Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2008

Обучение техническим элементам волейбола

Волейбол является, пожалуй, самой сложной технической игрой. На уроках физкультуры много времени уделяется отработке технических элементов. Это необходимо, но монотонно и быстро надоедает детям, которые сразу же хотят играть. Можно ли обучать волейболу в игровой форме? Автор статьи предлагает сочетать упражнения по обучению техническим элементам с подвижными играми.

Передачи мяча

Упражнения на технику

1. Броски волейбольных мячей вверх-вперед. Учащиеся удерживают мяч кистями, широко расставив пальцы, локти в стороны-вперед; одновременным и полным разгибанием рук, туловища и ног производят бросок мяча.

2. Учащиеся, подбросив мяч, ловят его, а затем, имитируя движение при передаче, бросают партнеру. Основное внимание необходимо обращать на согласованность движений рук, туловища и ног.

3. Упражнение в парах. Один подбрасывает мяч перед собой и передачей сверху направляет его партнеру, тот ловит мяч и также возвращает.

4. Упражнение в парах. Расстояние между учащимися – 5–6 м. Партнер набрасывает передающему мяч по средней траектории на уровне его головы. Тот из и.п. для передачи мяча сверху удерживает его и передает мяч партнеру приемом сверху. Партнер ловит мяч и набрасывает его снова.

5. Упражнение в парах. Партнер набрасывает мяч в 1–1,5 м левее или правее передающего. Тот, в свою очередь, перемещается в и.п. для приема мяча сверху, выполняет прием и возвращается в и.п.

6. Учащиеся стоят в колонне по одному лицом к набрасывающему мяч, поочередно выполняют передачу и возвращаются в конец колонны.

7. Учащиеся выполняют индивидуальную работу над верхней и нижней передачами у стены на максимальное количество раз.

8. Упражнение в парах. Занимающиеся располагаются на расстоянии 3–5 м друг от друга и выполняют поочередные передачи мяча сверху по низкой, средней и высокой траектории.

9. То же, но с использованием приема сверху или снизу в зависимости от траектории полета мяча и его направления.

В процессе обучения следует обращать внимание учащихся на быстроту, четкость и своевременность выхода к мячу. Чтобы избежать монотонности в обучении и создать положительный эмоциональный фон урока, можно применять игровые упражнения и подвижные игры.

Подвижные игры

«Точно водящему»

Учащиеся стоят по кругу, в середине которого – 1–3 водящих с мячами, которые поочередно набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча необходимо остановиться, точно выполняя передачу сверху двумя руками водящему.

«Свеча»

На площадке рисуют круг диаметром 2 м, в центр кладут мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют 10 передач мяча сверху над собой на высоту не менее 2 м. За недостаточную высоту или выход за рамки круга начисляются штрафные очки. Побеждает игрок, получивший меньше штрафных очков.

«Кто точнее»

Команды выстраиваются в колонну по одному в 5 м от стены, на которой в 3 м от пола нарисован квадрат размером 2?2 м. Игроки по очереди выполняют передачи мяча снизу и сверху двумя руками, стремясь попасть мячом в квадрат, затем уходят в конец своей колонны. Побеждает команда, выполнившая больше попаданий.

«Обстрел чужого поля»

На боковых линиях площадки нанесены два круга диаметром 2 м один напротив другого. Поочередно игроки входят в круг и выполняют передачу мяча снизу и сверху, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, игрок получает штрафное очко. Игра ведется на время. Побеждает ученик, набравший меньше штрафных очков.

Подача мяча

Упражнения на технику

1. Многократное принятие и.п. для подачи.

2. Подбрасывание вверх мяча и ловля его в момент удара.

3. Подбрасывание вверх мяча и замах бьющей рукой (имитация броска).

4. Учащиеся располагаются на противоположных боковых линиях и поочередно выполняют подачи.

5. Подачи мяча в стену с расстояния 5–7 м.

6. Подачи мяча через сетку с расстояния 5–6 м. Следует постепенно увеличивать расстояние, отходя к лицевой линии.

7. Подачи мяча в левую и правую половины площадки.

8. Подачи мяча на точность в заданную зону.

9. Соревнования между учащимися на максимальное количество правильно и точно выполненных подач. Подачи выполняются сериями по 5–10 раз.

Подвижные игры

«Снайперы»

Команды выстраиваются в шеренгу за лицевыми линиями площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по 5 подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков, и т.д. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Сумей передать и подать»

Играющие выстраиваются в 2 колонны в 3 м от стены и соревнуются в передачах мяча в стену и подачах на точность. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху и снизу в стену, после чего бегут на свою половину площадки и производят по 3 подачи. Как только первый номер закончил подавать, немедленно начинает передачи второй номер. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильное выполнение передачи игроку начисляют 1 очко, подачи – 3 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Нападающий удар

1. Упражнение в парах. Дистанция между партнерами – 5–6 м. Занимающиеся выполняют удары правой и левой рукой по мячу, лежащему на ладони, выставленной левой (правой) руки вперед-вверх, направляя его в пол. Удар выполняется прямой рукой.

2. Верхний трос волейбольной сетки прикрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему – другой. Занимающиеся, стоя на полу, располагаются боком к сетке – так, чтобы верхний трос был на уровне головы, и выполняют удары по мячу через сетку в опорном положении. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч; рука опускается вниз, не задевая сетку.

3. Упражнение в парах. Удар в парах в опорном положении.

4. То же, что в упр. 2, но учащиеся левой рукой набрасывают мяч, а правой перекидывают его через сетку.

5. Игроки выстраиваются в шеренгу, по команде выполняют шаг правой ногой, приставляя левую и одновременно отводя руки вниз-назад, фиксируют полуприсед.

6. То же, что в упр. 5, но полуприсед фиксируется после широкого шага вперед.

7. То же, что в упр. 6, но учащиеся выполняют три шага разбега и прыжок вверх, в момент прыжка делая активный взмах руками вперед-вверх без задержки в положении полуприседа.

8. То же, что в упр. 7, но учащиеся, выпрыгнув вверх, имитируют нападающий удар.

9. Имитация нападающего удара теннисным мячом через сетку.

10. Удар с собственного набрасывания с одного шага.

11. Удар с передачи из зоны 3.

Прием мяча с подачи

Методические особенности

На занятиях вместе с обучением подачам логично также обучать и приему мяча, так как это обязательные элементы игры. Этому техническому приему следует обучать после того, как учащиеся освоят передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачи в основном зависит от траектории и скорости полета мяча, определив которые, учащийся должен быстро переместиться к месту его падения и принять и.п. для приема мяча снизу. Для закрепления этого приема используются упражнения на прием нижней прямой подачи в разных зонах, а также специальные подвижные игры.

Подвижные игры

«Сумей принять»

Команды парами располагаются на боковых линиях волейбольной площадки друг напротив друга. По команде игроки одной команды посылают мяч игрокам другой, которые стремятся принять его и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач, затем игроки меняются местами. В каждой команде побеждает тот, кто большее количество раз принял мяч без ошибок.

«Кто лучше»

Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 6, 5, 1. Каждый принимает по 10 подач. За это начисляются очки: при ошибке на приеме – 2 очка; при приеме без технических ошибок, но мяч не доведен до зоны нападения – 3 очка; при приеме без ошибки, мяч доведен до зоны нападения – 4 очка; дана хорошая передача сразу на удар – 5 очков. Затем игроки меняются местами.

Людмила де Агинако ,
учитель физкультуры, МОУ СОШ с УИОП № 25, г. Калининград

Рейтинг@Mail.ru