Новое в физическом воспитании детей начальной школы
В ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 1604 ведется большая работа по внедрению инновационных технологий в процесс физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Стимулом к такой работе послужило большое желание педагогов этого образовательного учреждения видеть своих воспитанников сильными и здоровыми. Была организована окружная экспериментальная площадка по теме: «Разработка непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с применением инновационных технологий». Основным элементом работы явился поиск нестандартных методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми. К их числу можно отнести занятия с волновыми тренажерами, разработанными профессором М.Ф. Агашиным. Тренажер прост, компактен, удобен, надежен, не требует дополнительного электрического питания и специального обслуживания. По степени воздействия и результатам применения за 5–10 мин. он дает такой же эффект, как при длительном посещении тренажерного зала. Этого удается добиться за счет явления биомеханической волны, которая распространяется по телу человека с частотой от 2 до 5 Гц/сек. Эффективность волновых методов во время физкультурно-оздоровительных занятий определяется количеством перемен состояния скелетной мускулатуры в единицу времени (частотой волн напряжения – расслабления) и числом мышц, участвующих в двигательном процессе. На практике это означает, что мышцы напрягаются и расслабляются от 2 до 5 раз в течение 1 сек. Соответственно усиливается и сокращается поток крови, поступающей к мышце. Отсюда следует другое положительное влияние действия тренажера – увеличение эластичности стенок кровеносных сосудов, которые при таких занятиях то расширяются, то сужаются в зависимости от того, как выполняется движение. При этом ребенок сам инициирует такую смену состояния мышечной системы, работая в удобном для себя ритме. Следуя друг за другом, биомеханические волны напряжения и расслабления не просто втягивают в согласованный ритм работы все функциональные системы, а организуют и закрепляют правильную работу биомеханических структур, управляющих качеством работы и общего состояния всего организма. По принципу действия волновые тренажеры не вступают в противоречие с другими системами подготовки, а только усиливают их действие. Суммарно волновые методы и традиционные средства физкультурно-оздоровительных занятий превосходят другие варианты таких занятий в десятки раз, что позволяет за время, выделенное непосредственно на уроки физической культурой, поддерживать нормальное состояние здоровья школьников (М.Ф. Агашин, 2001, 2005). В ГОУ № 1604 организована система физического воспитания детей, которая предусматривает проведение в течение недели двух уроков физической культуры, двух занятий по ритмике, а также ежедневно четырех занятий с тренажером Агашина. Эффект от выполнения физических упражнений усиливается за счет ежедневных прогулок детей на свежем воздухе, во время которых они не только активно двигаются, но и играют в различные подвижные игры. Для учеников начальной школы разработаны комплексы упражнений с тренажером Агашина длительностью не более 6 мин., включающие от 4 до 6 упражнений. Время выполнения каждого не превышает 1 мин. Упражнения выполняются в определенной последовательности, представленной в табл. 1. Таблица 1
Комплексы упражнений выполняются последовательно в течение дня: – первый – перед первым уроком; Каждый комплекс включает упражнения для мышц рук, туловища и ног. Например, ученикам первого класса рекомендуется выполнять следующий комплекс упражнений: Упражнение 1И.п. – о.с. Тренажер в правой руке,
опущенной вдоль тела. Упражнение 2И.п. – о.с. Тренажер в левой руке,
опущенной вдоль тела. Упражнение 3И.п. – стойка ноги врозь. Тренажер
удерживается двумя руками на уровне живота. Упражнение 4И.п. – стойка ноги врозь. Тренажер
удерживается двумя руками перед грудью на
вытянутых руках. Упражнение 5И.п. – стойка ноги врозь на носках,
пятки вместе или на небольшом расстоянии друг от
друга. Тренажер удерживается двумя руками на
уровне живота. Таблица 2 Количество детей, отнесенных по уровню физического развития к группам с низким, средним и высоким уровнем развития физических качеств
Как видно из табл. 2, уровень физической подготовленности детей существенно изменился в течение года: снизилось количество детей с низким уровнем развития физических качеств и увеличилось – со средним и высоким. Особенно это заметно в подготовительной группе детского сада, когда по результатам итогового тестирования только одна девочка была отнесена к группе со средним уровнем развития физических качеств, тогда как все остальные попали в группу с высоким уровнем. Отметим, что в данной группе 5 раз в день проводились занятия с тренажером Агашина. В 1-м классе число мальчиков, отнесенных к группе с высоким уровнем развития физических качеств, возросло с 5 до 7 человек, а девочек – с 6 до 8. Число мальчиков, отнесенных к группе с низким уровнем, снизилось с 5 до 3, а девочек – с 3 до 1. Положительная динамика отмечается и у мальчиков средней группы. Заметим, что у девочек средней группы значительного улучшения результатов добиться не удалось, хотя в определенной степени оно все же имеет место. Полученная динамика физических качеств, фиксируемая с помощью средств мониторинга, свидетельствует о положительном влиянии на здоровье детей данной системы физического воспитания детей, применяемой в ГОУ № 1604. На рис. 1 и 2 представлены изменения роста и веса у воспитанников старшей и подготовительной групп детского сада и учеников 1-го класса ГОУ № 1604. Данная выборка соответствует среднестатистическим значениям роста и веса детей указанного возраста (Е.З. Година, 2004). Рис. 1. Динамика изменения роста у воспитанников детского сада и учеников 1-го класса ГОУ № 1604 Нижняя часть столбика каждой диаграммы показывает величину рассматриваемого показателя в начале, а верхняя – в конце учебного года. Оказалось, что рост воспитанников старшей и подготовительной групп детского сада в изучаемый период достоверно увеличился (P < 0,05), тогда как у первоклассников величина этого показателя в начале и в конце учебного года различается недостоверно. Хотя средние показатели веса тела у детей увеличились за год: в старшей группе – с 20,255 до 20,95 кг, в подготовительной – с 22,81 до 24,72 кг, а у первоклассников – с 26,08 до 28,08 кг, – здесь не удалось зафиксировать достоверных различий в начале и в конце учебного года. Вероятно, это связано с тем, что внутри каждой из названных групп имеет место сильный разброс показателей веса тела, что подтверждает большая величина стандартного отклонения. Рис. 2. Динамика изменения веса тела у воспитанников детского сада и учеников 1-го класса ГОУ № 1604 Для изучения влияния проводимой работы на состояние здоровья детей фиксировалось количество дней, пропущенных по болезни. Данные по старшей и подготовительной группам детского сада и по 1-му классу начальной школы представлены на рис. 3. Отметим, что наибольшее число пропущенных дней было отмечено в средней группе детского сада – 115 и 119 в сентябре и октябре соответственно, т.е. в начале учебного года. Затем наблюдается постепенное снижение их числа вплоть до января 2007 г. и снова увеличение до 75 дней в феврале. Последнее обстоятельство связано с распространением скарлатины и введением карантина. Аналогичное явление наблюдается и в подготовительной группе. В целом просматривается тенденция к снижению числа пропусков занятий как в подготовительной группе детского сада, так и в 1-м классе школы к концу учебного года. Этот факт и данные опроса родителей указывают на то, что данная тенденция связана с началом регулярных занятий по предлагаемой инновационной технологии физического воспитания. Вместе с тем полученные результаты не подтверждают ранее высказанное предположение о положительном влиянии занятий с применением тренажера Агашина на профилактику инфекционных заболеваний. Оказалось, что учащиеся ГОУ № 1604 точно так же подвержены инфекции, как и дети, не занимающиеся по данной системе. Об этом свидетельствуют данные рис. 3. В феврале – марте число пропущенных по болезни дней возросло в связи с распространением в этот период ветрянки и скарлатины. Случайный характер этого процесса подтвержден опросом родителей. Рис. 3. Количество пропущенных по болезни дней в старшей и подготовительной группах детского сада и в 1м классе школы Предлагаемая система построена с учетом принципа преемственности физического воспитания при переходе из детского сада в начальную школу. Регулярное же выполнение упражнений с тренажером Агашина позволяет не только сохранить двигательную активность детей на должном уровне, но и снизить уровень заболеваемости.
Николай Михайлов , |