События. Факты. Комментарии |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воронеж не догонишь!В октябре прошлого года в Воронежской области прошел трехдневный семинар учителей физической культуры. Его проводили на базе Краснянской СОШ Новохоперского района – в школе, которая в течение последних 11 лет является неизменным участником Президентских состязаний, причем не простым участником: пять раз класс-команды из этой школы были победителями финальных соревнований, по два раза – серебряными и бронзовыми призерами. Тренировка с удовольствиемВо время семинара Борис КАПАНАДЗЕ, учитель физической культуры Краснянской школы, провел показательное занятие с учениками, ставшими победителями Президентских состязаний-2009. Как же там ведется подготовка учеников? Почему каждый год в числе самых быстрых, гибких и выносливых оказываются дети из небольшой сельской школы, где возможность отбора спортивно одаренных ребят полностью исключена?
Борис Леванович показывал упражнения, которые его ученики обычно выполняют при подготовке к Президентским состязаниям. Занятие началось на улице с разминки и подводящих упражнений. После этого ребята выполнили (дозированно) все упражнения, входящие в обязательную программу Президентских состязаний: 1. Прыжок в длину с места. Сначала ученики дополнительно размялись, попрыгав на одной и на двух ногах, потом выполнили прыжок с места и сами определили свой результат – на асфальте краской нарисована разметка. После этого были даны игровые задания: перепрыгнуть площадку размером 18 м сначала за 5 прыжков, потом – за 4. Ребята прыгали, весело соревнуясь друг с другом и сами с собой. Отметок за выполнение прыжков никто не ставил; иногда учитель подходил к кому-нибудь из ребят: «Ты не замечаешь своей ошибки? Подумай… Да-да, и я так думаю, попробуй ее исправить… Вот видишь, как улучшились результаты!» Остальные прислушивались к словам учителя: может быть, и у них та же ошибка… 2. Лазанье по шесту. Оказалось, что ученики этой школы предпочитают шест канату – именно поэтому и в школе, и на улице развешены шесты: ребята должны выполнять задания с удовольствием. Девушки легко залезали по шесту с помощью рук и ног, юноши в начале тренировки – только с помощью рук, а в конце, когда это же задание было дано повторно в зале, желающие – их оказалась примерно половина – могли выполнять его с помощью ног.
3. Тренировка мышц брюшного пресса проходит на специальных тренажерах, изготовленных из врытых в землю автомобильных шин, с одной стороны от которых располагается держатель для ног – труба, закрепленная на высоте 10 см от земли и проходящая вдоль всех вкопанных шин. А с другой стороны от держателя параллельно шинам установлена еще одна труба, которую можно использовать для развития мышц туловища. Ее высота немного выше, чем высота врытых шин. Сначала группа учеников выполнила по 10 подниманий туловища из положения лежа на шине прогнувшись, ноги закреплены в держателе, руки за голову. Потом все пересели на противоположную трубу, отклонились назад и на несколько секунд остались в положении прогнувшись. Это упражнение, пояснил учитель, обязательно дается после нагрузки на брюшной пресс для его расслабления. 4. Растяжка. Ребята подошли к шведским стенкам и стали растягиваться, подняв прямую ногу на ту рейку, которая каждому показалась наиболее оптимальной для выполнения задания. Борис Леванович сфокусировал внимание гостей на юноше, выбравшем самую высокую планку: он лучше всех выступил в состязаниях на гибкость.
Парень спокойно отнесся к похвале, а его одноклассники попробовали повыше поставить ногу для растяжки. 5. Занятие продолжилось в спортивном зале. Упражнения для развития гибкости учащиеся выполняли на самодельных тренажерах, представляющих собой переносную деревянную платформу, на которой установлена измерительная линейка. Для удобства переноски тренажера к нему снизу прибито несколько продольных планок, чтобы доску было легко поднимать и передвигать, а сверху посредине – дверная ручка. При выполнении наклона вперед из положения сидя ученик садится на платформу; ручка находится между коленями, пятки упираются в прибитые к платформе планки-стопоры, укрепленные на уровне нуля измерительной линейки. Сама линейка углублена внутрь доски, в ней располагается пробка-ползунок, ширина которого равна ширине углубления линейки. Выполняя упражнение с прямыми ногами, ученики пытаются достать и отодвинуть ползунок как можно дальше. Борис Леванович отметил, что ни в коем случае нельзя разрешать детям двигать пробку одной рукой, так как результат все равно будет засчитываться по той руке, которая ближе к телу. 6. Снова лазанье по шесту – в зале: девочки – с помощью рук и ног, мальчики – по желанию. 7. Скиппинг. Учитель отметил, что это очень хорошее упражнение на выносливость, которое нравится детям. Как они учатся прыгать через большую скакалку, он не показал, ограничившись демонстрацией результата: ребята с легкостью пропрыгали 100 раз. Во время обсуждения Борис Капанадзе отметил, что серьезно начинает готовить к соревнованиям классы, которые, по его мнению, должны будут участвовать в финале осенью: этого времени вполне достаточно, чтобы ребята к следующему сентябрю были в хорошей форме. Но для того чтобы это было возможно, дети должны быть приучены к тренировкам, к нагрузкам, иметь хорошую выносливость, у них должны быть хорошо развиты силовые и скоростные качества. Для этого весной и осенью каждый день проводится зарядка; кросс, в котором участвует вся школа (см. статью «Чтобы вырастить победителей» в № 1/2007). Работа с будущими участниками Президентских состязаний ведется по графику, составленному учителем. В качестве примера Борис Леванович показал план тренировок 8-го класса на июль. Обсуждение уроков, продемонстрированных Борисом Капанадзе, было бурным. Не закончилось оно и после того как все разъехались по домам.
План тренировочных занятий1 июля – Беговая разминка до 500 м. 1. Поднимание туловища из положения лежа на автомобильных шинах – 3 подхода по 20 раз с отдыхом по 2 мин. между подходами. 3 июля – Беговая разминка до 250 м. 1. Отжимания (д) из упора лежа на траве – до 120 раз за 6 подходов. 4 июля Велосипедный турпоход до 15 км на реку с купанием и катанием на надувных лодках. Обед и ужин на берегу реки. 6 июля 1. Бег до 1000 м на время. 8 июля – Беговая разминка до 500 м. 1. Бег на 60 м на результат. 10 июля – Беговая разминка до 250 м. 1. Прыжки в длину с места на результат. 11 июля – Групповой прыжок через скакалку – до 400 раз. 13 июля – Разминочный бег 250 м. 1. Бег на короткие дистанции 4×60 м. 15 июля – Разминочный бег 500 м. 1. Бег на короткие дистанции 2×60 м. 17 июля ОРУ, упражнения для развития гибкости в парах и на гимнастической стенке – до 30 мин. 1. Бег на 1000 м на время. 18 июля Велосипедный однодневный турпоход на реку – 14 км. 1. Плавание и катание на надувных лодках в течение дня. 20 июля – Бег в медленном темпе до 500 м. 1. Повторный бег 3×60 м. 22 июля – Беговая разминка до 500 м. 1. Поднимание туловища на автомобильных шинах – 3 подхода по 20 раз на скорость с полным отклонением назад. 24 июля – Беговая разминка до 500 м. 1. Подтягивание на перекладине (м) – всего 70 раз. 25 июля 1. Бег до 500 м. 27 июля – Бег до 250 м. 1. Бег на скорость – 3 раза по 60 м. 29 июля – Бег до 500 м. 1. Прыжки в длину с места – 20 раз. 31 июля – Бег до 250 м. 1. Подтягивание на перекладине (м), отжимания на станке (д). 1 августа – Бег до 250 м. 1. Бег 60 м на время. Помимо физических нагрузок, один-два раза в неделю учащиеся собираются дополнительно в вечернее время, чтобы сыграть в дартс, шахматы и отрепетировать свое выступление на конкурсе художественной самодеятельности к фестивалю. Кто победит Змея Горыныча? Владимир АВЕРЬЯНОВ из Шанинской СОШ Таловского района Воронежской области поделился опытом организации работы по подготовке к Президентским тестам с четвероклассниками. На первый взгляд это был совсем другой урок: учитель – совсем не строгий Змей Горыныч; мальчики – храбрые юноши, пытающиеся освободить из заточения девочек-красавиц, угнанных коварным Змеем в рабство. Рабыни «пашут на плантациях» – выполняют тесты, включенные в Президентские состязания. Храбрецы соревнуются со Змеем – перетягивают канат (один воин не может победить, зато все вместе…), подтягиваются на перекладине – кто больше (один не может подтянуться больше, чем Змей, зато все вместе…) и т.д. План урока приведен ниже, читатели могут сами с ним ознакомиться. Тем не менее урок был очень похож на занятие, продемонстрированное Борисом Капанадзе. Дело в том, что этот учитель тоже не ругал ребят – напротив, постоянно поддерживал, хоть и играл роль Змея: «Вот как здорово у вас получается! Молодцы! Ну и что, если ты один раз смог подтянуться, – зато смог! А вместе вы – вон какая сила!» Урок-сказка в 4-м классе
|
Очки | Подтягивание на перекладине (кол-во раз) |
Отжимание (кол-во раз) |
Прыжки в длину с места (см) |
Поднимание туловища за 30 сек. (кол-во раз) |
Наклон туловища вперед (см) |
Бег на 30 м (сек.) | Бег
на 1000 м (мин., сек.) |
|||||
м | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | д | |
50 | 13 | 27 | 185 | 178 | 30 | 28 | 20 | 22 | 5,1 | 5,2 | 3,55 | 4,00 |
49 | - | 26 | 182 | 175 | - | - | - | - | - | - | 3,56 | 4,01 |
48 | - | 25 | 179 | 172 | 29 | 27 | 19 | 21 | - | - | 3,57 | 4,02 |
47 | 12 | 24 | 176 | 169 | - | - | - | - | 5,3 | 5,3 | 3,58 | 4,03 |
46 | - | 23 | 173 | 166 | 28 | 26 | 18 | 20 | - | - | 3,59 | 4,04 |
45 | - | 22 | 170 | 163 | - | - | - | - | - | - | 4,00 | 4,05 |
44 | 11 | 21 | 167 | 160 | 27 | 25 | 17 | 19 | 5,4 | 5,4 | 4,01 | 4,06 |
43 | - | 20 | 164 | 157 | 26 | 24 | - | - | - | - | 4,02 | 4,07 |
42 | - | 19 | 161 | 154 | 25 | 23 | 16 | 18 | - | - | 4,03 | 4,08 |
41 | 10 | - | 158 | 151 | 24 | 22 | - | - | 5,5 | 5,5 | 4,06 | 4,11 |
40 | - | 18 | 155 | 148 | 23 |
21 | 15 | 17 | - | - | 4,09 | 4,14 |
39 | - | - | 154 | 147 | 22 | 20 | - | - | - | - | 4,12 | 4,17 |
38 | 9 | 17 | 153 | 146 | 21 | 19 | 14 | 16 | 5,6 | 5,6 | 4,15 | 4,20 |
37 | - | - | 152 | 145 | 20 | 18 | - | - | - | - | 4,18 | 4,23 |
36 | - | 16 | 151 | 144 | 19 | 17 | 13 | 15 | - | - | 4,21 | 4,26 |
35 | - | - | 150 | 143 | 18 | 16 | - | - | 5,7 | 5,7 | 4,22 | 4,27 |
34 | 8 | 15 | 149 | 142 | 17 | 15 | 12 | 14 | - | - | 4,23 | 4,28 |
33 | - | - | 148 | 141 | 16 | 14 | - | - | - | - | 4,24 | 4,29 |
32 | - | 14 | 147 | 140 | 15 | 13 | 11 | 13 | 5,8 | 5,8 | 4,25 | 4,30 |
31 | - | - | 146 | 139 | 14 | 12 | - | - | - | - | 4,26 | 4,31 |
30 | - | 13 | 145 | 138 | 13 | 11 | 10 | 12 | - | - | 4,27 | 4,32 |
29 | 7 | - | 144 | 137 | 12 | 10 | - | - | 5,9 | 5,9 | 4,30 | 4,35 |
28 | - | 12 | 143 | 136 | 11 | - | 9 | 11 | - | - | 4,33 | 4,38 |
27 | - | - | 142 | 135 | 10 | 9 | - | - | - | - | 4,36 | 4,41 |
26 | - | 11 | 141 | 134 | - | - | 8 | 10 | 6,0 | 6,0 | 4,39 | 4,44 |
25 | - | - | 138 | 131 | 9 | 8 | - | - | - | - | 4,42 | 4,47 |
24 | - | 10 | 135 | 128 | - | - | - | 9 | - | - | 4,45 | 4,50 |
23 | 6 | - | 132 | 125 | 8 | 7 | 7 | 8 | 6,1 | 6,1 | 4,48 | 4,53 |
22 | - | 9 | 129 | 122 | - | - | - | - | - | - | 4,51 | 4,56 |
21 | - | - | 126 | 118 | - | - | - | 7 | - | - | 4,54 | 4,59 |
20 | - | 8 | 123 | 115 | 7 | 6 | 6 | - | 6,2 | 6,2 | 5,00 | 5,05 |
19 | - | - | 120 | 112 | - | - | - | - | - | - | 5,05 | 5,10 |
18 | - | 7 | 117 | 111 | - | - | - | 6 | - | - | 5,10 | 5,15 |
17 | 5 | - | 114 | 108 | 6 | 5 | 5 | - | 6,3 | 6,3 | 5,15 | 5,20 |
16 | - | 6 | 111 | 105 | - | - | - | - | - | - | 5,20 | 5,25 |
15 | - | - | 108 | 102 | - | - | - | 5 | - | - | 5,20 | 5,30 |
14 | - | - | 105 | 99 | 5 | - | 4 | - | 6,4 | 6,4 | 5,30 | 5,35 |
13 | - | 5 | 102 | 96 | - | 4 | - | - | - | - | 5,35 | 5,40 |
12 | 4 | - | 99 | 93 | - | - | - | 4 | - | 6,5 | 5,40 | 5,45 |
11 | - | - | 96 | 90 | 4 | - | 3 | - | 6,5 | - | 5,45 | 5,50 |
10 | - | 4 | 93 | 87 | - | - | - | - | - | 6,6 | 5,50 | 5,55 |
9 | - | - | 90 | 84 | - | 3 | - | 3 | 6,6 | - | 5,55 | 6,00 |
8 | - | - | 87 | 81 | 3 | - | - | - | - | 6,7 | 6,00 | 6,05 |
7 | 3 | 3 | 84 | 79 | - | - | 2 | - | 6,7 | 6,8 | 6,05 | 6,10 |
6 | - | - | 81 | 75 | - | - | - | - | - | 6,9 | 6,10 | 6,15 |
5 | - | - | 78 | 72 | 2 | 2 | - | 2 | 6,8 | 7,0 | 6,15 | 6,20 |
4 | 2 | 2 | 75 | 69 | - | - | - | - | 6,9 | 7,1 | 6,20 | 6,25 |
3 | - | - | 72 | 65 | - | - | - | - | 7,0 | 7,2 | 6,25 | 6,30 |
2 | 1 | - | 69 | 64 | - | - | - | - | 7,1 | 7,3 | 6,30 | 6,35 |
1 | - | 1 | 65 | 63 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7,2 | 7,4 | 6,35 | 6,40 |
• И.п. – широкая стойка, руки на пояс.
1 – полуприсед на правой (левой) ноге, наклон к левой (правой);
2–3 – держать;
4 – и.п. Наклон выполнять к прямой ноге.
• Из широкой стойки выполнить сед на правой ноге, левая – прямая, носок на себя, руки на голеностопе. Перенести вес тела с правой ноги на левую. Выполнить сед на левой ноге, правая прямая, и обратно. Перемещать тело как можно ниже над полом до полного выпрямления ноги, пятки от пола не отрывать.
• И.п. – сед на правой ноге, левая в сторону, левую руку опустить на пол сзади для равновесия.
1 – правой рукой взять за носок левой, потянуть его на себя, коснуться лбом прямой левой ноги;
2–6 – удерживать и.п.;
7–8 – поменять положение тела и рук. Отведенную ногу стараться держать прямой.
• И.п. – широкая стойка, руки на пояс.
1–3 – наклон вперед;
4 – и.п. Стараться достать локтями пола на воображаемой линии, соединяющей ступни.
Основная часть урока
Змей Горыныч захватывает в плен девочек и делает из них рабынь, которые должны выполнить упражнения и записать результаты.
Мальчики вступают в единоборство с учителем, представшим перед ними в образе Змея Горыныча. Это повышает интерес учащихся, мотивирует их на интенсивную и продуктивную работу. Свои результаты дети записывают в протоколы, которые учитель использует для планирования дальнейшей работы с учащимися. Оценка результатов проводится после следующего урока, на котором дети сдают бег на 30 и 1000 м по оценочной таблице.
Мальчики и девочки занимаются раздельно, девочки – самостоятельно, под руководством освобожденных от урока учениц. Учитель при необходимости помогает им. Это позволяет решить следующие задачи:
– приучение к самостоятельности;
– привлечение учеников, освобожденных от занятий, к активной работе.
Выполнение упражнений по программе «Президентские состязания»
1. Наклон вперед из положения сидя, ноги прямые, пальцы правой и левой рук – на одном уровне. Результат замерять от пяток до кончиков пальцев.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (д). Руки на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, грудь касается кубика с высотой ребра не более 5 см. Сначала необходимо выполнить вращение рук с максимальной амплитудой – по 10 раз вперед и назад.
Подтягивание на перекладине (м). Принять положение вис хватом сверху. Подтягивание выполнять без рывков до положения – подбородок над перекладиной, опускаться в вис до полного выпрямления рук в локтевых суставах.
3. Прыжок в длину с места. Встать за линию, принять положение «старт пловца», со взмахом рук вперед-вверх выполнить прыжок. Результат замерять от линии до последней точки приземления.
4. Упражнение в парах. Поднимание туловища за 30 сек. из положения лежа на спине, руки за голову, ноги под углом 90°. Один ученик выполняет задание на гимнастическом мате, другой держит его за голеностопы; потом партнеры меняются местами. При выполнении упражнения обязательно касаться локтями согнутых ног.
Заключительная часть
Дети строятся в одну шеренгу. Учитель подводит итоги занятия и сообщает тему и цель следующего занятия.
После теоретической работы
Семинар проходил два дня. Работа была интересной, насыщенной, но к вечеру учителя немного уставали от теории, и это естественно: тем, кто привык жить в постоянном движении, трудно даже два дня сидеть, слушать, смотреть. Поэтому, наверное, организаторы семинара заранее внесли в план работы спортивные игры между учителями: волейбол и баскетбол. И, надо сказать, это мероприятие было одним из самых интересных. Был виден уровень подготовленности учителей, их готовность не только говорить о значении спорта в жизни человека, но и заниматься им. Игры продолжались по нескольку часов, но все выходили из спортивного зала такими счастливыми!
Интересно, а дети, которые на уроках много – а порой очень много! – подтягиваются, отжимаются, бегают кроссы, делают упражнения для развития гибкости и силы, будут выполнять эти упражнения после того, как закончат школу? Или вздохнут с облегчением? Смогут ли они когда-нибудь так же с радостью и азартом поиграть в волейбол, футбол, теннис?
Измерение показателей физических качеств – это здорово! Но только в том случае, если это не становится главной и единственной целью занятий физкультурой. В Краснянской средней школе ребята с радостью ходят на физкультуру, хотя им там часто приходится выполнять совсем не увлекательные упражнения. В этом, бесспорно, заслуга учителя.
Фото автора
Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»