Методика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На лыжи – с любовью
Задачи определены
|
№ п/п | Содержание урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1 | Теоретические сведения | ||||||||||||||||
Ознакомление с лыжным инвентарем | + | + | + | ||||||||||||||
Правила обращения с лыжным инвентарем | + | + | + | + | + | ||||||||||||
2 | Практический материал | ||||||||||||||||
Передвижение в колонне по одному по извилистой лыжне | + | + | + | + | |||||||||||||
Передвижение ступающим шагом | + | + | + | ||||||||||||||
Поворот на месте переступанием | + | + | + | + | |||||||||||||
Обучение скользящему шагу без палок | + | + | + | + | |||||||||||||
Передвижение приставными шагами влево, вправо | + | + | |||||||||||||||
Обучение скользящему шагу с палками | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Обучение спуску в низкой стойке и подъему «лесенкой» | + | + | + | + | + | ||||||||||||
3 | Подвижные игры | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Построение и перестроения в шеренге.
Обучение ступающему шагу:
– поднимание носков лыж, ходьба на месте;
– ходьба ступающим шагом с продвижением вперед.
Игра «По местам!» (см. Урок № 1). Можно провести ее с построением в шеренгу, расстояние между колоннами – 2–3 шага.
Домашнее задание:
– повторить ступающий шаг;
– провести игры на лыжах.
Урок № 3
Инвентарь: 20 флажков, 4 пары лыжных палок.
Место проведения: учебная лыжня.
Разучивание поворота на месте переступанием вокруг пяток:
1 – поднять носок левой лыжи и переставить ее на 30° влево;
2 – приставить правую лыжу;
3–4, 5–6 – завершить поворот налево.
То же в обратную сторону.
Разучивание передвижения скользящим шагом без палок. Имитация скользящего шага: на месте: выполнить полуприсед, выпрямиться. Выполнить 6–8 раз.
Переход на учебный круг. Передвижение в полуприседе, скользя на согнутых ногах.
На двух боковых сторонах круга сделать из лыжных палок четверо «ворот». Разбежавшись, приставить ногу и, приседая, проскользнуть через «ворота».
То же через другие «ворота».
То же, не приставляя ногу.
Игра «Кто быстрее?»
Десятью флажками, поставленными на расстоянии 1,5–2 м друг от друга, обозначается линия старта, в 30–40 м от нее – линия финиша. По указанию учителя на линию старта выходят 10 человек. По команде «Марш!» они бегут к финишу. Учитель определяет победителей. Затем проводятся второй, третий забеги и т.д. Играя второй раз, ученики должны добежать до флажков, обойти их и вернуться к месту финиша.
Домашнее задание: проходить на лыжах скользящим шагом до 1 км.
Урок № 4
Место проведения: учебная лыжня.
Инвентарь: 6 пар палок, 4 флажка.
Учитель объясняет, как выполнять приставной шаг влево, вправо так, чтобы ставить лыжи на снег параллельно: поднять левую лыжу, пятка не ниже носка, поставить ее на полшага влево и приставить к ней правую.
То же в правую сторону.
Выполнить 5–6 шагов в каждую сторону.
Разучивание скользящего шага без палок:
– скольжение по учебной лыжне без препятствий;
– то же с прохождением «ворот» (см. Урок № 3).
Игра «Кто быстрее?» (см. Урок № 3).
Домашнее задание:
– проходить на лыжах до 1 км;
– нарисовать лыжника.
Урок № 5
Место проведения: учебная лыжня.
Инвентарь: 4 флажка, 6 пар лыжных палок.
Повторить материал урока № 4. При обучении скользящему шагу учитель должен требовать разноименной работы рук: вперед выносятся левая нога и правая рука, и наоборот. Руки поднимать до уровня глаз, назад опускать до полного выпрямления.
Домашнее задание: проходя на лыжах до 1 км, повторить скользящий шаг.
Урок № 6
Место проведения: учебный круг.
Инвентарь: 20 флажков.
Передвижение на лыжах с палками. Объяснить назначение палок: лыжник пользуется ими для отталкивания, чтобы быстрее и дольше скользить на лыжах.
Необходимо показать детям технику правильного захвата палки: продеть руку в темляк, а затем обхватить рукоятку так, чтобы ремень проходил по ладони и между большим и указательным пальцами.
Учитель качественно показывает передвижение скользящим шагом с палками. Затем дети выполняют следующие упражнения:
– передвижение скользящим шагом, палки в опущенных руках волочатся сзади;
– не изменяя темпа ходьбы, попеременные легкие толчки сзади почти прямыми руками, не вынося их вперед;
– пройдя 15–20 м, повторить упражнение, волоча палки сзади. Повторить 3–4 раза.
Игра «Кто быстрее?» (см. Урок № 3).
Участники игры, удерживая палки за середину, добегают до флажков, втыкают палки в снег и возвращаются обратно без них; в следующем забеге наоборот, участники бегут без палок к флажкам, берут палки и возвращаются к финишу, помогая себе палками.
Домашнее задание: повторить упражнение с отталкиванием палками сзади.
Урок № 7
Место проведения: учебная лыжня.
Инвентарь: 20 флажков.
Передвижение за учителем по учебному кругу, затем по извилистой лыжне. Отойдя на 50–70 м от палок, учитель дает команду: «По местам!» Все участники бегут к своим палкам: кто построится раньше?
Закрепление передвижения с палками (см. Урок № 6).
Развитие выносливости: прохождение дистанции 500–600 м скользящим шагом с палками, темп равномерный.
Игра «Кто быстрее?» (см. Урок № 3), но на этот раз на пути каждого бегущего установлены «ворота» из палок, через которые надо проскользить по пути к своим флажкам. На этом участке пути упражнение выполняется с палками, обратно – без них, и наоборот.
Вариант: туда и обратно упражнение выполняется с палками.
Домашнее задание:
– научиться правильно и быстро надевать палки;
– нарисовать лыжи и палки.
Урок № 8
Место проведения: учебная лыжня.
Инвентарь: 20 флажков.
Проверяется и оценивается умение передвигаться скользящим шагом без палок. Ученики проходят мимо учителя по учебному кругу, а он указывает каждому на его ошибки. Затем дети по очереди преодолевают расстояние 15–20 м, а учитель оценивает технику каждого ученика, громко объявляя отметки.
Совершенствование передвижения скользящим шагом с палками:
– по учебной лыжне;
– по извилистой лыжне за учителем.
Игра «По местам!» (см. Урок № 1).
Игра «Быстрый лыжник»
Линии старта и финиша располагаются в 25–30 м одна от другой и обозначаются флажками разных цветов. По команде «Марш!» участники бегут от одной линии до другой. Первые 3–5 участников выходят в финал. В финальном забеге дистанция увеличивается в 2 раза: участники бегут до флажков, разворачиваются на 180° и бегут обратно. Победитель финала становится чемпионом класса.
Домашнее задание: кататься на лыжах.
Урок № 9
Место проведения: учебный круг.
Инвентарь: лыжи, палки.
Совершенствование передвижения скользящим шагом с палками:
– скользить, держа палка за середину и размахивая руками;
– передвигаться, отталкиваясь палками и ставя их нешироко под острым углом, вынося вперед всю руку.
Разучивание спуска в низкой стойке без палок:
– в шеренге на месте – присесть, руками взяться за голени, выпрямиться. Повторить 10–12 раз;
– на лыжне с небольшим уклоном разбежаться, присесть и проскользить в низкой стойке. Повторить 4–5 раз;
– на пологом склоне – выполнить спуск в низкой стойке;
– то же, проезжая через «ворота» без палок.
Разучивание подъему «лесенкой».
Прохождение дистанции 300–400 м за учителем в медленном темпе.
Домашнее задание:
– кататься с горки в низкой стойке;
– подъем в гору «лесенкой».
Урок № 10
Место проведения: учебный круг.
Инвентарь: лыжи, палки, флажки.
Совершенствование техники передвижения скользящим шагом без палок и с палками.
Прохождение по учебному кругу скользящим шагом 400–500 м.
Закрепление спуска в низкой стойке без палок (см. Урок № 9).
Разучивание спуска в низкой стойке с палками. Стоя в шеренге на месте, присесть, поднять палки до горизонтального положения кольцами назад, руки согнуты в локтях. Выполнить 3–5 раз.
На пологом склоне – спуск в низкой стойке с палками.
Игра по желанию учеников.
Домашнее задание:
– придумать игру для следующего урока;
– кататься с пологого спуска.
Урок № 11
(вариант занятия при морозной погоде)
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: 4 разноцветных флажка.
Проводится беседа об одежде и инвентаре лыжника. Учитель приводит примеры, какой должна быть одежда, демонстрирует различный лыжный инвентарь, которым пользуются дети и профессиональные спортсмены.
Совершенствовать технику передвижения на лыжах скользящим шагом. Имитация передвижения на лыжах скользящим шагом.
Игра «К своим флажкам» (см. Уроки №№ 4 и 5). Игра по выбору детей.
Домашнее задание: нарисовать одежду лыжника.
Урок № 12
(вариант занятия при оттепели)
Место проведения: пришкольный участок.
Инвентарь: 3 волейбольных мяча, санки.
Зимние игры на воздухе.
Игра «Попади в цель снежком»
Ученики делятся на две команды, которые располагаются друг напротив друга на расстоянии 15–20 м. Учащиеся заготавливают по три снежка. Посередине площадки кладут 3 волейбольных мяча. По сигналу учителя все игроки одной команды начинают метать снежки в первый мяч, затем во второй и в третий. Потом мячи ставят на место, и снежки метают ученики из другой команды. Побеждает та команда, которая сумеет сбить все три мяча с места.
Игра «Гонки на санках»
Дистанция 45–60 м делится на 3 равных отрезка. На линию старта выходят четыре тройки, каждая получает санки. По сигналу учителя один из трех игроков садится на санки, двое других бегом отвозят его до первого флажка. Там седоки меняются местами и бегут до второго флажка, и т.д. Выигрывает тройка, закончившая бег первой.
Урок № 13
Место проведения: учебный круг.
Инвентарь: лыжи, палки, 3 волейбольных мяча.
Передвижение ступающим шагом в колонне по одному с поворотами зигзагом.
Передвижение по ровному участку «полуелочкой» и «елочкой».
Спуск в низкой стойке.
Игра «Попади в цель снежком» (см. Урок № 12).
Домашнее задание:
– кататься с горки;
– кататься на лыжах с родителями по лесу.
Урок № 14
Место проведения: учебный круг.
Инвентарь: флажки.
Совершенствование спуска в низкой стойке и разучивание подъема «елочкой» (см. Уроки №№ 9, 10, 12).
Игра «По местам!» (см. Урок № 1). Игра по выбору учащихся.
Домашнее задание: кататься на лыжах с родителями по лесу, применяя все изученные умения и навыки.
Урок № 15
Место проведения: учебный круг.
Инвентарь: флажки, лыжи, палки.
Подготовка к спортивному празднику. Ознакомление учащихся с этапами эстафеты. Прохождение ее отдельных этапов.
Игра по выбору учащихся.
Смелый лыжник
Сценарий
В класс к детям приходят охотники и разные лесные звери.
Охотник. Я предлагаю вам сходить на прогулку и полюбоваться зимним лесом.
В класс с плачем врывается Зайчиха и сообщает, что ее Зайчонок попал в беду. Она просит освободить ее сыночка.
Охотник. Что, ребята, поможем Зайчонку?
Дети. Да!
Все выходят на спортивную площадку – в искусственный лес. Навстречу идет Волк.
Волк. Я освобожу вашего Зайчонка, если все ребята быстро и правильно преодолеют полосу препятствий.
Дети стартуют парами без палок. Когда последняя пара заканчивает эстафету, Волк освобождает Зайчонка.
Зайчиха. Спасибо, ребята, за помощь!
Охотник. Ребята, вы хорошо трудились всю четверть и смело преодолели все препятствия. За это вы получите подарки.
Охотник дарит детям подарки.
Лыжная эстафета
Охотники
Передвижение на лыжах ступающим шагом по извилистой лыжне.
Лыжники-разведчики
Передвижение на лыжах скользящим шагом.
Горнолыжники
Подъем на лыжах лесенкой без палок, спуск в низкой стойке.
Вот – новый поворот
Поворот переступанием вокруг пяток.
Игровая станция «Меткий стрелок»
Метание снежков в цель с расстояния 3 м; после трех бросков продолжать движение.
Финишный этап – «Погоня»
Передвижение скользящим шагом на лыжах без палок.
Оценка программы
После окончания сюжетно-игрового праздника для определения его эффективности учитель проводит анкетирование и опрос учащихся, классных руководителей, родителей и учителей физической культуры.
Вопросы для учащихся
1. Интересно ли вам было заниматься по предложенной программе лыжной подготовки?
Варианты ответов: да, нет, не знаю.
2. Есть ли у вас желание продолжать заниматься по аналогичной программе, но с некоторыми изменениями, в следующем классе?
Варианты ответов: да, нет, не знаю.
Вопросы для классных руководителей
1. Приемлема ли такая программа для учеников 1-го класса, в котором вы являетесь классным руководителем?
Варианты ответов: да, нет, не знаю.
2. Какова реакция ваших учеников на заключительный праздник?
Варианты ответов: положительная, отрицательная, безразличная.
Вопросы для родителей
1. Считаете ли вы нужным проведение таких праздников для ваших детей в дальнейшем?
Варианты ответов: да, нет, затрудняюсь ответить.
2. Были ли трудности в организации и проведении праздника с вашей стороны?
Варианты ответов: да, нет, затрудняюсь ответить.
Вопросы для учителей физкультуры
1. Повысился ли интерес учащихся к урокам лыжной подготовки после прохождения программы?
Варианты ответов: повысился, понизился, не изменился.
2. Способствует ли, на ваш взгляд, игровая программа лучшему овладению двигательными действиями?
Варианты ответов: да, нет.
Владимир Ларин ,
ГОУ СОШ № 1456, Москва ;
Ирина Ларина ,
ГОУ СОШ № 1176, Москва ;
Ирина Рыбникова ,
учитель физической культуры, ГОУ СОШ № 660, г. Москва