Универсальный шкаф
для хранения спортивного инвентаря
Учитель физической культуры на уроках
обучает школьников легкоатлетическим,
гимнастическим и другим физическим упражнениям,
а также двигательным действиям, знакомит с
основными техническими приемами спортивных игр,
разучивает разнообразные подвижные игры.
Эффективному усвоению учебного материала
способствуют комплекты спортивного
оборудования для занятий гимнастикой и легкой
атлетикой, спортивными и подвижными играми,
вспомогательное оборудование, тренажеры и
устройства для развития физических
способностей. Во многих спортивных залах
общеобразовательных школ такое учебное
оборудование имеется в достатке.
Но где и как его хранить? В одних спортивных залах
можно увидеть мячи, уложенные на верхних рейках
гимнастических стенок. В других школах для
хранения спортивного инвентаря и спортивного
оборудования приспосабливают одну из душевых
комнат, размещая в ней стеллажи с параллельными
полками. В третьих школах инвентарь хранят на
самодельных стеллажах в плохо приспособленной
для такого хранения инвентарной комнате. Там же
(за неимением кабинета физической культуры с
подходящей мебелью и необходимым оборудованием)
вынуждены располагаться и учителя.
Хаотично размещенные в инвентарной комнате или в
плохо приспособленном для этого помещении
спортивный инвентарь и спортивное оборудование
вызывают постоянные нарекания со стороны
администрации школы, вышестоящих
образовательных учреждений, пожарного надзора.
Учителю физической культуры, в свою очередь,
сложно в таких условиях быстро выдать целому
классу учащимся необходимый инвентарь. А
гимнастическое оборудование, находящееся в
спортивном зале, мешает организации и проведению
спортивных игр.
Шкаф во всю стену
В нашей общеобразовательной школе мы собрали
шкаф (стенку) для хранения спортивного инвентаря
и оборудования. Он располагается в спортивном
зале размером 12х24 м по всей ширине одной из его
торцевых стен и хорошо вписывается в его
интерьер. Размеры шкафа: высота – 200–260 см,
длина – 12 м, глубина – 40–42 см. В шкафу
установлены в основном наклонные полки, и только
в одной его небольшой части полки расположены
параллельно.
Шкаф предназначен для хранения
гимнастического оборудования, туристического
инвентаря, для размещения и хранения мячей:
волейбольных, футбольных, баскетбольных,
хлорвиниловых и др., тяжелого инвентаря и
оборудования, тренажеров, а также технических
средств и пособий, и включает следующие секции:
1) верхняя – для хранения гимнастического
оборудования и туристического инвентаря:
гимнастических мостиков, коня, козла в
разобранном виде, а также туристических палаток,
спальных мешков и другого туристического
снаряжения;
2) средняя – для хранения мячей, состоящая из
наклонных пеналов с двумя дверцами,
прикрепленными по наклонной рояльными петлями, с
накладными замками. Внутри пенала перед каждой
дверцей прикреплены рейки небольших размеров, с
помощью которых очередной скатывающийся мяч
стопорится.
Эксплуатация пеналов осуществляется следующим
образом. Учащиеся, проходя по залу по одному,
разбирают мячи из открытых нижних дверец. Дверцы
открываются вниз на себя. После этого дверцы
запираются. По окончании упражнений с мячами
учащиеся укладывают их в шкаф сверху, мячи
скатываются к нижней дверце и в таком виде
хранятся. После этого верхние дверцы запираются
на ключ.
В связи с тем что диаметр волейбольных и
хлорвиниловых (25–30 см) мячей меньше, чем диаметр
баскетбольных и больших набивных (40–42 см) мячей,
в этих пеналах сделаны перегородки из половой
доски по всей длине до проемов дверец.
Освободившиеся ниши мы приспособили для
хранения теннисных мячей, мячей для метания и
другого мелкого инвентаря. Эксплуатация этих
мест осуществляется открытием дверцы-планшета.
Аналогичную дверцу-планшет мы выполнили на
полке, где хранятся гимнастические палки,
мешочки с песком и т.д.;
3) нижняя – блок-секция – для хранения
тяжелого инвентаря и оборудования:
гимнастического бревна, гимнастической
перекладины в разобранном виде, а также
тренажеров. Чтобы их достать или положить
обратно, следует открыть дверцу-планшет;
4) последняя, с параллельными полками, – для
хранения моделей, печатных пособий, скакалок,
видеоматериалов; волейбольных, баскетбольных и
бадминтонных сеток; кеглей, булав, ракеток для
бадминтона, настольного тенниса и т.п.
Верхние щиты (крыша) сбиты наклонно, чтобы было
удобно с пола протирать пыль влажной тряпкой,
надетой на швабру.
Как изготовить?
1. К стене спортивного зала крепятся 10 наклонных
брусьев и один вертикальный в середине стены,
высотой 260 см, а также брус по всей стене
параллельно полу (см. схему). Брус крепится к
стене шурупом и дюбелем диаметром 8 мм.
2. Затем к вертикальному брусу пятью брусками
длиной 40 см пришивается второй вертикальный брус
высотой 220 см. Первый брусок на высоте 50 см от
пола. Второй, третий и четвертый брусок крепятся
на расстоянии 40–42 см от предыдущего. Пятый
брусок крепится на расстоянии 25 см от четвертого.
3. Затем к этим брускам и к полу крепятся 10
наклонных брусьев параллельно крепежу к стене.
Таким образом получается каркас шкафа.
4. Остается только оббить шкаф внутри, чтобы
получились наклонные полки. Для изготовления
полок мы использовали древесно-стружечные плиты
(ДСП) из крышек старых ученических столов (парт).
5. После того как полки готовы, можно перейти к
обшивке лицевой части шкафа, заранее
предусмотрев, где будут дверцы. Для обшивки можно
также использовать ДСП из крышек старых
ученических парт.
6. Облицовочные щиты «крыши» шкафа одной
стороной крепятся к самому верхнему брусу,
прикрепленному к стене на высоте 260 см (см. схему),
а другой – к брусу на высоте 220 см. Эти щиты
являются как бы «стяжкой» лицевой части верхней
секции шкафа.
Схема крепежа шкафа к стене
Виктор ВЕРХЛИН,
Москва |