Сегодня во многих
школах в учебный план включается творческая и
проектная деятельность учащихся. Нет сомнения,
что такого рода работа полезна и эффективна:
выполняя ее, дети учатся важнейшим
компетентностям, которые пригодятся им в жизни.
Есть лишь одно «но». Учителя, привыкшие к обычной
классно-урочной системе организации работы,
часто не понимают, как методически грамотно
организовать проектную и творческую
деятельность детей.
Как выбрать тему для будущего проекта или
творческой работы? Как помочь ученику
спланировать свою деятельность по данному
направлению? Какие темы стоит предлагать? Что
должно быть в итоговой работе? Как поддержать
ребенка, если его индивидуальная работа зашла в
тупик? Как организовать «защиту проекта»? И
главное: может ли творческая деятельность быть
связана с предметом «физическая культура»?
Это – лишь небольшой список проблем, с которыми
сталкивается учитель, начинающий организовывать
проектную и творческую деятельность.
Мы решили посвятить один из летних номеров этой
теме. В сегодняшнем номере вы найдете
рекомендации по организации работы над
проектами, оригинальный способ организации
индивидуальной исследовательской и творческой
деятельности, примеры детских проектов.
Советы по организации этой работы дает
психолог Мария Ступницкая – координатор
проектной деятельности АНО «Школа «Премьер»,
отличник образования РФ, лауреат премии
Правительства РФ в области образования, автор
более 50 публикаций, в том числе 7 книг по школьной
психологии и проектной деятельности в школе,
член Педагогического сообщества учебного
проектирования. Тех, кого заинтересует эта
проблема, мы приглашаем на очно-заочные курсы,
которые ведет Мария Ступницкая в Педагогическом
университете «Первое сентября»: «Новые
педагогические технологии: организация и
содержание проектной деятельности учащихся».
В статье «Как развивать интерес к урокам
физкультуры?» учитель московской «Школы
самоопределения» Лариса Бычкова рассказывает о
другом методе вовлечения ребят в индивидуальную
творческую деятельность. Ее ученики (все без
исключения!) после проведения кондиционного
тестирования разрабатывают авторские методики
тренировок – для себя и для учащихся более
младшего возраста.
Большую часть номера занимают тексты детей –
их творческие и проектные работы. Они интересны
(информация, которая в них дается, может быть
использована для проведения тренировок,
внеклассных мероприятий), причем каждая
проработанная ребятами тема может подсказать
творческому учителю множество новых проблем и
идей, которые могли бы стать темами для новых
проектных и творческих работ.
«Дыхательная гимнастика Стрельниковой» и «ЛФК
при плоскостопии» – интересные работы,
наталкивающие на мысль, что ребята могут сделать
похожие реферативно-прикладные тексты по
стретчингу, по йоге, по любым интересным для них
новым направлениям лечебной или общеукрепляющей
физкультуры.
«Уроки сноубординга» – серьезный труд
школьницы, увлекающейся этим видом спорта. А чем
увлекаются ваши ученики? Возможно, они могли бы
сделать не менее интересные работы?
«Геральдика английских футбольных клубов»
(равно как и другие темы, которые можно было бы
предложить футбольным фанатам, например, об
истории их любимого клуба, о значении атрибутики
футбольных фанатов и т.д.) – работа,
прокладывающая мостик от физкультуры к истории.
Рассказ о Евгении Шаронове удивляет своей
полнотой, искренним восхищением земляком,
радостью общения с великим спортсменом.
Соприкосновение с сильной личностью – важный
момент в жизни каждого молодого человека.
Анализ агрессивности у подростков-спортсменов
– серьезный труд, в котором умело сочетаются и
хорошая реферативная часть, и анкетирование
учеников своей школы. |