Тренажеры находят все большее применение на уроках физкультуры и в тренировочном процессе. Они содействуют лучшему освоению техники движений, помогают развивать физические качества. Многие тренажеры настолько просты, что изготовить их можно самостоятельно, используя то, что предлагает спортивная индустрия. |
Отодвигая опоры
Следуя методическому принципу «от простого к сложному» при обучении спортивным способам плавания, упражнения выполняют в следующей последовательности:
– с неподвижной опорой;
– с подвижной опорой;
– без опоры.
К неподвижной опоре относятся: бортик бассейна, пенное корытце, лестница для спуска в воду и т.д.
Самая распространенная подвижная опора при обучении упражнениям для обучения движениям рук при плавании – плавательная доска размером 30×40 см. Плавательная доска может быть изготовлена из чего угодно: пластмассы, пенопласта и других синтетических материалов.
Упражнения без опоры – это упражнения, выполняемые учеником без плавательных средств, т.е. опорой пловца служат его руки.
Трудности перехода
С помощью плавательной доски ученик обучается движениям рук (одной и двух), дыханию и согласованию движений рук с дыханием. Подвижная опора хорошо помогает начинающему пловцу правильно и качественно выполнять упражнение. Обучение проводится до тех пор, пока ученик не будет готов выполнять упражнения без опоры. Резкий переход от упражнений с плавательной доской к упражнениям без нее – трудная задача не только для учащихся, но и для преподавателя. Чтобы облегчить этот переход, можно предложить использовать плавательную доску меньших размеров, сделав из одной стандартной плавательной доски две или четыре.
История про колобашку
Для выполнения упражнений с подвижной опорой существует поплавок для плавания, или, как его называют, колобашка. При помощи этого плавательного средства выполняют упражнения для обучения движениям рук, дыханию во всех способах плавания, для согласования движений, а также тренировочные силовые упражнения. Отечественная и зарубежная промышленность выпускает поплавки для плавания стандартных размеров. Ученикам младшего школьного возраста (2–3-х классов) трудно удержать колобашку между бедрами: из-за большого размера плавательного поплавка центр тяжести (тазобедренный сустав) находится в очень высоком положении – при этом трудно выполнять упражнения.
Выход простой – разделить поплавок пополам. У нас получатся две маленькие колобашки. Потом их можно будет использовать при обучении силовому плаванию в старших классах, так как ноги пловца будут находиться ниже в воде, а положение тела окажется ближе к вертикальному. Следовательно, угол атаки будет больше, что ведет к большему сопротивлению воды.
Силовое плавание
При обучении силовому плаванию в старших классах можно проводить занятия с различными сопротивлениями. Самым простым способом сопротивления в воде является плавание в одежде. Можно предложить детям надеть майку или футболку, которая станет тормозом.
В качестве тормоза можно также использовать капроновую веревку длиной 140–150 см с петлей под ремень, который фиксируется на поясе пловца, а как отягощение – обыкновенную мочалку для мытья тела («пучок»). Для увеличения сопротивления можно использовать пластмассовый горшок для цветов. Дырки на дне не задерживают воду, но в то же время существенно снижают скорость пловца.