Система
психофизической тренировки
За последнее десятилетие в России
наметились неблагоприятные тенденции в
состоянии здоровья детского населения.
Обоснованную тревогу вызывает прогрессирующий
рост детской инвалидности. По данным статистики,
в настоящее время 4,5% детей, проживающих на
территории Российской Федерации, имеют
инвалидность. Значительную долю из них (21%)
составляют дети-инвалиды с интеллектуальным
недоразвитием, обучающиеся в условиях
специализированных образовательных учреждений
VIII вида.
Результаты обследования детей-инвалидов с
легкой интеллектуальной недостаточностью
выявляют следующие негативные параметры:
наличие различных соматических
заболеваний;
частое отставание в физическом
развитии (низкий рост, дефицит массы тела);
низкий уровень физической
подготовленности;
сниженная самооценка, повышенный
уровень тревожности;
частые случаи вегетативных
расстройств.
Эти показатели вызывают особую тревогу, так как
в коррекционных образовательных учреждениях
дети-инвалиды находятся в условиях
малоподвижности, дефицита двигательной
активности. В связи с этим для данной категории
детей становится необходимой разработка особых
технологий физического воспитания, которые
отвечали бы следующим требованиям:
соответствие упражнений
интеллектуальным возможностям ребенка;
уменьшение степени гиподинамии,
улучшение показателей физического развития;
гармонизация
эмоционально-вегетативной сферы;
снижение тревожности, выравнивание
самооценки.
Всем этим требованиям отвечает технология
психофизической тренировки. Адаптация данной
методики легла в основу разработки модели
занятия физической культурой для
детей-инвалидов с легкой интеллектуальной
недостаточностью.
Система психофизической тренировки
содержит теоретический раздел, который
интересно и доступно информирует детей о
наиболее часто встречающихся заболеваниях и
способах самооздоровления, реализуемых в
практическом цикле.
Практическое занятие системы состоит
из трех последовательных этапов:
1) динамические упражнения аэробного характера;
2) напряжение отдельных мышечных групп с
последующим их расслаблением в форме
определенных статических поз;
3) сеанс психофизической саморегуляции в
состоянии релаксации.
Первый этап тренировки
Занятия начинаются с динамических упражнений
аэробного характера, которые:
восполняют дефицит двигательной
активности;
повышают функциональные возможности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
оказывают гармонизирующее влияние на
вегетативные центры;
обеспечивают развитие
мышечно-кинестетического чувства, умения
управлять своим телом, способности объединять
простые движения в сложную двигательную
композицию;
формируют динамическое равновесие,
улучшают ориентировку в пространстве;
способствуют выходу всех негативных
эмоций.
Учитывая особенности развития детей, в
динамической части занятий используются
несложные по форме упражнения. Аэробную
композицию составляют из 5–7 упражнений,
циклично повторяемых 6–8 раз, что облегчает их
разучивание.
Суммарная физическая нагрузка (малая и средняя)
сопровождается учащением пульса на пике до 120–140
уд./мин. Продолжительность данной части занятий
составляет 10–15 мин.
Комплекс динамических упражнений
1. Ходьба на месте (march). Носки ног отрываются
от пола, руки свободно полусогнуты у талии, спина
прямая, живот подтянут, на лице улыбка.
2. Приставные шаги в стороны (step line).
1 – шаг правой ногой вправо;
2 – приставить левую ногу;
3 – шаг правой ногой вправо;
4 – приставить левую ногу;
5 – шаг левой ногой влево;
6 – приставить правую ногу;
7 – шаг левой ногой влево;
8 – приставить правую ногу.
Повторить приставные шаги в правую и левую
стороны по 4 раза.
3. Полуприсед (squat).
И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки
свободно опущены вдоль туловища.
1 – шаг правой ногой в сторону в широкую
стойку, ноги врозь в полуприсед (колени и носки
немного развернуты вперед, в стороны);
2 – толчок правой ногой, приставляя ее в и.п.;
3–4 – то же с левой ноги.
Повторить полуприседы по 4 раза в обе стороны.
4. Выполнить упражнение 2 (приставные шаги) по 2
раза в каждую сторону.
5. Выполнить упражнение 3 (полуприседы) по 2
раза в каждую сторону.
6. «Пружинка».
И.п. – о.с., руки согнуты в локтях, ладони –
на линии талии.
1 – полуприсед, ноги согнуть в коленях;
2 – выпрямляя ноги, подняться на носки.
Повторить движения 8 раз по 8 счетов.
Ноги слегка пружинят, спина прямая.
7. Выполнить упражнение 4.
8. Выполнить упражнение 5.
9. Выполнить упражнение 6 («пружинка» на 8 счетов).
10. Ходьба с продвижением.
И.п. – о.с.
1 – шаг правой ногой вперед;
2 – шаг левой ногой вперед;
3 – шаг правой ногой вперед;
4 – подъем левой ноги вперед-вверх (голень
направлена вниз);
5 – шаг левой ногой назад;
6 – шаг правой ногой назад;
7 – шаг левой ногой назад;
8 – подъем правой ноги вперед вверх (голень
направлена вниз).
Повторить движения 4 раза.
11. Выполнить упражнение 4 (приставные шаги в
стороны).
12. Выполнить упражнение 5 (полуприседы).
13. Выполнить упражнение 9 («пружинка»).
14. Выполнить упражнение 10 (ходьба в продвижении: 2
раза вперед, 2 раза назад).
15. Взмахи ногой (kick).
И.п. – стоя в полуприседе, ноги вместе, руки
согнуты в локтях, ладони на талии.
1 – взмах правой ногой вперед вправо;
2 – и.п.;
3 – взмах левой ногой вперед влево;
4 – и.п.
Повторить движения 8 раз.
16. Выполнить упражнение 4.
17. Выполнить упражнение 5.
18. Выполнить упражнение 9.
20. Выполнить упражнение 15.
21. Прыжки.
1–4 – четыре прыжка влево на полусогнутой
правой ноге, левая нога согнута в колене, голень
направлена назад, руки слегка согнуты у талии;
5–8 – четыре прыжка вправо на полусогнутой
левой ноге, правая нога согнута в колене, голень
направлена назад.
Повторить 4 раза.
22. Выполнить упражнение 4.
23. Выполнить упражнение 5.
24. Выполнить упражнение 9.
25. Выполнить упражнение 10.
26. Выполнить упражнение 15.
27. Выполнить упражнение 21.
Повторить всю композицию (упражнения 22–27) 3–4
раза. Возможно большее или меньшее количество
повторений упражнений (в зависимости от
исходного уровня физической подготовленности
группы, а также развиваемой частоты
максимального и тренировочного пульса).
28. Ходьба на месте с постепенным замедлением
темпа.
29. Дыхательные упражнения в движении и стоя на
месте.
Данный комплекс упражнений проводится под
быструю энергичную музыку. По ходу занятия
учитель постоянно дает положительные
комментарии: «У вас все замечательно получается!
Движения бодрые, свободные, радостные! На лице
улыбка!»
В конце динамической части на фоне дыхательных
упражнений подводится короткий итог: «Мы
заканчиваем нашу быструю композицию, настроение
отличное! Вы замечательно справились со всеми
упражнениями! Молодцы!»
Второй этап тренировки
Следующим этапом занятий являются смена
мышечного напряжения и расслабление в форме
определенных статических поз. Особенность
упражнений данного этапа – фиксация тела в
одном определенном положении (до 2–3 сек.).
Дыхание при выполнении упражнений ровное,
спокойное, без задержек, степень развиваемого
статического усилия малая.
Основные задачи статической части:
улучшение мозгового кровообращения;
тренировка активного внимания,
равновесия, координации;
укрепление мышечного корсета;
формирование положительного
эмоционального фона, способствующего появлению
радости и ощущения общего спокойствия.
Детям предлагается выполнить 7 несложных
статических упражнений в течение 10 мин. на фоне
музыкальной мелодии со средним диапазоном
громкости звучания, средними по высоте
регистрами, спокойными мелодическими
сочетаниями.
Демонстрация физических упражнений учителем
сопровождается подробным объяснением смысла
задания, способа и техники выполнения движений с
выделением основного, ведущего их звена. Особое
внимание уделяется правильному сочетанию
движений со вдохом и выдохом. Учитель дает
словесные оценки, способствующие выработке
правильной самооценки и самоконтроля детей с
интеллектуальной недостаточностью и
поддерживающие их интерес к выполнению
физических упражнений.
Комплекс упражнений статической части
психофизической тренировки
1. Основное положение.
Учитель. Встать прямо. Плотно прижать стопы
к полу. Напрячь мышцы ног. Подтянуть животики.
Сделать глубокий вдох, выдох. Свободно опустить
плечи. Расслабить руки. Постараться вытянуть шею
вверх, не поднимая и не опуская подбородок. Все
тело станет упругим и легким, дыхание –
свободным и ровным.
Из этого основного положения мы начинаем
растягиваться во всех основных направлениях.
2. Растягивание вверх.
Учитель. Это упражнение сделает ваше тело
более выносливым, сильным, красивым.
Итак, мы стоим прямо. На вдохе медленно поднять
прямые руки вверх, сделать спокойный выдох. Руки
сильные, красивые. Дыхание ровное, спокойное. На
очередном вдохе медленно подняться на носочки.
Пальцы рук тянутся к потолку все выше и выше.
Удерживаем равновесие. Молодцы! На очередном
выдохе медленно опустить пятки на пол. Хорошо!
Сделать вдох и на выдохе медленно опустить
прямые руки вниз. Замечательно!
3. Растягивание в стороны.
Учитель. Это упражнение делает сильным
позвоночник, улучшает работу сердца и головного
мозга.
Поставить ноги чуть шире плеч, развести прямые
руки в стороны, сделать глубокий вдох и вытяните
руки в стороны. Спину держать прямо, колени не
сгибать. Дышать ровно, спокойно. А теперь
медленно опустить прямые руки вниз и поставить
ноги вместе. Молодцы!
4. Растягивание в седе на пятках.
Учитель. При выполнении этого упражнения
благодаря усиленному приливу крови к голове ваше
лицо станет более красивым и привлекательным, а
глаза засияют ярким блеском.
Медленно опуститься на колени и сесть на пятки.
Сделать вдох, выдох, медленно наклониться вперед
и положить голову на колени. Руки свободно лежат
на полу. Постараться сделать спинку совершенно
круглой. Расслабиться. Дышать ровно, спокойно.
Хорошо! Сделать вдох и медленно возвратиться в
исходное положение – сед на коленях.
5. Диафрагмальное дыхание.
Учитель. Подтягивая живот, мы укрепляем его
мышцы, улучшаем работу важных органов: печени,
селезенки, почек, кишечника, а также формируем
красивую фигуру.
Сесть на колени. Наши ноги от кончиков пальцев до
колен касаются пола, и на них приходится вся
тяжесть тела. Колени держатся вместе. Голова, шея,
туловище образуют одну прямую линию. Положить
правую руку на область живота. Хорошо!
Сосредоточить внимание на дыхании. Сделать
вдох – выдох, втягивая при этом живот.
Вдох – живот идет вперед (мы контролируем это
движение правой рукой). Выдох – живот
втягивается. Еще раз: вдох – живот вперед,
выдох – живот втягивается. Самостоятельно:
вдох – выдох. Молодцы!
6. «Лодочка».
Учитель. Выполняя это упражнение, мы
тренируем мышцы спины и ягодиц, укрепляем
позвоночник. Это позволит телу сохранять
гибкость и красоту.
Лечь на живот. Руки вытянуть вдоль туловища,
ладони вверх. Вытянуть ноги и напрячь мышцы
ягодиц.
На вдохе оторвать от пола плечи и ноги, не
сгибая коленей. Вытянуть голову вперед.
Позвоночник должен растягиваться равномерно по
всей длине, поэтому не поднимать голову выше ног.
Дышать спокойно, ровно, затем медленно
опуститься на пол. Хорошо!
7. «Угол».
Учитель. Это упражнение отлично укрепляет
мышцы спины и живота, способствует формированию
правильной осанки, нормализует работу
внутренних органов, что, несомненно, улучшит ваше
здоровье, внешний вид и настроение!
Лечь на спину. Руки вытянуть вдоль тела ладонями
вниз, ноги вместе. Сделать вдох, выдох и
одновременно поднять прямые ноги, туловище и
руками тянуться к ногам. Удерживать равновесие.
Дышать спокойно, ровно, на вдохе медленно
возвратиться в исходное положение. Молодцы!
Третий этап тренировки
Заключительная часть занятий – сеанс
психофизической саморегуляции в состоянии
релаксации. Для достижения релаксационного
состояния используется особое музыкальное
сопровождение в виде классических музыкальных
произведений в медленном темпе с элементами
«экологической музыки»: шум дождя, шелест листвы,
плеск волн, крик чаек, пение птиц. На фоне этой
музыки звучат слова, которые помогают детям
полностью расслабиться и содержат универсальные
блоки формул, закрепляющие положительный
регуляторный эффект психофизической тренировки.
Ключевые формулы сеанса для детей с легкой
интеллектуальной недостаточностью
характеризуются простотой, понятным содержанием
и направлены на общее успокоение, улучшение
настроения, укрепление эмоционально-волевой
сферы.
Перед началом сеанса детям предлагается лечь.
Психофизическая саморегуляция в
состоянии релаксации
Учитель. Сейчас нас ожидает
оздоровительный сеанс, но не простой, а
сказочный. И, как у любой сказки есть начало, так и
у нашей оно тоже есть. И оно такое:
Стало тихо. Очень тихо.
Сон на всей земле.
Только голос очень тихий
Шепчет сказку мне.
Стало тихо, очень тихо.
Дрема без забот.
Только голос очень тихий,
Словно мягкий кот.
Стало тихо, очень тихо.
Тихий, тихий час.
Голос нежный, голос добрый
Вводит в сказку нас.
Представь, что ты лежишь на мягкой, согретой
солнцем, нежной траве. Воздух напоен ароматом
хвои, он струится по коже, лаская, согревая,
баюкая, целуя твой лобик и щеки, закрытые глазки и
носик, подбородок и губы. Ветерок шепчет: спи, мой
друг. В нашей сказке прекрасной будет все хорошо,
будет каждый счастлив. Тебе шепчет облако –
пора отдохнуть, колышутся листья – время
отдыха; соловей замолк на ветке – время
отдыха; поводил ушами заяц – пора отдохнуть.
Приятно и мягко струится воздух, окутывая,
баюкая, согревая шею и руки, грудь и живот, ноги и
стопы, как будто укутывая легким, прозрачным,
теплым одеялом.
Отдохни, все будет хорошо. Ты сильный и смелый,
красивый и умный, любимый и желанный. Ты самый
лучший ребенок на свете. Ты звездочка, птичка,
рыбка, цветочек, самое лучшее, самое удивительное
создание на свете.
Спи, замечательный человечек. Расти, поправляйся.
Ты солнышко, светлое и нежное. Все люди вокруг
тебя хорошие и добрые, счастливые и здоровые.
Всю нежность, всю любовь, всю доброту, все силы
своей души и сердца я направляю сейчас тебе. Я,
как добрая волшебница, делаю тебя сильным,
здоровым, радостным, защищенным.
Ты отдыхаешь, все тело расслаблено, тебя как
будто покачивает в мягких, теплых объятиях,
нежных, как облако, и теплых, как весеннее
солнышко.
Восстанавливаются силы, улучшается здоровье, как
в сказке, словно с нежной музыкой и тихим голосом
в тебя вливается волшебная сила – сила любви,
которая поможет тебе преодолеть все трудности.
Самое главное – это чаще улыбаться и смеяться,
радоваться. Ведь у тебя все получится. У тебя есть
все для счастья и здоровья – как в сказке, так
и наяву.
Вокруг тишина, покой, тепло, нежность, красота.
Твое тело отдыхает.
Сердце бьется ровно, дыхание свободное, мысли
светлые, легкие, радостные.
Отдыхай, замечательный человечек, расти,
набирайся сил и радости.
А сейчас мы постепенно вернемся в нашу комнату.
Представь, что тебя касается озорной прохладный
свежий ветер.
Прохладным становится твой лоб, легкими –
веки; все тело упругое, сильное; настроение
хорошее.
Ты открываешь глаза, улыбаешься. Ты побывал в
сказке, и она осталась у тебя в душе!
Эффективность системы психофизической
тренировки для детей-инвалидов с легкой
интеллектуальной недостаточностью заключается
в том, что у них в процессе занятий:
стабильно улучшается общее
самочувствие;
повышаются функциональные возможности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
гармонизируется вегетативная
регуляция;
улучшается эмоциональное состояние,
снижается уровень тревожности, выравнивается
самооценка;
повышается социальная адаптация;
формируется высокая мотивация к
занятиям физической культурой.
В специализированных образовательных
учреждениях VIII вида технология психофизической
тренировки может быть реализована как
вариативная программа по физическому воспитанию
детей-инвалидов с легким интеллектуальным
недоразвитием в течение всего срока обучения.
Внедрение технологии в практику работы
образовательного учреждения значительно
облегчается за счет разработанного
программно-методического обеспечения, которое
включает в себя видеофильм «Психофизическая
тренировка – новая технология физического
воспитания детей-инвалидов с легкой
интеллектуальной недостаточностью».
Н.Н. НЕЖКИНА, д.м.н.,
Ю.В. ЧИСТЯКОВА, к.м.н.,
Н.В. КИСЕЛЕВА, к.м.н.,
Н.В. МАСЛЕННИКОВА,
Ивановский областной ИПК и ППК,
ОГОУ «Ивановская специальная (коррекционная)
школа-интернат
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
с отклонениями в развитии»,
г. Иваново |