Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2010
Методика

Нескучная лыжня

В отличие от уроков спортивных игр, уроки лыжной подготовки кажутся многим скучными и монотонными. Большинство из них проводятся на школьном стадионе, где дети бегают по одному и тому же учебному кругу, – естественно, это быстро надоедает. Именно поэтому заставить ребят заниматься лыжными гонками с годами становится всё сложнее.

Но заставлять никого и не нужно! Лучше сделать эти уроки разнообразными и интересными, и тогда все дети будут ходить на них с удовольствием.

Лыжи едут сами

Если перефразировать классика, какой же лыжник не любит быстрой езды! На уроках лыжной подготовки дети обычно с нетерпением ждут, когда наконец можно будет покататься с горки, чтобы почувствовать скорость, преодолеть свой страх, стараясь избежать падения, и т.д.

Поэтому, планируя учебный круг, нужно прокладывать лыжню так, чтобы на ней нашлось место и подъемам, и спускам, если позволяют условия. Хорошо, если таких горок будет не одна, а несколько, причем разной крутизны, чтобы дети учились отрабатывать технику подъема способами «елочка» и «лесенка», а при спуске – разные варианты стоек.

Если поблизости есть большой учебный склон, можно разрешить ребятам подольше покататься с горки после выполнения основных задач урока.

Новые старые игры

Больше всего дети любят играть, и урок лыжной подготовки не должен быть исключением. Игровые задания можно предлагать детям как при обучении, так и при совершенствовании техники лыжных ходов в любой части урока. Игр на лыжах большое количество, многие из них – «Быстрый лыжник», «Шире шаг», «Слушай сигнал» и др. – опубликованы на страницах газеты «Спорт в школе».

На самом деле практически любую подвижную игру можно адаптировать к урокам лыжной подготовки, например салки. Игра проводится на ограниченном участке без палок. Водящий старается касанием руки осалить любого из играющих, и если ему это удается, тот становится водящим. Правила можно изменять по своему усмотрению: не салить прежнего водящего, не салить лежащего, не пересекать путь друг другу, салить только в спину и т.п. Очень хорошо, если учитель предложит детям самим адаптировать какую-нибудь любимую ими подвижную игру к лыжам, дополнив и видоизменив правила исходя из специфики лыжной подготовки.

Урок-путешествие

Учащимся старших классов можно предложить различные лыжные прогулки. Если позволяют условия, то практически каждое занятие можно сделать запоминающимся, непохожим на другие. Учитель располагается впереди класса, прокладывает лыжню, а ученики следуют за ним. Лучше не сообщать им заранее о маршруте следующей прогулки, чтобы подольше сохранять у них интерес и желание прийти на урок снова.

Можно проехать несколько остановок на автобусе до места начала урока и оттуда потом вернуться в школу. Такие прогулки особенно нравятся детям, заставляют их мобилизоваться, не отставать друг от друга и позволяют почувствовать себя путешественниками. Здорово, если по пути ребятам предстоит преодолевать различные препятствия на лыжах, применяя ранее изученную технику. Всем понравится, если учитель дополнит такую прогулку интересным рассказом о районе путешествия, интересных объектах на пути, пообщается с детьми, если все вместе вспомнят, как выглядит эта местность летом.

Я хорошо помню, как первый раз мы совершили такой урок-путешествие с восьмиклассниками в самом начале марта. В Москве снега было очень мало, наступила оттепель, а по программе – еще четыре урока. Можно было заменить урок лыжной подготовки уроком баскетболом, но как тогда пройти школьную программу? Уроки стояли в расписании последними, и мы обратились к завучу с просьбой разрешить классу выезд в подмосковное Подрезково, где и трассы есть лыжные, и снега предостаточно. «Вместо двух уроков мы проведем четыре, а на следующей неделе дети смогут отдох­нуть», – предложил я. Согласовали, подписали приказ и отправились в путь. Восторгу ребят не было предела. После школьной разбитой всеми классами лыжни нарезанная «Бураном» скоростная трасса позволила им насладиться лыжной прогулкой в полной мере.

Однако отдохнуть на следующей неделе мне не удалось: практически весь класс снова ждал меня с лыжами…

С картой в лесу

На одном из уроков можно познакомить детей с зимним ориентированием на лыжах. Учащиеся старших классов на уроках заранее размечают маршрут, устанавливают контрольные пункты, используя для этого флажки, ленточки или цветной картон и даже разрезанные упаковки из-под молока или сока.

Выходя на маркированную трассу для ориентирования, ученики получают карту, на которой обозначено лишь место старта. Контрольные пункты они должны нанести на карту сами. За каждую ошибку назначается штрафное время: например, 5 мм промаха – 1 мин. Наиболее подготовленные могут выполнять это задание в одиночку, менее подготовленные – в парах или в тройках.

Более опытным старшеклассникам можно предложить вариант поиска контрольных пунктов в заданном направлении или по выбору.

Школьный биатлон

Популярность биатлона в наши дни дошла и до школьных уроков физкультуры, и это тоже нужно использовать. Если даже у детей будет всего одно занятие по биатлону в году, они будут ждать его с нетерпением. Стрельба производится из пневматической винтовки у линии старта или финиша. Мишенью может быть воздушный шарик, лист бумаги, легкая пластмассовая игрушка и т.п. В качестве наказания за промахи назначаются штрафные круги, протяженность которых зависит от возраста учащихся, или штрафное время – в зависимости от длины основной дистанции это могут быть 10, 20, 30 сек. или даже 1 мин.

При отсутствии в школе винтовок стрельбу можно заменить надуванием воздушного шарика, броском мяча в цель, игрой в дартс – чем меньше ученик выбьет очков, тем больше штрафных секунд он получит – и т.п.

Лыжное многоборье

Изобретение биатлона показало, что можно объединять совершенно разные виды спорта в одно соревнование. Можно предложить детям другие виды школьного лыжного двоеборья, например сочетать лыжную гонку со скоростным спуском на лыжах, застегиванием и расстегиванием креплений, метанием мяча на дальность или подтягиванием на перекладине.

Можно вовлечь в процесс создания новых видов спорта и детей. Практически сразу у них появится идея не ограничиваться двумя упражнениями. Тогда в школе появится свой триатлон, пентатлон и многое другое. В этом интересном процессе необходимо обращать внимание детей на то, что основным занятием на этих уроках должна быть лыжная подготовка.

Километры здоровья

Одним из более долгосрочных интересных проектов может быть подсчет пройденных каждым классом километров за время всех уроков лыжной подготовки. Дети заранее знакомятся с условиями проведения такого конкурса. Рядом со спортивным залом вывешивается большой информационный стенд, на котором еженедельно помещается новая информация о суммарном объеме пройденных классом километров. Итоги подводятся в конце третьей четверти, а класс-победитель получает приз. Если такой конкурс проводится ежегодно, можно фиксировать рекорды школы по следующим номинациям:

– набольший километраж за год;
– наибольший километраж за один урок;
– наибольшее число лыжников в классе на одном уроке;
– наибольший километраж в параллели;
– наибольший километраж среди девушек (юношей) и т.п.

В дальнейшем можно суммировать объем пройденных километров не только на уроках, но и на лыжных прогулках после школы, на тренировках, в лыжных походах и т.д., что станет дополнительным стимулом для регулярных занятий.

Каждый учитель физкультуры может использовать и другие варианты повышения интереса к урокам лыжной подготовки. Главное, чтобы этот интерес не пропал у него самого, так как его настроение и отношение к лыжной подготовке обязательно передаются детям.

Алексей Машковцев ,
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва

Рейтинг@Mail.ru