

Ответ. Скорее всего, это растяжение связок голеностопного сустава. Снять боль можно амидопирином, анальгином. На сустав накладывают повязку «восьмерка». Пострадавшего можно переносить на импровизированных носилках, на руках, при помощи носилочных лямок, изготовленных из куска брезента длиной 2 м и шириной до 10 см (рис. 1).

Рис. 1. Способы переноски пострадавшего

Билет № 2

1. Человеку в глаза попал песок. Опишите ваши действия.

Ответ. Глаза необходимо промыть 2%-ным раствором борной кислоты и закапать раствор альбуцида (2–3 капли в каждый глаз).

2. Человек оступился, упал, не может встать. Голеностопный сустав опух и болит. Вам нужно оказать первую помощь и транспортировать пострадавшего, используя подручные средства.

Ответ. См. билет № 1, вопрос 2.

Варианты заданий для 9–11-х классов

Билет № 1

1. Человеку на солнце стало плохо. У вас на глазах он упал в обморок. Опишите ваши действия.

Ответ. Это солнечный удар. Пострадавшего следует перенести в тень, уложить на спину, приподняв немного ноги, снять или расстегнуть одежду; поднести ватку, смоченную нашатырным спиртом, сделать искусственное дыхание. Когда человек придет в сознание, дать ему крепкого холодного чаю или холодной подсоленной воды, положить на голову смоченное холодной водой полотенце или просто смочить голову холодной водой, дать валериановые капли.

2. При травме, насильственных или неловких движениях у человека произошло растяжение связок на ноге. Вам нужно оказать первую помощь и транспортировать пострадавшего, используя подручные средства.

Ответ. См. варианты заданий для 5–8-х классов, билет № 1, вопрос 2.

Билет № 2

1. Вы плывете в лодке и слышите зов о помощи. Человек ушел под воду и долго не появляется. Опишите ваши действия.

Ответ.

Немедленно подплыть к тонущему сзади, а если это невозможно, то за 2–3 м поднырнуть под него и, повернув к себе спиной, буксировать к берегу. При этом спасающий должен захватить ладонями лицо пострадавшего с обеих сторон за челюсть и подбородок и, не допуская погружения в воду носа и рта утопающего, буксировать его к берегу одним из способов плавания на спине. На берегу открыть ему рот и очистить его от ила, песка. Затем, положив пострадавшего животом на бедро согнутой в колене ноги спасателя и, похлопывая его по спине, удалить воду из верхних дыхательных путей. При необходимости сделать искусственное дыхание (рис. 2).

Рис. 2. Оказание помощи утопающему

Рис. 2. Оказание помощи утопающему

2. При травме, насильственных или неловких движениях у человека произошло растяжение связок на ноге. Вам нужно оказать первую помощь и транспортировать пострадавшего, используя подручные средства.

Ответ. См. билет № 1, вопрос 2.

Станция «Глазомерная съемка»

Ведущий. Ваша задача – определить длину, высоту и угол наклона отрезков (отрезки натянуты на деревьях, разложены на земле). Чем точнее вы их назовете, тем больше баллов получите. К отрезкам нельзя ничего прикладывать. Перед выполнением задания вам дается возможность потренироваться. Результат тренировки не оценивается.

Оцениваются:

  • длина и высота отрезков – за каждые ±15 см вычитается 1 балл;

  • угол наклона – за каждые ±5° вычитается 1 балл.

Станция «Топографическая»

Ведущий. Выполните следующие задания.

Варианты заданий

1. Назовите топографические знаки, изображенные на карточках.

2. Назовите объекты, отмеченные на карте (просека, болото, овраг, строения, поле).

Станция «Психологическая»

Задание для учащихся 5–8-х классов

Ведущий. Все участники команды должны встать на бревно длиной 2 м, не касаясь земли и без опоры, и простоять в таком положении 5 сек.

Задание для учащихся 9–11-х классов

Ведущий. Все участники команды должны встать на бревно длиной 2 м, не касаясь земли и без опоры. В таком положении участники команды должны поменяться местами (первый должен стать последним).

Оцениваются:

  • быстрота – 2 балла;

  • сплоченность – 2 балла;

  • спортивный дух – 2 балла;

  • работа руководителей – 2 балла;

  • фантазия – 2 балла.

Станция «Жаркая»

Ведущий. По рисункам костров предложите для них названия, сложите один из них и объясните его применение (на выбор).

Станция «Что находится под нами…»

Ведущий. Выполните предложенные задания.

Варианты заданий

Команда получает листок с названиями минералов и их описаниями (см. табл. 1). Определить названия горных пород и минералов из предложенных коллекционных образцов:

  • 5–6-е классы – 5–6 образцов;

  • 8–9-е классы – 7–8 образцов;

  • 10–11-е классы – 9–10 образцов.

Оставшиеся образцы показывает и называет ведущий станции.

Таблица 1

Образцы минералов и горных пород

Горная порода (минерал)

Описание

Ракушечник

Строительный камень, разновидность известняка

Известняк

Строительный камень, использовался в «белокаменном строительстве»

Мрамор

Любимый камень строителей и архитекторов

Пемза

Продукт вулканической деятельности

Обсидиан

Вулканическое стекло

Боксит

Сырье для производства «крылатого» металла

Бурый железняк

Сырье для производства стали и чугуна.

Слюда

Прозрачный многослойный минерал

Тальк

Самый мягкий минерал

Сланец

Топливное полезное ископаемое, ценное химическое сырье

Гранит

Используется в строительстве

Кварц

Сырье для производства стекла, огнеупорной посуды. Используется при производстве «одноименных» электронных часов

Амазонит

Используется при отделке внутренних помещений

Полевой шпат

Самый распространенный на земле минерал, входит в состав многих горный пород. Может иметь разную окраску

Аметист

Разновидность кварца

Агат

Ценный поделочный камень. Одна из его разновидностей называется «оникс»

Задание для 5–7-х классов

Вопрос. Как поступить в походных условиях с металлическими банками, которые остались после приема пищи?

Ответ. Консервные банки необходимо обжечь на костре и закопать в укромном месте или взять с собой, чтобы выбросить в мусоросборник.

Задание для 8–11-х классов

Вопрос. Как правильно выбрать и оборудовать место для костра?

Ответ. Для разведения костра необходимо выбирать специально отведенные открытые места около воды, старые кострища или вытоптанные площадки. Сначала нужно снять дерн и сохранить его до ухода с места бивака. Вокруг кострища расчистить минерализованную полосу, окопать его. Нельзя разводить костер близко от деревьев, смолистых пней и корней. Над огнем не должны нависать сучья и ветки. Нельзя разводить костер на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой. Не зажигать огонь в хвойных молодняках и вырубках, где имеются остатки лесных горючих материалов, на торфяниках и лесных каменистых россыпях. Около костра всегда оставлять дежурных, пока он не потухнет.

Маршрутный лист

Состав команды:

1. _______________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

4. _______________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________________

6. ________________________________________________________________________

7. ________________________________________________________________________

8. ________________________________________________________________________

9. ________________________________________________________________________

10. ________________________________________________________________________

 ----------------------------------------линия сгиба-------------------------------------------

Уважаемые участники команды!

Ваша команда должна пройти все станции в указанном порядке. На каждой станции вы будете зарабатывать определенное количество баллов (от 0 до 10) в зависимости от успешности выполнения задания.

Желаем удачи!

Станция

Местонахождение

Количество баллов

Примечание

1

       

2

       

3

       

4

       

5

       

6

       

7

       

8

       

Итого

       

Татьяна НИКАНДРОВА,
к.п.н.,
Москва

Рейтинг@Mail.ru