Легкоатлетическая разминка
Фрагмент урока в 6–7-х классах
Упражнения, предлагаемые учителем в подготовительной части урока, зависят от поставленных им задач, и в первую очередь от вида спорта, который изучается детьми. При изучении легкой атлетики школьники выполняют сначала общеразвивающие упражнения, а затем – специальные легкоатлетические. Можно ли выполнять их вместе? Автор этой статьи использует такой вариант проведения разминки в своей работе. |
Занятие начинается с построения, сообщения задач урока. Затем начинается сама разминка, которая выполняется блоками: сначала – легкоатлетические упражнения, затем – общеразвивающие. За это время организм восстанавливается и в то же время тщательно разминаются отдельные группы мышц.
Серии упражнений
- Чередование спортивной ходьбы (10 м) и легкого бега (20 м). Упражнение на восстановление дыхания, 2–3 упражнения для мышц шеи, легкий массаж шеи.
- Чередование подскоков (10 м) и легкого бега (20 м). Упражнение на восстановление дыхания, 2–3 упражнения для мышц рук, легкие потряхивания.
- Чередование семенящего (10 м) и легкого бега (20 м). Упражнение на восстановление дыхания, 2–3 упражнения для мышц туловища.
- Чередование приставных шагов правым и левым боком (по 10 м) с бегом спиной вперед (10 м). Упражнение на восстановление дыхания, 3–4 упражнения для мышц ног, упражнение на равновесие.
- Чередование бега с высоким подниманием бедра (10 м) с бегом с захлестыванием голени назад (10 м) в сочетании с легким бегом (20 м). Упражнение на восстановление дыхания, 3–4 упражнения на растяжку, равновесие, расслабление.
Игра-загадка «Вид спорта»
Класс делится на две команды. Участники одной загадывают вид спорта и показывают его все вместе. Время на подготовку – 2 мин. Учитель при необходимости оказывает помощь.
Другая команда отворачивается и самостоятельно выполняет силовое задание, предложенное учителем: отжимания, подтягивания, поднимания туловища (в течение 2 мин.), а затем отгадывает задуманный вид спорта. Потом команды меняются ролями.
Методические указания
1. В связи с возрастными изменениями у подростков могут проявляться некоторые нарушения координации движений, выражающиеся в потере ориентации после кувырков и резких разворотов. Очень полезно в этом возрасте развивать скорость двигательной реакции и быстроту. С этой целью ученики могут выполнять в подготовительной части урока следующие упражнения:
– бег с резкими ускорениями на отдельных участках дистанции;
– бег из различных исходных положений, по сигналу, наперегонки;
– челночный бег.
2. Разминка осуществляется в следующей последовательности
:
– разогревающие упражнения – бег, прыжки;
– тщательная разминка суставов и мышц, осуществляемая сверху вниз: шея, плечевой пояс, поясница, таз, колени и стопы.
3. Разминка подразумевает быструю смену уровней и характера движений. Дозировать нагрузку надо таким образом, чтобы упражнения не вызывали у учеников чрезмерной усталости, а, наоборот, способствовали мобилизации организма перед выполнением следующих. Упражнения, требующие наибольшего напряжения, – приседания, наклоны, прогибы, изометрические упражнения – следует выполнять не более 10 раз, а более легкие – разминку суставов, балансирование – 15–20 раз. Упражнения на расслабление, растяжку позволяют снизить усталость, сохраняя тонус мышц.
4. Упражнения должны быть так подобраны по интенсивности и амплитуде, чтобы последовательно разминались все группы мышц и суставы. Например, при наклонах вперед – назад основная нагрузка приходится на поясницу, а дополнительная – на мышцы спины. При выполнении после этого упражнения наклонов в сторону или поворотов корпуса поясница разгружается, в то время как нагрузка на спину сохраняется.
Ольга Юрасова ,
учитель физкультуры, МОУ СОШ № 4, г.Орехово-Зуево, Московская обл.