В первой четверти на уроках физкультуры изучают легкую атлетику. При этом во многих школах в сентябре проводится туристический слет, дети участвуют в однодневных и многодневных походах. Оказывается, уроки легкой атлетики можно с успехом использовать для подготовки к туристическим маршрутам. |
Подготовка к уроку
Задачи:
– изучение техники метания малого мяча в цель;
– совершенствование техники прыжков в длину с места;
– комплексное развитие физических качеств;
– развитие чувства сотрудничества.
Инвентарь:
– теннисные мячи – 20–25 шт.;
– поролоновые мячи, по объему равные теннисным, – 10–12 шт.;
– обручи – 8–10 шт.;
– карточки с описаниями предметов, необходимых в походе;
– гимнастические скамейки – 3 шт.;
– конусы – 9 шт.;
– невысокие барьеры – 6 шт.;
– коробки для теннисных мячей – 3 шт.;
– мел.
Организационный момент
Всем участникам дается 2 мин. на построение, приветствие, сообщение задач урока. Учитель обращает особое внимание на самочувствие учащихся, а также на наличие спортивной формы.
Подготовительная часть
Беседа о безопасности
Подготовительная часть урока начинается с трехминутной беседы с учениками. Задача учителя – рассказать, как правильно собраться в поход на один день и как себя вести в походе. Педагог раскрывает следующие вопросы:
– соблюдение правил поведения в походе;
– обеспечение безопасности во избежание следующих ситуаций: потертости ног при неправильном подборе обуви; травмирование ног при ходьбе без обуви; укусы ядовитых змей и других животных; отравление ядовитыми растениями; употребление воды из непроверенных открытых водоемов;
– оказание первой медицинской помощи;
– соблюдение правил личной гигиены.
Затем учитель перечисляет предметы, необходимые в походе:
– спички;
– подвесная система для котелков;
– котелки;
– емкость для воды;
– ложка, кружка, миска, нож;
– теплые вещи – на случай холодной погоды;
– туалетная бумага;
– продукты питания (не брать скоропортящиеся!);
– питьевая вода;
– заряженные мобильные телефоны;
– аптечка;
– компас.
Разминка
После ознакомительной беседы проводится разминка, цель которой – подготовка школьников к физическим нагрузкам похода.
Упражнения в ходьбе и беге
Учитель
Собираемся в поход,
Много нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Ходьба:
– на носках, руки вверх;
– на пятках, руки в стороны, сжимание и разжимание пальцев рук.
При выполнении упражнений важно следить за осанкой.
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились!
Бег:
– приставными шагами;
– скрестным шагом;
– с высоким подниманием бедра;
– с захлестыванием голени назад;
– с подскоками с одной ноги на другую.
При выполнении упражнений важно следить за дыханием.
ОРУ в движении
Учитель
Тишина стоит вокруг.
Вышли косари на луг.
Взмах рукой туда-сюда –
Делай раз и делай два.
Имитация движений руками косарей: одноименный взмах рук справа налево и наоборот.
Сколько выросло грибов
У осинок и дубков!
Мы грибочки собираем,
Но колени не сгибаем.
Наклоны вперед, руками постараться достать пол. Ноги прямые, в коленях не сгибать.
Видим – скачут на опушке
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок –
Прыгай с пятки на носок.
Прыжки в приседе, руки на пояс.
Только в лес мы зашли –
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Хлопки над головой, хлопки за спиной.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Делай раз – это брасс,
Одной-другой – это кроль.
И, качаясь на волне,
Мы поплыли на спине.
Круговые движения руками:
– одновременные движения рук вперед – имитация плавательных движений способом брасс;
– попеременные движения рук вперед – имитация плавательных движений способом кроль на груди;
– попеременные движения рук назад – имитация плавательных движений способом кроль на спине.
На поляну вышли дружно,
Нам размяться очень нужно,
И с хорошей подготовкой
Каждый станет сильным, ловким!
Основная часть
Изучение техники метания малого мяча в цель с места
Учитель
Мы сейчас увидим сами,
Как бросают в цель мячами.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб мячом попасть вот так.
Учитель показывает упражнение и объясняет технику его выполнения.
Техника метания в цель
Ученик стоит левым (правым) боком к мишени, ноги на ширине плеч, мяч в правой (левой) согнутой руке, кисть на уровне лица, левая (правая) рука опущена вперед-вниз. Отводя правую (левую) руку вправо-назад и сгибая правую (левую) ногу, ученик наклоняет туловище вправо (влево), при этом прямая левая (правая) нога стоит на носке. Из этого положения с энергичным выпрямлением правой (левой) ноги и переносом массы тела на левую (правую) выполнятся бросок, кисть правой (левой) руки проносится над плечом.
Подводящие упражнения
1. Одновременные круговые движения руками вперед и назад.
2. Последовательные круговые движения руками вперед и назад.
3. Пружинящие наклоны вперед, руки сзади в замок.
4. Кистевой удар мяча правой (левой) рукой в пол.
Примечание: при выполнении упражнений важно обращать внимание на правильность и соблюдение амплитуды движений.
Последовательность обучения
- И.п. – стоя левым (правым) боком к мишени, ноги на ширине плеч, мяч в правой (левой) согнутой в локте руке. Поднять мяч над правым (левым) плечом и выполнить бросок в горизонтальную цель с расстояния 3–4 м.
- И.п. – стоя лицом к стене на расстоянии 3 м от нее. Выполнять броски мяча в вертикальную цель на уровне головы и выше, поймать его после отскока; после 3–4 бросков, поймав мяч, сделать шаг назад и продолжить выполнение, отходя постепенно от стены дальше.
- Метание мяча в цель – круг диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5–3 м. Расстояние до цели постепенно увеличивать до 5–8 м.
- То же, но увеличить силу броска, соревнуясь на дальность отскока.
Возможные ошибки
– Неправильный угол вылета мяча (норма –
40–45°);
– неправильный хват мяча (норма – указательный и средний пальцы размещены сзади мяча, а большой и безымянный поддерживают его сбоку);
– недостаточное хлестообразное движение метающей руки из положения «натянутого лука»;
– неправильный пронос правой (левой) кисти над плечом.
Для закрепления умений можно предложить детям игру «Снайперы».
Правила игры
Класс делится на две команды: одна («синие») выстраивается вдоль лицевой линии волейбольной площадки, другая («зеленые») – вдоль боковой линии, в руках – поролоновые мячи.
По сигналу «синие» начинают перебегать к противоположной лицевой линии волейбольной площадки, а «зеленые» стараются попасть в них мячами. У каждого игрока есть только одна попытка. После того как «синие» перебегут на противоположную сторону, подсчитывается количество попаданий «зеленых». Этот этап игры можно повторить. Потом команды меняются ролями. Побеждает та команда, у которой будет больше попаданий.
Совершенствование техники прыжков в длину с места
Учитель
Снова дальше мы идем.
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два –
Позади уже вода.
Учитель показывает упражнение и объясняет технику его выполнения.
Техника прыжка в длину с места
Прыжок выполняется толчком двух ног.
Последовательность выполнения
И.п. – стойка ноги врозь. Приседая, отвести руки назад, активно разогнуть ноги и выполнить толчок, мягко приземлиться на обе ноги – на всю стопу, ноги согнуты в коленях.
Для закрепления умений можно предложить детям игру «Волк во рву».
Учитель
Раз, два, три, четыре, пять –
Негде козочке скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк.
А мы прячемся в кусты –
Прячься, козочка, и ты!
Ты, волчище, погоди,
Как мы спрячемся – иди!
Правила игры
Посредине площадки проводят две параллельные черты на расстоянии 80–100 см – это ров. На расстоянии 1–2 шага от краев площадки очерчивают дом коз. Один ученик играет роль волка, остальные – «козы».
«Козы» находятся на одной стороне площадки в своем доме. По сигналу ведущего: «Волк во рву!» – они должны перебежать на другую сторону, перепрыгивая через ров. В это время «волк» старается поймать кого-нибудь из них. Пойманные «козы» временно выбывают из игры.
Примечание: прыжки через ров выполнять с места.
Развитие скоростных качеств
Учитель
Молодцы у нас ребята –
Сильные, умелые,
Дружные, веселые,
Быстрые и смелые.
Для развития скоростных качеств школьников проводится эстафета.
Собираемся в поход
Команды выстраиваются в колонны по одному перед стартовой линией.
На противоположной стороне зала в обруче лежат карточки. На них написаны названия тех предметов, которые можно брать в поход на один день или несколько дней, а также тех, которые не нужны в походе: зонтик, стеклянный стакан, тетрадь, учебник, портфель, чемодан и т.п. По сигналу учителя дети поочередно бегут, выбирают нужную, на их взгляд, карточку, приносят обратно к своей команде и складывают в коробку или рюкзак.
Оцениваются скорость выполнения задания и правильность выбранных карточек.
Переправа
Команды выстраиваются в колонну по одному перед стартовой линией.
По сигналу первый ученик бежит до стойки, там надевает обруч, возвращается, впускает к себе в обруч второго ученика, и они бегут вдвоем до разворотной стойки. Там первый ученик остается, а второй бежит за третьим, и т.д. Побеждает команда, которая первой «переправится на противоположный берег».
Полоса препятствий
Команды выстраиваются в колонну по одному перед стартовой линией.
На противоположной стороне зала находятся мишени. (Варианты мишеней: горизонтальная, лежащая на полу, или вертикальная – обруч).
По сигналу первый участник преодолевает полосу препятствий, добегает до контрольной линии, берет из коробки теннисный мяч и выполняет бросок в цель, возвращается и передает эстафету другому участнику.
Оцениваются скорость и количество попаданий.
Варианты препятствий:
1. Лечь на гимнастическую скамейку лицом вниз и, продвигаясь вперед с помощью двух рук, добраться до конца скамейки.
2. Обежать «змейкой» несколько стоек.
3. Поочередно преодолеть несколько невысоких барьеров.
4. Поднять с пола гимнастический обруч и пролезть в него.
Посадка картофеля
Команды выстраиваются в колонну по одному перед стартовой линией.
В руках у первого участника – коробка с теннисными мячами (4–5 шт.). По сигналу он начинает быстро «сажать картофель в лунки» – укладывать мячи в заранее отмеченные круги, затем возвращается и передает пустую коробку следующему участнику, который должен собрать мячи. Третий участник снова «сажает картофель», и т.д.
Заключительная часть
Учитель
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Упражнения в ходьбе в колонну по одному на восстановление дыхания: руки через стороны вверх – вдох, опустить вниз – выдох.
На полянку мы заходим,
Много ягод мы находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
Наклоны вперед, руками постараться достать пол.
Вдруг мы видим – у костра.
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Наклоны вперед, руками коснуться пола – выдох, выпрямиться, поднять руки вверх – вдох.
Вот наш поход закончился,
И пройдены пути
И сколько ж вместе с вами
Мы пользы извлекли!
Мы многое умеем,
И в будущем опять
Готовы все мы вместе
Путь преодолевать.