Шаг навстречу,
или Школа, в которой учатся те, кому
сложнее всего
Крыловская СОШ Правдинского района
Калининградской области – самая обычная
российская школа. Расположена она в маленьком
поселке, далеко от областного центра. Совсем
недавно, после того как в Калининградской
области было введено подушевое финансирование,
эта школа, как и многие другие поселковые и
сельские общеобразовательные учебные заведения,
оказалась на грани вымирания: большое типовое
школьное здание требует серьезных финансовых
вложений, детей мало – меньше 200 человек.
Но эта школа выжила! Выжила за счет одной простой
и беспредельно человечной идеи, которая была
здесь воплощена.
Первый взгляд
Выйдя
из машины (100 километров все-таки проехали!), мы,
как и полагается, стали разминать затекшие в
дороге суставы и нежиться на теплом весеннем
солнышке. Взгляд скользил вокруг. Типовое
школьное здание, ухоженный пришкольный участок,
сухое дерево с какими-то указателями… Указатели
на дереве?! Почему они направлены в разные
стороны? А один – прямо вверх. Интересно, что
на нем написано?
«Солнце – 150 млн. км». А вокруг в различных
направлениях: «Калининград», «Берлин», «Москва»,
«Правдино», «Санкт-Петербург»… Крупные и мелкие
города, села, поселки, Солнце – все едино:
название и количество километров.
Подошел Иван Тюляндин, директор:
– У нас много таких штучек. Я считаю, что каждый
год в школе должно появляться что-то новое,
интересное. Здесь указатели тех пунктов, где наши
ребята хоть раз побывали или которые изучали.
Прибить новый указатель может любой класс.
Главное – не нарушить общий порядок.
Рядом – прицеп, в нем еще одно сухое дерево.
– Мы в этом году его вкопаем и сверху сделаем
искусственное гнездо с муляжами аистов. Красиво
будет… – мечтательно продолжал он.
Мы прошли в школу. Перемена. Как обычно, бегают
дети, того и гляди – с ног собьют. Открылась
дверь очередного кабинета… и оттуда вышли и
выкатились на колясках ребята с сильными
отклонениями в физическом развитии. Никто на них
и внимания особого не обратил. Часть из них
расселись на сбитые из стволов молодых деревьев
лавочки (сделать такие легко, а как удобно и
дешево!), некоторые подошли (точнее, подъехали) к
теннисному столу и стали играть. Перемена…
В коридоре школы – стенды, плакаты, награды,
в том числе «площадь звезд»: на стенде – имена
золотых медалистов, рядом с ними – фамилия
директора, тоже, оказывается, имеющего награду.
Звездой может стать каждый…
Нас пригласили в кабинет директора. Все как
обычно: книги, грамоты, фотографии. А рядом с
письменным столом – велотренажер: директор
школы – учитель физкультуры.
Статья опубликована при поддержке компании DeviCon, занимающейся строительством и дизайнерскими работами. Одной из основных специализаций компании является проектирование домов из кирпича, которое может быть как индивидуальным, так и типовым. Кроме того, Вы можете заказать в компании выполнение конкретного этапа строительных или ремонтно-отделочных работ на Вашем объекте, в том числе проектирование, создание и оформление помещений офисного и жилого предназначения, проектирование, сборку и установку инженерного оснащения и коммуникационных систем и мн. др. работы. Можете быть уверены, какие задачи не стояли бы перед специалистами DeviCon, даже самые сложные и оригинальные, все они будут выполнены качественно, своевременно и в полном объеме. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте devicon.build.
Главные предметы – литература,
музыка и физкультура
Иван Петрович уверен: каждый начинающий
директор должен прежде всего определить
собственные ценности. Именно так он и
поступил, когда 29 лет назад стал директором
Крыловской школы. Исходя из того главного
положения, что за годы учебы каждый ученик должен
почувствовать себя успешным, он вопреки мнению
части коллектива определил: в этой школе будет
три главных предмета – литература, музыка и
физическая культура. Потому что эти три предмета
и доступны каждому ребенку, и важны для всех без
исключения. Читать могут научиться все,
главное – привить вкус к хорошему чтению. Петь
и наслаждаться музыкой способен каждый, и в силах
коллектива учителей развивать это умение.
Физическое воспитание доступно всем, и в рамках
общей программы каждый ученик может получить
хорошую отметку. Получается, что именно эти
предметы дают возможность каждому ребенку
проявить себя, стать успешным. Поверивший в себя
однажды человек сможет преодолеть многие
трудности в учебе: и в математике, и в химии, и в
изучении иностранного языка.
Для того чтобы физическая культура и спорт
стали в школе важными, любимыми детьми занятиями,
Иван Петрович прежде всего создал хорошую
материальную базу: он уверен, что без нее мало
чего можно добиться. Тренажерный зал, полоса
препятствий, мячи для каждого ученика – это
обязательно должно быть. Кроме того, оказалось,
что сельских детей не приходится заставлять
ходить на уроки физкультуры: именно они имеют
постоянную физическую нагрузку, потому что
трудятся дома наравне со взрослыми.
Довольно скоро все учителя приняли
предложенную директором градацию учебных
предметов: многие ребята, впервые почувствовав
свою успешность на литературе, музыке или
физкультуре, довольно скоро улучшили свои
результаты и по другим предметам.
Самые ценные ученики
Россияне привыкли отводить взгляд,
встретившись на улице или в метро с человеком в
инвалидной коляске, идущим на костылях или с
признаками отставания в развитии. Мы не понимаем
таких людей, не знаем их, а значит, немного боимся:
человеку свойственно бояться всего
малознакомого.
Но от беды нельзя отворачиваться. Люди с
ограниченными возможностями (так называют их у
нас), а точнее – люди с дополнительными
потребностями (так обычно называют их в Европе)
живут рядом с нами. И отличаются они от других
только тем, что им помощь и поддержка окружающих
нужнее, – поэтому европейское название для
многих ближе, чем русское. А остальным неплохо бы
научиться быть человечнее, научиться помогать и
понимать.
В Крыловской школе есть необычный класс –
именно с его учениками мы и встретились при входе
в школу. 11 ребят с ДЦП и с отставанием в развитии
учатся в обычной общеобразовательной школе.
Класс там образован не случайно. Четыре года
назад в школе уже проводился подобный
эксперимент, давший только положительные
результаты, но тогда эту работу пришлось
прекратить: учителям никто ее дополнительно не
оплачивал.
С введением подушевого финансирования
оказалось, что на каждого ребенка с
дополнительными потребностями государство
выделяет средств столько же, сколько на 6 с
половиной здоровых детей. Значит, прием ребят с
тяжелыми врожденными заболеваниями стал
выгодным. Но полезно ли это?
Судите сами: ученики этого класса стали очень
успешными в учебе – они учатся читать, писать
и даже играть в волейбол гораздо быстрее
остальных ребят. Они полноправные члены
школьного коллектива: участвуют в конкурсах и
соревнованиях, отдыхают и веселятся.
К ним не просто привыкли – их любят, им
готовы помочь. Когда в школе проводились учения
по противопожарной безопасности и раздался звук
сирены, ребята-старшеклассники не побежали на
улицу – они сразу отправились в этот
специализированный класс и вынесли всех своих
друзей. Это дорогого стоит.
Учителя физической культуры спросят: как же
работать с такими ребятами? Очень просто:
создавая для них возможность приобщения к
физкультуре и спорту.
Во время соревнования учитель физкультуры взял
за руку одного из учеников специализированного
класса и вместе с мальчиком прошел дистанцию. Не
за него – вместе с ним!
Культ спорта
По словам директора, для того чтобы каждый
ребенок стал заниматься физической культурой, в
школе должен быть создан культ спорта. В
Крыловской школе, например, кроме ежемесячного
Дня здоровья, постоянно проводятся различные
школьные соревнования. Цель – создать такие
условия, чтобы каждый ученик стал за школьные
годы чемпионом класса, параллели или школы в
каком-нибудь виде спорта. Команды создаются
разные, в том числе и интегрированные: по
возрасту, по полу. Старшеклассники часто
становятся тренерами, капитанами команд младших
ребят – это выгодно и тем и другим.
Тренажерный зал открыт для всех без исключения.
Там занимаются не только ученики, но и педагоги.
В работу по физическому воспитанию вовлечены
не только учителя физической культуры, но и
классные руководители: ведь они отвечают за
здоровье всех детей, а без устойчивой привычки
заниматься физкультурой трудно говорить о
хорошем здоровье.
Оценивание
Как и в любой другой школе, здесь есть ребята,
которым спортивные нормативы, предлагаемые
программой, не по силам. Учителя физкультуры
уверены: плохими отметками любви к физкультуре и
спорту не привьешь, особенно если ребенок
старается, но у него что-то не получается.
Иван
Тюляндин ввел интересный способ оценивания,
который, возможно, многих заинтересует. В начале
урока всем ученикам объявляется: каждый, кто
пришел на урок в спортивной форме, имеет твердую
«тройку», а если проработал без замечаний,
выполнял все задания учителя, в конце урока
«тройка» может превратиться в «пятерку». Этот
способ был эффективен, но слишком сложен для
педагога: нужно было объяснить каждому ученику,
за что ему повысили оценку. Тогда и появился
второй вариант: каждый приходящий в форме уже
получает «пятерку», но за замечания во время
урока учитель может снизить балл. Этот способ
понравился всем больше: дети стараются, чтобы
отметка не была снижена, а учителю в конце
занятия достаточно вспомнить о тех немногих
учениках, которые не прилагали достаточных
усилий.
Результат: никто не прогуливает уроки
физкультуры; даже если кто-то не очень хорошо
себя чувствует, все равно приходит в спортивной
форме, выполняет доступные упражнения и помогает
учителю.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА, к.п.н.
Фото автора |