ЗауральеФизическое воспитание: проблемы, проекты, приоритеты
Курганской области функционирует 693 общеобразовательных учреждения, которые посещают 100,3 тыс. учащихся. 42 школы области не имеют собственных спортивных залов, большинство образовательных учреждений работают на оборудовании доперестроечного периода. В общеобразовательных учреждениях региона работают 858 учителей физической культуры, из них 491 человек с высшим педагогическим образованием (57,2%), 309 педагогов (36%) имеют среднее специальное образование. 13 педагогов удостоены почетного звания «заслуженный учитель Российской Федерации», отраслевые знаки отличия имеют 8,5% учителей. Педагоги второй квалификационной категории составляют 19,3% от общего числа, первой – 37,8%, высшей – 20,5%. 14 учителей физической культуры являются победителями конкурса лучших учителей, проводимого в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Кадровые проблемы не обошли стороной и систему образования Курганской области: квалифицированные работники уезжают в более богатые соседние регионы, старейшие учителя уходят, а полноценной замены им, к сожалению, нет, несмотря на выпуск большого числа специалистов в области физической культуры высшими и средними специальными учебными заведениями области. Отметим некоторые особенности процесса физического воспитания в школах Курганской области: – с 2004 г. во всех школах области со 2-го по
11-й классы как обязательный введен третий урок
физической культуры с оздоровительной
направленностью; Самым массовым спортивным мероприятием для учащихся является областная спартакиада школьников, программа которой сформирована с учетом видов спорта, традиционно культивируемых в Курганской области. В 2007 г. в ней приняло участие более 50 тыс. учащихся региона (более 52,3% детей школьного возраста). В 2008 г. проведен I областной физкультурно-оздоровительный фестиваль «Самый здоровый класс» – аналог «Президентских состязаний». Есть в области и собственные Олимпиады: зимняя – «Зауральская метелица» и летняя – «Золотой колос». Третий год подряд в области реализуется социальный проект «Тренер-общественник Зауралья». Благодаря проекту в 2008 г. более 20 тыс. детей и подростков привлечены к занятиям физической культурой и спортом по месту жительства в период летних каникул. Наши проблемыИнформация о проблемах физического воспитания в системе образования Курганской области поступает в Кабинет физической культуры при областном ИПКиПРО по нескольким каналам. Прежде всего, это итоги ежегодного опроса педагогических кадров области, во время которого учителя заполняют анкеты профессиональных запросов и затруднений. Кроме того, в ходе общения с педагогами в рамках курсовых, методических и научно-методических мероприятий учителя имеют возможность рассказать о своих проблемах. Много информации дают результаты социологических исследований, проводимых Кабинетом физической культуры по наиболее актуальным проблемам преподавания физической культуры; материалы годовых отчетов территориальных методических объединений учителей физической культуры; материалы инспекционных, экспертных, мониторинговых мероприятий, в которых участвует Кабинет физической культуры. На основе многоканального поступления актуальной информации удалось систематизировать региональные проблемы физического воспитания: 1. Телоцентристская позиция учителей физической культуры, недооценка вклада физической культуры в личностное развитие обучающихся и их социализацию. Такой вывод следует из задач и индикаторов процесса физического воспитания, которые сводятся к физическому совершенствованию. При этом не уделяется должного внимания процессу усвоения ценностей физической культуры, диагностике сформированности физической культуры личности и многому другому. 2. Игнорирование учителями физической культуры передовой общепедагогической проблематики, искусственное вычленение проблем физической культуры из числа обсуждаемых общепедагогических вопросов. 3. Слабая освоенность методики формирования общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций, универсальных способов деятельности средствами физического воспитания. 4. Затруднения в целеполагании педагогической деятельности, педагогической диагностике, анализе. 5. Игнорирование физкультурно-педагогическим сообществом позиций потребителей образовательных услуг (обучающихся, родителей, окружающего социума) при формировании содержания физического воспитания. 6. Необоснованное смещение общеобразовательного акцента содержания предмета «физическая культура» в сторону физической подготовки. 7. Неготовность основной массы учителей физической культуры к квалифицированному преподаванию основ оздоровительных систем физического воспитания (шейпинг, оздоровительная аэробика, фитнес, атлетическая гимнастика, восточные оздоровительные системы). 8. Слабый внутришкольный контроль процесса физического воспитания. Наши приоритетыОпределение проблемного поля позволяет ежегодно формулировать и уточнять приоритеты развития физического воспитания в областной системе образования Зауралья. Для этого, например, в 2008 г. разработан и реализован областной проект «Школа – центр физической культуры и спорта», который предполагает реализацию комплекса соответствующих мер. Кроме указанных выше, приоритетами областной системы образования являются интеграция основного и дополнительного физкультурного образования детей и подростков, повышение роли образовательных учреждений как центров физкультурно-оздоровительной и спортивной жизни окружающего социума. Формы методической работыВ ИПКиПРО используются различные формы методической работы: семинары, дискуссии, «круглые столы», конференции, конкурсы и др. Венчают методическую жизнь физкультурно-педагогического сообщества Зауралья ежегодные Бокаревские педагогические чтения, учрежденные в память о заслуженном учителе Российской Федерации Ю.Г. Бокареве, почти 40 лет возглавлявшем Кабинет физического воспитания областного ИПКиПРО. Для оперативного обеспечения учителей физической культуры актуальной методической информацией в Курганской области создана электронная база нормативно-правовых документов и методических материалов по физической культуре и спорту. Открыта регулярно пополняемая свежей информацией страница Кабинета физической культуры на сайте Института повышения квалификации. В ближайшей перспективе планируется открыть страницу «Физическая культура и спорт» на образовательном портале Курганской области. Кроме того, предполагается ввести в практику методической работы общение на форуме, проведение видеоконференций в режиме реального времени. Важным этапом методической работы с учителями является переход от репродуктивных методов распространения ценного опыта к его развитию на местах. Для этого выделяются точки генерации и выращивания ценной идеи, которые получают всестороннюю поддержку областных структур для кристаллизации замысла и выхода на уровень методик и технологий. Затем носители ценного опыта получают статус областной стажерской площадки по распространению опыта. Сильное методическое влияние на деятельность физкультурно-педагогического сообщества Зауралья оказывает набирающее обороты конкурсное движение. В 2007 г. впервые в ходе областного фестиваля педагогического мастерства была учреждена отдельная номинация учителей физической культуры. В 2008 г., спустя 10 лет, возрожден региональный этап конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Запланировано проведение областного конкурса «Реализация процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Курганской области». Уже традиционными стали следующие областные конкурсы: – на лучшую организацию и проведение
спортивно-массовой и
физкультурно-оздоровительной работы среди
подростковых клубов по месту жительства; Существенное внимание уделяется подготовке учителей к участию в конкурсном отборе лучших педагогов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Для этого ежегодно примерно за 8–10 месяцев до начала отбора создается специальная творческая группа, формируется индивидуальный план подготовки материалов каждого педагога и начинается кропотливая адресная работа с каждым учителем, который будет представлять физкультурно-педагогическое сообщество на данном конкурсе. Кстати, такой же порядок работы с педагогами применяется при подготовке к каждому конкурсу, в котором участвуют учителя физической культуры. Благодаря массовому конкурсному движению – конкурсы ставят множество задач, связанных с подготовкой проектов, публикаций и др., – активизировалась издательская деятельность в этой области. Наряду с многочисленными методическими рекомендациями и пособиями, подготовленными учителями физической культуры в последние годы, создан электронный учебник по разработке программ для преподавателей, выпущены авторские компакт-диски, где рассказывается об опыте преподавания волейбола и баскетбола. Любой профессиональный конкурс – это тщательная инвентаризация собственного опыта и пристальный профессиональный взгляд в будущее, что и обусловливает его высокую методическую ценность. А еще это праздник профессии и профессионализма – во всяком случае, так мы его представляем. Поэтому и в дальнейшем мы будем поддерживать и развивать конкурсное движение среди физкультурно-педагогических работников региона. В 2008 г. Правительством Курганской области было принято Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения. Одним из главных условий премирования учителей является участие в методических мероприятиях, профессиональных конкурсах, обобщение, распространение опыта. Поэтому Кабинет физической культуры ИПКиПРО предлагает для учителей области огромное количество разнообразных форм методической работы, чтобы каждый педагог мог найти способ реализовать свой методический опыт – было бы время!
Эдуард Абрамов , |