Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2008

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. ШКОЛА

Отдыхая, учимся!

Несколько лет назад мне довелось побывать в одной летней школе в Англии, в которую дети приезжают со всего мира. Хотя больше она напоминает детский оздоровительный лагерь. В ходе всего пребывания в школе мне приходилось постоянно сравнивать опыт англичан с организацией летнего отдыха у нас в стране. И это натолкнуло на серьезные размышления.

Между морем и лесом

Мы прибыли в Alexanders International School глубокой ночью. Нас встретил дежурный вожатый (в дальнейшем я буду использовать лагерную терминологию). Двухэтажный коттедж с несколькими спальнями на каждом этаже, душем, туалетом, телевизионной комнатой и даже кухней, в которой есть холодильник, плита и электрический чайник. В спальных комнатах – без роскоши. Двухъярусные (уже изрядно расшатанные) кровати и один на всех (как правило, на четырех человек) шкаф для одежды.

Наутро, проснувшись, мы были приятно удивлены тем, в каком красивом месте расположена школа. Это место впадения небольшой, но достаточно широкой реки в Северное море. Школа даже имеет свой пляж, но море прохладное. Почти за две недели нашего пребывания температура воды в нем не поднималась выше 16–18° С.

С одной стороны территория ограничена морским побережьем, с другой – рекой, в которой тоже можно купаться, и вода, кстати, немного теплее. Остальные границы – лесной массив. Поэтому и нет заборов, есть только парадный въезд со сторожкой и шлагбаумом. Из леса на аккуратно подстриженные школьные газоны часто прибегают кролики и тушканчики. Иногда к ним можно подойти совсем близко.

Впечатляет спортивная база. Два качественных футбольных поля с большими и маленькими воротами, поле для гольфа. Есть спортивная площадка, небольшой спортивный зал и теннисный корт. Есть и конюшня, склады для хранения байдарок (каяков) и велосипедов.

Распорядок дня

По сравнению с нашими лагерями распорядок дня более свободный.

Зарядки для детей как таковой нет. Однако есть ребята, которые сами выполняют утреннюю пробежку или даже вырываются поиграть на спортивную площадку до завтрака.

Завтрак начинается с 8.30 и длится до 9.15. Дети приходят на завтрак произвольно. Есть и такие, кто не ходит завтракать. Дежурных по столовой нет. Все питание осуществляется по принципу «шведского стола», причем ассортимент блюд достаточно большой. Учитываются особенности национальной кухни обучающихся, пристрастия детей. Есть даже блюда для вегетарианцев.

С 9.30 утра начинаются занятия. Только эта первая часть дня (до обеда) напоминает школу. Уроков всего два – это полуторачасовые занятия. Изучают дети только один предмет – английский язык. Они сюда приехали, чтобы получше выучить его. Между «парами» – так называемый «второй завтрак»: детям предлагаются напитки с крекерами или печеньем.

В самом начале дети выполняют тесты на знание языка. На основании результатов формируют учебные группы. Вполне допустимо, что в одной учебной группе могут оказаться как 12-летние ребята, так и даже 17-летние. Уроки проводятся разными преподавателями, но у каждой группы есть ведущий учитель.

После обеда начинается другая жизнь – спортивная. Каждый ребенок выбирает себе один или два вида спорта. Через неделю он вправе поменять их или продолжить заниматься прежними. Руководитель спортивной работы школы контролирует выбор и посещаемость детей, следит чтобы распределение учеников группам было равномерным. Для изучения детям предлагаются достаточно популярные и современные виды спорта: гольф, гребля на каяках, верховая езда, маунтинбайк, теннис, футбол и даже парусный спорт.

По окончании курса (он может быть недельным, двухнедельным и более продолжительным) ребенок получает соответствующий сертификат, подтверждающий его определенные успехи в освоении того или иного вида спорта.

После окончания тренировочных занятий ребят ждет ужин. Он достаточно ранний (в 18.00), но всем разрешается выносить еду к себе в номер, где вечером еще будет можно попить чаю с бутербродами или сладостями.

Вечерняя программа отдыха детей также насыщенная. Согласно своему возрасту, дети делятся на группы: красную, желтую, зеленую и синюю. Деление по цветам довольно условное. Например, дети 16–17 лет – красная группа, 14–15 лет – желтая, 12–13 лет – зеленая, 10–12 лет – синяя. План работы групп на неделю известен заранее, и дети могут с ним ознакомиться. Например, расписание для синей группы: в понедельник им предлагается аквапарк (в ближайшем городке), во вторник – кинофильм, в среду – пейнтбол (с выездом в ближайший парк). В четверг – специальная программа, подготовленная силами вожатых в школе, в пятницу – дискотека, в субботу – спортивные состязания в школе (баскетбол, настольный теннис, дартс, волейбол и др.), в воскресенье – посещение фитнесс-центра (в соседнем городке).

Есть специальные корпуса для мальчиков и для девочек. В корпусах по вечерам работают ночные вожатые, которые следят за соблюдением правил личной гигиены, порядка в комнатах и ночного режима.

Кроме того, в течение недели для детей запланированы две экскурсии, одна на весь день (в субботу или воскресенье) и одна вечерняя (в середине недели). Словом, жизнь детей в летней школе очень насыщенна и разнообразна.

Школа или лагерь?

Дети приезжают в такие школы-лагеря с двумя задачами.

1. Повысить свой уровень владения английским языком. И эта задача с успехом решается. Возможно, четырех часов в день (20 часов в неделю) английского и мало для интенсивного погружения. Но не забывайте о том, сколько детям приходится общаться дополнительно: с учителями, вожатыми, тренерами, сотрудниками школы. Хотя больше всего они общаются со своими сверстниками из других стран, и это особенно ценно.

2. Вторая задача – отдых после очередного учебного года. Лето – это, прежде всего, каникулы. И в таких условиях появляется возможность не только пообщаться с новыми друзьями, но и попробовать реализовать себя в чем-то новом, ранее неизведанном. И школа-лагерь предоставляет детям такую возможность.

Есть чему поучиться

У нас в стране, кстати, тоже появляются подобные школы-лагеря. Но есть существенные отличия английского варианта от российского.

1. Возможность предоставить для изучения новые, современные и интересные детям виды деятельности. Благо, что материальная база и техническое оснащение находятся на самом высоком уровне.

2. Совершенно иной подход к питанию детей. Ни разу я не видел, чтобы ребят уговаривали что-то поесть или настойчиво рекомендовали отдельные блюда.

3. Здесь по-другому выстроен контроль за детьми. Получается так, что работа с детьми переходит от одних людей к другим. Утром дети под контролем учителей, над которыми есть заведующий расписанием (как у нас завуч). В дневной (спортивной) части программы контроль за детьми осуществляется тренерами и их старшим инструктором. В вечерней части дети находятся с вожатыми. У вожатых тоже есть старший, на котором замыкаются все вопросы вечерней организации отдыха. В ночное время детей контролируют дежурные. Причем и в доме девочек, и в доме мальчиков есть еще старшие по зданию, которые оказывают помощь ночным дежурным. В наших же лагерях все эти функции ложатся на вожатых, которые должны круглосуточно следить за детьми.

Для удобства детей сотрудники школы-лагеря одеты в разную униформу. У спортивного персонала – специальные футболки желтого цвета, у вожатых – синего, у ночных дежурных – зеленого. А руководящий состав (старшие в подразделениях) одеты в униформу фиолетового цвета. Есть специальная форма и у сотрудников, не ведущих работу с детьми (поваров, уборщиков помещений, садовников, водителей и т.д.). Только учителя одеваются произвольно.

4. В отличие от наших лагерей, здесь нет четко выдержанных сроков заезда детей. Каждый родитель вправе сам решить, на какой срок отправить ребенка в школу-лагерь. Это может быть двух-, трехнедельная поездка. Есть и такие родители, которые отправляют детей на более продолжительный срок. На мой взгляд, более чем четырехнедельное пребывание в таких лагерях утомляет ребенка. Он начинает скучать по дому, и тогда уже нет ни полноценного отдыха, ни учебы.

5. Дети в английской летней школе не находятся постоянно в одном и том же коллективе. В учебном классе группа одна, во время спортивных занятий – другая; вечерняя программа организована по своим возрастным группам, а проживать в номере ребенок может с кем-то другим. (Естественно, что пожелания детей учитываются при переходе из одной группы в другую.) На этой постоянной смене коллектива в школе и основан метод обучения английскому языку, главная задача которого – «разговорить» детей.

6. Дети не находятся в школе-лагере круглосуточно. Практически каждый день осуществляется выезд детей за пределы их и без того большой территории. Постоянная смена обстановки не оставляет детям времени для скуки, а кроме того, дает еще и дополнительную физическую нагрузку (бассейн, фитнесс-центр, пейнтбол и др.). В наших же лагерях, к сожалению, дети за пределы своего лагеря почти не выезжают.

Я думаю, что и мы со временем сможем перенять опыт наших английских коллег. Ведь качество работы наших педагогов совсем не хуже, а даже лучше. В этом я тоже убедился, находясь в Alexanders International School. Главное, в чем мы пока уступаем, – это в материально-техническом оснащении. Не в первый раз я прихожу к выводу, что на здоровье детей нельзя экономить. Будем надеяться, что в ближайшее время и у нас в стране появятся летние школы-лагеря, в которых будут отдыхать и учиться наши дети, а может, и их сверстники со всего мира.

Алексей МАШКОВЦЕВ

Фото с сайта школы: www.alexandersschool.com

Спонсор публикации статьи: школа иностранных языков "Prime Language School", предлагающая эффективное и интересное обучение немецкому, итальянскому, испанскому, французскому, редким иностранным, русскому как иностранному и английскому языкам. Последний в современном мире уже давно перестал быть просто языком, на котором говорят жители Великобритании, он стал неким международным средством коммуникации, средством общения между людьми, для которых английский не является родным. Обучение английскому языку, безусловно, лучше начинать с самого раннего возраста, но если этого не произошло, не расстраивайтесь! В Prime Language School научат говорить, писать и читать на английском языке людей любого возраста. Кроме базовой программы слушатели курсов смогут непосредственно общаться с прямыми носителями языка в разговорном клубе, читать известные произведения мировой классики на языке оригинала, смотреть художественные и учебные фильмы на английском, погрузиться в языковую среду, приняв участие в ролевых играх. Подробную информацию о программе курсов, их стоимости и расписании занятий можно узнать на сайте prime-school.com.

Рейтинг@Mail.ru