Нестандартные уроки лыжной подготовки
Обучение попеременному двухшажному ходуУчащиеся располагаются в шеренге по
длине зала на линии флажков. В зависимости от
количества присутствующих они могут разделиться
на группы. При этом применяют фронтальный или
групповой метод организации урока. Посадка лыжникаПосадка лыжника – это поза, при которой происходит выполнение движений в различных способах передвижения. Она определяется, в первую очередь, степенью сгибания в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Поэтому различают низкую, среднюю и высокую посадки. Следует знать об оптимальной посадке в каждой фазе цикла ходов, так как глубина посадки не остается неизменной, а определяется задачами и характером движений в каждый момент цикла хода. Движения рукамиИ.п. – посадка лыжника. Движения ногамиИ.п. – посадка лыжника, руки за спиной.
При выполнении этого движения толчковая нога может рано отрываться от опоры и не доталкиваться, что при беге на лыжах выразится в падении скорости. Здесь иногда дети допускают ошибку – слишком рано отрывают толчковую ногу от опоры и в итоге теряют скорость. Для устранения этой ошибки необходимо толчковую ногу отрывать от опоры только при полном выпрямлении, а затем делать мах. Подседание на опорной ногеОчень важно научить детей выполнять подседание на опорной ноге, чтобы потом лучше оттолкнуться ею и двигаться вперед. Для этого необходимо научиться правильно выполнять следующее упражнение: И.п. – поза лыжника, руки заведены за
спину. Подседание выполняется на опорной ноге за счет движения в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Маховая нога при этом немного согнута в колене и выносится вперед с последующим выпрямлением и мягкой постановкой пятки на опору. Это движение повторяется многократно. Имитация попеременного двухшажного хода на местеТеперь необходимо все ранее изученные
движения соединить в единое целое, т.е. выполнить
имитацию на месте. Шаговая имитацияИ.п. – посадка лыжника. Исправление типичных ошибокПри имитации данного хода учащиеся
часто допускают несогласованные движения рук и
ног. Можно предложить учащимся выполнить
следующие упражнения для устранения этой ошибки: Прыжковая имитацияНаиболее сложной является прыжковая имитация. Ее необходимо выполнять только тогда, когда все остальные виды имитации изучены и достаточно хорошо освоены учащимися. И.п. – поза лыжника. Движение начинается мощным отталкиванием толчковой ногой, при этом есть фаза полета. Маховая нога сначала выносится коленом вперед, затем она выпрямляется в коленном суставе, а приземление происходит на пятку. Поэтому прыжок не должен быть высоким, но должен быть достаточно длинным. Выполнение прыжковой имитации требует хорошей выносливости, силовой подготовки и координации движений. Не нужно сильно увлекаться этим видом имитации, так как это создает чрезмерную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Обучение одновременному бесшажному ходуОбучение одновременному бесшажному
ходу начинается с формирования мотивации.
Учащиеся узнают, что представляет собой этот ход,
где и когда его применяют. Затем благодаря
объяснению и правильному показу дети получают
полное представление о данном ходе. Далее
выполняется имитация. Этот прием достаточно
простой, и ученики хорошо его усваивают. Но
иногда они допускают некоторые характерные
ошибки: слишком сильно сгибают ноги в коленях,
слабо отталкиваются корпусом и руками, не
выпрямляют руки после отталкивания, рано
начинают поднимать туловище. Учащимся предлагается выполнить следующие упражнения: 1. И.п. – поза лыжника.
2. И.п. – поза лыжника.
3. И.п. – поза лыжника.
Техника одновременного бесшажного хода довольно проста, поэтому обучение проводится целостным методом. Обучение одновременному одношажному ходуОдновременный одношажный ход является одним из основных, наиболее часто применяемых при передвижении на лыжах, так как позволяет развить высокую скорость – до 8 м/сек. Если погодные условия для скольжения подходящие, то лучше тренироваться на равнине, а если плохие, то на пологих спусках. Изучение этого хода начинается с рассказа, показа и объяснения. Кроме того, целесообразно имитировать движение без палок. На этом этапе выполняются следующие упражнения: Имитация одновременного одношажного хода на местеИ.п. – поза лыжника. Имитация одновременного одношажного хода в движенииИ.п. – поза лыжника. Быстрый маховый вынос рук и выпад ногой увеличивают силу отталкивания опорной ногой. Этому предшествует быстрое и короткое подседание. Учащиеся при выполнении данного хода допускают следующие ошибки: – преждевременный толчок руками; Обучение одновременному двухшажному ходуСкорость этого хода меньше, чем одновременного одношажного, поэтому профессиональные лыжники применяют его редко. У начинающих лыжников он пользуется большой популярностью, особенно в туристских походах и на прогулках. При объяснении и показе следует обратить внимание учеников на следующие детали хода: – в момент проката недопустимо резкое
выпрямление корпуса, так как это сокращает длину
скольжения; Можно предложить учащимся выполнить следующее упражнение: И.п. – поза лыжника. Наиболее типичной ошибкой при выполнении этого хода являются короткие «подбегающие» шаги. Исправлению этой ошибки способствует передвижение по лыжне, размеченной ориентирами для отталкивания ногами на расстоянии скользящих шагов. Учащиеся иногда допускают и другие ошибки: – незаконченный толчок руками «до
бедра». Здесь нужно сразу убирать руки за спину,
стараясь соединить кисти; Учитель или тренер должен уделить особое внимание правильному распределению времени для решения поставленных задач, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, особенности возраста, пола, степень усвоения учебного материала. На уроках лыжной подготовки в начальной школе в конце урока полезно уделить время для баскетбола или других спортивных и подвижных игр, так как гры придают уроку эмоциональную окраску и помогают решать задачи общей физической подготовки. Проведение урока в спортивном залеИногда из-за плохих погодных условий урок проводится в спортивном зале. При этом применяется групповой метод организации учащихся на уроке. Класс делится на четыре группы, которые располагаются следующим образом: Первая группа занимается баскетболом, выполняет броски мяча с различных дистанций, атакует кольцо с двух шагов, играет в стритбол. Это делается для того, чтобы разнообразить занятия, и способствует лучшему овладению приемами игры в баскетбол. Вторая группа занимается силовой подготовкой. Учащиеся выполняют упражнения с гантелями или с гирями, сидя на гимнастической скамейке или стоя около нее. Третья группа занимается имитацией лыжных ходов. Дети выполняют упражнения так, как описано в первом разделе. Четвертая группа занимается имитацией лыжных ходов с резиновыми эспандерами, выполняя следующие упражнения: 1. И.п. – поза лыжника. Петли
эспандеров надеть на кисти рук, как петли лыжных
палок. Имитация работы рук при попеременном
двухшажном ходе. Имитация лыжных ходов с эспандерами позволяет не только отрабатывать технику лыжных ходов, но и совершенствовать силовую подготовку. Допускаемые при этом ошибки и методика их исправления описаны в первом разделе. Через некоторое время группы по команде учителя организованно меняются местами и приступают к выполнению упражнений под руководством учителя. Комбинированный урок лыжной подготовкиПри умеренных погодных условиях урок лыжной подготовки можно начать в спортивном зале, а закончить на улице. Под умеренными погодными условиями следует понимать такие температуру и силу ветра, при которых учащиеся могут начать занятия в спортивном зале, а закончить на улице, или наоборот, не получив при этом обморожений или переохлаждения. Лучше выбрать первый вариант. Дети в лыжной форме заходят в спортзал, снимают верхнюю одежду, получают инвентарь и выстраиваются в шеренгу. Учитель сообщает задачи урока. Учитель проводит разминку, затем начинает имитацию лыжных ходов. В результате дети хорошо разогреваются и вспоминают технику передвижения на лыжах. Затем они разбирают лыжный инвентарь и выходят на улицу. Там ученики на учебной лыжне решают поставленные на урок задачи. Проведение уроков лыжной подготовки при недостатке инвентаряДанный вариант рекомендуется применять при недостаточном количестве лыжного инвентаря. Класс делится на две группы: мальчики и девочки – или по степени подготовленности: учащиеся, имеющие лучшую лыжную подготовку, и слабоуспевающие. Учитель начинает занятия с одной группой, а другая в спортивном зале под руководством специально подготовленного ученика, пользующегося авторитетом у своих товарищей, занимается имитацией различных ходов, силовой подготовкой с гирями, эспандерами, гантелями, отжимается, подтягивается, играет в баскетбол, футбол и другие спортивные и подвижные игры. Если занятия продолжаются 2 ч, то группы меняются местами после первой части урока, а если 1 ч – только на следующем занятии.
Юрий Дюрягин , |