Мотивация на уроках и тренировках
Физическая активность детей и подростков
представляет интерес как с точки зрения
соревновательного спорта, так и с точки зрения
образования. Спортивные организации производят
отбор наиболее талантливых детей для серьезных
тренировок, направленных на достижение
соревновательного уровня, в достаточно раннем
возрасте. Физическое воспитание в школе
направлено на формирование у учащихся
стремления к активному образу жизни, а также на
гармоничное развитие личности через физическую
активность.
Спорт: демонстрация способностей или
недостатков?
Существует общее мнение о том, что спорт
оказывает благотворное образовательное влияние
на развитие личности ребенка. Однако
исследования выявляют как позитивное, так и
негативное его влияние. Организованный
спорт – это деятельность, направленная на
достижение определенного результата, при этом
основной целью является успех в соревнованиях.
Процесс тренировки, по сути, связан с постоянной
оценкой результатов, т.е. с постоянным социальным
давлением, что вызывает тревогу у детей по поводу
их компетентности.
В
соответствии с теорией самоопределения детское
восприятие самостоятельности, компетентности и
социальных связей является основной переменной
внутренней мотивации. Некоторые исследования
выявили положительные когнитивные,
эмоциональные и поведенческие проявления
внутренней мотивации, связанные с благополучным
развитием личности. Если достижения человека
постоянно сравнивать с достижениями других, его
представления о себе могут стать негативными.
Если ребенок приобретает положительный
спортивный опыт, у него складывается позитивное
представление о своей физической компетентности
и повышается мотивация физической активности.
Основная цель поведения, направленного на
достижение результатов, – это демонстрация
успехов и стремление избежать демонстрации
недостатков. Компетентность, как ее воспринимают
учащиеся, и критерии ее оценки могут
рассматриваться как важные факторы мотивации
достижений. Теория ориентации на конечную цель
предлагает социально-когнитивный и динамических
подход к пониманию процесса мотивации в условиях
выступления. Две целевые ориентации определяют
характер восприятия успеха и оценки
компетентности: ориентация на выполнение
задания, при которой человек в первую очередь
обращает внимание на самого себя, и ориентация
превосходства, при которой внимание обращается
на существующие нормы и стандарты. Предыдущие
исследования выявили положительное
эмоциональное, когнитивное и поведенческое
влияние на мотивацию и благополучие, связанное с
ориентацией на выполнение задания.
Мотивационный климат понимается как общая
психологическая среда, определяющая цели
деятельности. Если ребенка подводят к
внутриличностной направленности, это отражает
климат с ориентацией на выполнение задания, а
если к межличностной (например, подчеркивая
лучшие результаты по сравнению с остальными), это
отражает климат с ориентацией на собственное
превосходство. Убедительные доказательства
подтверждают, что в климате с ориентацией на
выполнение задания возникают когнитивные и
эмоциональные переменные, связанные со здоровым
развитием личности ребенка, такие как
удовольствие и интерес.
Спорт с удовольствием
В данной статье отражены выборочные результаты
исследований переменных удовольствия и
мотивационного климата, проведенных в Финляндии.
Первая выборка представляет мнение 557 14-летних
мальчиков, занимающихся футболом, а вторая –
4398 девятиклассников. Удовольствие измерялось с
помощью четырехзначной шкалы «Удовольствие от
спорта». Для определения мотивационного климата
в первом исследовании использовался опросник
«Восприятие мотивационного климата в спорте». Во
втором исследовании мотивационный климат
измерялся с помощью шкалы «Мотивационный климат
на уроках физической культуры в школе» (Soini, 2006) в
трех направлениях: развитие восприятия
компетентности (включая два дополнительных
направления: климат с ориентацией на выполнение
задания и климат с ориентацией на собственное
превосходство), поддержка самостоятельности и
поддержка социальных связей. Все переменные
оценивались по шкале от 1 (низшее значение) до 5
(высшее значение).
Уровень удовольствия был одинаково высок на
тренировках и соревнованиях по футболу (4,12/4,42) и
на уроках физической культуры (3,79). Занятия в
спортивном клубе, в силу того что они являются
занятиями по выбору, вызывают большее
удовольствие по сравнению с уроками физической
культуры, которые являются обязательными. Члены
футбольного клуба воспринимали климат в большей
степени как ориентированный на выполнение
задания (3,94), чем как ориентированный на
превосходство (2,62). Уроки физической культуры в
школе больше воспринимаются на превосходство
(3,02), чем занятия футболом (2,62). Уровень восприятия
климата, ориентированного на выполнение задания,
был высоким (3,95), однако уровень
самостоятельности и социальных связей был
значительно ниже (2,96 и 3,16 соответственно).
Коррелятивный анализ выявил, что удовольствие
от футбольных тренировок (0,56) и игр (0,65) имеет
положительную корреляцию с климатом,
ориентированным на выполнение задания. Климат с
ориентацией на превосходство имеет небольшую
отрицательную корреляцию с футбольными
тренировками (–0,16) и играми (–0,18). На школьных
уроках физической культуры ориентированный на
задание (0,63), поддерживающий самостоятельность
(0,39) и развивающий социальные связи (0,50) климат
имеет позитивную корреляцию с уровнем
удовольствия, в то время как климат с ориентацией
на превосходство имеет нулевую корреляцию (0,01) с
данным уровнем.
Все зависит от климата…
Результаты исследования показали, что и
организованный спорт, и школьные уроки
физической культуры вызывают удовольствие у
детей, подтверждая идею о том, что спортивная и
физическая активность является важной
составляющей жизни детей и молодежи. Высокий
уровень удовольствия говорит о том, что
достижение положительных результатов возможно
через деятельность, имеющую определенные цели
обучения, такие как развитие самооценки, по
сравнению с другой деятельностью, доставляющей
меньше удовольствия.
В соответствии с теоретическими гипотезами и
результатами эмпирических исследований климат,
ориентированный на задание, самостоятельность и
социальные связи, связан с более высоким уровнем
удовольствия как от спортивных тренировок, так и
от школьных уроков физической культуры.
Результаты, представленные в данной работе,
подтверждают, что занятия спортом и физической
культурой доставляют детям удовольствие и
оказывают положительное влияние на развитие их
эмоциональной и когнитивной сферы. Однако
мотивационный климат играет важную роль в
регуляции восприятия действительности. Климат,
ориентированный на выполнение задания,
поддерживающий самостоятельность и социальные
связи, должен создаваться как на спортивных
тренировках, так и на школьных занятиях
физической культурой, способствуя таким образом
здоровому развитию личности детей и подростков.
Это является важной задачей деятельности в
области спорта и физической культуры, в центре
внимания которой находится ребенок, включая
менеджмент в области спорта, тренерскую
деятельность, дошкольное и школьное физическое
воспитание, воспитание в семье. Средства
массовой информации также играют здесь важную
роль, подчеркивая необходимость фокусирования
на аспектах, связанных с развитием личности
детей через занятия спортом и физической
культурой.
Ярмо ЛИУККОНЕН,
профессор спортивной педагогики
кафедры спортивных наук
Университета Ювяскюля,
Финляндия |