Распределение
обязанностей в туристической группе
Важным средством обучения и воспитания
детей, формирования у них чувства
ответственности является выполнение ими
обязанностей в туристической группе. Каждый
участник похода должен быть занят полезным и
посильным для него делом. На походные должности
ребята назначаются в начале каждого периода
подготовки к большому походу, так что за 2–4
месяца они уже достаточно хорошо осваивают их.
Распределение должностей производится с учетом
пожеланий детей, их увлечений и наклонностей. При
этом не следует полагать, что ученик, хорошо
справляющийся с одной обязанностью, должен и в
следующий поход идти в той же должности: в начале
нового подготовительного периода учащиеся
получают новые походные должности. Таким
образом, в течение 3–4 лет занятий в
туристическо-краеведческом кружке учащийся
может освоить все основные должности. Кроме
получения важных жизненных навыков и
значительного расширения кругозора, он
многократно проходит этапы руководства и
подчинения, получает ценнейшие навыки работы в
коллективе и делового взаимодействия,
непрерывно вступая в различные взаимоотношения
с другими учащимися и с педагогами.
Я – руководитель
Вообще штатное расписание в туристической
группе должно быть хорошо осмыслено самими
ребятами. Распределение должностей можно
организовать путем открытого обсуждения
предлагаемых кандидатур, а можно и в форме
деловой игры. Руководитель раздает всем чистые
листы и говорит:
– Допустим, вас назначили руководителем
похода. Вам необходимо решить, кого вы возьмете в
поход (в пределах 15 человек) и как распределите
обязанности в походной группе. Себя не
считайте – вы руководитель. Выпишите в
столбик должности, которые должны быть, по вашему
разумению, в группе, а против них поставьте
фамилии.
Результаты переносят в общую таблицу, в которой
будет отражено коллективное мнение по
распределению обязанностей. Ребятам самим будет
очень интересно увидеть, что получилось в
результате сложения их разрозненных мнений.
Может быть, даже разгорится спор по отдельным
кандидатурам – очень хорошо! Надо дать детям
поспорить о достоинствах и недостатках тех или
иных членов группы – ведь в этих спорах
зарождается коллектив.
Обязанности постоянные, временные и
дежурные
Крупнейшим теоретиком и практиком детского
туризма А.А. Остапцом-Свешниковым доказана
необходимость деления должностей на три группы:
постоянные, временные и дежурные. Это деление
позволяет полноценно организовать
самоуправление группы во время похода.
Постоянными туристскими должностями могут быть
только те, которые обеспечивают деятельность
группы на протяжении всего периода подготовки к
походу, самого похода и обработки собранного
материала, отчета. Временные должности – это
те, которые существуют короткое время на
определенных этапах туристического путешествия;
чаще всего они связаны с выполнением
краеведческих заданий. Дежурные должности
обычно получают в соответствии с графиком все
участники похода.
Постоянные должности
В число постоянных обычно входят следующие
должности:
1) командир группы – помощник руководителя;
2) старший проводник – заместитель командира
по маршрутной части (штурман, топограф);
3) завхоз по питанию (завпит);
4) завхоз по снаряжению;
5) санитар
6) краевед – заместитель командира по научной
части, ответственный за выполнение задания;
7) фотограф;
8) казначей;
9) физорг;
10) культорг;
11) ремонтный мастер.
Командир группы
Командир группы должен пользоваться
авторитетом у своих товарищей, быть
инициативным, честным и принципиальным. Его роль
в группе очень велика – он является первым
помощником руководителя группы и его
заместителя. До похода он совместно с
руководителем группы распределяет обязанности
между членами группы, учитывая их пожелания. В
период подготовки к походу и при его проведении
командир группы контролирует выполнение ее
участниками своих обязанностей. Совместно с
руководителем и топографом он принимает участие
в разработке маршрута, в оформлении походной
документации, которую потом вместе с
руководителем сдает в
маршрутно-квалификационную комиссию (МКК).
Командир группы составляет график дежурства и
доводит его до сведения всех участников. Это
позволит в будущем избежать конфликтных
ситуаций и обид.
Он также составляет порядок построения в
колонну для движения. Это вопрос организации
группы, вопрос безопасности. В походе на
командире лежит обязанность следить за
соблюдением режима дня. Он должен
проконтролировать, чтобы все участники вовремя
подготовились ко сну и не шумели после отбоя; в
назначенное руководителем время поднять всех и
проследить, чтобы к назначенному сроку все были
готовы к выходу на маршрут. Он также следит за
дисциплиной, соблюдением участниками группы
правил безопасности на маршруте и на бивуачных
работах.
Вечером совместно с руководителем командир
подводит итоги дня, а по возвращении домой –
итоги всего похода. На нем же лежит и работа с
ответственными по должностям при составлении
общего отчета. По окончании похода вместе с
руководителем он готовит характеристики на
каждого участника.
Руководителю важно так построить свои
взаимоотношения с командиром группы, чтобы он не
был его тенью, транслятором его команд, а работал
самостоятельно, вдумчиво.
Старший проводник
Проводник (топограф, штурман) в период
подготовки похода по отчетам, краеведческой
литературе и топографическим картам знакомится
с районом похода, затем вместе с командиром
группы приступает к разработке нитки маршрута и
графика движения по нему и представляет
подготовленные материалы руководителю группы.
После одобрения руководителем материалов или
внесения в них изменений он знакомит всех
участников группы с маршрутом похода,
обеспечивает группу картографическим
материалом (2–3 комплекта), продумывает вопрос о
сохранности карт, защите их от воды, изучает
маршрут по литературе, картам и делает записи в
своем блокноте, отмечая необходимые
рекомендации, почерпнутые им из готовых отчетов
или бесед с участниками походов по этому
маршруту: «У деревни Ивановки глубокий овраг,
ручей заболочен», – и т.д.
Проводник определяет дежурных на каждый
участок пути (по километрам или по дням) и
подготавливает материалы для защиты маршрута в
МКК.
После того как они вместе с командиром
определят участки, на которых будут работать
дежурные проводники, он организует более
детальное изучение этих участков.
Дежурные проводники должны заранее
скопировать на кальку свой участок маршрута,
закрыть кальку прозрачной пленкой, сделать папку
из плотного картона в виде книжечки, вложить туда
кальку и заклеить папку скотчем. Дежурный
проводник должен изучить особенности своего
участка, наметить определенный путь, по которому
он поведет группу, и рассчитать время движения.
Прокладывая нитку движения на своем участке,
проводник старается по мере возможности сделать
путь короче, легче, интересней. Он измеряет длину
участка, учитывая характер местности (лес,
дорога, овраги), и с учетом этого продумывает
скорость движения, решает, где группа будет
двигаться по ситуации (по карте), где – по
азимуту, через какие точки маршрут пройдет
обязательно, где можно будет запланировать обед,
ночлег и т.д. Проводник делает расчет времени
между точками, через которые группа пройдет
обязательно, и составляет расчет движения:
«Участок от д. Петрово до д. Пешки. Дежурный
проводник Васин, дублер Сидоров. Номер этапа.
Контрольные ориентиры. Длина этапа, км.
Характеристика пути. Норма скорости, км/мин.
Время, мин. Особые замечания».
Конечно, на маршруте будут какие-то
корректировки. Но очень важно, чтобы проводник
заранее продумал и выверил свой участок пути.
Задача старшего проводника –
проконтролировать готовность дежурных
проводников к работе и при необходимости оказать
им помощь. Лучше, если на каждый день будет два
проводника и расчет движения они смогут делать
вместе. Возможен еще и такой вариант: на каждый
участок (день) назначаются два проводника и два
дублера (дежурные проводники на следующий день).
Тогда на маршруте сориентируется больше ребят и
будет менее вероятна ошибка.
На маршруте старший проводник выдает дежурным
проводникам необходимый картографический
материал, контролирует правильность
ориентирования, ведения хронометража движения,
составления технического описания маршрута, а
также внесения в карту изменений и дополнений.
Записи дежурные проводники ведут на коротких
привалах и во время обеда. Вечером (до или после
ужина) они приводят их в порядок и сдают дневник
проводнику.
Старший проводник во время движения дает
рекомендации фотографу относительно съемки
определенных элементов маршрута.
По окончании похода он готовит для отчета общее
описание района похода, откорректированное
техническое описание маршрута, маршрутные карты
с внесенными изменениями и дополнениями,
рекомендации по прохождению тех или иных
участков маршрута.
Заместитель командира по питанию
Заместитель командира по питанию (завпит) на
стадии подготовки похода составляет меню,
согласовав перед этим с руководителем группы
длительность цикла питания, учитывая
продолжительность похода, степень его сложности
и т.д. После этого он составляет список всех
необходимых продуктов.
После получения сведений о возможности покупки
продуктов в пути завпит решает, какие из них
можно будет купить на месте. Остальные продукты
он с помощью других участников группы закупает и
расфасовывает. Перед этим он собирает у
участников похода необходимые для фасовки
мешочки и другую тару (пластиковые бутылки и т.п.).
Важно равномерно распределить продукты между
всеми членами группы. Для этого завпит вместе с
заместителем командира группы по снаряжению
составляет таблицу, в которой ведет учет
выданных для транспортировки продуктов и
предметов общественного снаряжения, помня при
этом, что общественное снаряжение понесут
мальчики, а продукты – девочки и мальчики со
слабым здоровьем. Кроме того, вес продуктов изо
дня в день убывает, и даже морально от этого
становится легче.
Продукты |
Иванов |
Петров |
Пугачева |
|
|
|
|
Примечания |
Тушенка |
5 |
5 |
3 |
|
|
|
|
|
Сгущенное молоко |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
Макароны |
– |
1 |
– |
|
|
|
|
|
Крупа гречневая |
1 |
– |
– |
|
|
|
|
|
Вес продуктов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Общественное снаряжение |
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий вес |
|
|
|
|
|
|
|
|
Во время похода завпит, руководствуясь
меню, определяет, кто из участников какие
продукты выдает для приготовления пищи. При этом
он скрупулезно вносит поправки в таблицу,
отмечая уменьшение веса продуктов у участников.
Периодически, советуясь с командиром, он может
производить перераспределение груза, облегчая
задачу слабых или больных участников. Задача
упрощается, если продукты расфасованы наборами
для приготовления завтрака, обеда и ужина.
Приходится наблюдать, как иногда при
организации небольшого обеда некоторым
участникам приходится разбирать практически
весь рюкзак, чтобы достать нужные продукты. Этого
можно избежать, если завпит утром объявит, какие
продукты будут использованы во время небольшого
обеда. А еще лучше, если эти продукты будут отданы
дежурным.
Ответственный за питание периодически
внимательно проверяет сохранность продуктов,
которые несут участники похода; в случае
нарушения герметичности упаковки принимает меры
к исправлению ситуации; напоминает о
необходимости на бивуаках проветривать и
смазывать подсолнечным или другим маслом
колбасу и т.д.
Проблемы с питанием иногда возникают еще до
начала активной части похода – в поезде,
потому что родители часто дают детям в дорогу
скоропортящиеся продукты, например бутерброды.
Необходимо сразу же после посадки собрать эти
продукты и проверить, какие из них нужно съесть в
первую очередь, а остальные распределить по
степени сохранности.
При заходе в населенные пункты завпит
организует закупку продуктов, в том числе овощей
и фруктов. Здесь он работает совместно с
казначеем. По завершении основной части маршрута
он организует приобретение продуктов на
обратный путь в поезде.
По окончании похода завпит распределяет
остатки продуктов и организует их хранение до
следующего похода. При составлении отчета о
походе он представляет руководителю группы
список продуктов, использованных во время
похода, пишет рекомендации по добавлению или
исключению каких-либо продуктов из рациона, их
приобретению, хранению.
Завхоз по снаряжению
Завхоз по снаряжению на этапе подготовки
составляет список личного, группового и
специального снаряжения с учетом особенностей
предстоящего похода. Список личного снаряжения
должен быть у каждого участника похода.
Затем завхоз по снаряжению выявляет наличие и
сохранность имеющегося группового и
специального снаряжения; при необходимости
организует ремонт или приобретение недостающего
снаряжения. После этого вместе с заведующим по
питанию он распределяет это снаряжение между
членами группы для переноски в пути.
Перед
выездом на маршрут завхоз проводит контрольную
проверку снаряжения: проверяет по своим записям
наличие выданного участникам снаряжения, его
упаковку и исправность, помогает руководителю
группы проверить личное снаряжение участников и
контролирует исполнение указаний руководителя.
Во время похода он следит за сохранностью и
правильной эксплуатацией снаряжения и при
необходимости может вместе с командиром и
руководителем группы произвести его
перераспределение (например, в случае болезни
кого-либо из членов группы); если произошла
поломка, то вместе с ремонтным мастером и
виновником происшествия он ремонтирует
снаряжение. После завершения активной части
похода, если позволяют погода и время,
заместитель командира по снаряжению организует
просушку группового снаряжения, так как на
обратном пути в поезде мокрые палатки могут
прийти в негодность.
Контрольную просушку, чистку и ремонт
снаряжения под руководством заместителя
командира по снаряжению туристы производят по
возвращении домой. После этого оно определяется
на хранение в учреждении или у кого-нибудь из
членов группы.
При подготовке отчета о походе заместитель
командира по снаряжению сдает списки личного,
группового и специального снаряжения и
рекомендации по его использованию на данном
маршруте.
Санитар
Санитар – ответственный за медицинское
обеспечение в походе. В первую очередь во время
подготовки к походу он собирает медицинские
справки о допуске к походу всех участников или
организует общий визит группы в детскую
поликлинику или физкультурный диспансер.
Затем он комплектует медицинскую аптечку с
учетом особенностей похода. Для этого он
получает необходимые консультации у
руководителя группы, медсестры школы и детского
врача. Затем он тщательно упаковывает все
лекарственные препараты и перевязочный материал
(лучше в непромокаемую коробку). Санитару
необходимо также иметь дежурный набор самых
необходимых медикаментов для оказания первой
помощи во время движения группы. Этот набор он
должен хранить в верхнем клапане или кармане
рюкзака, чтобы быстро достать его при
необходимости.
Санитар должен уметь оказывать первую
доврачебную помощь. До похода, помимо занятий в
группе, он должен получить консультации у
медсестры или детского врача школы, детской
поликлиники. В процессе изучения района похода
санитар знакомится со съедобными и ядовитыми
растениями, произрастающими в данной местности,
при необходимости готовит запрос на предмет
санитарно-эпидемиологической обстановки в
районе похода.
В походе он следит за состоянием здоровья
участников, соблюдением санитарно-гигиенических
норм при приготовлении пищи, состоянием посуды,
чистотой питьевой воды. На нем лежит обязанность
вести контроль за ежедневным умыванием и мытьем
ног. Последнее немаловажно: вымытые ноги –
это, во-первых, эффективное средство снятия
усталости, а во-вторых, профилактика натирания
стопы во время движения.
Обо всех травмах, заболеваниях, нарушениях
санитарно-гигиенических норм санитар
докладывает командиру группы. Все эти случаи и
способы лечения он заносит в журнал. Лекарства
заболевшим членам группы санитар выдает только
после консультации с руководителем или его
заместителем.
При составлении отчета санитар указывает все
случаи заболеваний, серьезных травм, дает
рекомендации по составу аптечки. Остатки
лекарств он сдает руководителю группы.
Краевед
Краевед отвечает за всю
поисково-краеведческую, познавательную
деятельность отряда, руководит поисковой
работой каждого участника похода, составляет
общий план.
Перед походом он подбирает краеведческую
литературу о районе похода, изучает ее, знакомит
всех участников похода с особенностями
местности. Если группа имеет какое-либо
определенное краеведческое задание, то краевед
работает над программой его выполнения. Для
этого могут быть определены несколько
краеведческих должностей: историк, этнограф,
метеоролог, эколог, гидролог и т.д.
Краевед
назначает дежурных на каждый день. Вместе с ними
он подбирает отрывки из краеведческой
литературы, которые дежурные краеведы прочтут
ребятам на месте событий.
В период похода он контролирует работу
поисковых групп и отдельных исследователей,
занося данные в тетрадь наблюдений, дает
систематические отчеты о проделанной работе,
следит за обработкой собранного материала.
Туристы пополняют свой багаж знаний в
государственных и школьных музеях на маршруте, в
беседах с местными жителями.
Краевед наводит справки о работе музеев (в
справочниках, по телефону, путем переписки).
Будет неплохо, если он заранее в соответствии с
графиком похода организует экскурсии в музеи,
чтобы не получилось так, что в нужный день музей
окажется закрыт.
По окончании похода отредактированные
наблюдения, исследования послужат основой
отчета. К ним следует приложить список
литературы, по которой краеведы знакомились с
районом похода. Собранные экспонаты, гербарии
сдаются в предметные кабинеты и школьный
краеведческий музей.
Фотограф
Фотографа выбирают из числа детей, имеющих
навыки в этой сфере. Прочно вошедшие в нашу жизнь
фотоаппараты-«мыльницы» облегчают задачу, но все
же для выполнения хороших и по качеству, и по
композиции снимков для отчета нужен участник с
достаточным опытом фотосъемки.
До отъезда фотограф закупает необходимое
количество пленки и упаковывает ее, готовит
дневник фотосъемки, куда будут записываться
сведения об изображенных объектах и событиях из
жизни группы.
В походе у фотографа много работы – ведь
надо вести съемку и при этом не отставать, а
иногда и уходить вперед группы. Точки съемки для
технического описания маршрута он согласовывает
с проводником.
Фотограф занимается и съемкой бытовых сцен.
Начинающие фотографы часто делают снимки
статические, когда вся группа сидит, принимает
пищу или специально позирует. Ценность таких
снимков невелика. Лучше заняться съемкой рабочих
моментов, когда каждый член группы выполняет
свои обязанности.
В походе бывают и забавные ситуации, и
кратковременные природные явления. Фотограф
должен быть всегда готов к съемке и иметь под
рукой запасную пленку.
По возвращении домой он проявляет пленки,
печатает фотографии или сдает материалы для
печати в мастерскую, а затем использует их для
оформления технического описания маршрута,
фотогазеты о походе или в иных целях.
Казначей
Казначей при подготовке похода участвует в
составлении сметы, собирает деньги, делая
соответствующие записи в журнале. Деньги
хранятся у руководителя группы, для необходимых
трат он выдает их казначею. Тот при этом делает
записи в журнале о выдаче денег на различные
нужды, связанные с подготовкой похода
(приобретение билетов, продуктов, недостающего
общественного снаряжения и т.д.).
Ту же функцию он выполняет и в походе,
контролируя расходы и ведя учет оставшихся
денег. По возвращении домой казначей составляет
отчет об использовании полученной суммы и выдает
рекомендации по более рациональному
использованию средств. Оставшуюся сумму он сдает
руководителю или по согласованию с ним раздает
участникам похода.
Физорг
Физорг должен заранее подготовить два
комплекса утренней зарядки с учетом специфики
похода (пешего, горного, водного, лыжного) и
климатических условий местности; обеспечить
группу спортивным инвентарем (мячи и т.д.);
запланировать проведение спортивных
мероприятий (товарищеские встречи по волейболу,
футболу на снегу и т.д.). Во время похода он
проводит ежедневные утренние зарядки,
спортивные игры.
Культорг
Культорг подбирает игры, чтобы занять ребят в
поезде, на привале в случае плохой погоды,
туристские песни, которые можно разучить у
костра; планирует и проводит во время похода
литературные вечера, КВН, викторины, конкурсы,
игры; обеспечивает группу необходимым
инвентарем (шахматы, шашки и др.). Хорошо, если он
сам играет на гитаре и поет.
Ремонтный мастер
Ремонтный мастер должен всегда иметь при себе
готовый к использованию ремонтный набор, уметь
исправлять неполадки, которые могут возникнуть в
походе. Для этого он на этапе подготовки
комплектует набор с учетом вида и сложности
похода. Вместе с заместителем командира по
снаряжению он проверяет групповое и специальное
снаряжение и при необходимости принимает
участие в его ремонте. Перед походом ремонтный
набор надо упаковать в коробку или сделать
специальный «патронташ», который всегда будет
легко упаковать и достать из рюкзака.
В походе ремонтный мастер по просьбе
участников выдает им необходимые инструменты,
помогает в ремонте, после чего обязательно
собирает инструмент, следит за его исправностью.
Вообще в группе следует установить правило: если
что-то взял у товарища, верни эту вещь ему же.
После похода ремонтный мастер сдает набор
руководителю группы на хранение и дает в отчете
рекомендации по его использованию.
Другие должности
В число постоянных туристских должностей можно
также включить должность редактора походного
дневника, который будет составлять график работы
дежурных корреспондентов на предпоходный,
походный и послепоходный периоды,
контролировать качество выполнения ими
дневниковых записей, редактировать общий
дневник похода, оценивать работу
корреспондентов и определять лучший репортаж.
Когда одной должности мало…
В целом номенклатура должностей зависит от
характера задания и профиля краеведческой
работы. Если группа берет на себя выполнение
определенного задания, возникает необходимость
введения должностей сверх приведенного выше
перечня.
Когда задачи путешествия требуют комплексного
изучения нового района, каждый участник похода
кроме административной или хозяйственной
должности получает вторую должность – так
называемую научную, или краеведческую, например:
историк, этнограф, физгеограф, экономгеограф,
геолог, метеоролог, топограф, гидролог,
литературовед, искусствовед, эколог, зоолог,
фенолог.
В задачи ребят, получивших эти должности,
входит ведение познавательной и краеведческой
работы на территории, по которой проходит
маршрут группы. Предпоходная подготовка
включает изучение района путешествия с позиций
данной науки и устный отчет перед участниками
похода о сборе предварительных материалов. В
самом походе краеведы ведут сбор местного
материала, готовят устные отчеты по каждому
этапу и выступают с ними перед членами своей
группы. Обычно эти отчеты проводятся в форме
викторин, КВН и т.п. По завершении похода краеведы
обрабатывают собранный материал и оформляют его
в виде общего отчета.
Для примера рассмотрим обязанности
метеоролога. Он знакомится с климатическими
условиями района похода и готовит несложные
метеоприборы: термометр, барометр, анемометр,
которые должны храниться в жестких футлярах.
Затем метеоролог знакомится с признаками
изменения погоды в районе похода, старается
получить долгосрочный прогноз Гидрометеоцентра.
Для записей в походе он готовит таблицу
метеонаблюдений, куда трижды в день в одни и те же
сроки заносит показания приборов и свои
наблюдения. При встречах с местными жителями он
уточняет признаки изменения погоды в данной
местности и отбирает среди них наиболее
характерные и верные.
На основе собранных данных метеоролог может
довольно точно предсказать погоду на ближайшие
сутки. Это очень важно с точки зрения обеспечения
безопасности группы. Свои выводы он докладывает
руководителю группы и командиру перед тем, как
они будут уточнять план действий на следующий
день.
После похода метеоролог сдает таблицу
метеонаблюдений и список характерных признаков
изменения погоды для оформления отчета.
Практика показывает, что в туристических
отрядах, направляющихся в дальние
исследовательские экспедиции, должны быть такие
должности, как видеооператор и звукооператор.
Это возможно, если техническое оснащение школ
позволяет обеспечить группу необходимыми
средствами: видеокамерой, магнитофоном и др.
Главный оператор следит за приобретением
необходимых для похода кино- и фотоматериалов, их
надежным хранением и оперативным
использованием, разрабатывает совместно с
кинофотогруппой сценарий съемок, следит за
съемками согласно сценарию и за изготовлением
кинофильма, видеофильма или диафильма о походе,
фотостендов, фотоальбомов, фотогазет.
Не всегда район будущего путешествия может
дать достаточно интересный материал по всем
интересующим направлениям. В таком случае можно
выбрать для группы лишь несколько направлений
поиска и соответственно распределить должности.
При глубоком разностороннем изучении
какого-либо явления или объекта необходимо еще
более детальное дробление походных должностей
на специальности, которые могут широко
применяться в целевых поисковых экспедициях.
Причем именно они наиболее доступны для
подростков по объему и конкретности материала.
Практика показала, что учащиеся быстрее
овладевают техникой туризма и краеведения, если
на каждое путешествие (экспедицию) получают по
две должности: административно-хозяйственную и
познавательно-краеведческую. Например, командир
получает еще и должность ботаника, а в отдельные
дни тот же командир или старший проводник будут
иметь еще и дежурные должности – повара,
корреспондента и т.д.
Дежурные должности
Дежурные должности – это временные
обязанности. Всяких разовых поручений и в период
подготовки похода, и особенно в самом походе
возникает множество: закупка продуктов, их
расфасовка и упаковка, получение на складе
снаряжения, его ремонт, дежурство по костру,
приготовление пищи, описание пути движения,
ведение записей, ведение группы по маршруту,
поднос воды, заготовка топлива, мытье посуды и
т.п. Такие наряды ребята выполняют по очереди (по
графику дежурств). Совершенно недопустимо делать
из этих дежурств постоянные должности, т.е.
закреплять за одним человеком на все время
похода, например, мытье посуды, или назначать
постоянного повара (постоянных водоносов,
дровосеков, кострового), или одному-двум
участникам доверить ведение группы по всей нитке
маршрута. Это было бы грубой ошибкой с точки
зрения и чрезмерной психофизической нагрузки, и
совершенно неоправданной однобокой их
специализации.
Рассмотрим некоторые дежурные походные
должности.
Ответственный дежурный – инструктор
назначается на один день. Он выполняет все
обязанности командира отряда и подчиняется
только командиру. Особая его обязанность –
следить за строгим соблюдением режима жизни
отряда (подъем, завтрак, обед, ужин, отбой,
линейка, экскурсии, краеведческая и другая
общественно полезная работа и т.д.). Дежурный
корреспондент назначается на один походный или
тренировочно-походный день и ведет дневник,
подчиняясь редактору дневника.
Дежурные по кухне (повара) готовят завтрак, обед
и ужин, выдают дополнительные продукты на малых
привалах, а если необходимо, то и во время
движения. Они подчиняются завхозу по питанию.
Дежурные костровые обеспечивают огонь для
приготовления пищи, просушки обуви и одежды,
обогрева участников похода.
Дежурный фотокорреспондент снимает
повседневную жизнь группы, природу, памятники и
т.д. Его деятельность страхуется основным
фотографом.
Совмещение должностей
Конечно, в небольшом походе на 1–2 дня раздувать
штаты нет особой нужды. Да и в более
продолжительном походе возможно
совместительство, например, по таким должностям,
как заведующий снаряжением и ремонтный мастер,
физорг и культорг, краевед и редактор походного
дневника, казначей и завпит и др. Если группа
состоит из ребят разного возраста, а главное –
разного туристского опыта, то полезно на каждую
должность назначать двоих: главного
(ответственного) и его помощника (дублера или
стажера).
Основная задача педагога, целеустремленно
ведущего туристическо-краеведческую работу с
учащимися, – познакомить каждого члена
коллектива с основными походными должностями:
как административно-хозяйственными
(туристскими), так и
познавательно-краеведческими. Последние
должности имеют прямую связь со многими
предметами школьного учебного цикла и
содействуют углублению учебного процесса
общеобразовательной школы. Именно система
туристско-краеведческих должностей помогает
осуществлять краеведческий принцип в обучении.
Взаимодействие без конфликта
Если проанализировать вышесказанное, видно,
что выполнение любых обязанностей заставляет
детей взаимодействовать. Причем это
взаимодействие часто сопровождается
конфликтами, так как не все дети склонны
подчиняться своим ровесникам. Задача
руководителя группы – разъяснить детям, что
право командовать может получить только тот, кто
умеет подчиняться.
Иногда уже во время похода становится ясно, что
какой-либо участник не справляется со своими
обязанностями, и его надо менять. Это нужно
сделать очень тактично, чтобы не создать
враждующие группировки и никого не обидеть. И
здесь очень важно, чтобы руководитель сумел
ненавязчиво, создав общественное мнение в
группе, подвести ребят к решению о замене не
справившегося с данной должностью участника на
другого члена группы.
Успех проведения похода зависит не только от
знаний и умений каждого участника, но и в большой
степени от сплоченности группы. Вот почему при
подготовке похода, которая является довольно
длительным периодом, руководителю важно создать
ровные дружеские отношения между ее членами. В
поход должен выйти коллектив, на который (или на
большую часть которого) руководитель может
положиться.
Юрий КОНСТАНТИНОВ,
директор Федерального центра
детско-юношеского туризма и краеведения,
д.п.н.,
заслуженный учитель Российской Федерации,
заслуженный путешественник России,
Москва |