Чем старше, тем слабее?
Характеристика возрастной динамики здоровья
учащихся современной школы свидетельствует, к
сожалению, о том, что оно ухудшается с возрастом.
Так, комплексная оценка соматического здоровья
школьников показывает, что здоровых детей,
относящихся к первой (по общепринятой градации)
группе, среди выпускников школ в 3–5 раз меньше,
чем среди первоклассников, и, наоборот, число
старшеклассников, имеющих хронические
заболевания (третья группа), в 2–3 раза выше, чем
число учеников начальных классов, имеющих
сходные показатели.
Для учеников младших классов характерно
довольно распространенное несовпадение
биологического и метрического возраста детей:
незрелые и условно зрелые дети составляют 25–30%
от общего числа, задержка моторного развития
наблюдается у 40–50% младших школьников,
дезадаптация и низкая адаптация к школе
наблюдаются у 15–20% учеников начальных классов.
В 5–8-х классах происходит интенсивное развитие
всего организма подростка. Оно характеризуется
резкими эндокринными сдвигами, изменением
функционального состояния всех органов и систем,
интенсивным ростом (увеличением размеров тела) и
дифференцированием строения и функций органов и
тканей. Повышается возбудимость нервной системы,
ослабевают все виды торможения. Нередки
сосудистые расстройства, изменение ритма
дыхания, повышенная утомляемость как при
умственных, так и при физических нагрузках. Если
учесть, что более половины детей этого возраста
относятся ко второй группе здоровья, иначе
говоря – к группе риска, то для организации
успешного обучения от учителей требуется
принципиально новый уровень знаний по вопросам
сохранения здоровья учащихся.
В старших классах значительно увеличивается
фактическая учебная нагрузка: в школе она
составляет от 6 до 8 ч, а подготовка домашних
заданий занимает еще 2–4 ч. Не устраненные ранее
отклонения в состоянии здоровья детей,
недостаток знаний по вопросам его сохранения у
школьников и взрослых ведут к тому, что здоровых
учащихся, относящихся к первой группе, почти нет,
две трети школьников имеют серьезные
отклонения – хронические заболевания
дыхательной, сердечно-сосудистой и
пищеварительной систем. Понижение зрения
наблюдается более чем у 30% старшеклассников,
снижение слуха – у 5–7%, нарушения осанки –
у 15–25%. Эти дефекты здоровья не только затрудняют
восприятие учебного материала, но и являются
причиной низкой работоспособности, ограничивают
выбор будущей профессии. К сожалению, и учителя, и
родители часто привыкают к жалобам детей на
вялость, ослабление памяти, головокружение,
головные боли, боли в животе, которые нередко
являются постоянными спутниками современных
школьников. Эти так называемые школьные болезни
дают основание предполагать, что в недалеком
будущем нас ожидают увеличение числа инвалидов,
сокращение работоспособного возраста и
продолжительности жизни населения.
Дети и здоровье
Вместе с педагогами центральных школ
Петрозаводска мы изучили отношение детей к
собственному здоровью (более 3000 респондентов).
Было определено три типа отношений (табл. 1).
Таблица 1
Типы отношения детей к
собственному здоровью
Активно-ответственное |
Пассивно-равнодушное |
Устойчиво-дестабилизирующее |
Понимают важность
здорового образа жизни Занимаются спортом
Не имеют вредных привычек
Не имеют отклонений в физическом развитии |
Понимают важность
здорового образа жизни По необходимости
участвуют в спортивных мероприятиях
Возможно поведение, связанное с риском для
здоровья
Имеют отклонения в физическом развитии |
Не задумываются о значении
здорового образа жизни Возможно поведение,
связанное с риском для здоровья
Имеют отклонения в физическом развитии
Не занимаются спортом, ведут в основном
пассивный образ жизни |
Полученные результаты не радуют:
активно-ответственное отношение характерно
далеко не для всех учеников: даже в 1-м классе их
не более 73%, а в 11-м – и вовсе меньше половины,
зато для 45% выпускников характерно устойчивое
дестабилизирующее отношение. Они редко
задумываются о необходимости сохранять
здоровье, зато отмечают у себя наличие поведения,
связанного c риском для здоровья: малоподвижный
образ жизни, нежелание заниматься спортом
(особенно девушки), табакокурение, алкоголизация
(чаще пивная), учебные перегрузки и др.
Некоторая положительная динамика наблюдается
в повышении активности на занятиях физкультурой
и спортом у школьников 4–5-х классов. По мнению
учителей, она объясняется тем, что в этом
возрасте (достаточно стабильном – переходный
период еще не стал критическим) школьники
начинают более глубоко изучать биологию,
анатомию. Их уже волнует то, как они выглядят, как
их оценивают окружающие, внимание именно к
внешним признакам своего организма очень
высокое. Кроме того, в этом возрасте повышается и
интерес к различным видам спорта.
В дальнейшем старшие подростки оказываются все
меньше заинтересованными в улучшении своего
здоровья.
Мы проследили и другие факторы, отражающиеся на
состоянии здоровья учащихся: их занятость в
спортивных секциях, наличие хронических
заболеваний, вредных привычек. Показатели
заставляют задуматься. Активность занятий
спортом от 1-го к
11-му классу падает более чем в 2 раза, зато с 10-го
по 11-й класс, т.е. в течение только одного года,
увеличивается число школьников, имеющих вредные
привычки. Сократилась в 2 раза профилактика
заболеваний – витаминизация, закаливание,
дети подросткового и старшего школьного
возраста часто переохлаждаются.
Здоровье школьника – это не только одно из
важнейших условий эффективного образования, но и
цель профессиональной деятельности педагогов,
заботы и внимания родителей и, наконец, значимое
основание для саморазвития ребенка.
Уроки физкультуры, к сожалению, мало
способствуют укреплению здоровья ученика, а
дополнительно физической культурой и спортом
занимаются менее 40% современных школьников.
Что можно изменить?
Как же сформировать у мальчиков и девочек
бережное отношение к своему здоровью, повысить
мотивацию к занятиям физкультурой,
разнообразить их спортивный досуг? Учителя
физкультуры называют одним из эффективнейших
средств спортивные праздники, организуемые
педагогами в школе и за ее пределами для детей,
для детей и их родителей, для дворовых команд и
т.д.
Обычно спортивные праздники проводятся в
соответствии со школьной программой «Здоровье»,
которая, кроме того, включает еще лекторий по
сохранению и развитию физического и
психического здоровья для педагогов, учащихся и
их родителей, теоретические и практические
занятия по профилактике девиантного поведения,
медицинское и психологическое сопровождение
детей в учебном процессе. Однако именно
спортивные праздники являются видом
эмоционально-игровой деятельности,
способствующей повышению уровня
информированности школьников о способах
сохранения и развития физического и
психического здоровья, формированию
соответствующих навыков, актуализации занятий
физкультурой и спортом, укреплению
межличностных отношений между школьниками.
Спортивные праздники могут проходить в
различных формах: игры-путешествия («Путешествие
в страну Здоровья»), игры-конкурса («Спортивный
КВН», «Конкурс знатоков здоровья»),
игры-соревнования («Папа, мама, я – спортивная
семья») и др. Их продолжительность должна
составлять: для младших школьников – 40–60 мин.,
для учащихся 5–8-х классов – 70–90 мин., для
старшеклассников – 90–120 мин. В младших и
средних классах праздники следует проводить не
реже одного раза в четверть, в старших – не
реже двух раз в год. Можно также организовать
интересные спортивные праздники для
старшеклассников: личные первенства «Двенадцать
подвигов Геркулеса» – для юношей или «Мисс
Спортивная Королева» – для девушек, командные
соревнования «Мальбрук в поход собрался» или
спортивную викторину «Олимпийцы среди нас».
Заранее готовятся оформление и атрибутика,
образцы протоколов для жюри с перечнем этапов и
критериями оценок, выбираются материал для
разнообразных конкурсов, танцев, музыкальное
сопровождение, призы и подарки. В ходе праздника
жюри не только оценивает действия участников, но
и дает комментарии, подводит итоги, отмечая
наиболее удачные моменты праздника, выступлений
команд и отдельных участников.
Спортивные праздники в жизни школы – яркая,
эмоциональная страница. Они оказывают влияние не
только на физическое здоровье учащихся, но и на
их эмоциональное развитие, на сплочение детского
коллектива. В ходе систематически организуемых
спортивных праздников и соревнований
развиваются коммуникативные и организационные
способности детей, улучшаются двигательные
функции организма, расширяются и
совершенствуются их знания о физическом
развитии человека, о соматическом здоровье. И,
наконец, устойчивой, осознанной становится
мотивация школьников к спортивной деятельности.
Благодаря соревновательности, эмоциональному
накалу, сопровождающему каждое состязание,
спортивные праздники активно влияют на
формирование у детей интереса к занятиям
спортом, мотивации к здоровому образу жизни,
ценностного отношения к своему здоровью.
Александр КИСЕЛЕВ,
Елена СЕРГИНА,
КГПУ,
г. Петрозаводск,
Республика Карелия |