Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2008

Веди и смотри…

Обучение ведению мяча в баскетболе

При обучении ведению мяча в баскетболе важно научиться делать это, не глядя на него, а также видеть перемещения игроков на площадке – как партнеров по команде, так и противника – и своевременно принимать решение: сделать передачу, выполнить бросок, изменить темп игры. Это непростая задача. Как научить этому детей? Во время семинара учителей Владимир ФЕДОСОВ, учитель СОШ № 46 г. Петрозаводска, показал, как можно этого добиться.
Предлагаемые упражнения можно использовать и во время разминки, и в рамках обучения ведению мяча в баскетболе. Их можно модернизировать, сохранив главную цель – выполнять задания, не глядя на мяч.

Все начинается с разминки

Уже в подготовительную часть урока следует включать упражнения, направленные на активизацию внимания и зрительного контроля.

«Восьмерка» с перемещением

Многие учителя в качестве разминки для кистей рук предлагают детям выполнить перехваты мяча под широко расставленными ногами (по «восьмерке»). Владимир Федосов предлагает сделать это в движении, передвигаясь приставным шагом вправо и влево.

Хлопок, еще хлопок…

Это тоже всем известное упражнение из начальной школы: подбросить мяч вверх, выполнить один или несколько хлопков, затем поймать мяч. А попробуйте выполнить хлопок спереди, потом за спиной, а потом поймать мяч! Или подбросить мяч из-за спины, из-под ноги и поймать его только после того, как выполните хлопок!

Можно сделать разное количество хлопков: например, сначала 2, потом 4, потом 6, 8 и т.д. Если это задание не вызывает затруднений, предлагается следующее упражнение: подбросить мяч вверх и, пока он в полете, выполнить хлопки под правой ногой, затем под левой, перед собой, за спиной. Это способствует развитию не только реакции, но и координации движений.

Основная часть

Техника ведения мяча

Прежде чем приступать к игровым заданиям, детям обязательно нужно напомнить технику ведения мяча: ноги слегка согнуты, подбородок приподнят, взгляд – поверх площадки. На закрепление правильной техники и направлены следующие упражнения.

Игровые упражнения

«Сколько пальцев?»

Учитель показывает определенное количество пальцев, а дети, не прекращая ведение мяча, громко говорят сколько. Можно также использовать судейские жесты, а дети должны узнать их и назвать: пробежка, «двойное ведение», фол и т.д., – или показывать их не пальцами, а знаками: «плюс», «минус», «умножить», «равно», «больше», «меньше», – используя для этого какие-нибудь предметы, например гимнастические булавы. При этом можно производить простые математические вычисления, не прекращая ведение мяча.

Упражнения с кубиками

В обучении ведению мяча может помочь и такой предмет, как детский пластмассовый кубик, на гранях которого обозначены цифры от 1 до 6, как на игральной кости.

Жонглирование кубиком и мячом

Предложите детям пожонглировать баскетбольным мячом и кубиком. Это может получиться не сразу, хотя упражнение и кажется легким.

Ведение мяча в равновесии

Согните ногу в колене и положите на нее кубик. Удерживая равновесие, попробуйте выполнить ведение мяча, не сходя с места и не уронив кубик.

Ведение мяча и кубика

Выполняя ведение мяча одной рукой, другой попробуйте катить кубик или просто перебрасывать его с места на место.

«Переверни кубик»

Упражнение выполняется в парах. Ученики располагаются на разных боковых линиях баскетбольной площадки напротив друг друга. На линии кладут кубик так, чтобы цифра 1 была обращена вверх. Затем, выполняя ведение мяча одной рукой, ученики двигаются навстречу друг другу, обходят кубик партнера, возвращаются к своему кубику, поворачивают его следующей цифрой вверх, и т.д.
Задание можно усложнить: каждый игрок устанавливает кубик на любой цифре. Проходя мимо кубика партнера, он запоминает показания кубика и устанавливает ту же цифру на своем. То же самое делает другой игрок. По мере освоения задания можно выполнять его в быстром темпе.

Баскетбольное приветствие

Упражнение также выполняется в парах. И.п. – то же. Ученики выполняют ведение мяча навстречу друг другу. При встрече они останавливаются и приветствуют друг друга хлопком свободной руки, не прекращая ведение. Затем можно выполнить два-три хлопка, и т.д.
Упражнение можно разнообразить: игроки пожимают друг другу руки.

Когда одного мяча мало

По мере освоения материала можно ввести усложненный вариант задания, например ведение двух мячей. Упражнение можно выполнять как попеременно правой и левой рукой, так и одновременно двумя руками в тех же исходных положениях, обходя вокруг кубиков партнеров.

Подвижные игры

Какой же урок без игр? Методически правильно будет, предлагая игру детям, отрабатывать в ней те навыки, которые были разучены на занятии.

Шайбы против кубиков

Играющие делятся на две команды и располагаются за лицевыми линиями. В центральном круге разбросано одинаковое количество кубиков и шайб. По команде учителя дети, выполняя ведение мяча, подбегают к центральному кругу, свободной рукой берут предмет (одна команда собирает кубики, другая – шайбы) и возвращаются за лицевую линию, положив его в заранее установленное место (в обруч, в ящик, на мат и т.п.). Побеждает команда, которая быстрее перенесет все предметы на место.
Задание можно усложнить, предложив детям несколько мест для сбора предметов или введя ограничение для места сбора: например, в каждый обруч класть не более пяти шайб или кубиков. В этой игре важно не потерять контроль над мячом и не столкнуться с партнерами.
Когда все предметы будут разложены, можно предложить детям другую игру. Те, кто собирал кубики, должны теперь перенести в свой дом (за лицевую линию) все шайбы противника и наоборот, не прекращая ведение мяча. При этом соперники вправе мешать им, вставая на пути.

Баскетбольное двоеборье

Интересно получается, когда соединяется несколько видов спорта. Попробуйте играть одновременно в баскетбол и шашки! Думаете, это невозможно? А вот и нет!
В центре зала располагается большая шашечная доска. Два игрока, выполняя ведение мяча одной рукой, свободной рукой переставляют шашки на доске. Побеждает тот, кто выиграет партию в шашки, не ошибившись при этом в ведении мяча.
Можно использовать укороченную доску: не из 64 клеток, а из 16, 25, 36 и т.д.

«Дорожи своим мячом»

Игра проводится на ограниченном пространстве (на половине площадки, внутри линии трехочковых бросков и т.п.). Каждый ученик выполняет ведение мяча, а свободной рукой пытается выбить мяч у других игроков, при этом оберегая свой. Побеждает тот, кто выбьет больше мячей, не потеряв свой.

Записал

Алексей Машковцев ,
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва

Рейтинг@Mail.ru