Баскетбольная секция в школеПедагогический университет "Первое сентября". Баскетбольная академия братьев Гомельских
Учебный план курса
Лекция № 2. Планирование баскетбольной работы
Начало работы с командойПеред началом работы с командой тренер-преподаватель должен четко представлять себе, какую команду он собирается тренировать, и поставить ключевые вопросы: – Это команда по мини-баскетболу? Ответы на эти вопросы помогут определить ее содержание работы, составить план, календарь соревнований, а также решить многие проблемы, возникающие в самом начале. Ответственность тренераКак только тренер ответил на все вопросы, он должен теперь спросить себя: – Какова моя ответственность перед командой? Очевидно, что тренер, работающий с молодыми игроками, должен чувствовать ответственность за развитие своих подопечных как в спортивном, так и в человеческом плане. Он не должен играть роль наставника, если работает с мастерами, основная цель работы которых – высокие результаты встреч. Общие цели при создании командыПринимая во внимание все вышесказанное, тренер должен определить общие цели работы команды. Если, например, он работает со школьной командой по мини-баскетболу, то вполне возможно, что некоторые дети никогда прежде не занимались баскетболом, некоторые играют всего год, т.е. в целом уровень их игры невысок. Главная задача тренера здесь состоит в том, чтобы обеспечивать их физическое развитие, прививать основные спортивные навыки (умение работать в команде, уважительное обращение с людьми и т.д.), интерес к занятиям баскетболом, проводить общую и специальную физическую подготовку, обучение основам игры (ведение мяча, передачи и т.д.). Организация командыСледующим шагом является организация команды. Здесь тренер должен поставить следующие вопросы: – Сколько в команде игроков? Состав командыПри работе с молодыми спортсменами тренер должен обеспечить каждому игроку нормальные условия для занятий. В группе должно быть достаточное количество участников для проведения занятий, но не так много, чтобы это могло создать сложности, и не слишком мало. В первом случае необходимо организовать еще одну или несколько групп. Для проведения тренировок и соревнований желательно, чтобы уровень подготовки игроков был примерно одинаков; хорошо, если детей или подростков, играющих в команде по мини-баскетболу, кроме спорта, объединяет что-нибудь еще (например, они учатся в одном классе или одной школе, живут в одном доме и т.д.). Обязанности игроковПри определении обязанностей игроков и главных целей работы команды тренер должен задать себе несколько главных вопросов: – В какие месяцы будут проходить занятия? Обязанности должны быть четко сформулированы и доведены до сведения игроков. Одним из главных моментов при работе с молодыми спортсменами является понимание ими своих обязанностей. Часто бывает так, что обязанности сформулированы недостаточно конкретно либо игроки не хотят их выполнять. Рано или поздно это создаст проблемы. Поэтому тренер должен определять такие обязанности, характер которых соответствовал бы возрасту игроков и их физическим возможностям. Трудно создать хорошую команду, если игроки будут работать в ней только тогда, когда они этого захотят, или только потому, что им больше нечем заняться. Нельзя также ставить недостижимые задачи. Тренер вместе с игроками должен обсудить круг их обязанностей. Если они будут приняты игроками, то команда будет чувствовать ответственность за их выполнение. Однако тренер обязательно должен сформулировать для молодых спортсменов тот минимум обязанностей, который позволит обеспечить нормальную работу команды (это больше всего относится к командам 13–14-летних и 15–17-летних игроков). Если, например, он считает, что команда должна заниматься три дня в неделю вместо ранее запланированных двух, и убежден, что это возможно и необходимо, следует предложить такой вариант ребятам (а возможно, и их родителям) и объяснить причину такого изменения. Внутренние правилаПравила работы, так же как и обязанности игроков, являются ключевым моментом в организации команды. Очевидно, что правил не должно быть слишком много. Они должны быть четко определены и не давать повода для сомнений, спорной трактовки, чтобы не провоцировать конфликты. Правила должны соответствовать условиям проведения учебно-тренировочных занятий и игр, уровню команды, устанавливать обязанности и степень ответственности каждого игрока. Пример. Тренировка начинается в строго определенное время. Игроки должны приходить в спортивный зал за час до начала игры, решить между собой, кто из них в какие дни собирает мячи после занятий, и т.д. Следует также условиться о минимальном количестве игр и минимальном игровом времени для каждого члена команды по мини-баскетболу. Полезно также установить правила для
родителей. Условия проведения тренировокТренер должен знать все о месте проведения занятий, оборудовании и инвентаре, находящемся в его распоряжении (площадки, мячи, кольца и т.д.), для наиболее эффективного их использования. Прежде всего, тренер должен активно применять все имеющиеся средства. Например, если имеется четыре кольца, разумнее будет использовать их все, чем только два. Часто средства молодых игроков бывают ограничены (мало мячей, недостаток времени для тренировок, баскетбольная площадка имеется только на улице и т.д.). В этом случае тренер должен применить все свое воображение, чтобы компенсировать недостаток, ни в коем случае не смиряясь с трудностями. Пример: в распоряжении тренера имеется всего несколько мячей. Можно организовать круговые упражнения для обучения разным элементам игры, комбинируя упражнения с мячом и без него и стараясь сделать интересными упражнения без мяча. Если средств недостает, то необходимо изыскать
возможности для их компенсации. Чем более ограничены возможности, тем более важно найти решение. Тренер, не воспринимающий трудности как должное и неизбежное, никогда не станет хорошим наставником для молодых игроков. Планирование спортивной деятельностиПланирование спортивной деятельности является важным элементом работы тренера. Если он не планирует работу с командой в соответствии с поставленными задачами, могут возникнуть большие сложности. В начале сезона игроки полны эмоций, энергии, уверенности в себе, хотят сделать все сразу. Однако с течением сезона их энергия убывает, уверенность уменьшается, новых идей не возникает, занятия становятся монотонными и менее эффективными. Когда предстоит важный матч, тренер вновь испытывает подъем сил и предлагает игрокам много нового учебного материала, стараясь устранить недостатки в предшествующей подготовке команды, но располагая ограниченным количеством времени для тренировок. Он может совершить большую ошибку, если будет жить лишь сегодняшним днем, думая только о сиюминутном результате и забывая о плановой работе на перспективу, необходимой для успешного развития в будущем. Тренер при составлении плана работы должен видеть, какие задачи имеют первостепенное значение, а какие предстоит решить в будущем. В этот момент он сможет лучше организовать работу команды, определить главные и промежуточные цели и средства для их достижения, четко представляя себе, что и когда надо делать, с какими проблемами может столкнуться команда, и найти пути их решения. Периоды и сроки планирования занятийТренер может составлять планы на длительный или краткосрочный период (на несколько лет, на сезон, на время от одного до нескольких месяцев, от одной до нескольких недель и, конечно, на каждую тренировку). Если он планирует работать с командой несколько лет, имеет смысл составить общий план работы с молодыми спортсменами (этап мини-баскетбола) и более конкретные – для работы с молодыми спортсменами в возрасте 13 лет и старше. В этом случае он будет проводить работу, больше ориентируясь на общий план действий и на решение главной задачи. Любой тренер, работающий с молодыми игроками, независимо от того, есть ли у него долгосрочный план работы или нет, должен четко представлять себе, каковы его цели в будущем и в данный момент. Периодизация тренировочного сезонаОбычно тренер команды по мини-баскетболу или баскетболу работает с данным составом в течение сезона, длящегося от 6 до 10 месяцев. Поэтому для реализации общих задач необходимо планировать именно такой период времени, называемый макроциклом или просто циклом. Затем в зависимости от особенностей работы с командой тренер делит сезон на более короткие периоды, называемые мезоциклами, после чего рассматривает одно-двухнедельные периоды в каждом мезоцикле – микроциклы – и, наконец, переходит к планированию каждого отдельного занятия. Каждый период (сезонный макроцикл, мезоцикл, микроцикл и отдельную тренировку) нужно планировать заранее (см. табл. 1). Очевидно, что долгосрочные планы должны быть более общими, чем краткосрочные: например, план работы на сезон – более общим, чем план, составляемый на любой мезоцикл, микроцикл или отдельное занятие. Конкретный план каждой тренировки должен находиться в структуре плана на микроцикл, который, в свою очередь, должен быть в контексте плана на мезоцикл, согласующегося с общим планом на сезон. Таблица 1 Пример периодов в сезоне
Постановка спортивных задачТеперь, оценив план работы сначала на весь сезон, а затем на остальные периоды (мезоциклы, микроциклы и отдельные тренировочные занятия), первое, что должен сделать тренер, – это решить, какие задачи стоят перед командой в целом и перед каждым игроком в отдельности в конкретные периоды, и поставить перед собой следующие вопросы: – Какова задача команды на сезон? на мезоцикл?
на микроцикл? на тренировочное занятие? Задачи на результат и задачи действийДля того чтобы поставить задачи на каждый период сезона, тренер должен классифицировать их как задачи на результат и задачи действий. Задачи на результат могут быть командные и индивидуальные. Команда стремится выиграть турнир или чемпионат, уменьшить количество персональных замечаний – это командные задачи. Игрок должен повысить процент попадания с дистанции и уменьшить количество штрафных бросков в игре – это индивидуальные задачи. Задачи действийвключают в себя цели, стоящие перед игроками, способы и средства их достижения, например совершенствование передачи мяча двумя руками от груди, выполнения остановки прыжком, бросков с определенной позиции, блокирования нападающего при борьбе за отскочивший от кольца или щита мяч и т.д. Решение этих задач не гарантирует выполнение задач на результат в данный момент, но способствует этому в будущем. Пример: увеличение количества бросков с хорошей позиции (задача действия) не гарантирует, что будет набрано большее количество очков в следующей игре (задача на результат), но повышает возможность достижения этой цели в перспективе. Выполнение задач на результат интереснее для игроков, а выполнение задач действий способствует лучшему пониманию смысла и цели решаемых в конкретный момент задач. Те и другие задачи способствуют повышению мотивации игроков. Невыполнение задачи на результат может негативно отразиться на молодых игроках и вызвать у них неуверенность в себе. Следовательно, надо ставить перед игроками оба вида задач в зависимости от возраста. Задачи на результат лучше ставить перед 15–17-летними игроками и в меньшем объеме – перед 13–14-летними. Постановка задач на результат не рекомендуется в мини-баскетболе. Индивидуальные и командные задачи действий рекомендуются для игроков любой команды. Преимущества задач действийЗадачи действий очень важны для любой юношеской команды (равно как и для команды взрослых) по следующим причинам: они предполагают конкретные действия спортсменов, а не результат этих действий; облегчают простые и реальные оценки результатов; дают возможность игрокам сопоставлять свои усилия с результатом работы; повышают уверенность в себе и интерес к игре. Тренеры по мини-баскетболу, работающие с 6–7-летними и 8–9-летними игроками, должны пользоваться только задачами действий, избегая постановки задач на результат, а работающим с 10–12-летними лучше сосредоточиться на задачах действий, но можно включать и некоторые легкие задачи на результат, связанные с задачами действий. Пример: для работы над индивидуальной задачей действий, направленной на улучшение качества выполнения проходов, тренер может поставить и задачу на результат, состоящую из определенного числа попыток, для того чтобы набрать конкретное количество очков в тестовом упражнении. При работе с 13–14-летними и 15–17-летними игроками тренер может ставить задачи на результат, не исключая при этом и задачи действий. Фактически важна постановка задач действий, связанных с решением задач на результат, таким образом, чтобы игроки всегда знали, что они должны сейчас предпринять, чтобы улучшить результат работы. Учитывая, что работа с этими спортсменами рассчитана на несколько лет, тренер должен ставить перед игроками этих возрастных групп задачи действий, которые могут и не быть связаны с задачами на результат в данном сезоне, но помогут в процессе совершенствования игроков, давая возможность добиваться в будущем высоких спортивных результатов. Пример: тренер может поставить задачу улучшить перемещения игрока без мяча (задача действий), что, возможно, незначительно повлияет на результаты игры в данном сезоне, но повысит вероятность достижения более высоких результатов в следующем сезоне (перспективная задача на результат). Повышение эффективностиДля более эффективного решения задач необходимо учитывать: взаимосвязь между финальными задачами и промежуточными с определением времени решения каждой из них; постановку окончательных задач, так же как и промежуточных, необходимую для поддержания высокой стабильной мотивации; постановку промежуточных, краткосрочных задач, повышающую заинтересованность игроков в достижении результата, так как они видят реальную перспективу их решения. Поэтому в первую очередь надо ставить именно краткосрочные задачи, которые должны быть конкретными и четко сформулированными, а не общими, основанными лишь на амбициях. Примеры краткосрочных четко определенных задач: броски левой рукой; контакт с мячом при ведении только пальцами; перемещение в конкретное положение в защите, позволяющее одновременно видеть мяч и соперника. Примеры общих больших задач: бросать мяч или защищаться лучше. Поставленные задачи должны соответствовать физическим и техническим возможностям игроков. Слишком легкие задачи, требующие небольших усилий, либо, наоборот, чересчур трудные, требующие слишком больших усилий, не годятся. Молодые спортсмены должны чувствовать, что они могут их решить, и тогда их уверенность в себе и желание работать еще лучше для достижения результата возрастут, в то время как привлекательные, но нереальные для выполнения задачи способствуют появлению психологических проблем и значительно снижают интерес. В командных видах спорта надо ставить перед игроками и коллективные, и индивидуальные задачи. Если ставятся только коллективные задачи, снижаются индивидуальная ответственность и мотивация. При работе с молодыми игроками важно, чтобы каждый спортсмен мог добиваться лучших результатов, поэтому постановка индивидуальных задач очень важна. Выбор наиболее подходящих задачПосле того как тренер определит круг задач, необходимо решить, какие из них являются первостепенными (требующими скорейшего решения), а какие – второстепенными. После определения данной последовательности тренер должен решить, выполнимы ли эти задачи за то время, которое отведено для этого. Во многих случаях из-за недостатка времени тренер вынужден отказаться от решения ряда второстепенных задач и сосредоточиться на главных. Для этого следует воспользоваться следующими критериями: важность задачи, принимая во внимание уровень подготовленности команды (общие задачи команды в этом отношении обычно получают приоритет); время решения каждой задачи относительно конкретной ситуации (если степень важности задач примерно одинакова, предпочтение отдается тем, которые быстрее и легче решаются в данный момент, а в будущем помогут в решении более сложных). Тренер часто имеет возможность совмещать разные задачи (пример: работа над основами нападения один на один и над основами защиты один на один). И на индивидуальном, и на коллективном уровне вопросы нападения и защиты можно решать одновременно (см. табл. 2). Существует ряд несовместимых задач, концентрация внимания на решении одной из которых приведет к плохому решению другой (пример: одновременная работа над обучением технике броска и улучшением результативности попадания). Очевидно, что если их важность одинакова, то те задачи, решение которых не противоречиво, имеют приоритет; если поставленные задачи приблизительно одинаковы по значимости, сложности решения, физическим и психологическим затратам, приоритет получает та, решение которой требует меньших усилий. Таблица 2 Форма постановки индивидуальных задач
Выбор содержания тренировокСодержание тренировки и упражнений – конкретный учебный материал, необходимый для решения поставленных задач, который тренер определяет после постановки задач. На этом этапе он также задает себе вопросы: – Готовы ли игроки к такому содержанию
физически, технически и тактически? Для решения поставленных задач и определения содержания тренер должен учитывать уровень подготовки игроков. Индивидуальная работа, включающая определение конкретных задач, подбор специальных упражнений для каждого члена команды, знание особенностей их развития, умение тренера объяснить, как лучше выполнять то или иное задание, – основа роста мастерства молодых спортсменов. (Примеры индивидуальной работы: ведение мяча слабой рукой; техника выполнения броска с дистанции; выбор наилучшей позиции в ситуациях два на два, три на три и т.д.) Задачи в соответствии с содержанием можно разделить на три категории: защита, нападение и другие (см. табл. 3). Таблица 3 Задачи тренировок
Чтобы определить приоритеты содержания тренировок, тренеру следует придерживаться следующих критериев: конкретность (тренер должен основываться только на конкретных составляющих содержания); отношение к задаче (приоритет получает содержание, наиболее необходимое для решения задачи); простота (более простое содержание должно преобладать над более сложным); актуальность (приоритет имеет более актуальное для решения задачи содержание); расчет на будущее (содержание, облегчающее работу в будущем, должно преобладать над нейтральным); затраты усилий (приоритет имеет содержание с меньшими затратами физических и психологических усилий). Поэтому, для того чтобы решить задачи составленного плана, тренер должен определить содержание, наиболее подходящее для решения задач и далее исходя из этих принципов выбрать простейшее, наиболее актуальное для достижения результата. Вопросы и задания для самостоятельной работы1. В чем состоит специфика организации
тренировочного процесса с детскими командами? Литература1. Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного бавскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007 – (Серия «Шаг за шагом»). 2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 3. Гомельский Е.Я. Игра гигантов. – М.: Вагриус, 2004. 4. «Клайд» Фрейзер У., Сэчер А. Баскетбол. – М.: АСТ, Астрель, 2006. 5. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. – М.: Академия, 2007 – (Серия «Высшее профессиональное образование») 6. Парсель М. Баскетбол. Научись играть и стань звездой! – М.: МАК Медиа, 2001. – (Серия «Спортклуб»).
Евгений Гомельский , |