Народные подвижные игры
Сила игрыОсновным средством физического воспитания являются физические упражнения – гимнастика, игры, туризм, спорт. Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Подвижные игры успешно служат решению многих задач всестороннего развития детей: с их помощью они непринужденно и свободно овладевают новыми, более сложными видами движений, становятся более ловкими, сообразительными. Главное их назначение на занятиях физкультурой – достичь наибольшей двигательной активности и эмоционального подъема детей, применяя максимальную нагрузку. Необходимость соблюдения правил помогает развитию мысленных способностей ребенка, воспитанию его волевых качеств, что особенно важно. Подвижные игры развивают дух соревнования и готовят к проведению спортивных игр. Детский фольклорДетский фольклор – органическая часть всей самобытной народной культуры и вместе с тем совершенно особая, самостоятельная область устного поэтического творчества. Этим понятием принято обозначать две группы произведений: 1) созданные взрослыми и адресованные
детям (так называемая поэзия пестования –
колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки); Специфика, отличительные особенности детского фольклора определяются многими обстоятельствами, и прежде всего особенностями детской психологии, детского мировосприятия, взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью. Это проявляется в закономерностях художественного мышления – «поэтики детского возраста», как определил ее Корней Чуковский; в жанровом составе, который, за редкими исключениями, отличается от «взрослого фольклора»; в характере функционирования. Следует также иметь в виду, что детский фольклор не знает угасания и деградации, хотя отдельные его жанры уходят из детского быта, а другие сменяют их. Детский фольклор – явление вечное, ибо вечно детство, которое дано человеку, чтобы играть и, играя, творить жизнь. Это уникальное средоточие развивающейся духовной жизни ребенка с его неуемной фантазией, изначально присущей внутренней свободой, потребностью изменять мир силой своего воображения. Детский фольклор – это неповторимый, оригинальный компонент детства, многоязычный и многонациональный. По мнению иркутского профессора, автора ряда статей и книг Георгия Виноградова, детский фольклор – это искание высокой радости детской народной массы. Фантазия творит игруОбщеизвестно, что игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Нормальные дети не живут без игры. Та особенность детства, что, по словам Л. Толстого, состоит в «силе веры», – это способность преображать окружающий мир энергией своей фантазии и выдумки, очеловечивать неодушевленное. И тогда благодаря детскому воображению обыкновенная палочка или стул оказываются паровозом, самолетом, конем и т.д. У каждого ребенка – своя воспроизводящая фантазия, которая творит игру. Но она есть непременное условие существования других игр, передающихся из поколения в поколение, от одних детей к другим, разыгрывающихся по традиционному сценарию, в определенной последовательности. Такие игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора (считалки, приговорки, песенки), элементы хореографии (танец, хоровод). Заключая в себе огромные эстетические свойства, формируя художественный вкус, они вместе с тем приучают детей к дисциплине, организованности, потому что все в них происходит по закону равного и справедливого участия играющих. Фольклор на занятияхВ учебной работе возможны фольклорные физкультурные занятия: двигательно-творческие, театрализованные, музыкально-ритмические, игровые, познавательные. В физкультурно-оздоровительной работе это утренняя и оздоровительная гимнастика в фольклорном стиле, ритмическая гимнастика в русском народном стиле, физкультминутки на основе фольклора, русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы; в активном отдыхе – физкультурный досуг, спортивные и фольклорные праздники. Включение фольклора в процесс физического воспитания требует соблюдения определенных условий: 1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные подвижные игры. Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями детей. 2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений. 3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми. 4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – грамотно использовать фольклорный материал. Дети активно работают на физкультурных занятиях прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса». Важно организовать физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются различные двигательные задачи. Театрализованные занятияТеатрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок очень нравятся детям. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок – Золотой Гребешок. В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, копируя действия человека, изображая животных и птиц (сценки по русским народным сказкам «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и др.). Часто проводят музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских народных песен и мелодий, а также различных предметов (платочки, ленты, косички, веревочки, колокольчики, камушки, листочки, цветы, веточки) или без них. При этом применяются всевозможные построения и перестроения детей: шеренга, колонна, цепочка, круг, змейка, противоход, спираль, дуга, диагональ, движения в парах, тройках, врассыпную и т.д. Ритмическая гимнастикаОдной из форм работы с детьми является ритмическая гимнастика. Дети старшего дошкольного (5–7 лет) и младшего школьного возраста могут выразительно и грациозно, пластично выполнять танцевальные упражнения, менять их характер в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе комплексов ритмической гимнастики, уроков хореографии в русском стиле позволяет познакомить детей с национальными традициями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений. Фольклорный праздникСочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками и младшими школьниками можно наблюдать во время активного отдыха детей, например на фольклорных праздниках. Фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает их интерес к физической культуре и к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями, т.е. непринужденно с пользой для здоровья подготовиться к новой для ребенка деятельности – учебной. Сценарий физкультурного занятия в фольклорном стилеИнвентарь: косички (по числу детей), маски кота и совы. Задачи: 1) ознакомить детей с детскими
фольклорными играми, считалками, потешками,
стишками, песенками, русской народной музыкой; Вводная часть
Основная часть ОРУ с речитативом. Используются косички. 1. Руки вверх – и мы вдыхаем, руки
вниз – мы выдыхаем.
Заключительная часть. Игра «Мышеловка»
Ирина Смирнова , |