Валеологическая служба
образовательного учреждения
Здоровье
человека – проблема достаточно актуальная
для всех времен и народов, а в настоящее время она
становится первостепенной. Как и воспитание
нравственности и патриотизма, так и воспитание
уважительного отношения к здоровью необходимо
начинать с раннего детства. Школа – это не
только учреждение, куда на протяжении многих лет
ребенок ходит учиться. Это еще и особый мир
детства, в котором ребенок проживает
значительную часть своей жизни, где он не только
учится, но и принимает различные решения,
выражает свои чувства, формирует свое мнение по
различным вопросам, отношение к ним. Внедрение в
учебный процесс здоровьесберегающих технологий
позволяет добиться положительных изменений в
состоянии здоровья школьников.
Сберегаем здоровье
Основной целью работы нашего учебного
заведения, стремящегося работать в русле
педагогики здоровья, стало формирование
здоровьесберегающего образовательного
пространства, отвечающего медицинскому и
педагогическому принципу: «Не навреди!» Мы
делимся опытом работы школы, ориентированной на
педагогический аспект здоровьесбережения.
Главная цель программы – способствовать
укреплению здоровья детей и подростков путем
создания комплексного подхода к воспитанию на
базе профилактических программ.
Задачи программы
Воспитательные задачи: воспитание у детей
бережного отношения к своему здоровью, понимание
ценности и важности поддержания организма в
здоровом состоянии, пробуждения и роста желания
следовать здоровому образу жизни.
Обучающие задачи: ознакомление детей с
нормами здорового образа жизни, с приемами и
методами его реализации (включая основы
саморегуляции и развитие таких качеств, как
выносливость, энергичность, уравновешенность и
др.), а также выявление вредных привычек и
разработка рекомендаций по борьбе с ними,
формирование санитарной культуры у школьников.
Оздоровительные задачи: профилактика
наиболее распространенных заболеваний и
улучшение через это таких необходимых для
успешного осуществления учебного процесса
качеств, как психическая уравновешенность,
спокойствие, сосредоточенность, хорошая память,
мыслительные способности. Важно определить
уровень физической подготовки и состояния
здоровья с целью создания «экрана здоровья»
каждого ученика на конец учебного года, выявить
сильнейших учащихся и команды по видам спорта и
отдельным упражнениям, а также в комплексном
многоборье.
Приоритетные направления
деятельности
Учебно-воспитательная работа –
научно обоснованная, строго регламентированная,
оптимально организованная учебная,
физкультурно-спортивная и трудовая
деятельность, которая должна способствовать
формированию, сохранению и укреплению здоровья
учащихся, обеспечению правильного физического и
психического развития, воспитанию стремления к
здоровому образу жизни, повышению качества
образования в целом.
Диагностическая работа – комплекс
мероприятий, направленных на отслеживание
параметров здоровья учащихся.
Профилактическая и коррекционная
работа – предупреждение и своевременное
выявление отклонений в состоянии здоровья и
физическом развитии воспитанников.
Научно-методическая и
опытно-экспериментальная работа – скорейшее
внедрение результатов научных достижений в
плане сохранения и укрепления здоровья в
практику образования, разработка новых
авторских учебных программ, методик и методов
обучения, а также их экспериментальное внедрение
в учебный процесс (в частности, курса по
валеологии).
Информационно-просветительская
работа – пропаганда здорового образа жизни,
наглядная агитация.
Создание творческой группы
Для осуществления программы в нашей школе была
создана валеологическая служба с целью решения
актуальной на сегодняшний день проблемы
оздоровления школьников.
Предварительно (до начала работы группы в
учебном году) проводится опрос будущих членов
группы. Выявляется круг вопросов, которые
волнуют и интересуют педагогов. На основе этого
руководитель группы составляет план работы и
определяет форму отчета. Он же берет на себя
методическое руководство изучением
теоретического материала, а также решение
организационных вопросов, распределяет
обязанности между членами группы.
Каждый участник выбирает определенную
микротему, самостоятельно изучает и работает над
ней.
Количество учителей, входящих в группу, – 5–6
человек. В нее обязательно должны входить
учителя биологии, ОБЖ, физкультуры, психолог,
медицинский работник школы, социальный педагог.
Учителя других предметов тоже могут принять
участие.
В работу группы входит проведение
валеологических уроков,
спортивно-оздоровительных, профилактических
внеклассных мероприятий, тестирования,
психологических занятий, выпуск стенгазет,
распространение памяток.
Таким образом, творческая группа является
центром, где рождается и апробируется все новое,
что делает процесс обучения и воспитания
наиболее рациональным, а значит, и
результативным. На итоговом педсовете каждому
члену группы предлагается сделать сообщение,
включающее отчет по изученной проблеме и анализ
знаний и умений учащихся.
Мы считаем, что для творческой группы по
валеологии эффективность ее деятельности лучше
выявлять путем тестирования учащихся.
Как видно из вышеизложенного, творческую
группу можно считать удобной и эффективной
формой, поскольку она создает благоприятные
предпосылки для коллективной творческой
методической деятельности.
Схема управления программой
Администрация школы контролирует работу
валеологической службы через ее руководителя.
Руководитель валеологической службы
контролирует и координирует работу всех
подразделений.
Физическое подразделение определено особой
значимостью занятий физической культуры,
развитием кондиционных физических качеств,
создающих потенциал физического здоровья.
Ответственный – учитель физической культуры.
Образовательно-валеологическое подразделение
обусловлено необходимостью повышения
валеологической грамотности субъектов
образовательного процесса. Ответственный –
учитель биологии.
Психологическое подразделение обусловлено
необходимостью психолого-педагогического
сопровождения учащихся. Ответственный –
психолог школы.
Медицинское подразделение связано
необходимостью медицинского сопровождения
учащихся, проведением работы по диагностике
состояния здоровья. Ответственный – фельдшер
школы.
Информационное подразделение занимается
оперативной обработкой, систематизацией и
хранением информации о состоянии здоровья
учащихся школы. Ответственный – руководитель
валеологической службы.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое
место в иерархии потребностей и ценностей
человека в нашем обществе, но если мы научим
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и
укреплять свое здоровье, будем личным примером
демонстрировать здоровый образ жизни, то можно
надеяться, что будущее поколение будет более
здоровым и развитым не только физически, но и
личностно, интеллектуально, духовно.
Елена КОРСАКАС,
учитель физической культуры
МОУ «Акконьярвская ООШ»,
Республика Карелия |