Результаты
аудиторской проверки
Государственная поддержка
российского детско-юношеского спорта
В последнее время в СМИ много говорится о
развития разного рода целевых программ,
направленных на развитие массового и детского
спорта. По всей стране вкладываются деньги в
строительство новых спортивных школ, спортивных
сооружений, увеличивается число детей,
занимающихся спортом.
Как реализуются эти программы, как воплощаются
они на местах, как расходуются государственные
деньги? Кто и когда проверял эту деятельность?
Теперь эти данные есть. Аудитор Счетной палаты
Российской Федерации Александр Викторович
НАЗАРОВ поделился с нами результатами такой
проверки, которые мы предлагаем вашему вниманию.
Роль физической культуры и спорта в
современном обществе является не только важным
социальным, но и политическим фактором.
Вовлеченность широких масс населения в
физическую культуру, а также успехи на
международных соревнованиях являются
бесспорным доказательством жизнеспособности и
духовной силы любой нации.
Соответственно, одной из основополагающих
задач государственной политики является
создание условий для развития физической
культуры и спорта, привлечения прежде всего
детей, подростков и молодежи к активному образу
жизни, к занятиям спортом.
Межпарламентской Ассамблеей государств –
участников Содружества Независимых Государств
был принят Модельный закон от 19 апреля 2001 г.
№ 17-7 «О детско-юношеском спорте»,
рекомендованный парламентам
государств-участников для использования при
разработке соответствующего национального
законодательства.
В 1997 г. в Государственную Думу был внесен проект
федерального закона «О детско-юношеском спорте в
Российской Федерации». В 2005 г., в том числе в связи
с отрицательными отзывами на проект закона со
стороны Правительства Российской Федерации,
указанный проект закона был отклонен.
На заседании Совета при Президенте Российской
Федерации по физической культуре и спорту,
состоявшемся 1 октября 2003 г., Президент
Российской Федерации В.В. Путин, говоря о
проблемах развития детского спорта, сказал:
«…огромное число детей так и не имеет
необходимых условий и возможностей для
систематических занятий спортом. Очевидно, что
эту ситуацию можно и нужно менять. И начинать
нужно со школ, активно образуя вокруг них центры
здорового, спортивного образа жизни».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона
от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации»
государство обеспечивает создание условий для
увеличения количества детско-юношеских
спортивных школ всех видов и типов, клубов по
месту жительства граждан, детских и молодежных
спортивно-оздоровительных лагерей,
врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление
их материально-технической базы. Спортивные
школы как учреждения дополнительного
образования создаются в соответствии с Законом
Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об
образовании» (с изменениями от 20 апреля 2007 г.)
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, профсоюзными организациями и
другими организациями, а также гражданами.
Кроме того, в соответствии со статьей 9
Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ
«О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» государство создает условия для
укрепления существующей и создания новой
материально-технической базы спортивных школ в
целях решения стоящих перед ними задач обучения.
Такая база включает в себя: основную спортивную
учебно-тренировочную базу по профилю спортивной
школы (учебный стадион с беговыми дорожками и
футбольным полем, плавательный бассейн,
спортивные залы или крытый каток и другие),
типовой набор спортивного инвентаря и
оборудования – для спортивных школ. Для детей из
малообеспеченных семей, детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
предусматривается возможность обеспечения их
бесплатной спортивной формой и обувью.
Следует отметить, что в законе четкий алгоритм
централизованной государственной поддержки, в
том числе и финансовой, направленной на
увеличение количества детско-юношеских
спортивных школ и укрепление их
материально-технической базы, отсутствует, что в
ближайшем будущем может негативно сказаться на
развитии спорта высших достижений в Российской
Федерации.
В соответствии с поручением Президента
Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. № Пр-2043
(пункт 5), а также протоколом заседания
Правительства Российской Федерации от 11 ноября
2004 г. № 43 (раздел III, пункт 2) Росспортом
разработан проект федерального закона «О
физической культуре и спорте в Российской
Федерации» в новой редакции.
Проект новой редакции федерального закона «О
физической культуре и спорте в Российской
Федерации» (далее – законопроект)
предусматривает закрепление институтов
государственного регулирования в сфере
физической культуры и спорта, вводит современный
понятийный аппарат, принятый в данной сфере,
устанавливает полномочия федерального органа
исполнительной власти в области физической
культуры и спорта, органов исполнительной власти
в области физической культуры и спорта субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
Так, в проекте в качестве одного из основных
принципов определяется принцип доступности
занятий физической культурой и спортом для всех
групп категорий и населения (пункт 3 статьи 2
законопроекта). Следовательно, реализация данной
задачи, направленной прежде всего на развитие и
поддержку массового спорта, в том числе среди
инвалидов, должна стать приоритетным
направлением Российской Федерации как социально
ориентированного государства. При этом в
законопроекте ни за Российской Федерацией, ни за
субъектами Российской Федерации
соответствующих полномочий не закрепляется.
Согласно пункту 4 статьи 7 и пункту 1 статьи 42
законопроекта обеспечение доступности занятий
физической культурой и спортом для детей,
молодежи и инвалидов, создание условий для
развития массового спорта осуществляются
органами местного самоуправления. Однако данная
норма законопроекта не согласуется с мерами,
предусмотренными в федеральной целевой
программе «Развитие физической культуры и
спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы»
и финансируемыми за счет средств федерального
бюджета, а также с нормативными актами Росспорта,
в соответствии с которыми за счет средств
федерального бюджета осуществляется
финансирование мероприятий, включенных в Единый
календарный план всероссийских и международных
мероприятий по направлению «Массовый спорт».
В целом как действующий Федеральный закон от 29
апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации», так и
законопроект содержат основные положения,
регламентирующие деятельность учреждений
физкультурно-спортивной направленности,
развивающих детско-юношеский спорт. Однако
данная деятельность включает в себя целый
комплекс правоотношений, а следовательно,
нуждается в более детальной законодательной
регламентации и совершенствовании действующей
нормативной базы. Таким образом, у государства
возникает возможность усиления контроля за
системным развитием детско-юношеского спорта в
России.
На момент проведения экспертно-аналитического
мероприятия Департаментом молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России (письмо от 29 сентября 2006 г.
№ 06-1479) и Федеральным агентством по физической
культуре и спорту (письмо от 12 декабря 2006 г.
№ СК-02-10/3685) утверждены одноименные
Методические рекомендации по организации
деятельности спортивных школ в Российской
Федерации, что свидетельствует о дублировании
функций в осуществлении государственной
политики в сфере развития российского
детско-юношеского спорта.
Очевидно, что для решения вопросов развития
детско-юношеского спорта в России необходима
разработка четкой нормативной правовой базы,
направленной на обеспечение эффективного
функционирования детско-юношеских спортивных
школ, сохранение их статуса и определение их
ведомственной подчиненности, а также на их
гарантированное финансовое и
материально-техническое обеспечение как за счет
средств федерального бюджета, так и за счет
бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, необходимо разработать концепцию
развития детско-юношеского спорта в России,
включающую в себя механизм государственного
контроля за эффективностью функционирования
системы детско-юношеских спортивных школ.
В настоящее время в Российской Федерации
организационную структуру системы подготовки
спортивного резерва составляют учреждения
дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности:
детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ),
специализированные детско-юношеские школы
олимпийского резерва (СДЮШОР), детско-юношеские
клубы физической подготовки (ДЮКФП), училища
олимпийского резерва (УОР), школы высшего
спортивного мастерства (ШВСМ). Наиболее важной
составляющей развития физической культуры и
спорта в плане привлечения детского и юношеского
контингента к занятиям физической культурой и
спортом являются ДЮСШ, СДЮШОР и ДЮКФП.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона
от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» данные
учреждения дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности
являются субъектами физкультурного
(физкультурно-спортивного) движения в Российской
Федерации.
Согласно данным статистической отчетности
(форма № 5-ФК, утвержденная постановлением
Госкомстата России от 12 сентября 2003 г. № 84),
ведомственная принадлежность детско-юношеских
учреждений спортивной направленности
характеризуется следующими показателями,
представленными в таблице 1.
Таблица 1
Ведомственная
принадлежность |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Минобразования |
3 128 |
3 108 |
3 071 |
Органы государственного
управления физической культурой и спортом |
1 537 |
1 642 |
1 756 |
ФСО профсоюзов «Россия» |
187 |
99 |
31 |
ДЮСШ для инвалидов |
7 |
3 |
4 |
Другие организации |
228 |
183 |
191 |
Всего |
5 087 |
5 035 |
5 053 |
Как следует из приведенных в
таблице данных, общее количество школ (ДЮСШ,
СДЮШОР, ДЮКФП) за 2 года сократилось на 34 единицы.
Процентное соотношение учреждений спортивной
направленности по ведомствам представлено в
следующей таблице 2.
Таблица 2
Ведомственная
принадлежность |
2004 год (%) |
2005 год (%) |
2006 год (%) |
Минобразования |
61,5 |
61,7 |
60,8 |
Органы государственного
управления физической культурой и спортом |
30,2 |
32,6 |
34,7 |
ФСО профсоюзов «Россия» |
3,7 |
2,0 |
0,6 |
ДЮСШ для инвалидов |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Другие организации |
4,5 |
3,6 |
3,8 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таким образом, наибольшее количество
спортивных школ находится в ведении органов
Минобразования и составляет 60,8% от общего
количества учреждений спортивной
направленности. При этом в проверяемый период
количество школ сократилось на 0,7%, или на 57
единиц, что, по информации Минобрнауки России
(письмо от 9 июня 2007 г. № МОН-П-1278), «связано с
получившей развитие и поддерживаемой органами
местного самоуправления тенденцией
необоснованного переподчинения учреждений
образования в систему спорткомитетов».
В ведении органов государственного управления
физической культурой и спортом находится 34,7% от
общего количества учреждений спортивной
направленности. За период с 2004 по 2006 гг.
количество школ, находящихся в ведении органов
государственного управления физической
культурой и спортом, увеличилось на 4,5%, или на 219
единиц. По сравнению с 1999 г. (832 единицы) данный
показатель увеличился на 52,6%.
Количество школ, находящихся в ведении ФСО
профсоюзов «Россия», сократилось на 156 единиц,
что, в свою очередь, вызвано прекращением их
финансирования начиная с 2005 года Фондом
социального страхования Российской Федерации.
Количество детско-юношеских школ для инвалидов
сократилось на 3 единицы.
Количество школ, находящихся в ведении других
организаций, сократилось на 37 единиц (к числу
других организаций относятся спортивные школы,
работающие в системе РФСО «Локомотив»,
Министерства обороны России, а также
физкультурно-спортивных обществ «Юность
России», «Атомспорт», «Спартак», и школы,
принадлежащие частным лицам).
В целом в ведении иных организаций (ФСО
профсоюзов «Россия», ДЮСШ для инвалидов, других
организаций) по итогам 2006 г. находятся 4,5%
спортивных школ. В 2004 г. этот показатель
составлял 8,3% от общего количества спортивных
учреждений.
Информация о динамике изменения количества
ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП представлена в следующей таблице
3.
Согласно приведенным в таблице данным,
количество СДЮШОР в проверяемый период
увеличилось на 86 единиц, при этом количество ДЮСШ
и ДЮКФП сократилось на 94 и 26 единиц
соответственно. Процесс уменьшения общего
количества ДЮСШ и ДЮКФП и увеличения СДЮШОР
можно оценивать как результат снижения
требований к статусу СДЮШОР со стороны
учредителей. Подобная ситуация требует усиления
управленческих функций со стороны органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и координационных – со стороны
федеральных органов исполнительной власти.
По итогам заседания Совета при Президенте
Российской Федерации по физической культуре и
спорту, в соответствии с перечнем поручений
Президента Российской Федерации В.В. Путина,
утвержденным 11 ноября 2003 г. № Пр-2043,
Госкомспорту и Минобразования России в срок до
1 марта 2004 г. (ответственные – Карелова Г.Н.,
Фетисов В.А., Филиппов В.М.) надлежало проработать
вопрос о передаче детско-юношеских спортивных
школ олимпийского резерва (СДЮШОР) из ведения
органов управления образованием в ведение
органов управления физической культурой и
спортом. На момент проведения
экспертно-аналитического мероприятия решение по
данному вопросу не принято.
Распределение количества учреждений
спортивной направленности по федеральным
округам на 2006 г. представлено в следующей таблице
4.
Наибольшее количество спортивных школ
находится в Центральном федеральном округе (1152
учреждения, или 22,8% от общего количества) и
Приволжском федеральном округе (1074 учреждения,
или 21,3% от общего количества). Меньше всего – в
Дальневосточном федеральном округе (275
учреждений, или 5,4% от общего количества).
Наибольшее количество учреждений,
занимающихся подготовкой олимпийского резерва
(СДЮШОР), также находится в Центральном
федеральном округе (29,4%) и в Приволжском
федеральном округе (18,5%). Меньше всего данных школ
олимпийского резерва – в Дальневосточном
федеральном округе (2,4%).
В 2004 г. в учреждениях спортивной направленности
(ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП) независимо от их
ведомственной принадлежности систематически
занимались спортом 3 165 360 юношей и
девушек, в 2006 г. этот показатель составил 3 226 493
занимающихся, что на 1,9% больше, чем в 2004 г.
По итогам 2006 года в Центральном федеральном
округе число занимающихся в спортивных школах по
отношению к 2004 году увеличилось на 3,5%, в Южном
федеральном округе – на 8,3%, в Уральском
федеральном округе – на 3,6%, в Сибирском
федеральном округе – на 0,3%.
В то же время произошло снижение количества
занимающихся в спортивных школах: в
Северо-Западном федеральном округе – на 3,1%, в
Приволжском федеральном округе – на 1,1%, в
Дальневосточном федеральном округе –
на 1,8%.
Наряду с положительной динамикой роста общего
числа занимающихся в спортивных школах
наблюдается и относительный рост числа детей и
подростков в возрасте от 6 до 15 лет, регулярно
занимающихся спортом. Данные о соотношении числа
занимающихся в спортивных школах и численности
населения Российской Федерации в возрасте от 6 до
15 лет за период с 2004 по 2006 г. представлены в
следующей таблице 5.
Так, в 2006 г. доля числа занимающихся в
спортивных школах от общей численности
населения Российской Федерации в возрасте от 6 до
15 лет составила 19,1%. Кроме того, увеличилось число
занимающихся в спортивных школах в возрасте от 6
до 15 лет в 2006 году на 1,4% к уровню 2004 г.
При этом следует отметить, что в 2006 г. население
Российской Федерации в возрасте от 6 до 15 лет
уменьшилось на 11,1% по сравнению с 2004 г.
Численность занимающихся в спортивных школах
детей в возрасте от 6 до 15 лет по федеральным
округам представлена в следующей таблице 6.
Согласно данным таблицы, при общем увеличении
числа занимающихся в спортивных школах в
проверяемый период на 1,4% наблюдается тенденция к
снижению численности занимающихся в спортивных
школах детей в возрасте 6–15 лет: в
Северо-Западном федеральном округе – на 2,8%,
в Приволжском федеральном округе – на 2,0%, в
Сибирском федеральном округе – на 1,0% и в
Дальневосточном федеральном округе – на 3,3%.
Учебно-тренировочный процесс с учащимися
спортивных школ различных типов осуществляют
тренеры-преподаватели.
Количество тренерско-преподавательского
состава составляло:
в 2004 г. – 97 230 тренеров, из них 55 171
штатный;
в 2005 г. – 98 974 тренера, из них 55 979
штатных;
в 2006 г. – 101 484 тренера (+4,4% к 2004 году), из
них 58 149 штатных (+5,4% к уровню 2004 г.).
Учреждения для детско-юношеского контингента
спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП)
являются составляющим звеном системы, созданной
обществом, и должны функционировать на основе
социального заказа, оказывать широкий спектр
разнообразных услуг, удовлетворять постоянно
изменяющиеся индивидуальные, социокультурные,
образовательные потребности детей, обеспечивать
учащимся свободу выбора видов, форм
деятельности, а также создавать условия для
творческого развития каждого ребенка, его
адаптации к социальным изменениям и приобщения к
культурным ценностям.
К современным проблемам развития
детско-юношеского спорта следует отнести
несовершенство практики диагностики уровня
здоровья занимающихся; определения физических
качеств, функциональной подготовки,
морфофункциональных показателей, потенциальных
возможностей, психологического профиля,
способностей, предрасположенности, спортивного
таланта и ориентации; выполнения должных величин
программы спортивных школ, модельных
характеристик и игровых показателей; системы
отбора и формирования сборных команд России.
По данным выборочных исследований НИИ гигиены
и охраны здоровья детей и подростков РАМН, на
диспансерном учете состоят 68% детей, из них 49%
нуждаются в лечении в поликлинике, 10% – в
стационаре, 15% – в санаторно-курортном лечении.
Как видно, в активных лечебно-оздоровительных
мероприятиях нуждаются 74% детей и подростков.
Формирование здорового образа жизни и
гармоничного развития подрастающего поколения
через стимулирование уровня развития
детско-юношеского спорта следует рассматривать
в ряду национальных приоритетов.
Стратегической целью реформирования
физического воспитания и спорта является
повышение уровня здоровья и работоспособности
детей и молодежи.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона
от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации»
финансирование находящихся в ведении
исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и (или) органов
местного самоуправления спортивных школ, в том
числе финансирование их участия во
всероссийских соревнованиях, осуществляется за
счет средств бюджетов соответствующих уровней и
других не запрещенных законом источников.
Финансирование иных спортивных школ
осуществляется их учредителями в соответствии с
законодательством.
Спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР) финансируются
за счет бюджетных средств субъектов Российской
Федерации в соответствии с действующим
законодательством.
Объем финансирования спортивных школ в
проверяемый период представлен в таблице 7.
Таблица 7
Расходы на содержание школ (тыс. рублей)
|
2004 год |
2005 год |
2006 год |
ДЮСШ, СДЮШОР |
13 382 598,9 |
17 794 720,9 |
21 637 420,1 |
Согласно статистическим данным,
основная часть расходов (55%) затрачивается на
выплату заработной платы (см. таблицу 8).
Таблица 8
Статьи расходов |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Всего расходы (в %) |
100 |
100 |
100 |
Заработная плата |
55,5 |
55,0 |
61,7 |
Аренда спортивных
сооружений |
8,3 |
6,5 |
5,8 |
Средние расходы спортивных школ из
расчета на одного обучающегося в 2004 г. составили
4 227,0 рубля, в 2005 г. – 5 586,0 рубля, в 2006
г. – 6 710,0 рубля.
Средняя заработная плата тренеров в 2004 г.
составила 2 346,0 рубля, в 2005 г. – 3 083,0 рубля, в
2006 г. – 6 710,0 рублей.
Затраты на оздоровительную кампанию из расчета
на одного обучающегося в 2004 г. составили 157
рублей, в 2005 г. – 200 рублей, в 2006 г. –
177 рублей. В 2006 г. снижение затрат на
оздоровительную кампанию из расчета на одного
обучающегося составило 11,5% от уровня 2005 г.
Расходы на соревновательную деятельность
одного обучающегося в 2004 г. составили 327 рублей, в
2005 г. – 371 рубль, в 2006 г. – 444 рубля.
Средние доходы от экономической деятельности
спортивных школ из расчета на одного
обучающегося в 2004 г. составили 218 рублей, в 2005 г. –
204 рубля, в 2006 г. – 272 рубля.
Данные о доходах спортивных школ в целом за
оказание дополнительных платных услуг и
количестве занимающихся в платных группах ДЮСШ,
СДЮШОР представлены в таблице 9.
Таблица 9
|
2004 год |
2005 год
|
2006 год
|
Доходы (тыс. рублей) |
689 285,0 |
646 312,0 |
880 817,0 |
Количество
занимающихся
в платных группах (тыс. человек) |
58,9 |
66,5 |
61,4 |
Таким образом, по данным
вышеприведенных таблиц, одним из дополнительных
источников финансирования деятельности
спортивных школ является оказание платных
образовательных услуг, размер которых, по
статистическим данным, за проверяемый период
увеличился в 1,3 раза, или на 27,8%, в то время как
число занимающихся на платной основе за тот же
период увеличилось на 4,2% и составило в 2006 году 61,4
тыс. человек, или 1,9% от общей численности
занимающихся (3 226 493 человека). Динамика
роста доходов спортивных школ от поступлений за
оказание дополнительных платных
образовательных услуг и невысокое число
занимающихся на платной основе свидетельствуют
о незначительном влиянии данного процесса на
общие показатели деятельности спортивных школ.
В проверяемый период действовал ряд
федеральных целевых программ, направленных на
развитие в Российской Федерации
детско-юношеского спорта.
Так, постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2002 г. № 363 утверждена
подпрограмма «Физическое воспитание и
оздоровление детей, подростков и молодежи
Российской Федерации (2002–2005 годы)» Федеральной
целевой программы «Молодежь России (2001–2005
годы)».
Общий объем финансирования подпрограммы был
предусмотрен в сумме 3 131,5 млн. рублей, в том
числе за счет средств федерального бюджета – 582,2
млн. рублей. В рамках подпрограммы
планировалось финансирование строительства и
реконструкции отдельных спортивных сооружений
на сумму 374,6 млн. рублей (с учетом дополнительных
объектов), из них 3 спортивные школы (СДЮШОР) с
общим объемом финансирования 9,5 млн. рублей,
или 2,5% от общего объема средств, предусмотренных
на эти цели.
Кроме того, по подразделу «Детско-юношеский
спорт» раздела «НИОКР» подпрограммы объем
предусмотренных бюджетных ассигнований
составлял 14,6 млн. рублей, или 2,5% от общего объема
финансирования за счет средств федерального
бюджета.
В настоящее время основной федеральной целевой
программой, направленной на совершенствование
системы физического воспитания детей и учащейся
молодежи, в том числе на создание современной
материально-технической базы для занятий
физической культурой и спортом в
образовательных учреждениях, является
федеральная целевая программа «Развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006–2015 годы», утвержденная
постановлением Правительства Российской
Федерации от 11 января 2006 г. № 7.
Государственным заказчиком – координатором и
основным разработчиком программы является
Росспорт. Общий объем финансирования программы
составляет 106 655,0 млн. рублей, в том числе
средства федерального бюджета в объеме 53 613,0
млн. рублей, или 50,3% (включая планируемые
поступления от проведения Всероссийской
государственной лотереи в сумме 26 894,0
млн. рублей).
Так, в 2006 г. по направлению программы «Массовый
спорт» за счет средств федерального бюджета
предусмотрены капитальные вложения
(строительство и реконструкция) в общей сумме 862,7
млн. рублей, из них 81,4 млн. рублей – на
спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР), или 9,4% от общего
объема. При этом необходимо отметить, что в срок
не введены 3 объекта на общую сумму капвложений
66,5 млн. рублей: специализированная
детско-юношеская школа олимпийского резерва
№ 3 (реконструкция открытого плавательного
бассейна), г. Новочебоксарск, Чувашская
Республика (недофинансирование строительства
субъектом Российской Федерации) – на 20,0
млн. рублей; специализированная
детско-юношеская школа олимпийского резерва
№ 4 по хоккею с шайбой (реконструкция ледового
стадиона), г. Новочебоксарск, Чувашская
Республика (недофинансирование строительства
субъектом Российской Федерации) – на
27,0 млн. рублей; СДЮШОР № 1, г. Оренбург
(физкультурно-оздоровительный комплекс с
ледовой ареной (61?30 м)) (удорожание сметной
стоимости строительства) – на 19,5 млн. рублей.
На 2007 г. программой по направлению «Массовый
спорт» предусмотрено финансирование одной
спортивной школы (СДЮШОР) (гимнастический
комплекс в микрорайоне № 5, г. Пенза) в сумме
60,0 млн. рублей.
По направлению программы «Спорт высших
достижений» на 2006 г. предусмотрено
финансирование одной спортивной школы (СДЮШОР
№ 5, спортивный комплекс «Гребной канал»,
г. Ростов-на-Дону) в сумме 10,0 млн. рублей, или
0,5% от общего объема бюджетных ассигнований,
предусмотренных по данному направлению.
По итогам парламентских слушаний, состоявшихся
в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации 3 июня 2004 г. на тему
«Правовые аспекты развития детско-юношеского и
студенческого спорта в Российской Федерации»,
Правительству Российской Федерации было
рекомендовано поручить Министерству
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации совместно с
Минэкономразвития России и другими
заинтересованными органами в ходе разработки
проекта федеральной целевой программы «Развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации на
2006–2010 годы» предусмотреть в ней специальную
подпрограмму по детско-юношескому спорту.
Подобная подпрограмма в составе утвержденной
Федеральной целевой программы «Развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006–2010 годы» отсутствует.
В целом реализация задач, поставленных в
федеральной целевой программе «Развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006–2010 годы», направлена на развитие
материально-технической базы спорта высших
достижений и в меньшей степени – на развитие
материально-технической базы детско-юношеских
спортивных школ.
По информации, предоставленной Минобрнауки
России (письмо от 9 июня 2007 г. № МОН-П-1278),
ежегодно на основе Календарного плана,
утверждаемого Минобрнауки и Рособразованием, в
системе образования проводится свыше 200
всероссийских соревнований по 28 видам спорта.
Однако конкретная информация по объемам
финансирования и его источникам в Счетную палату
Российской Федерации не представлена, что
свидетельствует об отсутствии данной информации
в указанных ведомствах. Мероприятия,
направленные на поддержку детско-юношеских
спортивных школ как учреждений дополнительного
образования, не предусмотрены в реализуемом в
настоящее время приоритетном национальном
проекте «Образование».
Развитие детско-юношеского спорта
сдерживается несовершенством действующих
нормативных правовых актов всех уровней, не
позволяющих обеспечить необходимые условия
(материально-технические, экономические,
финансовые, организационно-управленческие) для
нормального функционирования системы
детско-юношеского спорта в России.
Недостаточность и противоречивость имеющейся
нормативной правовой базы, в том числе
ведомственной, не поддерживает в должной мере
социальный статус системы детско-юношеских
спортивных школ, не гарантирует ее сохранение и
защиту, ограничивает возможности ее развития.
Правовые вопросы функционирования системы
детско-юношеского спорта в Российской Федерации
до настоящего времени не разрешены, специальная
нормативно-правовая база по вопросу
детско-юношеского спорта отсутствует.
Не выработана четкая государственная политика
в области детского спорта.
Финансирование системы детско-юношеских
спортивных школ производится за счет средств
субъектов Российской Федерации. Объемы ее
финансирования за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации из расчета на
одного обучающегося формируются по остаточному
принципу и явно недостаточны для эффективного
решения социальных задач.
Кроме того, отсутствует гарантированное
финансирование федеральных и региональных
детско-юношеских спортивных мероприятий, что
подрывает основы системы учреждений для детей и
юношества спортивной направленности.
Федеральные целевые программы или
подпрограммы, направленные на развитие
детско-юношеского спорта, не принимались. В
рамках действующих федеральных целевых программ
финансирование детско-юношеских спортивных школ
производилось только в отдельных случаях.
Мероприятия, предусмотренные в Федеральной
целевой программе «Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации на 2006–2010 годы»,
направлены на развитие материально-технической
базы спортивных объектов высших достижений и в
отдельных случаях – на развитие
материально-технической базы детско-юношеских
спортивных школ.
По итогам работы Счетная палата рекомендовала
Правительству Российской Федерации разработать
государственную концепцию, направленную на
эффективное развитие системы российского
детско-юношеского спорта.
В рамках данной концепции следует:
– обеспечить разработку и принятие
нормативно-правовой базы, в том числе
ведомственной, обеспечивающей социальный статус
системы детско-юношеских спортивных школ и
гарантирующей ее сохранение и защиту, путем
принятия отдельного федерального закона «О
детско-юношеском спорте в Российской Федерации»;
– предусмотреть централизованное
финансирование из федерального бюджета в виде
субсидий, направленных на обеспечение текущей
деятельности детско-юношеских спортивных школ
России и на развитие их материально-технической
базы;
– рассмотреть вопрос о принятии федеральной
целевой программы, направленной на развитие
детско-юношеского спорта в Российской Федерации,
либо принятии отдельной подпрограммы в рамках
Федеральной целевой программы «Развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации»;
– предусмотреть в приоритетном национальном
проекте «Образование» мероприятия, направленные
на поддержку развития системы детско-юношеских
спортивных школ, в том числе в части увеличения
заработной платы тренеров, расходов на
оздоровительную кампанию и соревновательную
деятельность одного обучающегося.
Александр НАЗАРОВ,
аудитор Счетной палаты
Российской Федерации |