Играя, учимся играть…Подвижные игры при обучении баскетболу
Методика проведения подвижных игрПодвижные и учебные игры используются на уроках и тренировках для:
Основной упор в данной работе сделан на проведении подвижных игр в условиях общеобразовательной школы с небольшим спортивным залом 24 х 12 м или 18 х 9 м, в котором не помещается баскетбольная площадка стандартного размера. Боковыми и лицевыми линиями площадки являются стены спортивного зала. Размеры кругов и трехсекундных зон в школьном спортивном зале немного уменьшены, примерно пропорционально уменьшению размеров площадки. При этом расстояние от штрафной линии до щита (кольца) и от трехочковой линии до кольца остается неизменным (соответствует правилам). Примерная ширина трехсекундной зоны у лицевой стены спортивного зала – 5,40 м, а у штрафной линии – 3,20 м. Соответственно радиус круга – 1,60 м. Ниже на рис. 1 показана схема спортивного зала размером 24 х 12 м с обозначенными на полу линиями баскетбольной и волейбольной площадок с учетом указанных размеров. Внешний прямоугольник на схеме, выделенный жирной линией, – это стены спортивного зала. Такая баскетбольная площадка лучше всего подходит для решения любых тактических задач в школьных условиях. Если размеры зон и кругов сделать стандартными, то это будет практически вся площадка, так как еще довольно большое место займут гимнастические скамейки, которые, как правило, располагаются по боковым стенам школьного зала. Если во время соревнований на скамейках будут находиться зрители, места останется еще меньше. Рис. 1 В большинстве школьных спортивных залов
волейбольная и баскетбольная площадки чаще
всего бывают обозначены, так что будет
совершенно естественно использовать их при
проведении подвижных игр. Поэтому названия и
рисунки площадок приведены нами ниже в описаниях
игр.
При подборе игр для урока или тренировочного занятия учителю надо учитывать уровень подготовки учащихся и их возможности, а также возраст. Поэтому ниже представлены игры для школьников разного возраста: со 2-го по 11-й класс. Технические элементы баскетболаДля
удобства изложения и подбора материала для
уроков физкультуры описание игр ведется по
группам. В каждую группу включены игры,
преимущественно решающие одинаковые задачи. В
нашем случае таких групп пять: «Перемещение
игроков и ведение мяча», «Передачи», «Броски»,
«Защитные действия и овладение мячом», «Учебные
игры». Перемещение игроков и ведение мячаПеремещение может быть с ведением и без ведения
мяча. По сути дела, ведение – это
перемещение игрока с мячом. ПередачиПри проведении игр с использованием передач
следует обращать внимание на то, чтобы школьники
выполняли передачи технически правильно. БроскиНа бросках в условиях общеобразовательной
школы следует остановиться более подробно.
В левой части рис. 2 показаны основные учебные точки для выполнения бросков, причем две боковые точки – для бросков с отскоком от щита (примерно 1,30–1,40 м от середины щита). Рис. 2 Более точное расположение учебных точек показано на рис. 3. Рис. 3 Штрафные броски выполняются в зависимости
от возраста и возможностей игроков. Например,
игроки 5–6-х классов выполняют броски с
расстояния 1,85–1,90 м от щита (с лицевой линии
волейбольной площадки, в школьном
зале – размером 24 х 12 м); 7–8-х
классов – 3,00–3,05 м (с дуги круга
баскетбольной разметки в школьном зале при
радиусе круга 1,60 м); 9-х классов – 4,10–4,15 м (с
лицевой линии площадки для бадминтона, в
школьном зале – размером 24 х 12 м); 10–11-х
классов – с линии штрафного броска.
На рис. 4 показаны места расположения учащихся класса в спортивном зале школы при обучении броскам с близкого расстояния, совершенствовании соответствующих навыков и проведении подвижных игр с бросками (18 мест, если в зале 6 баскетбольных колец). Если учесть, что большинство бросковых упражнений выполняется в парах (один ученик бросает, а второй подает мяч), то на площадке могут заниматься 36 человек либо 24 человека, если использовать только точки, расположенные по бокам от кольца. Рис. 4 Подобным образом учащиеся располагаются и при
выполнении бросков с других, более дальних точек.
Рис. 5 На уроках физкультуры при проведении подвижных игр с большим количеством участников не рекомендуется выполнять броски в кольцо с дальнего расстояния. Дело в том, что польза от этого невелика (на начальном этапе обучения), а вот опасность для окружающих большая. Мяч, брошенный с дальнего расстояния, отскакивает от кольца или щита с гораздо большей силой и скоростью, чем с близкого. Кроме того, участники игры, как правило, не видят момент броска, выполняемого издали, и отскок получается еще более внезапным. В результате школьники не всегда могут увернуться от мяча или иным образом защититься, что может привести к травмам. Защитные действия и овладение мячомЕсли нападающий в результате действий
защитника не смог точно выполнить задуманное,
значит, тот свою задачу выполнил: например,
нападающий бросил мяч в кольцо, но промахнулся
или выполнил передачу, но неточно и т.п. Учебные игрыВ общеобразовательной школе учебные и
соревновательные игры проходят в условиях,
несколько отличающихся от общепринятых.
Основные отличия небольшие – они изложены
в игре «Школьный баскетбол». Описание игр и игровых упражненийПеремещение игроков и ведение мяча«Броуновское движение» («Молекулы») Эта игра названа «Броуновское движение», так
как происходящее на площадке во многом этому
соответствует. Но для детей начальной школы
название оказалось слишком сложным, и они дали
игре свое название – «Молекулы». Поэтому
игра имеет двойное название. Вариант 1. Все играющие – «молекулы».
Они свободно бегают («летают») по площадке в
разных направлениях и с разной скоростью.
Главная задача – не задевать друг друга.
Для этого надо сильнее согнуть ноги в коленях и
использовать остановки и повороты. Кроме того,
нужно уметь рассчитывать скорость движения,
чтобы вовремя повернуть или остановиться. Вариант 2. Игра дополняется двумя
чередующимися командами: «Жарко!» – все
молекулы «летают» быстро,
«Холодно!» – ходят спокойно. Вариант 3. Игра проводится с подсчетом штрафных очков. За касание какого-либо игрока или предмета дается 1 штрафное очко, за столкновение – 3 штрафных очка. За умышленное столкновение игрок удаляется с площадки на 1 мин. или до конца игры (если нарушение повторное). «Броуновское движение» с ведением мяча Вариант 1 аналогичен игре «Броуновское движение», но все играющие выполняют ведение мяча, сначала перемещаясь медленно (шагом), но по мере освоения (или по указанию учителя) – все быстрее (бегом). Вариант 2. При встрече с другими игроками учащиеся должны вести мяч дальней рукой. «Светофор» Вариант 1. Все играющие выполняют ведение
мяча, свободно перемещаясь по площадке в разных
направлениях. Один учащийся с двумя флажками в
руках («светофор») располагается в центре
площадки или свободно перемещается по ней. Если
он опустил руки с флажками вниз, то все игроки
выполняют ведение мяча шагом, если вверх поднят
красный флажок – ведение на месте, а если
зеленый – ведение бегом. Вариант 2. Игроки получают штрафные очки за потерю мяча, за столкновение и за нарушение сигналов «светофора». «Бегай, как я!» Ученики делятся на пары. Первый номер бежит разными способами и с разной скоростью, используя остановки и повороты, а второй повторяет за ним. Через некоторое время игроки меняются ролями. Числа Вариант 1. Ученики свободно бегают по игровому полю. Когда учитель крикнет: «Четыре!» – ученики должны образовать группы по 4 человека в соответствии с заранее оговоренными условиями как можно быстрее: например, встать друг за другом, положив руки на плечи, или образовать круг, взявшись за руки, и т.п. Можно называть любые числа – от 0 до половины количества играющих. Вариант 2 аналогичен первому, но все игроки выполняют ведение мяча, при образовании групп одной рукой продолжая ведение, а свободную руку положив на плечо впереди стоящего игрока. «Быстро в строй!» Участники делятся на две группы (например, мальчики и девочки). Вариант 1. Играющие стоят на краю площадки в
одну шеренгу, затем по команде разбегаются по
всей площадке (залу) и свободно бегают в разных
направлениях. По сигналу все стараются как можно
быстрее встать в строй. Команда, построившаяся
быстрее, получает 1 очко, после чего игра
повторяется. Вариант 2. Группы строятся на противоположных лицевых линиях. Игра проводится, как в варианте 1, но здесь дополнительно используется два сигнала. Если подается первый, то игроки строятся на своих местах, если второй – строятся на том месте, где стояла другая команда. В качестве первого и второго сигналов могут использоваться: один или два свистка; одна или две поднятые вверх руки; команды: «Становись!» или «Построились!» и т.п. В обоих вариантах вместо произвольного бега можно использовать бег по заданию: например, лицом, спиной или боком вперед, а также их сочетания. Но в любом случае в строй надо бежать только лицом вперед, не задевая других играющих. «Быстро в строй!» с ведением мяча Игра аналогична игре «Быстро в строй!» (вариант 2), но все играющие выполняют ведение мяча. В данной игре учащиеся не строятся по росту, а лишь располагаются на лицевой линии с мячами в руках. В строй надо тоже бежать с ведением мяча. Ловля парами Двое играющих берутся за руки и начинают ловить
остальных. Игрок считается пойманным, если его
окружили руками, – за майку хвататься
нельзя. Пойманного игрока отводят на скамейку и
ловят следующего. Как только на скамейке
окажутся два игрока, они тоже берутся за руки и
начинают ловить других. Игра продолжается до тех
пор, пока всех не переловят (все образуют пары),
или в течение определенного времени. Ловля тройками Игра аналогична игре «Ловля парами», но ловят по трое. Тройки Выбирают две тройки, которым дают
номера – первая и вторая. Игроки в тройках
берутся за руки. Каждая тройка бегает
самостоятельно и старается осалить остальных
играющих. Тот, кого осалили, садится на скамейку.
Когда на скамейке окажутся три игрока,
образуется новая тройка. Она получает номер три и
вступает в игру, при этом первая тройка
распадается. Таким образом, в игре всегда
участвуют только две тройки, которые распадаются
по очереди. Цепочка Вариант 1. 4–6 учащихся берутся за руки,
образуя цепочку, и начинают бегать по площадке за
остальными игроками. Игрок, которого осалили,
садится на скамейку. Салить могут только крайние
игроки в цепочке. Как только на скамейке окажутся
4–6 человек, начинает водить новая цепочка, а
старая распадается. Вариант 2. Начинают игру два человека (или один), но осаленный игрок встает в цепочку со стороны осалившего его участника, т.е. цепочка постоянно увеличивается. Вариант 3 аналогичен первому, но все свободные игроки выполняют ведение мяча. Игрок, которого осалили, кладет мяч и садится на скамейку, а если только попытались осалить, и он потерял мяч, то этот игрок считается осаленным. Если за игроком никто не гнался, а он потерял мяч, то это не считается осаливанием, и он продолжает игру. «Невод» При проведении игры в школьном спортивном зале
размером 12 х 24 м все договариваются, что
волейбольная площадка – это пруд, а
пространство от площадки до стен – берег. В
зале размером 9 х 18 м весь пол – это пруд. «Коршун и цыплята» Игра проводится в группах по 4 человека:
один – «коршун»,
остальные – «цыплята». «Цыплята»
выстраиваются в одну колонну лицом к «коршуну» и
держат руки на поясе впереди стоящих игроков. При
этом первый держит сзади стоящего игрока за
кисти. «Коршун» старается осалить последнего
игрока в колонне, а «цыплята», перемещаясь,
стараются помешать ему. Если водящий осалит
последнего игрока, то встает на его место, а
первый в колонне становится водящим. «Пройди пару» Вариант 1. Учащиеся распределены за тройки,
которые располагаются друг за другом у лицевой
линии за пределами площадки. Два игрока из первой
тройки выходят вперед и берутся за руки,
свободная рука на поясе. Они располагаются
спиной к противоположному кольцу и играют роль
защитников. Третий игрок (нападающий) старается
пройти пару и выйти к кольцу. Нападающий должен
все время двигаться вперед, а
защитники – держаться на расстоянии 2–3 м
от нападающего. Если нападающему это удается, он
получает 1 очко. Вариант 2 аналогичен первому, но нападающий выполняет ведение мяча. Свободные перебежки Вариант 1. Учащиеся выполняют свободные перебежки по всей площадке от одной лицевой линии до другой, не наступая на них. Каждый раз, когда учитель поднимает руку вверх, ученики должны остановиться и выполнять различные упражнения (3–5 раз): например, поднимать и опускать руки, выполнять наклоны вперед, приседать, прыгать на одной ноге или пробежать с ускорением 5 м и т.п. Выполняемое по сигналу упражнение заранее оговаривается. Вариант 2. Можно вводить сразу два упражнения и более, которые будут выполняться по разным сигналам. Вариант 3. Учитель объясняет правила выполнения 6–8 упражнений и их последовательность. По первому сигналу выполняется первое упражнение, по второму – второе и т.д. Количество повторений – 10. Свободные перебежки с ведением мяча Вариант 1. Игра аналогична игре «Свободные перебежки», но все игроки выполняют ведение мяча. По сигналу учителя они останавливаются, кладут на пол мяч и выполняют упражнения, затем продолжают ведение мяча. Вариант 2. Общеразвивающие упражнения могут быть заменены упражнениями с мячами (например, вращение мяча вокруг туловища, имитация броска и т.п.). Вариант 3 аналогичен варианту 2, но учащиеся не знают заранее, какое упражнение они будут выполнять. Сигналом для начала является показ выполнения учителем. «Смотри на мяч!» Вариант 1. Игра аналогична игре «Свободные перебежки», но учитель держит мяч. Если мяч в руках, учащиеся выполняют перебежки, а если его нет, то они должны присесть, коснувшись руками пола, и сидеть до тех пор, пока он его опять не возьмет. Вместо приседания можно использовать любые упражнения. Вариант 2 аналогичен первому, но игроки выполняют разные варианты перемещений: мяч в правой руке – бег лицом вперед, в левой руке – спиной вперед, в двух руках – боком вперед. Вариант 3 аналогичен первому, но игроки выполняют разные задания в зависимости от действий учителя: ускорение – если мяч подброшен вверх, глубокое приседание с касанием руками пола – если мяч брошен в пол или в стену. После приседания или короткого ускорения продолжается выполнение упражнения. Вариант 4. Вместо учителя на поле располагаются 5 игроков, которые выполняют передачи мяча друг другу. Перебегающие игроки должны все время видеть мяч и не забывать смотреть под ноги, а передающие – выполнять передачи так, чтобы мяч не касался перебегающих. «День и ночь баскетболистов» Игроки располагаются в две шеренги вдоль средней линии поля на расстоянии 3–4 м друг от друга. Одна шеренга – команда «День», другая – команда «Ночь». По сигналу: «День!» игроки команды «Ночь» убегают, а игроки команды «День» догоняют их и стараются осалить. При этом команда «Ночь» должна убежать в штрафную зону, а не за лицевую линию, как в обычной игре «День и ночь». По сигналу: «Ночь!» все происходит наоборот. В конце игры подводится итог: кто больше осалил игроков из команды соперника. Вариант 1. Салить можно любого игрока. Вариант 2. Все игроки разделены на пары. Салить можно только игрока своей пары. Очки так же подсчитываются в парах. «День и ночь баскетболистов» с ведением мяча Игра аналогична игре «День и ночь
баскетболистов», но в исходном положении у
каждого игрока в руках мяч. Убегать и догонять
можно только с ведением мяча. Если убегающий
игрок потерял мяч или допустил ошибку при
ведении, то он считается осаленным. Если мяч
потерял догоняющий игрок, то осаливание не
засчитывается. «День и ночь» по сигналам Игра аналогична двум предыдущим, но проводится
по зрительным или звуковым сигналам: например,
левая рука в сторону – убегает команда,
находящаяся слева, правая – команда справа;
при хлопке в ладоши убегает «Ночь», при топании
ногой – «День». «Зеркало» Вариант 1. Два игрока с мячами в руках стоят лицом друг к другу на расстоянии 3–4 м. Один выполняет разнообразные варианты ведения мяча на месте, второй как можно точнее и быстрее повторяет их (как отражение в зеркале). По команде учителя игроки меняются ролями. Вариант 2. То же, но в движении по площадке (ходьба или медленный бег). «Дирижер» Два игрока стоят лицом друг к другу на расстоянии 3–4 м. Один (без мяча) выполняет имитацию различных вариантов ведения мяча на месте, второй (с мячом) как можно точнее повторяет их, выполняя ведение. По команде учителя игроки меняются ролями. Салки с ведением мяча Вариант 1 напоминает обычную игру «Салки», но при этом все играющие выполняют ведение мяча. Водящий игрок поднимает руку вверх на 2–3 сек. и начинает водить. Он может салить других свободной рукой, однако при этом не должен терять мяч и допускать ошибок при ведении, так как в этом случае осаливание не будет засчитано. Осаленный игрок поднимает руку вверх на 2–3 сек. и начинает водить. Новый водящий не имеет права салить игрока, который его осалил, – это можно делать только спустя некоторое время. Если игрок, за которым гнался водящий, теряет мяч или допускает ошибку при ведении, то он становится водящим. Однако подобные нарушения не относятся к другим игрокам. Никаких сигналов водящий не подает, кроме поднятой руки перед началом своих действий. Поэтому все остальные играющие должны внимательно следить за происходящим на площадке. Вариант 2. Игра проводится в двух группах (например, мальчики и девочки), которые играют на площадке одновременно, но отдельно друг от друга либо каждая на своей половине. Вариант 3 аналогичен первому, но участники играют в парах (один убегает, а второй догоняет). Салки баскетболистов (парные) Вариант 1. Игра проводится в парах (без мяча). Один игрок убегает, а второй (водящий) старается его догнать и осалить. Убегать можно только спиной или боком вперед. При этом водящий должен осалить убегающего касанием за спину. Если убегающий игрок хоть немного пробежит грудью (лицом) вперед, то он считается осаленным. В этом случае игроки меняются ролями и продолжают играть, но новый водящий должен дать партнеру возможность отбежать на некоторое расстояние. Вариант 2 аналогичен первому, но водящий игрок выполняет ведение мяча и может салить свободной рукой за любую часть тела. Если водящий при осаливании потеряет мяч, то оно н е засчитывается. После осаливания водящий должен передать мяч игроку, и только тогда они меняются ролями. Салки баскетболистов (групповые) Игра аналогична парной игре «Салки
баскетболистов» (вариант 2), но играет весь класс
одновременно. Выбирают 2–4 водящих, которые, ведя
мяч, начинают салить остальных. Убегать можно
только спиной или боком вперед. Игрок, которого
осалили, меняется ролями с водящим. Новый водящий
не имеет права салить игрока, который его осалил. Салки приставными шагами Вариант 1. Игра аналогична парной игре «Салки баскетболистов» (вариант 1), но оба игрока перемещаются только приставными шагами. Если убегающий игрок сделает хоть один обычный шаг, то он считается осаленным. Если во время осаливания ошибку допустит водящий, то осаливание не засчитывается. Вариант 2. Играет весь класс одновременно. Выбирают 2–4 водящих, которые с набивным мячом в руке (для отличия) начинают салить остальных. После осаливания водящий должен передать мяч игроку, и только тогда они меняются ролями. Новый водящий не имеет права салить игрока, который его осалил. «Нападение акулы» Вариант 1. Из числа наиболее сильных учащихся выбирается «акула» (водящий). Все остальные учащиеся («рыбки») разбегаются по площадке: «акула» – с мячом в руках, «рыбки» – без мячей. По сигналу: «Акула!» начинает ловить «рыбу». При этом она может перемещаться только с ведением мяча, а салить – свободной рукой, не теряя мяч. «Рыбки», до которых дотронется «акула», превращаются в «акулят», берут мячи и тоже начинают ловить «рыбу». Игрок без мяча не имеет права салить «рыб». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку», либо проводится в течение определенного времени. Вариант 2 аналогичен первому, но здесь, наоборот, у «акулы» мяча нет, а «рыбки» выполняют ведение мяча. «Акула» старается выбить мяч или спровоцировать его потерю. Если ей это удалось или «рыбка» его потеряла, когда за ней гналась «акула», то она кладет мяч и превращается в «акуленка». «Охота на волка» Вариант 1. Класс делится на группы по 4 (3)
человека, которые играют одновременно на всей
площадке. Каждая группа имеет 3 (2) мяча. Один
играющий из группы играет роль волка, остальные
(с мячами) – охотников. «Волк» свободно
бегает по площадке, не выходя за ее пределы, в
течение 1 мин. «Охотники», ведя мяч, стараются
догнать и осалить «волка». Если им это удается,
тот не выходит из игры, а лишь получает штрафные
очки. По окончании установленного времени «волк»
меняется с одним из «охотников». Такая смена
проводится по очереди, пока каждый игрок не
побывает в роли волка. Выигрывает участник,
набравший меньше штрафных очков. Вариант 2 аналогичен первому, но у троих «охотников» только один мяч, и вести его запрещается. Осалить «волка» можно только мячом, удерживая его двумя руками. «Выбей мяч!» Играющие выполняют ведение мяча, стараясь при этом свой мяч не терять, а чужой выбить. Если игроку это удается, он получает 2 очка, а игрок, у которого выбили мяч, – минус 1 очко. Игрок, который не дал выбить свой мяч, но и не пытался выбить его у других, получает в конце игры минус 10 (20) очков. Игра проводится в течение определенного времени. «Отними мяч!» Вариант 1. Играющие выполняют ведение мяча, свободно перемещаясь по площадке. Один игрок (2 или 3 – в зависимости от количества играющих и их возможностей) без мяча – водящий. Он должен отобрать мяч у любого игрока, при этом не касаясь его. Если ему это удается, то он продолжает игру с мячом, а игрок, потерявший мяч, ищет себе другой. Отнимать мяч у игрока, отобравшего его, нельзя. Если игрок, за которым гнался водящий, теряет мяч или допускает ошибку при ведении, то он должен отдать мяч и искать себе другой. Если водящий коснулся игрока, он должен оставить его и переключиться на других участников. Вариант 2 аналогичен первому, но игра проводится парами (один игрок убегает с мячом, а другой старается его отнять). «Мастер ведения» Вариант 1. Учащиеся играют в паре. Один игрок ведет мяч, не сходя с места и не делая поворотов. Второй старается осалить мяч, при этом любое касание игрока с мячом является ошибкой. Салить можно только рукой. Если водящий осалит мяч, то получает 1 очко, а если коснется соперника, то 1 штрафное очко (минус 1 очко). После 3 (5) касаний игроки меняются ролями. Вариант 2. Игра может проводиться на время со сменой ролей через 30 сек. или 1 мин. Побеждает тот, кто в итоге наберет больше очков. Осаливание мяча Игра аналогична игре «Мастер ведения», но проводится в движении. Игрок может выполнять ведение мяча на месте или свободно перемещаться по всей площадке. Очки присуждаются только за осаливание мяча. Бег по дугам Вариант 1. Выполняется в парах. Расположение игроков показано на рис. 6. По сигналу «крестик» и «нолик» стартуют одновременно и выполняют бег вокруг кругов разметки баскетбольной площадки, последовательно переходя с одного круга на другой. «Крестик» старается убежать, а «нолик» догоняет его. Если «нолик» осалит «крестика», он получает 1 очко, если нет – очко получает «крестик». На линии наступать нельзя: кто наступил, тот считается проигравшим. Бег прекращается за противоположной лицевой линией (в зале 24 х 12, за линией волейбольной площадки, см. рисунок) или после осаливания. Рис. 6 Игроки возвращаются назад вдоль боковых линий, меняются ролями, и упражнение повторяется, но круги теперь надо обегать не справа, а слева. Побеждает игрок, набравший больше очков. Вариант 2. Старт выполняется так же, как в игре «Не зевай!» (см. далее), т.е. «крестик» выбирает момент начала бега, а «нолик» стартует за ним. Вариант 3. Учащиеся двигаются парами друг за другом, стараясь оторваться от преследователя и не быть осаленными в момент пересечения лицевой линии. В данном варианте игрока можно салить только на последнем участке бега, между штрафной и лицевой линиями. Бег по дугам с ведением Игра аналогична игре «Бег по дугам», но оба участника выполняют ведение. Кроме того, игрок, потерявший мяч, считается проигравшим. «Не зевай!» Вариант 1. Два игрока стоят рядом друг с другом лицом в одном направлении (на рис. 7 – слева). Заранее назначенный игрок должен выполнить ускорение к противоположной боковой линии и оторваться от другого участника как можно дальше. Момент старта игрок выбирает сам. В конце бега игрок должен остановиться и коснуться рукой линии. Второй игрок старается все время находиться рядом с ним или отставать как можно меньше. При этом он должен осалить первого игрока рядом с боковой линией. Рис. 7 Вариант 2. То же, но с ведением мяча (на рис. 7 – справа). Вариант 3. То же, что в вариантах 1 или 2, но игроки стоят на средней линии, а ускорение выполняют в любом направлении к одной из лицевых линий. Разрешается выполнять обманное движение, показывать начало бега в одну сторону, а ускорение выполнять в другую. Вариант 4. Два игрока стоят лицом друг к другу на расстоянии 1–1,5 м. Один выполняет разнообразные упражнения, а другой старается повторить их как можно быстрее. Первый игрок, выбрав удобный момент, делает ускорение, а второй старается догнать его и осалить. Вариант 5. То же, что в вариантах 1 или 2, но в ходьбе или медленном беге. Данное упражнение лучше выполнять от одной лицевой линии до другой. Вариант 6. Два игрока идут (бегут) вдоль средней линии зала. Один из них касается другого, что является сигналом для обоих к началу ускорения, которое они выполняют в разные стороны. Каждый бежит к лицевой линии, расположенной с его стороны, и касается ее рукой. Кто это сделает первым, тот побеждает (рис. 8). Рис. 8 Вариант 7. То же, что в варианте 6, но с ведением мяча. Вариант 8. Два игрока стартуют по сигналу и бегут вдоль средней линии зала, стараясь как можно быстрее добежать до противоположной боковой линии. Во время бега можно подавать сигнал, по которому игроки выполняют остановку и бегут каждый в свою сторону. Сигнал подают в любом месте дистанции – в начале, середине или конце – или вообще не подают. Вариант 9. То же, что в варианте 8, но с ведением мяча. «Пробеги ворота» Вариант 1. Класс делится на группы по 5–7 человек. Двое водящих вращают длинную скакалку. Остальные игроки выстраиваются в колонну по одному и бегут сквозь вращающуюся скакалку (рис. 9, А), затем, обежав одного из водящих, возвращаются в конец колонны. Скакалка снизу движется от бегущего игрока. Если она задевает игрока, он получает штрафные очки. После того как каждый игрок колонны пробежит по 2–3 раза, одного из водящих (по очереди) заменяют. Когда все игроки побывают в роли водящих одинаковое количество раз, подводят итоги. Побеждает тот, кто наберет наименьшее количество штрафных очков. Вариант 2. В игре используется не только обычный бег, но и бег боком приставными шагами и бег спиной вперед. Вариант 3. У каждого игрока колонны мяч (рис. 9, Б). Учащиеся бегут сквозь вращающуюся скакалку, ведя мяч. В исходном положении первый игрок стоит с мячом в руках. В момент начала бега он начинает ведение и пробегает под скакалкой. Первый раз игрок выполняет ведение правой рукой, в следующий раз – левой, и так каждый раз. Вариант 4. То же, но в исходном положении игрок выполняет ведение мяча на месте. Рис. 9 «В ворота по восьмерке» Проводится аналогично игре «Пробеги ворота», но движение выполняется по восьмерке. Вариант 1. Бег выполняется без мяча (рис. 10, А). Вариант 2. Бег выполняется с ведением мяча (рис. 10, Б). При этом ведение выполняется с одной стороны правой рукой, а с другой – левой. Ведение мяча вокруг игрока, вращающего скакалку, выполняется дальней рукой. Рис. 10 Гонка с упражнениями Вариант 1. Игра проводится в тройках, которые располагаются на одном краю площадки (рис. 11, А) или на разных (рис. 11, В): «крестик» бежит, «нолик» выполнят упражнение, а «кружочек» судит. Все тройки начинают выполнять задания по общему сигналу. Рис. 11 Вариант 2. «Крестик» бежит, ведя мяч. Если он его потеряет, то продолжает выполнение упражнения с того места, где потерял. За каждую ошибку при ведении мяча присуждается 2 штрафных очка, которые добавляются «нолику». «Скакун и ведущий» Вариант 1. Учащиеся играют в паре. Оба игрока располагаются за лицевой линией волейбольной площадки (рис. 12, А). По сигналу первый прыгает на одной ноге, а второй ведет мяч, при этом первый – до трехметровой линии и назад, а второй – до средней линии и назад. Побеждает тот, кто первым вернется и наступит на лицевую линию. В игре могут использоваться и другие линии с другими расстояниями, что зависит от уровня подготовки и возраста игроков. Вариант 2. В игре дополнительно может подаваться сигнал, по которому игроки должны вернуться обратно, не достигнув линии поворота. Сигнал для поворота заранее оговаривается, на другие сигналы реагировать не надо. Вариант 3. Игроки стартуют с разных мест, а финишируют в одном (рис. 12, Б). Рис. 12 «Бегуны и скакуны» с ведением мяча Вариант 1. Игра проводится на половине
площадки. Класс делится на две команды: одна
команда – «Бегуны»,
другая – «Скакуны». В команде «Бегуны»
каждый игрок ведет мяч, не выходя за пределы
игровой площадки (или ее половины). «Скакуны»
располагаются на скамейке на краю площадки. По
сигналу первый игрок этой команды встает и,
прыгая на одной ноге, начинает салить игроков
команды «Бегуны». «Скакуну» разрешается
поменять ногу, но для этого он должен
остановиться. Осаливание не засчитывается, если
«скакун» при этом поменяет ногу (прыгнет с ноги
на ногу). По команде: «Домой!» «скакун», прыгая на
одной ноге, возвращается на свое место. Как
только он, садясь, касается скамейки, начинает
игру следующий «скакун». Когда «скакун»
возвращается на место, он не имеет права салить
играющих. Вариант 2. Игра проводится с выбыванием осаленных или нарушивших правила игроков. «Облава» Игра аналогична игре «”Бегуны и скакуны” с
ведением мяча», но проводится на всей площадке
(по всему залу), и все «скакуны» вступают в игру
одновременно. «Невидимка» Для игры нужны специальные очки, которые ограничивают видимость (прежде всего снизу). Наиболее удобно с этой целью использовать резиновые очки с круглыми стеклами. Сами стекла вынимают и по размеру одного стекла вырезают картонный круг, разрезают его пополам и половинки вставляют вместо стекол в нижнюю часть оправы. В таких очках игрок видит все, что происходит на поле, но не видит ничего снизу рядом с собой. Таким образом, мяч в руках игрока и рядом с ним становится невидимым. Кроме того, в таких очках не запотевают стекла, так как их просто нет, а сами очки резиновые и поэтому безопасны для игроков. Вариант 1. Учащиеся играют в паре. Первый в
очках выполняет ведение мяча на месте (или в
движении), второй считает количество ударов в пол
до первой ошибки. Затем игроки меняются ролями.
Побеждает тот, кто дольше проконтролирует
невидимку (выполнит больше ударов). Вариант 2. Игроки ведут мяч не до первой ошибки, а до двух-пяти. Количество ошибок заранее оговаривается и зависит от уровня подготовки игроков. Чем уровень ниже, тем больше ошибок. Количество удачных ударов считается с нарастающим итогом. Вариант 3. Первый игрок в очках ведет мяч, свободно перемещаясь по площадке, а второй старается его отнять. Если ему это удается, игроки меняются ролями. Вариант 4 аналогичен вариантам 2 и 3, но игроки ведут мяч в течение определенного времени (от 30 сек. до 1 мин.). Побеждает игрок, потерявший мяч меньшее количество раз. Салки ногами с поворотами Вариант 1. Учащиеся играют в паре. Один игрок
выполняет повороты или выпады на месте, при этом
правая нога у него осевая, а
левая – вышагивающая, а второй старается
осалить стопу его вышагивающей ноги, при этом
любое касание первого игрока является ошибкой.
Салить можно только своей стопой стопу
соперника. Если водящий осалит стопу, то получает
1 очко, а если коснется игрока, то 1 штрафное очко
(минус 1 очко). Через 30 сек. игроки меняются ролями.
Вариант 2. Игра может проводиться и на счет – до 3 (5) касаний. ПередачиСкоростные передачи Вариант 1. Передачи на месте в парах. Учащиеся располагаются в две шеренги на расстоянии 4–5 м друг от друга, разделяясь на пары, соревнующиеся между собой. Игроки одной пары находятся в разных шеренгах, а все мячи – в одной. По звуковому или зрительному сигналу учащиеся выполняют следующие задания: 1. Выполнить передачу. Партнер ловит мяч и
поднимает его двумя руками вверх (или прижимает к
животу). (По поднятым мячам определяют лучших
игроков.) Затем по сигналу игрок выполняет
обратную передачу. Вариант 2. Учащиеся выполняют не одну, а несколько передач подряд. Например, кто быстрее выполнит 10 (20) передач. Либо, за 10 (15-30) сек., стараться выполнить как можно больше передач. Вариант 3. То же, что в варианте 1, но выполняется в тройках. Тройка располагается в одну линию: первый и третий – на противоположных боковых линиях, а второй – между ними. Все передачи делают только через второго игрока, который каждый раз, поймав мяч, делает поворот и передачу. Игроки тройки периодически меняются местами. Вариант 4. То же, что в варианте 2, но выполняется в тройках. «Одиннадцать» Игра проводится группами по 7–10 игроков. Каждая
группа образует круг и играет самостоятельно.
Во время игры можно выполнять любые передачи или только те, которые укажет учитель: например, только с отскоком от пола или только одной рукой от плеча и т.п. Передачи по номерам Вариант 1. Игра может проводиться в одной
или двух самостоятельных группах. Учащиеся
образуют круг с интервалом 1–2 м между игроками. У
одного игрока в руках мяч. Все игроки
рассчитываются по порядку, и каждый запоминает
свой номер. Вариант 2. Игроки, предварительно рассчитавшись, встают в круг не друг за другом, а вперемежку. Мяч может быть у любого из них. В данном варианте игроки самостоятельно поднимают руку и громко называют свой номер, однако это нужно делать в строго определенной последовательности, например:
Если игроки легко справляются с заданием, то свой номер называет только тот игрок, с которого начинают игру, а все остальные молчат. «Мяч свободному» Вариант 1 аналогичен игре «Передачи по номерам» (вариант 2), но у всех игроков, кроме первого, в руках мячи. По сигналу к началу игры второй номер передает мяч первому. Как только он освободится от мяча, ему передает мяч третий, и т.д. Игру можно проводить без остановки несколько кругов. Участники, допустившие ошибки, получают штрафные очки. Вариант 2 аналогичен первому, но все игроки выполняют ведение мяча на месте. Вариант 3 подобен варианту 2, но все игроки, выполняя ведение мяча, свободно перемещаются по всей площадке. При этом они должны все время видеть того игрока, которому будут делать передачу, и того, от которого затем получат мяч. «Гонка с передачами» Вариант 1. Игра проводится в четверках (рис.
13). Четверки располагаются на одном краю
площадки (см. рисунок). «Крестик» будет бежать,
«нолик» и «кружочек» – выполнять передачи,
а «полосатик» – судить. Все четверки
начинают выполнять задания по общему сигналу. Рис. 13 Вариант 2 аналогичен первому, но игрок во время бега ведет мяч. Вариант 3 выполняется в тройках (рис. 14). «Нолик» выполняет передачи мяча в стену. Засчитывается количество пойманных мячей. Передачи можно выполнять параллельно полу или с отскоком от него. Расположение игроков показано на рисунке. Рис. 14 Вариант 4 аналогичен первому, но «крестик» прыгает со скакалкой. «Нолик» и «кружочек», выполняя передачи, громко считают их. «Полосатик» считает количество прыжков за 10 (20) передач. «Крестик» получает столько очков, сколько прыжков успел выполнить за 10 передач. Затем игроки меняются ролями. «Передал – беги (скачи)» В отличие от игры «Передал – садись», здесь надо выполнять перемещение, что приближает данную игру к баскетболу. Кроме того, игра «Передал – садись» достаточно опасна тем, что при малейшей ошибке можно попасть мячом по голове сидящим игрокам (так бывает довольно часто у начинающих игроков, особенно когда они спешат). Вариант 1. Все участники делятся на группы
(команды) по 4–6 человек, которые вместе выполняют
задание. Расположение учащихся в группе показано
на рис. 15, А. В данном случае используются
номера по количеству участников, а не номера
игроков. Рис. 15 Затем по сигналу мяч начинают передавать пятые
игроки, и перемещение выполняется в другую
сторону (рис. 15, Г). Вариант 2. Первый номер выполняет следующую передачу только после того, как его коснется перебегающий игрок. Вариант 3. Перемещение выполняется прыжками на одной ноге. Вариант 4. Перемещение выполняется в конец своей колонны, которая смещается вперед (рис. 15, Д). Когда опять подходит очередь второго игрока, он поднимает мяч вверх. Вариант 5 аналогичен варианту 4, но второй номер должен обежать первого (рис. 15, Е). Вариант 6. Расположение игроков показано на рис. 15, Ж. Второй номер после выполнения передачи перемещается влево (за линию), опять получает и передает мяч, затем направляется в конец колонны (рис. 15, З). Вариант 7 аналогичен варианту 6, но второй номер должен обежать первого при возвращении в свою колонну (как в варианте 5). Варианты 4–7 можно выполнять в два и более круга в зависимости от уровня подготовленности игроков. Гонка мяча Вариант 1. Все участники разделены на пары.
Первые 3–4 пары располагаются за лицевой линией
волейбольной площадки, как показано на рис. 16
в положении А. В руках у одного из игроков
(«нолика») мяч. По сигналу «крестик» выбегает на 3
м вперед и останавливается, повернувшись лицом к
«нолику». «Нолик» передает ему мяч и забегает
вперед, располагаясь в 3 м от него (на
трехметровой линии волейбольной площадки),
«крестик» передает ему мяч, и т.д. Гонка
заканчивается, когда «нолик», оказавшись на
лицевой линии площадки, получает мяч и поднимает
его вверх либо касается им лицевой линии. По
поднятым вверх мячам определяют места каждой
пары. Рис. 16 Вариант 2 аналогичен первому, но игроки в парах располагаются и выполняют перемещение, как на рис. 16 в положении Б. Перемещение может выполняться грудью или боком вперед (по заданию). В данном варианте соревнуются только две пары. Вариант 3 аналогичен первым двум, но выполняется в обе стороны. Гонка мячей по кругу Две пятерки игроков соревнуются между собой. Расположение игроков показано на рисунке (у каждой пятерки мяч). Мячи находятся у игроков расположенных напротив друг друга. По сигналу игроки начинают передавать мяч в левую сторону, стараясь догнать им мяч соперников. Команда, которой удается, своим мячом обогнать мяч соперников, получает одно очко. Либо, через 20 (30) сек., после начала, подается свисток, и чей мяч будет ближе к мячу соперников, та команда получает одно очко. Затем игра повторяется в другую сторону. Игра может проводиться один или несколько раз. Побеждает команда, которая наберет наибольшее количество очков. Рис. 17 «Обгони мяч» Вариант 1. Расположение игроков показано на рис. 18.
«Крестики» поочередно выполняют ускорение, а
«нолики» передают мяч друг другу. По сигналу
«крестик» выполняет ускорение к противоположной
лицевой линии с остановкой на линии и касанием ее
рукой. По этому же сигналу «нолики» начинают
передавать мяч друг другу. Последний, получив
мяч, касается им лицевой линии. Если «крестик»
коснется рукой лицевой линии раньше мяча, то он
зарабатывает 1 очко. Мяч возвращают в исходное
положение, и ускорение выполняет следующий
«крестик». После того как пробегут все
«крестики», «ноликов» заменяют. Игра
заканчивается, когда каждый игрок побывает в
роли «нолика». Побеждает игрок, набравший больше
очков. Рис. 18 В зависимости от возраста и уровня подготовленности игроков может быть не четыре, а пять «ноликов». В этом случае мяч будет перемещаться медленнее. Вариант 2. При большом количестве игроков колонны «крестиков» могут располагаться с разных сторон, но бег выполняют с разных сторон поочередно. При этом «нолики» не возвращают мяч в исходное положение, а начинают передавать его с другой стороны. Вариант 3. Игра проводится на половине площадки. Расположение игроков показано на рисунке. «Крестики» бегут до трехметровой линии, касаются ее рукой, затем бегут обратно, т.е. 2 раза по 6 м. «Нолики» выполняют передачи до средней линии и обратно (см. рис. 19). Рис. 19 Катящаяся мишень Вариант 1. Игра проводится в спортивном
зале. Играющие делятся на две команды и
располагаются за лицевыми линиями волейбольной
(баскетбольной) площадки. У игроков одной команды
мячи. Во время прокатывания футбольного мяча (или
баскетбольного, но отличающегося по цвету) с
одной стороны площадки на другую команда
выполняет передачи, стараясь попасть в мяч.
Противоположная команда подбирает мячи и
готовится выполнять передачи при следующем
прокатывании. За каждое касание баскетбольного
мяча команда получает 1 очко. Очки, заработанные
командой во время разных прокатываний,
суммируются. Каждая команда выполняет равное
количество передач. Побеждает та, которая
наберет больше очков. Рис. 20 Вариант 2. Передачи мяча можно выполнять любые или заранее оговоренные, а также после предварительных действий, например:
Могут быть и другие варианты: например, выполнять предварительные действия и прокатывать мяч начинают по звуковому сигналу. Если большинство игроков не успевают выполнить передачу, то прокатывание мяча начинают чуть позже. «Катающаяся мишень» Игра проводится в спортивном зале (см. рис. 21).
Играющие делятся на две команды и располагаются
за лицевыми линиями волейбольной (баскетбольной)
площадки. У команд равное количество мячей. В
центре площадки лежит футбольный мяч (или
баскетбольный, но отличающийся по цвету). По
сигналу обе команды начинают игру, стараясь
своими мячами закатить футбольный мяч за лицевую
линию соперников и не дать соперникам закатить
за свою. Кому это удается, тот и победил. Рис. 21 «Летящая мишень» Класс делится на две группы, играющие
самостоятельно на разных половинах спортивного
зала. Мяч – у каждого участника игры. «Летающая мишень» Игра аналогична игре «Летящая мишень», но
проводится на всей площадке (по всему залу). Вариант 1. По мере готовности игроков выполняется передача, и переданный мяч тут же сбивают. Вариант 2. Два игрока выполняют передачи мяча друг другу. Сбивают каждую третью передачу. Вариант 3. То же, но мяч сбивают по сигналу учителя. «Бык в круге» Игра проводится группами не менее 7 человек в
каждой. Каждая группа располагается у одного из
кругов баскетбольной площадки. Один
игрок – водящий
(«бык») – располагается внутри круга,
остальные (6 или более игроков) – за
пределами круга рядом с линией на одинаковом
расстоянии друг от друга. У одного из игроков за
пределами круга – мяч, который он старается
передать любому партнеру, за исключением тех
двух, которые стоят рядом с ним. Можно
использовать финты и любые передачи, но нельзя
передавать мяч выше головы, а также отходить от
круга, делать пробежки и стоять с мячом более
5 сек. В случае этих нарушений он должен
поменяться местами с «быком». Салки мячом Вариант 1. Определяется одна или две пары
водящих в зависимости от количества играющих и
их уровня подготовки. Остальные учащиеся
свободно разбегаются по площадке. У каждой пары
мяч. Игроки одной пары, передавая мяч друг другу,
без ведения стараются приблизиться к любому
игроку и осалить его мячом, который при этом надо
удерживать двумя руками и не выпускать после
осаливания. Вариант 2. Игроки делятся на пары. Каждая пара берет мяч и намечает себе игрока, которого будет салить, затем – другого и т.д., получая за это очки. Одного и того же игрока салить несколько раз нельзя. По окончании игры подсчитывают очки, набранные парами. Борьба за мяч Вариант 1. Игра проводится пара на пару. На
одной половине площадки находятся только две
пары (при высоком уровне подготовки их может быть
и четыре, но тогда они играют отдельно). У одной из
них мяч. По сигналу игроки начинают передавать
его друг другу, стараясь выполнить их как можно
больше и громко ведя счет. Ведение мяча выполнять
нельзя, а перемещаться без мяча можно. Вторая
пара старается перехватить мяч и сделать то же
самое. Вариант 2 аналогичен первому, но игра проводится на время. Побеждает пара, в течение 1 мин. выполнившая больше передач. Вариант 3. Игра проводится на время, но вместо общего количества передач засчитывается наибольшее количество выполненных подряд (до перехвата). «Нет мяча – защищайся!» Игра проводится в парах. Участники выполняют передачи на скорость. Расположение игроков показано на рис. 22. В момент сигнала (звукового или зрительного) игрок, оказавшийся без мяча, становится защитником, а игрок с мячом – нападающим. Если в момент сигнала оба игрока были без мяча, то нападающим считается тот, к кому он летит. Рис. 22 Вариант 1. Нападающий атакует корзину,
расположенную за его спиной (см. рис. 23), а
защитник пытается догнать его и помешать попасть
в кольцо. Если нападающему это все же удается, то
он зарабатывает 1 очко, а если нет, то очко
получает защитник, но только в том случае, если он
побежал за нападающим, т.е. выполнял свою функцию.
Рис. 23 Вариант 2. Нападающий атакует корзину, расположенную за спиной защитника, т.е. должен его обойти. БроскиБросковая школа Бросковая школа включает в себя несколько школ
(уровней) – начальную, среднюю, старшую и
высшую (школу мастеров). Рис. 24 Бросковая школа может быть большой или малой.
Пример большой бросковой школы показан на
рисунке с правой стороны, а описание
представлено выше. Вариант 1. Игра проводится парами. Один
игрок выполняет броски, стараясь пройти
начальную школу, а второй подает ему мяч. Если
первый игрок справился с задачами начальной
школы, он переходит к освоению средней, и т.д. Если
при выполнении бросков первый игрок допускает
промах, то к прохождению школы приступает второй
игрок; если и он промахивается, то опять начинает
первый. Вариант 2 (упрощенный) аналогичен первому,
но игроку разрешается промахнуться: 1
раз – при прохождении начальной школы
(попасть 9 раз из 10); 2 раза – при
прохождении средней школы (попасть 18 раз из 20); 3
раза – при прохождении старшей школы
(попасть 29 раз из 32); 4 раза – при прохождении
высшей школы (попасть 24 раза из 28). Вариант 3. Игроки соревнуются между собой – кто дальше сумеет пройти бросковую школу до первого промаха, второго или третьего. При этом бросать можно также по одному разу с каждой точки. Вариант 4 (лучевой вариант бросковой школы). В данном случае преимущественно используется малая бросковая школа. На представленном выше рисунке (в левой части) видны три линии бросков (три луча). Первый бросок (броски) выполняется с близкого расстояния на одном из лучей, второй бросок – со среднего расстояния на том же луче, третий – на нем же с дальнего расстояния. После удачного прохождения одного уровня переходят к следующему, и т.д. С каждой точки можно выполнять от одного до трех бросков (по заданию или по договоренности). Школа снайперов Игра аналогична игре «Бросковая школа», но кольцо закрыто «бубликом» (малым кольцом, вырезанным из фанеры, имеющим толщину 8–10 мм, внешний диаметр 49 см и внутренний – 29 (30) см). В результате диаметр большого кольца уменьшается, и в него труднее попасть. «Бублик» прикрепляют к баскетбольному кольцу с помощью резиновой скакалки без ручек. Нами предложен простейший вариант «бублика» с минимальным внутренним диаметром. «3 и 3» («5 и 5») Игра проводится в паре или тройке. Каждый игрок
выполняет по 3 броска подряд с одной точки: один
участник бросает, второй подает мяч. Выигрывает
тот, кто забросит больше мячей, – он
получает 1 очко, и игра продолжается. Следующие
броски можно выполнять с той же точки или с
другой (по заданию учителя). «Пятачки» Вариант 1. Игра проводится в паре. Учащиеся
поочередно выполняют броски. Первый игрок
выполняет бросок с любой точки. Если он
промахивается, то игру продолжает второй игрок.
Но если игрок попадает в кольцо, то следующий
обязан бросать мяч с той же точки. Вариант 2 аналогичен первому, но играют 3 и более игроков. Они выполняют броски по номерам в строго определенной последовательности (1, 2, 3, 1, 2 и т.д.). Набравший 5 штрафных очков выбывает. Игра проводится до тех пор, пока не останется один участник (победитель). Вариант 3. Игра проводится без выбывания участников в течение определенного времени. Побеждает тот, кто наберет меньше штрафных очков. «Двадцать одно» Вариант 1. Игра проводится в паре. Игроки
поочередно выполняют от 1 до 3 бросков в
зависимости от количества попаданий в кольцо.
Первый бросок всегда выполняется с дальней
дистанции, например со штрафной линии или с линии
трехочковых бросков, в зависимости от возраста и
уровня подготовки игроков. Вариант 2 аналогичен первому, но играют три игрока и более. Вариант 3. Надо набрать ровно 21 очко – не больше и не меньше. Подбор Игра проводится в паре. Участники поочередно
выполняют броски с определенного расстояния.
Игрок бросает мяч и идет на подбор, не дав мячу
коснуться пола. Если игрок попал в кольцо после
первого броска, он получает 2 очка, но только в том
случае, если пошел на подбор. Если же нет, то очков
он не получает. Если игрок промахнулся, но
подобрал мяч, не дав ему коснуться пола, он
получает право еще на один бросок. В случае
попадания он получает 1 очко, а в случае промаха
должен опять подобрать мяч. За каждый правильно
выполненный подбор игрок получает 1 очко. Другими
словами, игрок может сразу заработать 2 очка,
забросив мяч после первого броска, либо 2 очка (1+1)
за один подбор и второй бросок, либо 2 очка (1+1) за
два подбора, а может заработать всего 1 очко за
один подбор или не заработать очков вообще. Всего
разрешается выполнить два броска. Затем участник
отдает мяч другому игроку, который выполняет
аналогичные действия. «Ненасытный баскетболист» Вариант 1. Игра проводится в парах: первый участник – баскетболист, второй – судья. По сигналу учителя первый начинает выполнять броски в кольцо, стараясь за 1 мин. или за 30 сек. забросить как можно больше мячей. За каждый правильно заброшенный мяч он получает 1 очко. Второй игрок отмечает ошибки и подсчитывает очки (ошибками считаются нарушение правил ведения, пробежки, броски с дальнего расстояния и т.п.). Затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто наберет больше очков. Вариант 2 аналогичен первому, но мяч у каждого игрока. Он подсчитывает очки и соревнуется сам с собой, стараясь забросить как можно больше мячей. «Муравейник» Вариант 1. Игра проводится аналогично игре
«Ненасытный баскетболист», но участники
поочередно выполняют броски в два игровых
кольца. Бросив мяч в одно кольцо, игрок ведет мяч
по направлению к противоположному кольцу, и т.д.
Два раза подряд в одно кольцо мяч бросать нельзя. Вариант 2 аналогичен первому, но в одну сторону ведет мяч первый игрок, а в другую – второй. Вариант 3. Разрешается выполнить одно добивание в случае промаха. «Муравейник» в парах Игроки делятся на пары. У каждой пары мяч. Они сами подсчитывают очки и соревнуются сами с собой, стараясь забросить как можно больше мячей. Вариант 1 – Ведение мяча с сопровождением. Первый – ведет мяч, а второй – сопровождает. Разрешено добивание, но только один раз. Выполняя упражнение в обратную сторону, второй – ведет, а первый – сопровождает. Вариант 2 – без ведения мяча. Выполняя передачи мяча с перемещением, пара атакует то одно, то другое кольцо. «Куда глаза глядят» Игра проводится аналогично игре «Муравейник», но броски можно выполнять в любое кольцо. Два раза подряд бросать мяч в одно и то же кольцо нельзя. «Прыгун и баскетболист» Вариант 1. Игра проводится в четверках:
первый игрок – баскетболист,
второй – прыгун, третий и
четвертый – судьи. Вариант 2 аналогичен первому, но баскетболист выполняет броски в течение того времени, которое затрачивает прыгун на выполнение 100 прыжков. Очки здесь получает только баскетболист по количеству заброшенных мячей. Меткие броски Игра проводится в паре. Участники выполняют
по 2 (3) штрафных броска, делая при этом 3–5
кругов, или выполняют в течение определенного
времени равное количество бросков: один игрок
бросает, а другой подает ему мяч. Самым метким
считается тот, кто наберет больше очков. «Кормление птенцов» Вариант 1. Игра проводится в четверках,
которые, в свою очередь, делятся на пары,
соревнующиеся между собой (см. рис. 25). Первые
игроки («птенцы») из каждой пары располагаются на
линии штрафного броска так, чтобы каждый из них
находился на одинаковом расстоянии от кольца.
Вторые игроки («птицы») с мячами в руках
первоначально располагаются под щитом. По
сигналу учителя вторые игроки начинают
передавать мяч первым (кормят «птенцов»), которые
выполняют броски в кольцо, не сходя с места.
Вторые быстро подбирают мяч, опять передают
«птенцам», и т.д. Первые игроки все время остаются
на своем месте, подбирать мяч могут только
вторые. Рис. 25 В зависимости от возможностей игроков и поставленных задач броски можно выполнять с любых других точек, а не только со штрафной линии, но располагаться нужно на одинаковом расстоянии от кольца и под одинаковым углом к щиту (см. игру «Бросковая школа»). Бросающий игрок должен оставаться на месте. Вариант 2. Игроки делятся на пары, которые соревнуются между собой. Первая половина игры заканчивается, когда какая-либо из пар забросит 5 или 10 мячей. Побеждает пара, забросившая больше мячей в течение всей игры. Вариант 3. Класс делится на пары, которые соревнуются между собой по круговой системе (за победу присуждается 2 очка, за поражение – 1 очко) или по кубковой системе без выбывания игроков. Вариант 4. Игроки делятся не на пары, а на тройки (один птенец и две птицы). У каждой птицы мяч. Обе птицы стараются сделать так, чтобы у птенца всегда был один мяч, но только не два. «Двоечки» («Троечки») Вариант 1. Игра проводится пара на пару или
тройка на тройку. Игроки поочередно выполняют по
2 штрафных броска (если играют в «Троечки», то по
3). Вариант 2. Игроки разных команд выполняют броски поочередно. Вариант 3. За попадание при штрафном броске присуждается 2 очка, за попадание во время игры – 1 очко. Вариант 4. Игроки выполняют броски с других заранее оговоренных точек. «Одинокий защитник» Игра проводится в четверках. Три игрока
располагаются в 2–3 м от середины щита:
один – под прямым углом к щиту, а двое
других – под углом 45о, но с разных
сторон. Четвертый
игрок – защитник – с мячом в руках
располагается под кольцом. Он выполняет передачу
мяча с отскоком от пола любому игроку
тройки – это сигнал к началу игры.
Нападающий, получив мяч, может сразу бросить его
в кольцо, а может выполнить передачу партнеру.
Допускаются и даже приветствуются обманные
движения. Однако игрокам запрещается сходить со
своих мест. Защитник, передав мяч, переходит к
обороне. Если нападающий не смог забросить мяч в
кольцо, защитник получает 1 очко. Броски с сопротивлением Вариант 1. Игра проводится в парах. Первый
игрок (нападающий) располагается в 2–3 м от кольца
(расстояние зависит от возраста и уровня
подготовки игроков), второй (защитник) – под
кольцом с мячом в руках. Он выполняет передачу с
отскоком мяча от пола первому игроку и бежит к
нему как можно быстрее. Располагаясь в 50–80 см от
нападающего, он принимает защитную стойку с
поднятой вверх левой рукой, а кисть правой держит
на уровне живота. Нападающий, получив мяч, с места
бросает его в кольцо через руку защитника. Тот не
оказывает сопротивления, а лишь имитирует
оборону (пассивная защита), внимательно наблюдая
за действиями нападающего, который в случае
попадания в кольцо зарабатывает 1 очко; если же он
промахнулся, то очко получает защитник. Вариант 2 аналогичен первому, но здесь присутствует активная защита. Защитник старается накрыть мяч левой рукой или выбить правой. Защитные действия и овладение мячом«Прилипала» Вариант 1. Игра проводится в паре. Один игрок свободно бегает по всей площадке, а второй – рядом с ним, стараясь находиться как можно ближе («прилипает»). Разрешается небольшое касание партнера рукой (тыльной стороной). Через некоторое время игроки меняются ролями. Вариант 2 аналогичен первому, но игроки должны все время смотреть на мяч в руках учителя (тренера): если он находится справа, то первый участник убегает, а второй «прилипает», а если слева, то второй убегает, а первый «прилипает». «Пираньи» парные Все игроки делятся на пары: один убегает, а второй старается осалить («укусить») его как можно большее количество раз в течение 20–60 сек. После короткого отдыха игроки меняются ролями. Побеждает тот, кому удастся сделать больше осаливаний. «Резинка» Вариант 1. Игра проводится в парах. Первый
участник (нападающий) отрабатывает различные
варианты ведения мяча, свободно перемещаясь по
всей площадке, а второй (защитник) должен все
время находиться между нападающим игроком и
кольцом, стараясь при этом держаться на
расстоянии 1,5–2 м от нападающего лицом к нему, а
спиной к кольцу. Рис. 26 Нападающий не должен обходить защитника или
прорываться к кольцу: он лишь выполняет ведение
мяча, не задевая остальных играющих, и фиксирует
ошибки расположения защитника. Вариант 2 аналогичен первому, но оба участника играют без мяча. Вариант 3 аналогичен варианту 2, но по сигналу игроки меняются ролями: первый защищает одно кольцо, а второй – другое. «Собачки» без ведения мяча Вариант 1. Игра проводится в тройках. Два игрока выполняют передачи мяча друг другу, при этом они могут перемещаться в любом направлении, но только без мяча, а с мячом должны находиться на месте. Третий игрок – водящий («собачка»): он старается отнять мяч или осалить его (по заданию учителя). В случае удачи водящий игрок по очереди меняется ролями с другим. Это делается для того, чтобы каждый побывал в роли водящего. Если «собачка» долго не может осалить мяч, ее заменяют. Вариант 2 аналогичен первому, но водящий отнимает мяч в течение определенного времени. За каждое осаливание или выбивание мяча он получает очки. После того как все игроки побывают в роли «собачки», определяется победитель – тот, кто наберет больше очков. Вариант 3 аналогичен варианту 2, но игроки должны выполнить определенное количество передач, например 15 (20), и только после этого водящего заменяют. Победителем становится тот, кто наберет больше очков. «Собачки» с ведением мяча Вариант 1 проводится аналогично игре «Собачки» без ведения мяча, но здесь вести мяч разрешается. Если игрок допускает ошибку при ведении или теряет над ним контроль, то водящего заменяют. Вариант 2. Игра проводится в парах: одна пара ведет мяч, а другая играет роль «собачек». «Вырви мяч» Два игрока стоят напротив друг друга и удерживают мяч двумя руками. По сигналу учителя они стараются вырвать мяч у соперника. Тот, кто сможет это сделать, не нарушая правил, получает 1 очко, и игра повторяется. Кто быстрее возьмет мяч? Вариант 1. Игра проводится в паре. Между игроками на полу лежит мяч (правые ноги игроков рядом с мячом). По команде учителя они стараются овладеть мячом, опередив соперника. Если мяч схватили оба игрока, то победителем считается тот, кто вырвет его у соперника, не сделав пробежки. За каждую успешную попытку игрок получает 1 очко. Наклоняясь вперед, необходимо соблюдать осторожность – беречь голову. Вариант 2 аналогичен первому, но в исходном положении игроки находятся на расстоянии 3–4 м от мяча. «Кто быстрее, тот нападающий» Вариант 1. Игроки располагаются в две
колонны у стартовой линии, а
учитель – между ними (рис. 27). У каждого
игрока правой колонны мяч, который он передает
учителю. Тот бросает его вперед (с обманным
движением или без него). Момент, когда мяч
оторвался от руки учителя, является для игроков
сигналом к началу ускорения. Игрок, первым
овладевший мячом, получает 1 очко и продолжает
игру в роли нападающего, а второй – в роли
защитника. Если нападающий забросит мяч в кольцо
на противоположной стороне площадки, он
дополнительно получает 1 очко. Разрешается
сделать только один бросок. Если защитник выбьет
мяч или своими действиями заставит нападающего
промахнуться, то очко зарабатывает он. Рис. 27 Вариант 2 аналогичен первому, но игрок из левой колонны играет роль защитника, а из правой – нападающего. Игрок, первым коснувшийся мяча, зарабатывает 1 очко, но защитник мячом не овладевает, а лишь касается его и переходит к обороне. Вариант 3 аналогичен варианту 2, но игроки не отдают мяч учителю. Игрок из правой колонны стартует с ведением мяча. Мяч у нападающего можно отнимать только после того, как он пробежит среднюю линию. Четные и нечетные номера Игра проводится в парах. Все игроки располагаются в две шеренги вдоль средней линии поля на расстоянии 3–4 м друг от друга. Между ними на одинаковом расстоянии от игроков противоположных команд лежат мячи (одна шеренга – четные номера, другая – нечетные) (рис. 28). Учитель называет число – от 1 до 10: если четное, то четные номера подбегают к мячу, берут его и стараются забросить в любое игровое кольцо. Разрешается выполнить только один бросок. Нечетные номера в этом случае выступают в роли защитников; если число нечетное – все наоборот. Рис. 28 Прыжки за шариком Игра проводится в парах. У каждой пары – воздушный шарик. Игроки располагаются рядом и подкидывают шарик, стремясь дотронуться до него одной рукой в прыжке как можно выше, подбивая его вверх. При этом каждый игрок старается расположиться так, чтобы ему это было удобно, а сопернику – нет. Игру можно проводить на время или на количество касаний. Побеждает тот, кто коснется шарика большее (или определенное) количество раз. «Удачное начало» Игра проводится в тройках, которые
располагаются по средней линии, проходящей вдоль
спортивного зала. Два игрока встают с разных
сторон ее, как при розыгрыше спорного броска, а
третий выступает в роли судьи, подбрасывающего
мяч. Когда мяч подброшен каждый из играющих участников
старается в прыжке откинуть его на свою сторону.
Тот, кому это удается, получает 1 очко. После трех
розыгрышей подбрасывающий меняется с одним из
игроков, и игра продолжается. После того как все
сыграют между собой, подводятся итоги. Побеждает
тот, кто наберет больше очков. Игру можно
проводить в один или несколько кругов. «Удачная ловля» Проводится аналогично игре «Удачное начало», но игроки не откидывают мяч, а ловят его двумя руками. «Цепкий хват» Баскетбольный мяч подвешивают на такой высоте, чтобы игрок мог схватить его в прыжке на вытянутые вверх руки, при этом хватать разрешается только с боков. Вариант 1. Игроки поочередно прыгают, стараясь повиснуть на мяче. Кому это удается, тот получает 1 очко. Если все игроки могут повиснуть на мяче, то ставится задача повиснуть и подтянуться. После нескольких кругов подсчитывают очки. Побеждает набравший наибольшее количество очков. Вариант 2. Игра выполняется на время. По сигналу участник прыгает и старается провисеть на мяче как можно дольше. Фиксируется момент, когда он коснется ногами пола. Побеждает тот, у которого время будет наибольшим. Можно засчитать результат одной попытки или суммировать результаты всех попыток. Борьба за подарки Игра проводится в группе из 4–6 человек. Один из
них 3–5 раз бросает мяч в кольцо, остальные 3–5
игроков борются за отскок («подарки»). Все броски
выполняются с одной точки со средней или дальней
дистанции. Каждый игрок по очереди выступает в
роли бросающего. Участник, получивший «подарок»,
передает мяч бросающему. Борьба за подарки с добиванием Проводится аналогично игре «Борьба за подарки», но игрок, получивший «подарок», выполняет добивание (бросает мяч в кольцо). В данной игре участники получают очки только за попадание в кольцо. Вариант 1. Игра прекращается после первого добивания, независимо от попадания. Вариант 2. Игра продолжается до тех пор, пока добивающие игроки не забросят мяч в кольцо либо он не выйдет из игры. Борьба за отскок Вариант 1. Игра проводится в парах. Первый
игрок (нападающий) располагается в 2–3 м от кольца
(расстояние зависит от возраста и уровня
подготовки игроков), второй (защитник) – под
кольцом с мячом в руках. Он выполняет передачу с
отскоком от пола первому игроку и переходит к
обороне. Нападающий, получив мяч, с места бросает
его в кольцо. Защитник не оказывает
сопротивления при броске, а лишь имитирует
защиту (пассивная защита). Затем оба игрока идут
на подбор, но защитник старается развернуться
так, чтобы оттеснить нападающего от мяча. Вариант 2 выполняется аналогично первому, но с активной защитой при броске. Вариант 3. Нападающий не просто старается овладеть мячом, но в случае удачи также выполняет бросок (добивание). Учебные игры«Мяч в щит» (баскетбол в начальной школе) Игра является подготовительным этапом к
баскетболу и проводится только среди учащихся
начальной школы. Учащиеся 5-х–11-х классов играют
в баскетбол по основным правилам с минимальными
изменениями, учитывающими специфику средней
школы. Предупреждения. Игрок, получивший три предупреждения (фола), выбывает из игры. Нарушениями считаются следующие действия: – касание игрока с мячом; Школьный баскетбол Игра проводится по правилам баскетбола, но
имеет некоторые отличия, учитывающие
особенности общеобразовательной школы. Рис. 29 Игра состоит из четырех периодов по 10, 7 или
5 мин. (в зависимости от возраста и уровня
подготовленности игроков). Используется так
называемое «грязное время» с остановкой лишь во
время выполнения штрафных бросков.
Продолжительность перерыва между первым и
вторым, третьим и четвертым периодами игры и
перед каждым дополнительным периодом составляет
1–2 мин., а между половинами игры – 5–10 мин.
(в зависимости от продолжительности периодов). Один на один Вариант 1. Игра проводится в паре. Первый
игрок (нападающий) располагается в 2–5 м от кольца
(расстояние зависит от возраста и уровня
подготовленности игроков, а также от
поставленных задач); второй (защитник) – под
кольцом с мячом в руках. Он выполняет передачу
мяча с отскоком от пола первому игроку, что
является сигналом к началу игры. Нападающий,
получив мяч, может сразу с места бросить его в
кольцо, а может и после ведения. Допускаются и
даже приветствуются обманные движения. Если
нападающий промахнулся, но при этом овладел
отскочившим мячом, то игра продолжается, а если
мячом овладеет защитник, или мяч вылетит за
пределы площадки, или нападающий попадет в
кольцо, а также в случае нарушения правил –
игра прекращается. Вариант 2 аналогичен первому, но игра проводится на два игровых кольца. И защитнику, и нападающему в данном случае действовать достаточно сложно, так как подобным образом играет весь класс одновременно. Двое против одного Игра проводится аналогично игре «Один на один»,
но в ней участвуют двое нападающих и один
защитник. Каждый игрок по очереди выступает в
роли защитника и зарабатывает очки
индивидуально. Если нападающие не забросили мяч
в кольцо, защитник получает 1 очко, а если им это
удалось, то 1 очко отнимается. Побеждает тот, кто
при равном количестве игр в защите наберет
больше очков. Трое против одного Игра проводится аналогично игре «Двое против одного», но в ней участвуют трое нападающих и один защитник. При слабом уровне подготовленности игроков игру проводят с ведением мяча, а при хорошем – без ведения как на одно, так и на два кольца. Двое на двое Игра проводится аналогично игре «Один на один», но играют двое на двое. Трое на трое Игра проводится аналогично игре «Один на один»,
но играют трое на трое. Вначале нападающие
располагаются у средней линии, а
защитники – между штрафной линией и щитом. «Баскетбольный поток» В зависимости от количества участников и поставленных задач, игра может проводиться на всей площадке или на ее половине. Вариант 1. Расположение игроков при проведении игры на всей площадке показано на рисунке. Класс делится на тройки, которым присваиваются номера. Первая тройка – защитники (на рис. 30 обозначены ноликами) – первоначально располагается на линии штрафного броска на противоположной стороне площадки, а вторая тройка – нападающие (на рис. 30 обозначены крестиками) – под щитом. Защитники бросают нападающим мяч – это сигнал к началу атакующих действий. Рис. 30 В тот момент, когда вторая тройка начинает
атаковать, третья выходит на исходную позицию.
Защитники встречают нападающих в своей зоне,
пытаются отобрать у них мяч или заставить
ошибиться. При удачных действиях защитников
атака прекращается, вторая тройка покидает
площадку и уходит в конец очереди. Мяч передают
третьей тройке, которая начинает атаку. Вариант 2 аналогичен первому, но игра проводится на половине площадки. Нападающая команда располагается у средней линии (см. рис. 31). Рис. 31 Вариант 3 аналогичен первому и второму, но команды постоянно меняются. Нападающие после завершения атаки становятся защитниками, а защитники переходят в конец очереди. Вариант 4 аналогичен первому и второму, но команда играет в защите до тех пор, пока ей забрасывают мячи (т.е. пока она не отыграется). Если ей это долго не удается, команду заменяют. Вариант 5 аналогичен первому и второму, но команда играет в защите до тех пор, пока у нее это хорошо получается. Если команда выигрывает в течение длительного времени, то ее заменяют, чтобы другие тоже получили возможность играть в защите. «Быстрый прорыв» Вариант 1 аналогичен игре «Баскетбольный поток», но обе команды располагаются на одной половине площадки. При этом защитники и нападающие располагаются в обратном порядке: защитники («нолики») – в средней части трехсекундной зоны соперников, а нападающие («крестики») – на линии штрафного броска (см. рис. 32). Рис. 32 Защитники передают нападающим мяч с отскоком
от пола – это сигнал к началу атакующих
действий. До касания мячом пола все игроки должны
оставаться на своих местах. «Крестики» нападают
на противоположное кольцо, выполняя быстрый
прорыв, а «нолики» стараются им помешать. Вариант 2. Расположение игроков показано на рис. 33. Помощник бросает мяч в середину трехсекундной зоны. Команда, которая овладеет мячом, становится нападающей и выполняет быстрый прорыв, а команда, оставшаяся без мяча, защищается. Рис. 33 Баскетбол на половине площадки Класс делится на две большие группы (например, мальчики и девочки). Каждая группа играет на своей половине площадки. Баскетбол 10 х 10 Играют одновременно по 10 игроков от каждой команды (5 игроков – на одной половине и 5 – на другой: например, 5 девушек – на одной половине и 5 юношей из той же команды – на другой). В следующем тайме игроки меняются кольцами, но остаются на тех же половинах. Баскетбол с разделением по зонам Проводится аналогично игре «Баскетбол 10 х 10», но в командах по 5 игроков: 2 – в зоне защиты и 3 – в зоне нападения, чтобы на каждой половине площадки всегда находились 2 защитника и 3 нападающих, или наоборот – 3 защитника и 2 нападающих (в зависимости от поставленных задач). Баскетбол с разделением площадки На баскетбольной площадке с помощью трех линий, параллельных боковым, выделяют три зоны (см. рис. 34). В условиях школьного спортивного зала для этого наиболее удобно использовать линии бадминтонной площадки. Рис. 34 Два игрока в каждой команде (нападающий и защитник) все время играют в зоне 1, еще 2 игрока (нападающий и защитник) – в зоне 2 и 1 игрок (центровой) – в зоне 3. Если игрок выходит за пределы своей зоны, он получает 3 штрафных очка, которые добавляются к счету соперников. Зонная защита Игру можно проводить на всей площадке или на ее
половине. Личная защита Участникам команд присваиваются номера начиная с четвертого. Игроки, имеющие одинаковые номера, «прикрепляются» друг к другу: они должны постоянно находиться рядом и играть друг против друга в течение всей игры. Если кто-либо из игроков не находится рядом со «своим» соперником, когда его команда играет без мяча (в защите), то команда получает 1 штрафное очко, которое добавляется к счету соперников. Штрафные очки присуждаются за каждого игрока, допустившего ошибку. «Центровой» В каждой команде назначается центровой игрок,
который действует преимущественно под своим и
чужим кольцами (в трехсекундных зонах) и
минимально – в середине поля, за
исключением перехватов. Если он «заигрывается»,
т.е. проявляет активность в средней части поля, то
его команда получает 3 штрафных очка, которые
добавляются к счету соперников. «Один для всех, все для одного» Каждый игрок команды имеет право забросить в кольцо только один мяч (в том числе и со штрафного броска). После того как все игроки забросят по мячу, им дается право еще на один бросок, и т.д. Мячи, заброшенные сверх нормы, не засчитываются. Баскетбол XIX века В зависимости от условий игры и поставленных
задач число участников может быть любым. Баскетбол без ведения мяча Игра проводится по основным правилам, запрещено лишь ведение мяча. Баскетбол с «невидимкой» Игра проводится в очках, закрывающих видимость снизу, в которых участник видит все, что творится на поле, но не видит ничего снизу рядом с собой. Таким образом, мяч в руках игрока и рядом с ним становится невидимым. Описание очков приводится в игре «Невидимка». Баскетбол с круговой заменой игроков Занятия всегда следует организовывать так,
чтобы в них принимали участие все учащиеся. Даже
в том случае, когда это бывает невозможно из-за
специфики упражнения, игроки должны меняться
так, чтобы они все равномерно присутствовали на
площадке. Это основная цель данной игры.
Например, если при проведении учебной или
соревновательной игры в команде больше 5
участников, то смена осуществляется круговым
способом. Баскетбол с начислением дополнительных очков Дополнительные очки начисляются командам за успешно выполненные действия, которые могут быть различными в зависимости от поставленных задач, например: – фол – 3 очка начисляются соперникам; Мяч, заброшенный с близкого расстояния,
оценивается в 4 очка. Игры с форой Для повышения интереса к игре и выравнивания возможностей отдельных игроков и команд им иногда дают определенные преимущества (фору). Здесь существуют следующие разновидности. Гарантированная фора сразу строго определяется: например, игра начинается со счета 10:0 в пользу слабой (младшей) команды. В свою очередь, гарантированная фора может быть открытой или закрытой: открытая заранее всем известна, а закрытая – нет. Ее величина записывается на листке и запечатывается в конверт, который открывают только по окончании соревнований. Такая фора стимулирует игру на максимальный результат. Шансовая фора дает возможность получить преимущества: например, все игроки слабой команды перед началом игры выполняют штрафные броски. За каждый заброшенный мяч присуждается 1, 2 и более очков в зависимости от уровня подготовленности команд. Варианты форы: – за мяч, заброшенный командой девушек при
игре против юношей, присуждается удвоенное или
утроенное количество очков; Приложение Инструкция для школьников при проведении подвижных игр
Условные обозначения
Виктор Лепешкин , |