Мы начинаем новую дискуссию на страницах нашей газеты – о том, как должна быть организована система повышения квалификации учителей физической культуры. Разговор открывает один из наших постоянных авторов – преподаватель ИПК г. Кургана Эдуард Абрамов.
Приглашаем присоединиться к обсуждению данной темы не только руководителей методических объединений и преподавателей институтов повышения квалификации, но и учителей и тренеров. Потому что сегодня, как никогда, необходимо, чтобы педагоги и методисты услышали и поняли друг друга.
Наблюдение первое
Особенности восприятия инновационных тенденций и свежих идей преподавателями физической культуры известны в методических кругах давно. Физкультурно-педагогическое сообщество положительно воспринимает какие-либо преобразования исключительно в тех случаях, когда:
– существует явная необходимость перемен, потому что учителя в массе своей не удовлетворены текущим состоянием дел в том или ином аспекте своей профессиональной деятельности;
– преобразования несут очевидные преимущества – например, делают процесс физического воспитания более эффективным, результативным;
– введение инноваций обеспечивает достижение целей педагогической деятельности и решение профессиональных задач более легким, экономным, быстрым путем.
Если же подобные преобразования требуют от учителя физической культуры больших усилий, то они, скорее всего, оставят педагогов равнодушными.
Именно поэтому для продвижения передовых педагогических идей в физкультурно-спортивной среде необходима наглядная демонстрация очевидных преимуществ, которые несут преобразования, причем, по возможности, – в ближайшей перспективе. Это бывает непросто, поскольку многочисленные эффекты, ожидаемые от внедрения современных педагогических идей, эфемерны, надматериальны, отсрочены во времени, а значит, непонятны для учителя физической культуры, привыкшего оперировать конкретными, осязаемыми категориями.
Важно не только провозглашать приоритеты и интерпретировать идеологию изменений, но и доступно объяснять учителю, что конкретно он должен делать: изменения должны быть проработаны до технологичного уровня, до конкретных алгоритмов, шагов, операций.
Часто спрашивают, почему учителя не используют какие-либо замечательные передовые технологии. Потому что интересное и полезное нововведение на практике оказывается чрезвычайно энергозатратным. Проведешь один такой урок, а на втором хоть падай – все силы отданы: у большинства учителей физической культуры слишком большая учебная нагрузка, не позволяющая на каждом уроке работать с такой интенсивностью.
Идеи передовых технологий и их непосредственная реализация сильно отличаются друг от друга.
Наблюдение второе
Бытует мнение, что учитель физической культуры склонен работать больше на интуиции, профессиональном чутье, чем на теоретико-методических алгоритмах.
Как показывает опыт проведения квалификационных испытаний, уровень теоретических знаний у молодых педагогов, как правило, выше, чем у их более опытных коллег. Это, возможно, связано с эффектом рассеивания фундаментальных знаний по мере увеличения стажа работы и с сохранением только тех, которые актуальны, востребованы практикой.
Наши наблюдения показывают, что академические основы общей педагогики, теории и методики физического воспитания, пройдя сквозь сито практики, переводятся на уровень подсознания и кристаллизуются в интуиции. Поэтому из уст весьма авторитетных педагогов часто можно услышать: «Спасибо за приглашение на лекцию, но давайте лучше я урок покажу», «Мне достаточно посмотреть на ребенка — и я сразу, без методов спортивной селекции, смогу определить его спортивные перспективы», «Мне не нужно знать правила безопасности, я спиной чувствую приближение травмы», «Я не могу объяснить, почему предпринял именно такой педагогический шаг, – просто почувствовал, и, как видите, интуиция меня не подвела».
Довольно часто именно профессиональное чутье и интуиция делают работу учителя живой, а не закованной в искусственные конструкции категориального аппарата педагогики.
Наблюдение третье
Сложно взять чужой опыт и перенести его в имеющиеся условия, а вот заразиться новой идеей, интересной мыслью, послушав коллег, а затем реализовать ее по-своему – это возможно. В основе этого лежит не мертвая конструкция (модель), а прежде всего отношение, чувства, магнетизм, обаяние, энергетика учителя, способность повести за собой.
Поэтому важнейшей задачей методиста, организующего курсы повышения квалификации, является создание благоприятной атмосферы профессионального общения слушателей, воодушевление учителя, и тогда, как говорится, он горы свернет. Приоритетным направлением является формирование важнейших для педагога качеств личности, навыков саморегуляции, умения находить компромиссы и т.д.
К сожалению, вопреки данному очевидному тезису большая часть содержания курсов носит академический характер и просто не выдерживает проверки практикой, со временем выветриваясь из голов педагогов. Поэтому заочное или дистанционное повышение квалификации эффективно только для небольшого числа учителей и не способно заменить живое профессиональное общение.
На курсах повышения квалификации особое внимание следовало бы уделять общению между учителями, созданию условий для взаимообмена опытом и эмоциями, сверки стрелок профессиональных часов.
Наблюдение четвертое
В сегодняшней ситуации методист, сопровождающий деятельность учителей физической культуры, должен быть не только носителем передового опыта, но и генератором идей, а также защитником педагогов от порой необоснованных претензий администраций школ и инспектирующих органов.
Очень часто в педагогике специалистами себя считают все, кто знаком с теорией образования, хотя на самом деле, если человек не работал в школе, его суждения о практике будут весьма поверхностными, отчасти идеализированными.
Практику нужно доверять и, когда он высказывается, прислушиваться к его мнению. Например, идея о введении зачетной системы оценки на уроках физкультуры была отвергнута физкультурно-педагогическим сообществом не потому, что учителя не хотели вникать в инноватику, и не по причине антагонизма к любым инициативам сверху, а потому, что такой подход к оцениванию по физкультуре действительно дискредитирует предмет в ряду других учебных дисциплин.
К сожалению, в рамках различных профессиональных конкурсов педагогов оценивают профессора и доценты классических вузов; экспертизы проектов учителей проводят работники системы высшего образования, порой достаточно далекие от школьной реальности.
Без всякого сомнения, научно-методическое сопровождение процесса физического воспитания необходимо, но для этого методисту нужно быть рядом с учителем, в его педагогической лаборатории, слушать и слышать его, сотрудничать с ним, а не занимать позицию начальника от науки. Часть вузовских работников, пишущих о проблемах уроков физической культуры в школе, не заходили в эту самую школу с момента окончания, а если и заходили, то как важные персоны, на правах различного уровня руководителей, которым, как обычно, показывают только лучшее.
Но, конечно, нужно низко поклониться тем коллегам из вузов – специалистам в сфере теории и методики физического воспитания, которые душой болеют за свой предмет, садятся рядом с учителем и думают, что можно реально сделать, чтобы вывести процесс физического воспитания на качественно более высокий уровень.
Наблюдение пятое
Процесс физического воспитания должен проходить в закрытой обстановке творческой лаборатории педагога, где находятся только он и ученики. Можно сколько угодно морщить лоб от напряжения, демонстрировать профессионализм, владение современными технологиями, но не иметь видимого продвижения в основных параметрах, отражающих эффективность педагогической деятельности. Поэтому в ближайшей перспективе следует заняться уточнением комплекса критериев оценки работы учителя физической культуры.
Верным шагом является смещение акцентов в оценке деятельности учителей физической культуры с процесса на результат.
Наблюдение шестое
Практически всё, что можно выжать из методики работы, так сказать, голыми руками или на примитивном спортивном оборудовании, уже выжали. Дальнейший же прогресс развития методики физического воспитания заключается даже не во внедрении новых организационных конструкций, а прежде всего в техническом перевооружении практики физического воспитания. Такой подход к обновлению уроков физкультуры в школе гораздо более эффективен, чем попытка закрыть брешь в звучании изношенных инструментов оригинальными идеями. Спортивный оркестр требует обогащения и модернизации.
Появится новое современное оборудование – появятся новые методические идеи и способы их реализации.