Автор данного материала, много лет проработавший учителем физкультуры и методистом, подробно рассматривает ошибки, которые возникают у школьников при изучении волейбола, и рекомендует упражнения, с помощью которых можно исправить эти ошибки или вовсе избежать их. В конце каждого раздела приведены упражнения, которые можно предложить детям в качестве домашнего задания.
Особенности методики
Целями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры, ее популяризация и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для организации и проведения занятий по волейболу школа должна иметь соответствующую материальную базу: игровую площадку с минимальными размерами 7,5×15 м, а также необходимый инвентарь: волейбольные мячи, волейбольную сетку, которая может устанавливаться на разной высоте в зависимости от возраста занимающихся. Существенно повышает эффективность учебного процесса применение на уроках специального оборудования и тренажеров.
Фото с сайта www.shutterstock.com
Первый урок волейбола проводится в виде теоретического занятия. Последующие уроки служат для решения основных задач по обучению техническим элементам игры, формированию умений и навыков, необходимых для волейбола. Последние три урока отводятся на сдачу учащимися контрольных нормативов и совершенствование командной игры. Планирование занятий по волейболу должно строиться исходя из задач изучаемого предмета и с учетом индивидуальных особенностей учеников. Задачи необходимо ставить на каждый урок и даже на его отдельные части и перед выполнением каждого физического упражнения. В то же время учитель должен быть готовым к решению более отдаленных задач, которые предстоит реализовать на следующих занятиях. Следует помнить, что в процессе обучения на одном уроке обычно решается 3–4 задачи. При этом очень важно разграничить основные и второстепенные задачи, реализуя их в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности занимающихся. Для создания наиболее благоприятных условий при изучении игровых приемов необходимо придерживаться следующей последовательности:
- Общее ознакомление с игровым приемом.
- Выполнение игрового приема в упрощенных условиях.
- Изучение технического приема в условиях, приближенных к игровым.
- Совершенствование игрового приема в групповых упражнениях и игре.
При подборе упражнения следует избегать однообразия, а при выполнении – большого количества повторений. Рекомендуемые задания должны постоянно видоизменяться, дополняться другими. Интерес к занятиям будет выше, если учитель использует соревновательную форму проведения урока: «Кто больше выполнит передач?», «Чья группа дольше продержит мяч в воздухе?» – и т.д.
Изучая технику игровых приемов, таких как подача, нападающий удар, блокирование, не следует обременять занимающихся многообразием тонкостей – лучше сосредоточить их внимание на главных компонентах: исходное положение, подготовительный период и заключительные фазы игрового приема.
Большую помощь в освоении пройденного материала оказывает выполнение домашних заданий. Это могут быть упражнения, направленные на развитие гибкости, силы, выносливости; различные упражнения с мячом: передача в стену, удары о пол, как подводящие упражнения к нападающему удару, имитационные упражнения и др.
Таким образом, только правильно организованный учебный процесс, систематическое проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение травматизма, позволит сохранить и укрепить здоровье учащихся и добиться их спортивного совершенствования.
Обучение стойкам и перемещениям игрока
Стойки игрока
Различают высокую, среднюю и низкую статические стойки, которые различаются положением ног, рук, туловища, углом между бедром и голенью, расположением общего центра тяжести по отношению к опоре. Высокая стойка применяется для разбега, выполнения нападающего удара и блокирования; средняя – для выполнения передач; низкая – для игры в защите.
Возможные ошибки
- ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях;
- руки опущены;
- чрезмерный наклон вперед.
Рекомендуемые упражнения
- поочередное выполнение стоек на месте;
- принятие той или иной стойки по сигналу учителя;
- принятие различных стоек после выполнения каких-либо заданий;
- подвижная игра «Воробьи и вороны», где исходными положениями являются стойки волейболиста;
- перемещения по площадке в стойке волейболиста;
- имитация различных стоек у зеркала.
Перемещения игрока
- Ходьба как способ выхода на мяч, принятия правильного исходного положения, а также перемещения вдоль сетки.
Рекомендуемые упражнения
- разновидности ходьбы для разминки и укрепления суставно-двигательного аппарата ног;
- перемещения приставными шагами в различных направлениях.
- Бег как основной способ перемещения по площадке.
Рекомендуемые упражнения
- бег на месте с переходом на ходьбу;
- бег по прямой;
- семенящий бег с переходом на бег с высоким подниманием бедра;
- прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед;
- бег с прыжками с высоким подниманием бедра и высоким взлетом;
- рывки с места;
- чередование обычного бега и бега с ускорением.
- Скачок – широкий шаг с безопорной фазой. Применяется в тех случаях, когда расстояние между мячом и игроком настолько велико, что волейболист не успевает приблизиться к мячу, используя приставные или двойные шаги. Часто выполняется после бега, ходьбы (шагов).
Возможные ошибки
- после приземления не принимается положение стойки;
- руки игрока высоко подняты над опорой.
Рекомендуемые упражнения
- выполнение широких шагов: после перемещения шагом или бегом скачок вперед или в сторону у определенной отметки;
- скачок с последующей имитацией технического приема.
- Прыжки – основной элемент при выполнении нападающих ударов и постановке блока.
Возможные ошибки
- несвоевременность прыжка;
- несогласованная работа рук и ног;
- неправильный разбег и выбор места для отталкивания.
Рекомендуемые упражнения
- прыжки через скакалку;
- напрыгивание на предметы разной высоты;
- серийные прыжки через препятствия;
- подвижные игры с прыжками: «Чехарда»; «Удочка»;
- прыжки вверх с места у сетки;
- толчком одной напрыгивание на две ноги;
- то же после ходьбы, бега.
Падения
В школьной программе изучаются падение с перекатом на спину и падение с перекатом на бедро – спину.
Рекомендуемые упражнения
- падение назад из низкого положения с перекатом на спину;
- принятие низкого исходного положения шагом вперед;
- падение назад с перекатом на спину и на бедро – спину;
- то же из широкого выпада;
- то же после ходьбы, бега.
Домашнее задание: упражнения для развития мышц ног – бег с ускорением, прыжки на двух ногах, прыжки через скакалку.
Обучение передачам мяча
Передача сверху
Особое внимание уделяется положению рук и кистей.
Возможные ошибки
- несвоевременный выход к мячу;
- неправильное исходное положение перед выходом для приема мяча;
- несимметричное положение кистей;
- прием мяча на уровне груди или за головой;
- несогласованность в движениях рук, туловища, ног.
Рекомендуемые упражнения
- принятие исходных положений для выполнения верхних передач на месте после различных перемещений;
- вкладывание мяча в руки, проверяя положение кистей, пальцев и степень их напряжения;
- в парах: один игрок набрасывает мяч, другой принимает исходное положение для передачи и ловит его;
- то же, но мяч подбрасывается несколько вперед или в сторону;
- передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подвешенного на шнуре;
- в парах: один игрок подбрасывает мяч вверх и двумя руками сверху передает его партнеру, тот ловит мяч;
- в парах: один игрок набрасывает мяч другому, тот верхней передачей возвращает мяч;
- группа расположена по кругу, в центре – учитель, который выполняет передачу поочередно на занимающихся;
- в парах: выполнение верхних передач друг другу с изменением расстояния между учениками в различных направлениях;
- то же через сетку, устанавливаемую на разной высоте;
- подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану».
Передача снизу
Используется при приеме подач, при игре в защите, при перебивании мячей через сетку.
Возможные ошибки
- несвоевременный выход к мячу;
- неправильное положение и движение рук;
- несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча;
- отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног.
Рекомендуемые упражнения
- имитационные движения для уточнения положения рук, одновременное их движение в плечевых и локтевых суставах в сочетании с активной работой ног;
- в парах: один игрок набрасывает мяч другому в удобное для приема положение, а тот возвращает его нижней передачей;
- удар о пол мячом, затем перемещение и нижняя передача партнеру;
- выполнение передачи над собой снизу двумя руками – на месте, в движении;
- прием и передача мяча двумя руками снизу у стены или сетки.
- подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану».
Передача двумя руками за голову
Применяется при перебивании мяча через сетку, выполнении скрытых передач для нападающего удара.
Возможные ошибки
- несвоевременный выход к мячу;
- неправильное исходное положение перед приемом мяча и передачей;
- несимметричное положение кистей;
- отсутствие наклона назад.
Рекомендуемые упражнения
- в тройках: ученики располагаются на одной прямой. Первый номер точно набрасывает второму мяч, тот выполняет передачу третьему, затем поворачивается на 180° и, получив обратную передачу от третьего, выполняет передачу за голову первому номеру;
- в парах: игрок выполняет передачу мяча над собой и, повернувшись на 180°, посылает его партнеру.
Перебивание мяча кулаком
Рекомендуемые упражнения
- отбивание кулаком мяча, подвешенного у края сетки, – с места, с разбега, лицом, боком, спиной к сетке;
- учитель набрасывает мяч на сетку, а ученики отбивают кулаком в прыжке;
- учитель передачей посылает мяч к сетке. Занимающиеся по очереди выходят к сетке, выполняют вторую передачу вдоль сетки или перебивание кулаком, если передачу выполнить нельзя.
Домашнее задание: передача мяча двумя руками сверху (снизу) над собой в стену.
Обучение подачам мяча
Наибольшие сложности при обучении этому элементу вызывают исходное положение, подбрасывание и удар по мячу.
Нижняя прямая подача
Возможные ошибки
- неправильное исходное положение;
- неточное подбрасывание мяча;
- сгибание руки в локтевом суставе при ударе.
Рекомендуемые упражнения
- нижняя прямая подача теннисного мяча в парах;
- то же в стену;
- нижняя прямая мяча, подвешенного на шнуре;
- нижняя прямая подача в стену и прием отскочившего мяча;
- подача мяча через сетку, постепенно увеличивая расстояние с 4 до 9 м;
- подача мяча на точность в правую или левую, дальнюю или ближнюю от сетки половины площадки.
Верхняя прямая подача
Возможные ошибки
- неправильное исходное положение;
- неточное подбрасывание мяча;
- недостаточный или чрезмерный замах рукой для удара;
- кисть бьющей руки слишком расслаблена.
Рекомендуемые упражнения
- имитация подачи;
- подбрасывание мяча из исходного положения для выполнения верхней прямой подачи;
- подбрасывание теннисного или небольшого резинового мяча и удар по нему сверху одной рукой;
- подача мяча, установленного в держателе;
- подача мяча в стену с расстояния 6–9 м;
- подача мяча через сетку с увеличением расстояния с 4 до 9 м;
- подача мяча на точность, на силу.
Домашнее задание: упражнения на развитие мышц верхних конечностей, имитация исходного положения при подаче у зеркала.
Обучение атакующим действиям
Основным атакующим элементом волейбола является прямой нападающий удар. Техника его выполнения состоит из разгона, прыжка, замаха и удара. Своевременность выхода на мяч зависит от высоты и скорости передачи.
Возможные ошибки
- несвоевременный и неточный разбег и прыжок;
- отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору;
- несогласованные движения рук и ног при отталкивании мяча рукой, согнутой в локтевом суставе;
- кисть не накрывает мяч сверху.
Рекомендуемые упражнения
- разбег и прыжок толчком двух ног с имитацией удара при метании теннисного мяча через сетку в прыжке – с места, с разбега;
- подбрасывание теннисного мяча вверх и нападающий удар в прыжке через сетку;
- прямой нападающий удар по мячу, установленному в держателе;
- нападающий удар в установленном месте после собственного подбрасывания мяча;
- выполнение нападающих ударов с разных зон – по ходу, по линии;
- выполнение обманных ударов (скидок).
Домашнее задание:
- упражнения для развития прыгучести, для мышц плечевого пояса;
- бросок мяча в пол стоя у стены так, чтобы после отскока он ударялся в стену и возвращался обратно к занимающемуся;
- игра в бадминтон.
Обучение приему мяча
При приеме мяча, летящего с большой скоростью, важно амортизировать удар, одновременно снижая свой центр тяжести.
Возможные ошибки
- неправильный выбор места;
- неготовность к приему мяча;
- несвоевременный выход к летящему мячу;
- встречное движение руками к мячу без учета скорости его полета и траектории;
- сгибание рук в локтевых суставах.
Рекомендуемые упражнения
- передача мяча двумя руками снизу в парах – сильный и точный бросок партнеру; тот выполняет прием и передачу бросающему двумя руками снизу;
- то же, но сначала выполнить прием и передачу мяча над собой;
- прием силовых подач, нападающих ударов;
- прием мяча в сочетании с падением;
- прием мяча с перекатом на спину;
- то же с перекатом на бедро – спину;
- прием мяча, набрасываемого немного вперед;
- то же в сторону;
- то же после выполнения нескольких передач друг другу двумя руками сверху (снизу).
Обучение блокированию
Важно научить детей правильному принятию исходного положения для блокирования, перемещению, выбору места и времени для прыжка на блок, а также постановке рук при блокировании.
Возможные ошибки
- неправильный выбор места для отталкивания при выполнении прыжка;
- несвоевременный прыжок;
- касание руками сетки;
- неправильная постановка рук при блокировании;
- неправильная постановка кистей;
- широкое разведение рук.
Рекомендуемые упражнения
- выполнение прыжков для блокирования с места и в движении после приставного шага влево и вправо;
- то же после двойного шага;
- перемещение вдоль сетки; по сигналу – остановка и прыжок с выносом ладоней над сеткой;
- перемещение у сетки;
- остановка и прыжок вверх с касанием ладонями подвешенного над сеткой мяча;
- ученики располагаются в зонах 4, 3, 2; по команде учителя игрок из зоны 3 перемещается к игроку в зоне 2 и вместе с ним имитирует блокирование;
- то же с игроком зоны 4, стоя на возвышении;
- блокирование нападающих ударов, выполняемых по подвешенному мячу;
- то же, но с выполнением прыжка при блокировании;
- в парах у сетки: один игрок подбрасывает мяч и выполняет нападающий удар, другой блокирует его;
- одиночное и групповое блокирование нападающих ударов.
При обучении блокированию обязательно нужно учить детей страховать блокирующих: выбрать место и стойку при страховке, выполнить самостраховку.
Возможные ошибки
- неправильный выбор места;
- высокая стойка;
- нерациональный способ приема мяча.
Рекомендуемые упражнения
- в парах: стоя друг за другом лицом к стене, сзади стоящий игрок выполняет бросок (удар) в стену, а партнер должен поймать мяч;
- то же, но после отскока мяча выполнить передачу над собой;
- в парах: один игрок выполняет нападающий удар в блок, другой принимает мяч, отскочивший от блока;
- в парах: один игрок выполняет удар в край блока, другой на противоположной площадке старается принять мяч, отскакивающий от блока.
Домашнее задание: упражнения для развития прыгучести – прыжки вверх с касанием двумя руками специальной отметки.