Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2010
Методика

Нестандартный волейбол

Учитель физической культуры находится в постоянном поиске путей повышения эффективности урока. Решающее условие кардинального улучшения качества учебно-тренировочных занятий по волейболу – систематическое и рациональное применение различного специального оборудования, о котором много говорят, но в практику оно внедряется медленно. Данное оборудование так и будет называться нестандартным, пока не налажено его серийное производство и нет специальной методической литературы с описаниями, чертежами и рекомендациями по его применению в учебно-тренировочной работе.

Совершенствуя технику

Овладение техническими навыками игры в волейбол во многом зависит от уровня физической подготовленности учащихся для каждого технического приема в отдельности и техники игры в целом.

Блок обручей

Четыре капроновых металлических гимнастических обруча диаметром 80 см на расстоянии 120 см друг от друга крепят тонким капроновым шнуром и изоляционной лентой к двум капроновым бечевкам толщиной 8 мм, расположенным параллельно. С обеих сторон бечевки прикрепляют крючками к волейбольным стойкам, высота которых может регулироваться.

С помощью этого тренажера можно выполнять следующие упражнения для обучения передачи двумя руками сверху и ее совершенствования:

1. Передачи мяча в парах: один выполняет передачу над обручем, другой – в обруч.
2. Передачи мяча в обруч, закрепленный на разных высотах.
3. Передачи мяча двумя руками снизу в обруч.
4. Передачи мяча в обруч, стоя в колоннах на разных сторонах площадки. После передачи выполнивший ее игрок перемещается в конец своей колонны.
5. Стоя в парах: один партнер выполняет передачу мяча двумя руками сверху в обруч, второй – прием двумя руками снизу над собой, затем передачу мяча двумя руками сверху в обруч партнеру и т.д.
6. Передачи мяча в парах в движении вдоль обручей в парах: один выполняет передачу двумя руками сверху над обручами, другой – в обручи.
7. Передача мяча двумя руками сверху в обруч, сидя на полу.

Так же с помощью блока обручей можно выполнять и другие упражнения: кувырки в обручи, лазание через обручи, метание мяча в цель и т.п.

Обруч на шесте

Это простое приспособление можно быстро устанавливать и убирать. Шест продевают сквозь ячейки сетки, а кольцо служит мишенью для отработки передач мяча на точность.

 

Упражнения для тренировки точности передачи мяча

  1. Волейболисты выстраиваются в колонну на расстоянии сначала 3 м, а потом 6 м от обруча. После передачи учителя (тренера) или партнера они направляют мяч в кольцо.
  2. Класс делится на три группы. Первые номера выполняют подачу, вторые принимают ее и передают мяч третьим, стоящим в зоне 3, которые направляют его в кольцо, подвешенное на сетке в зоне 2 или 4.
  3. Класс делится на две группы. Первые номера выполняют подачу, а вторые, приняв мяч, стараются попасть им в кольца, подвешенные на сетке в зонах 2, 3, 4. Дозировка упражнений регулируется в зависимости от дальности полета мяча и способа его приема и передачи.
  4. Игроки делятся на пары и располагаются в зонах 2 и 4. Игрок из зоны 4 выполняет передачу двумя руками сверху партнеру, тот, в свою очередь, – нападающий удар на партнера, который ему адресовал передачу, а он выполняет прием обратно игроку в зону 2, потом тот, выполняя роль связующего, передает мяч в зону 3 либо 4, где стоят кольца.
  5. Игроки стоят в зоне 6, связующий – в зоне 3. Игроки выполняют поочередно передачу мяча двумя руками сверху связующему, который направляет мяч либо в зону 4, либо передачей двумя руками сверху – назад за голову в зону 2, где расположены кольца.

Замковый держатель

К концу шеста с помощью карабина крепится кожаный ремень с замком, который надевается на шнуровку мяча. Замок изготавливают из стальной проволоки. Для этой цели можно использовать зажим для штор, бельевую прищепку и т.п. Упражнения с этим тренажером позволяют правильно выполнять ударное движение и согласовывать движения рук, туловища и ног.

Опрокидывающиеся мишени

Данные тренажеры чрезвычайно удобны для тренировки нацеленного нападающего удара. Они располагаются на волейбольной площадке за сеткой в разных зонах. Игрок, выполняющий нападающий удар через сетку, стремится поразить мишень в заданной зоне. При попадании мишень переворачивается.

Упражнения для тренировки точности нападающего удара

1. Нападающий удар из зоны 4. Мишень располагается в зоне 1.
2. Нападающий удар из зоны 2. Мишень располагается в зоне 5.
3. Нападающий удар из зоны 3. Мишени располагаются в зонах 1 и 5.
4. Нападающий удар с укороченной передачи в зоне 3. Мишень располагается в зоне 6.
5. Нападающий удар со второй линии из зон 5, 1. Мишень располагается в зоне 5.
6. Учитель во время прыжка игрока, собирающегося выполнить нападающий удар, подает команду, в какую зону наносить удар.

Ласты

Тренажер изготавливают из плотной резины или фанеры с приспособлением для крепления на кистях рук. Можно для этой цели пришить к пластинам перчатки.

Данный тренажер применяется при выполнении одиночного или группового блокирования в различных зонах. Возможно выполнение блокирования в ластах как в опорном положении, стоя на возвышении, так и в прыжке.

 

Подвесные мячи на амортизаторах

Резиновый амортизатор крепится одним концом к мячу, а другим – к дужке баскетбольного кольца, навесной перекладине и т.п. Резиновый амортизатор можно заменить на бечевку, чтобы помогать новичкам определить точку соприкосновения рук с мячом при верхней передаче, при приеме снизу и особенно при приеме мяча в падении и при передаче в прыжке.

Данный тренажер применяется для изучения и совершенствования нападающего удара: подбора правильного разбега и выбора места для отталкивания, а также поможет при отработке техники удара по мячу на месте.

Тренажером можно также пользоваться при обучении и совершенствовании приема мяча в падении на бедро и спину. Можно применять подвесные мячи под сеткой, используя для этого ее нижний трос: после перемещения от линии нападения к средней линии в стойке волейболиста по зигзагу у сетки выполнить прием мяча с перекатом, затем то же самое – с другой стороны сетки.

Мяч над сеткой

Тренажер состоит из металлической трубки, в которую вставляется металлический стержень, что позволяет регулировать высоту мяча над сеткой. К концу стержня прикрепляют кольцо и устанавливают кольцо, диаметр которого в 2 раза меньше диаметра волейбольного мяча, параллельно полу.

Это оборудование применяется для изучения и совершенствования техники блокирования, отработки скидки и других обманных действий.


Упражнения для изучения и совершенствования техники блокирования

1. Тренер удерживает мяч над сеткой, ученики накладывают руки на мяч.

2. Ученики стараются положить мяч на кольцо одной или двумя руками.

3. Скидка мяча с кольца одной рукой в прыжке.

4. Скидка мяча двумя руками.

5. Имитация блокирования в прыжке.

6. Имитация блокирования. Выполнить 50 раз подряд, каждый раз касаясь мяча руками.

7. Перемещения из зоны 4 приставным шагом и обратно в зону 2 с имитацией постановки блока в каждой зоне.

8. То же в парах с постановкой двойного блока.

9–10. То же, что в упражнениях 7 и 8, но скрестными шагами, последний шаг перед прыжком вверх – приставной.

11. Упражнение в тройках. Игроки располагаются рядом с тренажерами в зонах 2, 3 и 4. Сначала все три игрока выполняют одиночный блок в своих зонах. Затем игроки из зон 2 и 4 приставными шагами смещаются в зону 3, где выполняют тройной блок. При этом мяча касается только центральный блокирующий, крайние к нему подключаются так, чтобы расстояние между кистями блокирующих не превышало диаметра мяча. Затем игроки возвращаются в исходное положение. Упражнение выполняется 3–5 раз каждой тройкой.

12. То же, но перемещение производится скрестными шагами, последний шаг – приставной.

13. То же, но после индивидуального блока в зонах 2, 3, 4 игрок из зоны 3 смещается в зону 2 – двойной блок, а игрок зоны 4 ставит одиночный блок. Затем все игроки возвращаются на свои места, где повторяют одиночное блокирование. Потом игрок из зоны 3 перемещается к игроку в зону 4 – двойной блок, игрок в зоне 2 – одиночный блок. После этого все возвращаются в исходное положение, и т.д. Упражнения выполняются с перемещением приставными, затем скрестными шагами, последний шаг – приставной, затем бегом, прыжок в зоне 2 – с полуоборотом направо и в зоне 4 – соответственно с полуоборотом налево. Крайние блокирующие выбирают место для толчка по отношению к мячу, а центральный присоединяется к ним, добиваясь при этом необходимой четкости и согласованности. Блокирование в зонах 2 и 4 выполняется одновременно.

14. То же, но после одиночного блокирования в зонах 2, 3 и 4 – тройной блок в зоне 3, затем перемещение двух игроков в зону 4 и одного – в зону 2; соответственно в зоне 4 – двойной блок, а в зоне 2 – одиночный блок.

Статья опубликована при поддержке группы компаний «ЭкономистЪ». Даже закончив Высшее учебное заведения, и устроившись на высокооплачиваемую работу, не стоит забывать про необходимость постоянного профессионального самосовершенствования. Обратившись в группу компаний «ЭкономистЪ», вы сможете подобрать курсы для повышения как свой квалификации, так и своих сотрудников. Нужны курсы дополнительного образования для сотрудников в Перми? Просто посетите официальный сайт компании www.группаэкономистъ.рф и подберите то, что вам нужно.

Развивая физические качества

С помощью предлагаемого специального оборудования можно развивать различные физические качества, необходимые не только волейболисту.

Прыжковый эспандер

К поясу игрока и полу крепятся 2–4 резиновых амортизатора. Степень усилий регулируется за счет их длины. Для стимулирования развития максимальных усилий дается задание достать рукой мячи на наклонной раме или головой – подвешенный мяч.


Упражнения с прыжковым эспандером

  1. И.п. – руки на пояс. Прыжки на левой ноге.
  2. И.п. – то же. Прыжки на правой ноге.
  3. И.п. – то же. Прыжки на левой и правой ногах поочередно.
  4. И.п. – полуприсед, руки на пояс. Выпрыгивания толчком двух ног.
  5. То же с одновременным выносом рук вверх.
  6. И.п. – присед, руки на пояс. Выпрыгивания толчком двух ног.
  7. То же с одновременным выносом рук вверх.
  8. То же с подниманием колен к груди.
  9. То же с одновременным выносом рук вверх.
  10. То же с подниманием ног в положение угла.
  11. То же из положения полуприседа, стараясь коснуться руками ног.
  12. Ходьба и бег на месте с натяжением амортизаторов.
  13. Имитация нападающего удара.
  14. Имитация одиночного блокирования.

Резиновая лестница

Тренажер изготавливают из простой бельевой резинки в виде горизонтальной веревочной лестницы шириной 40–45 см, расстояние между ступеньками – тоже 40–45 см. Высоту тренажера по отношению к полу можно регулировать в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности занимающихся.

Упражнения для развития скоростно-силовых и координационных способностей

  1. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, последовательно впрыгивая в каждый квадрат.
  2. Прыжки на правой (левой) ноге с продвижением вперед.
  3. Прыжки с высоким подниманием бедер.
  4. Лестница располагается на расстоянии 10 см от пола. Ученик выполняет бег с высоким подниманием бедра, стараясь последовательно наступить в каждый квадрат. Упражнение можно выполнять лицом или спиной вперед.
  5. То же приставными шагами правым (левым) боком.
  6. Бег «змейкой», поочередно наступая в лестницу то с правой, то с левой стороны.

Все эти упражнения можно выполнять с отягощениями – манжетами на руках или на ногах.

Самодельные манжеты

Эти отягощения служат для развития силы мышц голени и бедра. К широкому ремню пришивают кармашки, в которые вкладывают груз – мокрый песок, свинец, дробь и т.п. Карманы изготавливают из кожзаменителя, клеенки или парусины. Отягощения большего размера – весом от 0,5 до 2 кг – надевают на голень у голеностопных суставов, подбирая вес в зависимости от выполняемых упражнений.

Для рук изготавливают отягощения меньшего размера и надевают на запястья.


Прыгомер

Это приспособление позволяет определять и регулярно контролировать высоту прыжка с места. Оно состоит из металлического зажима на полу, через который проходит сантиметровая лента, а ее конец крепится к веревке, которая закрепляется на поясе испытуемого. Перед началом выполнения упражнения начало ленты находится на уровне колена. Затем замеряется длина ленты до места ее прохождения через зажим. Потом ученик выполняет прыжок вверх с одновременным выносом рук вперед-вверх, после чего снова измеряют длину ленты до места ее прохождения через зажим. Результат теста определяется по разности между конечным (после прыжка) и исходным (до прыжка) измерениями.

Упражнения для развития мышц рук, ног и туловища

  1. Прыжки из приседа с одновременным выносом прямых рук вверх.
  2. Прыжки через скамейку на двух ногах с продвижением вперед.
  3. Прыжки через скамейку с ноги на ногу «змейкой» с продвижением вперед.
  4. Различные варианты напрыгиваний и спрыгиваний со скамейки.
  5. Прыжки через скакалку: с ноги на ногу, на двух ногах, на правой и на левой ноге, с двойным вращением скакалки. Упражнения выполняются при вращении скакалки вперед или назад.
  6. Старты из различных исходных положений.
  7. Бег с ускорением по сигналу учителя на 10–15 м.
  8. Бег с изменением направления движения по сигналу учителя.
  9. Челночный бег 6×10 м.
  10. Бег на 10–100 м. Выполнить 7–8 раз.
  11. Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед. Выполнить 10–12 прыжков.
  12. Прыжки с высоким подниманием бедра и продвижением вперед. Выполнить 5 раз по 12 прыжков.
  13. Прыжки на одной и двух ногах вверх и вниз по ступенькам. Выполнить 3 серии по 10 прыжков.
  14. Выполнить прыжок на возвышение – сложенные горкой гимнастические маты высотой 40–60 см – с места толчком двух ног, затем толчком одной ноги и с 2–3 шагов разбега.
  15. Приседания с резким выпрямлением ног и с одновременным выносом рук вверх.
  16. Прыжки с разбега с доставанием рукой предметов, подвешенных на различной высоте.
  17. Прыжки на одной и двух ногах с преодолением препятствий – набивных мячей, невысоких барьеров.
  18. Различные варианты челночного бега (см. рис. 1–4).

Рис. 1. Челночный бег по разметке волейбольной площадки

Рис. 2. Челночный бег от центра к боковой линии

Рис. 3. Челночный бег «большой зигзаг»

Рис. 4. Челночный бег «малый зигзаг»


Фото автора

Ольга Грошева ,
руководитель физического воспитания Куртамышского педагогического техникума, г. Куртамыш, Курганская обл.

Рейтинг@Mail.ru