Завершить и закрепить обучение технике лыжных ходов, поворотов, подъемов, спусков и торможений можно в ходе спортивного праздника, который лучше провести по окончании изучения темы. Если дети заранее знают о такой форме проведения контрольного урока, то они готовятся к нему основательнее, что позволяет добиться хороших результатов в обучении и способствует высокой явке школьников на соревнования. |
Не одним днем
Мы предлагаем не ограничиваться проведением спортивного праздника по лыжной подготовке, а посвятить этому мероприятию целую неделю, в рамках которой с учащимися 1–4-х классов проводятся краткие беседы о лыжном спорте, конкурс газет на лыжную тему, осуществляется подготовка судей и их помощников из числа старшеклассников и проводится сам праздник – День здоровья.
Беседы с детьми
На первом из двух уроков последней недели изучения лыжной подготовки учителя физической культуры, ведущие уроки в начальных классах, проводят беседы с детьми, а на втором проводят контрольный опрос.
1-й класс
Учитель читает загадку:
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки:
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на бегу
Оставляют на снегу!
Дети. Лыжи!
Учитель. Многие из вас уже давно ходят на лыжах, но мало кто знает о том, что раньше люди мастерили их сами: брали дощечки, привязывали к подшитым валенкам и отправлялись кататься, при этом обязательно брали с собой гвозди и молоток: очень уж часто такие самоделки ломались.
Потом было время, когда люди считали, что чем длиннее лыжи, тем на них быстрее можно передвигаться. Известно, что одна из таких лыж достигала длины 3 м 76 см и весила 11 кг. Для сравнения: современные пластиковые лыжи весят примерно 750 г. Как вы считаете, они легкие или тяжелые?
Выслушиваются ответы детей. Затем учитель читает загадку:
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник)
Учитель. Во время Великой Отечественной войны из лыжников создали отряд специального назначения, который совершил смелый рейд по тылам врага. Двигались в основном ночью. Каждый его участник был вынослив и силен и, естественно, очень хорошо ходил на лыжах. Внезапными налетами бойцы уничтожили много живой силы и техники врага, взорвали несколько мостов и с минимальными потерями возвратились в расположение своих войск.
Насколько выносливыми и сильными стали вы? Хорошо ли в третьей четверти научились ходить на лыжах? Пошли ли вам на пользу самостоятельные занятия лыжами дома? Мы узнаем это во время проведения Дня здоровья.
Учитель читает отрывок из стихотворения:
Хорошо ходить на лыжах
Мимо елей и берез.
Воздух чист и неподвижен,
Не пугает нас мороз.
В быстром беге крепнет тело,
Сила в мускулах растет,
И в руках любое дело
Сразу спориться начнет.
2-й класс
Учитель читает две строчки из стихотворения Е.Трутневой:
Наперекор снегам и вьюгам
Летим на лыжах друг за другом.
Учитель. Что вы знаете о появлении лыж и возникновении первых спортивных соревнований по лыжным гонкам?
Выслушиваются ответы детей.
Историки говорят, что родословная лыж уходит в далекую глубь веков. В Норвегии, например, нашли лыжу, которой две с половиной тысячи лет. Ее считали древнейшей до тех пор, пока ленинградские археологи не обнаружили в районе Пскова лыжу, которой четыре тысячи лет.
Первыми лыжами, на которых передвигались люди, были ступающие. Они представляли собой деревянный обод с сеткой из гибкой лозы или ремней. Есть исторические сведения о том, что греческие и римские купцы, ходившие на север за мехами и янтарем, рассказывали о самодельных лыжах, на которых охотились северяне. «Это чудище с огромной ногой, которой они прикрываются во время непогоды, на которой бегают по снегу с невероятной быстротой». Шведский дипломат XVII столетия Пальм писал: «Скоростные лыжи – изобретение московское».
«Лыжа – одна из парных дощечек, подвязываемых под подошву для ходу по насту, по окрепшему снегу. Она около двух с половиной аршинов длиной (от ножных пальцев до подбородка)».
(В.Даль)
Какой длины лыжи у вас? Как вы их подбирали?
Выслушиваются ответы детей.
В давние времена люди на лыжах не скользили, а просто ходили по снегу – выражение «ходить на лыжах» сохранилось и по сей день. Это не устраивало людей, и они постепенно стали передвигаться, скользя на лыжах, что впоследствии привело к возникновению первых спортивных соревнований по лыжным гонкам.
Первые такие соревнования в России состоялись в Петербурге в 1894 г. В настоящее время в них принимают участие школьники разного возраста, учащиеся ПТУ и колледжей, студенты, военнослужащие и т.д.
Насколько хорошо вы подготовились к участию в соревнованиях по лыжным гонкам, обучаясь на уроках физической культуры и занимаясь самостоятельно после уроков, мы увидим во время проведения Дня здоровья. Соревнования по лыжным гонкам проводятся не только в школе – они входят в программу зимних Олимпийских игр. Используйте каждый погожий день для самостоятельных занятий – это развивает выносливость, силу, ловкость.
В заключение разговора учитель читает отрывок из стихотворения В.Гладышева:
Дымок оторвался от крыши,
К морозному солнцу плывет.
На лыжи, на лыжи, на лыжи
Простор необъятный зовет!
3-й класс
Учитель читает стихотворение:
Опять бегу я по кустам,
На горку здесь, под горку там –
И выхожу к тому же пню,
На ту же самую лыжню…
И так весь день,
И так весь день:
Лыжня и пень!
Ну что за хитрая лыжная:
Весь день дурачила меня!
Учитель. О чем говорится в стихотворении?
Дети. О лыжне!
Учитель. Как мы прокладывали лыжню на уроках физической культуры?
Дети. На лыжах!
«Лыжи – плоские деревянные полозья для хождения по снегу».
(С.Ожегов)
Учитель. На лыжах, или, как сказано у С.Ожегова, плоских деревянных полозьях, можно бегать наперегонки, спускаться с гор, прыгать с трамплина и т.д.
Что вы знаете из истории лыжного спорта на Руси? Появление лыж в нашей стране объясняется тем, что снега покрывают большую территорию, и необходимостью приспосабливаться к жизни в таких условиях. Без них деятельность людей была немыслима: на них ходили на охоту, бегали в соседние поселки, наконец, просто катались с гор. Известно, что на Руси в начале ХХ века у многих домовладельцев стали появляться лыжи.
К лыжам своего хозяина, как к диковинке, долго присматривался дворник Павел Бычков. Потом он стал тайком брать господские лыжи и заниматься на них. Вскоре Бычков принял участие в первом чемпионате России по лыжным гонкам на дистанции 30 км и занял первое место с результатом 2 ч 25 мин. 47 сек.
Прошло много лет. Лыжи стали доступными для всех людей. На лыжах начали проводиться занятия во всех снежных районах России в детских учреждениях уже с детского сада.
Насколько хорошо вы умеете выполнять упражнения на лыжах, мы увидим во время Дня здоровья. А теперь ответьте на мои вопросы:
• Как называют спортсменку, занимающуюся лыжными гонками?
• Как называют спортсмена, занимающегося лыжными гонками?
В настоящее время российские спортсмены и спортсменки продолжают прекрасные традиции, одерживая победы на мировой арене. И вы сможете в будущем добиться таких же выдающихся успехов, если будете заниматься в лыжной спортивной секции. В нее принимают детей 6–11 лет.
Умение ходить на лыжах необходимо не только во время соревнований, но и при выполнении различных служебных обязанностей: почтальона, геолога, лесоруба, лесника, полярника, охотника и др. Сибирские лесорубы на лыжах преодолевают большие расстояния от дома до места вырубки леса.
Самостоятельные занятия на лыжах и повторение разученных передвижений на уроках физической культуры укрепляют внутренние органы и системы организма, закаливают его.
4-й класс
Учитель. На чем спускается девушка с горы?
Дети. На лыжах!
Учитель. Занятия на лыжах вызывают удовольствие у людей разного возраста с давних времен. Одни это удовольствие ощущают, передвигаясь на лыжах спортивных, другие – на туристских, третьи – на охотничьих. А на каких лыжах умеете ходить вы?
Выслушиваются ответы детей.
Насколько хорошо вы научились передвигаться на лыжах на уроках физической культуры в третьей четверти и насколько успешно вы повторяли разученные лыжные упражнения во внеурочное время, мы увидим во время Дня здоровья.
А сейчас ответьте: что вы знаете из истории лыжного спорта?
Выслушиваются ответы детей.
В 1444 году великий князь Московский Василий III направил лыжную рать под командованием князя Оболенского на защиту Рязани. Противники сошлись на заснеженном поле, и русские воины на «ртах» (так в Древней Руси назывались лыжи) наголову разгромили вязнувших в сугробах конников. В последующие века «снежная пехота» стала частью регулярной армии России. А лыжи начали использоваться для подготовки солдат русской армии. Можно предположить, что с тех пор в нашей стране и появился лыжный спорт. На первых соревнованиях по лыжным гонкам в России принимали участие шесть человек. Сейчас этот вид спорта привлекает огромное количество поклонников.
День здоровья
Проведению Дня здоровья предшествует большая подготовительная работа. В фойе школы заранее вывешивается информационный стенд для учащихся, учителей и родителей, где рассказывается о программе Дня здоровья, графике прихода участников и требованиях безопасности.
В программу праздника для каждой учебной параллели входят лыжные гонки и подвижная игра «Все по местам» (без лыж), ранее изученная на уроках физической культуры.
Классные руководители собирают детей в школе, затем проходят с ними к месту старта лыжных гонок по заранее утвержденному графику.
Требования безопасности
1. День здоровья состоится при температуре воздуха до –12°C, при ветреной погоде – до –8°C.
2. К участию в соревнованиях допускаются учащиеся, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
3. При проведении Дня здоровья необходимо:
– соблюдать установленный порядок;
– надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки, перчатки или варежки;
– проверить исправность лыжного инвентаря, крепление лыж к обуви;
провести разминку;
– при плохом самочувствии прекратить участие в соревнованиях и обратиться за оказанием помощи к медицинскому работнику, находящемуся в медицинском кабинете школы, сообщив об этом классному руководителю;
– соблюдать правила переноски лыж и лыжных палок;
– соблюдать правила обгона: по команде обгоняющего: «Лыжню!» – не мешать ему и немедленно перейти на лыжню, проложенную рядом.
Участники, нарушившие требования безопасности и правила соревнований, к дальнейшему участию в них не допускаются.
Судьи за работой
Ранее сформированные из числа старшеклассников судейские бригады собираются в школе за несколько часов до старта и приступают к выполнению своих обязанностей.
Первая бригада из 5–6 человек устанавливает трафарет с надписью «Старт», размечает стартовый коридор и прокладывает в нем десять лыжней, которые соединяются в две, а также формирует забеги по 10 человек отдельно среди мальчиков и девочек одного класса, выдает им номера, фиксирует в стартовом протоколе номера и фамилии участников. Как только участники забега уходят на дистанцию, судьи огораживают вход на старт тесьмой.
Другая бригада из 3–4 человек устанавливает трафарет «Финиш» и размечает финишный коридор, фиксирует в протоколе результаты участников и собирает номера.
Третья судейская бригада из 4–6 человек прокладывает на дистанции две параллельные лыжни, минуя крутые подъемы и спуски, которые могут привести к травме, а во время проведения соревнований оказывает своевременную помощь участникам при несчастном случае: переводит пострадавшего в школьный медицинский кабинет и сообщает о несчастном случае классному руководителю, а также помогает участнику покинуть лыжню в случае поломки или порчи лыжного инвентаря.
Четвертая бригада, состоящая из трех человек, – секретари соревнований по лыжным гонкам – высчитывает время каждого участника соревнований и выписывает результаты на специальном щите по форме: фамилия, имя, класс, результат, – а кроме того, определяет победителей в классах и в учебной параллели отдельно среди мальчиков и среди девочек. Эта бригада может работать в помещении школы.
По окончании соревнований каждой учебной параллели в лыжных гонках судьи первых трех бригад должны иметь возможность погреться в здании школы.
Класс, закончивший соревнования в лыжных гонках, переходит к месту проведения второго этапа – подвижной игре «Все по местам», ранее разученной на уроках физической культуры, судейство которой обеспечивает пятая бригада из 4–6 человек.
Шестая бригада из 2–3 человек в это время готовит наградной материал: значки, грамоты, сувениры и т.д.
Все по местам
Все участники соревнований без лыж, но с лыжными палками, соблюдая дистанцию 3–4 м, размещаются отдельно по большим кругам, размер которых зависит от количества играющих. Один из мальчиков и одна из девочек назначаются водящими. Они встают без лыжных палок в стороне от своего круга.
Остальные участники игры медленно двигаются по кругу в колонне по одному. Водящие подходят к ним по одному и приглашают: «За мной!». Приглашенные оставляют палки на месте, воткнув их в снег, и следуют за водящими, которые таким образом постепенно приглашают всех участников, и те двигаются за ними в колонне по одному. Водящая девочка отводит колонну в одну сторону от большого круга, а мальчик – в другую. Неожиданно они вместе дают команду: «Все по местам!» – и участники стремятся быстрее возвратиться в свой круг и взяться за любые воткнутые палки. То же самое делают и водящие. Те, кто останется без палок, становятся водящими.
Игра проводится в течение 20–30 мин.
Правила
1. Участники следуют за водящим только после его приглашения.
2. Во время движения в колонне обгонять никого нельзя.
Подведение итогов
Таким образом, каждому участнику Дня здоровья предоставляется возможность принять активное участие во всех соревнованиях. Освобожденные от соревнований учащиеся помогают судьям и классным руководителям в их проведении.
Во время лыжных гонок и участия в подвижной игре классные руководители, учителя физической культуры, медицинские работники ведут постоянное наблюдение за состоянием здоровья школьников.
По окончании обоих этапов состязаний все участники и судьи выстраиваются в шеренгу. Директор школы и завуч по начальным классам награждают победителей.
На следующей неделе в актовом зале школы проводится конкурс фотогазет, рассказывающих о празднике. В роли председателя жюри выступает завуч по начальным классам.