Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2008

КОНГРЕСС УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основным средством поддержания здоровья и хорошего самочувствия школьников является урок физической культуры. Рекомендации по повышению физической активности школьников разработаны Министерством образования Финляндии с учетом определенной позиции по количеству, качеству и осуществлению занятий физкультурой, а также малоподвижного образа жизни современных детей.

Физическая активность школьников

Рекомендации финских специалистов

Влияние физкультуры весьма многообразно, а качество физической подготовки колеблется в зависимости от того, в какой именно области исследуются состояние здоровья и хорошее самочувствие. Общие рекомендации базируются как на мнении специалистов, так и на научных исследованиях о влиянии физкультуры на здоровье и самочувствие школьников.
Рекомендации по повышению физической активности разработаны с точки зрения оздоровительной физкультуры для всех категорий школьников в возрасте от 7 до 18 лет – как активно занимающихся спортом, так и нуждающихся в специальной поддержке.

Основные рекомендации для школьников

Все дети и подростки в возрасте 7–18 лет должны двигаться разнообразно и соответственно своему возрасту по меньшей мере 1–2 ч в день. Следует избегать неподвижного сидения в течение более 2 ч подряд. Работа на компьютере допускается не более 2 ч в день.

Рекомендуется как минимум 2 ч физической активности в день для 7-летних детей и как минимум 1 ч для 18-летних, посредством чего можно уменьшить риски для здоровья, вызванные неподвижностью. Для достижения оптимального результата необходимо двигаться еще больше (рис. 1).

Рис. 1. Рекомендованные ежедневные упражнения для школьников различного возраста

Рис. 1. Рекомендованные ежедневные упражнения для школьников различного возраста

Физкультура – каждый день

Ежедневные занятия физкультурой – залог здорового роста, развития и хорошего самочувствия школьника. Детям необходима физическая активность каждый день. Ее влияние нельзя суммировать. Если в какой-либо день школьнику не удалось позаниматься физкультурой, это не страшно, но длительных периодов без движения следует избегать.

В детстве минимальная физическая активность составляет 2 ч в день, но рекомендуется все-таки двигаться больше. Дети обучаются методом проб и ошибок, поэтому им нужно много времени и возможностей, чтобы научиться двигаться и заниматься физкультурой. Не стоит вообще ограничивать физическую активность и естественные движения: здоровый ребенок остановится сам, если нагрузка окажется ему не под силу. Чрезмерная физическая нагрузка может принести вред здоровью, если занятия однообразны или длительное время без перерыва присутствует напряженная двигательная активность. Ребенку нужно также достаточно времени для отдыха, и в частности для сна. Он легко выполнит кратковременные интенсивные упражнения, однако следует избегать длительных изнуряющих тренировок.

В подростковом возрасте минимальная физическая нагрузка несколько меньше, чем в детстве. И все же подростку также рекомендуется двигаться несколько часов в день. Подростки старше 13 лет могут усидеть на месте дольше, чем маленькие дети. Взрослые могут вообразить, что ежедневную потребность подростков в движении можно удовлетворить небольшой физической нагрузкой. Но на самом деле 13–18-летние переживают бурный период роста и развития, так что их потребность в движении ненамного отличается от потребностей детского возраста. У подростков часто возникает впечатление, что они и без того много двигаются. Знакомство с различными видами спорта и развитие основных умений помогут им найти подходящее занятие. Занимаясь самостоятельно или под руководством педагога, они могут улучшить свое физическое состояние.

Ежедневные занятия физкультурой должны содержать несколько коротких, по крайней мере, 10-минутных периодов интенсивной нагрузки.

Ежедневная физическая нагрузка должна содержать периоды интенсивного движения, во время которого ЧСС и частота дыхания должны несколько учащаться. Бодрая ходьба, езда на велосипеде – хорошие примеры такой физической активности. У ребенка совокупная физическая активность состоит из относительно коротких активных промежутков в течение всего периода бодрствования, большинство которых происходит с низкой интенсивностью. Наибольшая польза достигается, когда по крайней мере половина всей физической активности в течение дня состоит из 10-минутных интенсивных физкультурных периодов. В течение такого единовременного периода ребенок должен больше двигаться, чем сидеть на месте. Хорошим подспорьем могут стать подвижные перемены. Ребенок может активно двигаться в течение 10 мин. и отдыхать 5 мин.

Ежедневные занятия физкультурой должны содержать также интенсивные, напряженные упражнения, при выполнении которых дыхание и сердечный ритм заметно учащаются. Интенсивная физкультура вызывает более глубокие изменения и благотворнее влияет на различные органы, в частности на сердце, чем легкие бодрые движения, при этом развивается выносливость.

Периоды интенсивной физической активности у детей осуществляются обычно в виде интервалов (от нескольких секунд до нескольких минут), в течение которых чередуются движение и отдых. Не стоит требовать от детей выполнения длительных интенсивных упражнений.

У подростков интенсивная физкультура часто соединяется с занятиями спортом самостоятельно или в секциях. Будни подростков редко содержат ситуации, когда учащается сердечный ритм. Поэтому важно, чтобы хотя бы в подростковом возрасте каждый выбрал для себя вид спорта, в котором получил достаточно интенсивные нагрузки.

Нагрузка в радость

Физкультура – естественная составляющая жизни детей и подростков. Физкультура должна быть забавной, доставлять детям и подросткам радость и положительные эмоции. Это возможно, когда учитывается их мнение и принимаются их условия. С точки зрения социального и этического развития можно рекомендовать обучающие и тренировочные методики, основанные на коллективных действиях и одновременно развивающие самостоятельность. Не стоит переоценивать значение соревновательности. Физкультура для детей и подростков должна быть разнообразной и соответствовать возрасту. Основная моторика и специфические умения требуют для своего развития разнообразных видов деятельности и дозировки нагрузки. Для детей физкультурное многообразие – условие усвоения основных умений.

Физический рост младших школьников происходит постоянно, но относительно ровно, поэтому в процессе занятий физкультурой они развиваются быстро и легко овладевают новыми умениями. Организм ребенка требует ежедневной, многообразной физкультуры, чтобы стимулировать развитие. Младшим школьникам необходимо ежедневно много двигаться, чтобы удовлетворить свои потребности в этом.

Самостоятельное обучение основным навыкам движения – основное право каждого ребенка. Хорошие двигательные навыки – лучшее обеспечение безопасности ребенка в его повседневной жизни. Развитие основной моторики требует выполнения множества разнообразных упражнений в движении и повторов. Разнообразные занятия физкультурой улучшают нервно-психическое развитие ребенка и укрепляют его в стремлении познать новое, в том числе научные факты. Автоматизация основных навыков – процесс длительный, требующий тысячекратного повторения. Эта автоматизация освобождает чувства ребенка для новых открытий и обучения новым, все более специфическим навыкам. Основные умения укрепляются, когда ребенок имеет возможность двигаться в как можно более разнообразной среде: в помещении и на улице, на различных поверхностях, в различных местностях, на снегу, на льду, в воде, на песке, на траве и т.д.

В школьном возрасте большое значение имеют комбинации основных двигательных навыков, а также умений в различных видах спорта. Хорошо развитые двигательные навыки открывают бесчисленные возможности для разнообразной деятельности в последующей жизни.

Занятия спортом в детстве, например, 1–2 раза в неделю – прекрасное, но не достаточное дополнение к общему количеству движения, которое получает ребенок. С этой точки зрения важнее, что происходит во временной промежуток между занятиями дома, в школе, во дворе или на стадионе. Спортивные увлечения, поддержанные специалистом на условиях, приемлемых для ребенка, привносят в детские будни дополнительное движение.

В подростковом возрасте многообразие занятий физкультурой способствует равномерному развитию физических способностей. Некоторые из них можно развить уже в раннем детстве, другие — в переходном возрасте, а третьи — основательно и безопасно только после его окончания. Разнообразие физкультуры и используемых приемов влияют также на мотивацию подростков – разнообразные задания выполнять приятно, они не надоедают. Для подростков имеют значение самостоятельность и возможность принимать решения – они хотят отделиться от взрослых и понять границы собственных возможностей. Важно участие молодежи в организации и проведении занятий физкультурой.

Подростки в переходном возрасте любят командные соревнования. Групповые занятия физкультурой предоставляют для этого прекрасную возможность (игры, танцевальные группы и т.д.).

Укрепление мышечного тонуса

Для развития и поддержания мышечного тонуса, или мышечной силы, занятия физкультурой должны включать упражнения, дающие нагрузку на определенные группы мышц. Укрепление мышечной системы детей школьного возраста рекомендуется начинать еще до наступления переходного возраста, совершенствуя технику выполнения, используя вес собственного тела или не слишком тяжелые предметы. Эспандеры, например, могут помочь в увеличении мышечной массы. Виды спорта, развивающие мышечную массу, – это культуризм, гимнастика, аэробика, упражнения в тренажерном зале и т.д.

В младшем школьном возрасте физкультура очень полезна для формирования скелета. У тех детей, которые активно двигаются, минеральный состав скелета богаче, а кости прочнее, чем у тех, кто двигается мало. Более всего для этой цели подходят различные прыжки и быстрые игры с частой сменой направления движения или подобные виды спорта. Хорошим увлечением являются занятия в кружках, основанные на элементах спортивной гимнастики, где практикуются прыжки; в спортивных школах общего направления, а также подвижные игры с мячом.

С точки зрения подвижности и поддержания амплитуды движений следует тренировать различные суставы, максимально используя их возможности. Примером занятий физкультурой, развивающих подвижность, являются разные формы растяжки в гимнастике.

На месте не сидим!

«Человек способен насидеть себе болезнь и набегать здоровье», – гласит известная народная мудрость. Школьникам следует избегать длинного непрерывного сидения в течение школьного дня и в свободное время. Неподвижность стоит предупреждать по многим причинам. Установлено, что излишнее сидение вызывает вредные последствия независимо от занятий физкультурой, такие как ожирение, а также нарушения опорно-двигательной системы.

Ребенку или подростку, который мало двигается, нужно время для достижения минимального двигательного уровня. Если школьник недостаточно занимается физкультурой или вообще не увлекается ею, хорошо постепенно добавлять по полчаса занятий в день, а потом понемногу переходить от минимальной нормы до достаточного уровня. Одновременно стоит уменьшать время: сначала 15 мин. дополнительных занятий и на 15 мин. меньше сидения, затем – полчаса и т.д. (табл. 1).

Таблица 1

Тренировочный план по увеличению физической активности

Месяц

Ежедневная двигательная активность

Ежедневные интенсивные занятия физкультурой

Увеличение ежедневных занятий физкультурой

Дополнительное ежедневное уменьшение времени неподвижности

1

Не менее 20 мин. в сутки

+ 10 мин.

30 мин.

30 мин.

2

Не менее 30 мин. в сутки

+ 15 мин.

45 мин.

45 мин.

3

Не менее 40 мин. в сутки

+ 20 мин.

60 мин.

60 мин.

4

Не менее 50 мин. в сутки

+ 25 мин.

75 мин.

75 мин.

5

Не менее 60 мин. в сутки

+ 30 мин.

90 мин.

90 мин.

Министерство образования Финляндии,
Ассоциация молодежи Финляндии

Рейтинг@Mail.ru