Ежегодно в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (НПО) лучшим учителям России за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования выплачивается денежное поощрение. Разработанные на федеральном уровне критерии конкурсного отбора получают развитие на региональном уровне, наполняясь инструментально и обретая черты технологии.
Критериями конкурсного отбора лучших учителей выступают:
- положительная динамика образовательных достижений обучающихся;
- высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся;
- высокие результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя;
- использование современных образовательных технологий;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
- участие в профессиональных конкурсах;
- повышение квалификации.
Учителя физической культуры проявляют живой интерес к данному конкурсу, однако его критерии заведомо понижают конкурентоспособность большинства физкультурно-педагогических работников образовательных учреждений. Они, как правило, не выполняют функции классного руководителя, что изначально уменьшает их шансы на успешное выступление в конкурсе; отсутствие показателей ЕГЭ по предмету «физическая культура» ввиду отсутствия таковых затрудняет сравнение качества знаний школьников по этому предмету с их знаниями по другим предметам. Сложившаяся практика показывает, что далеко не все учителя физической культуры активно публикуют свои идеи и опыт работы. Таким образом, существуют объективные причины создавшегося положения: в списках победителей конкурсного отбора число учителей физической культуры не соответствует реальному уровню их квалификации, профессионализма и продуктивности работы.
В списках педагогов – победителей ряда регионов страны вообще нет учителей физической культуры. Наряду с этим приятно слышать вести из отдельных субъектов Российской Федерации, где их бывает до 20%. Мы считаем, что данная статистика наряду с прочими показателями характеризует качество и результативность работы региональных служб методического сопровождения учителей физической культуры.
В Курганской области количество учителей физической культуры в списках победителей неуклонно растет. Так в 2006 г. среди 80 педагогов-победителей конкурса было всего 2 учителя физической культуры, что составляет 2,5% от общей численности награжденных, а в 2007 г. – 7 человек. В 2009 г. из 77 педагогов-победителей уже 9 человек представляют физкультурно-педагогическое сообщество Зауралья – 11,7% от общего количества победителей. Данный результат не случаен: он является результатом создания и функционирования сложившейся в Курганской области методической системы подготовки педагогов к указанному конкурсу.
Подготовительную работу мы начинаем за год до начала очередного конкурсного отбора. Первым шагом является неформальный профессиональный отбор педагогов, которые могли бы наиболее достойно представить профессиональное сообщество на конкурсе. В его рамках рассматриваются кандидатуры, представленные методическими объединениями физкультурно-педагогических работников муниципального и учрежденческого уровней. Отбор организует и осуществляет областной методический совет учителей физической культуры, созданный при Институте повышения квалификации работников образования Курганской области, в который входят наиболее авторитетные педагоги региона.
Инструментальной основой неформального профессионального отбора кандидатов на участие в конкурсе является утвержденная областным советом по приоритетному национальному проекту «Образование» Карта отбора лучших учителей (см. Приложение). В ходе неформального отбора определяется реалистичность успешного выступления, выявляются сильные стороны профессионального имиджа педагога, резервы, а также слабые позиции, которые снижают шансы учителя на успех в конкурсе.
Итогом неформальной профессиональной оценки педагогов является формирование списка кандидатур учителей физической культуры, которые будут поддержаны региональным профессиональным сообществом физкультурно-педагогических работников и рекомендованы к участию в формальных конкурсных процедурах. Для каждого педагога, включенного в список, формируется индивидуальная программа подготовки к конкурсу. При этом мы не отказываем в методической помощи и тем педагогам, которых рекомендовали альтернативные общественно-профессиональные сообщества.
В ходе работы с каждым педагогом в рамках индивидуальной программы усиливаются слабые позиции, которые снижали шансы учителя на успех в конкурсе. Например, при отсутствии необходимого количества публикаций он должен подготовить рукопись публикации, при этом ему оказывается методическая помощь, проводится редактирование, и т.д.
Кроме работы с выявленными резервами и слабыми позициями, каждый педагог готовит свой профессиональный портфолио.
Методическое сопровождение подготовки учителей проводится в виде индивидуальных или групповых консультаций и семинаров.
Общий план методических мероприятий для педагогов, участвующих в конкурсном отборе лучших учителей, в течение периода подготовки выглядит приблизительно так:
1) семинар «Нормативно-правовые и организационные основы конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта “Образование”»;
2) семинар «Итоги и анализ участия учителей физической культуры в конкурсном отборе лучших учителей в прошедшем году»;
3) семинар «Осуществление педагогического аудита (самообследования) деятельности учителем физической культуры»;
4) групповая консультация по обобщению педагогического опыта и созданию программы (перспективного плана) профессионального развития;
5) семинар «Технология разработки концепции и целевой программы развития системы физического воспитания в образовательном учреждении»;
6) групповая консультация по созданию собственного сайта или страницы на образовательном портале Курганской области;
7) групповая консультация «Создание профессионального портфолио учителя физической культуры»;
8) семинар «Программно-методическое обеспечение предмета “физическая культура” и его проектирование»;
9) групповая консультация «Подготовка публикаций методического характера»;
10) групповая консультация «Публичное выступление и подготовка к нему».
Благодаря сложившейся в регионе системе подготовки к конкурсу лучших учителей вопреки существующим объективным препятствиям в виде невыгодных для физкультурно-педагогических работников конкурсных критериев удается обеспечить достаточно большое представительство учителей физической культуры в списках педагогов – победителей этого проекта.
Победа в конкурсе, согласно данным наших наблюдений, оказывает мощное стимулирующее влияние на инновационную и методическую активность педагогов. Благодаря конкурсу формируется корпус внештатных методистов областной системы образования. Наконец, хорошие выступления педагогов способствуют утверждению положительного имиджа учителя физической культуры в нашем регионе.
Индивидуальная программа подготовки учителя физической культуры
к участию в конкурсном отборе лучших учителей
в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
Критерий отбора |
Кол-во баллов по
критерию после
неформальной
профессиональной оценки |
Недостатки и резервы,
выявленные в процессе
неформальной оценки |
Меры, направляемые на
устранение недостатков
по критерию |
Сроки выполнения |
Ожидаемый результат |
Кол-во баллов после
реализации принятых мер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
Карта отбора лучших учителей
№ |
Наименование критерия |
Показатели критерия |
Инструмент оценки эксперта |
Шкала оценки |
1 |
Положительная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года
Максимальный балл – 5
Весовой коэффициент – 2 |
1.1. Уровень учебных достижений обучающихся за последние три года
1.2. Уровень сформированности общеучебных умений и способов деятельности обучающихся
1.3. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету
1.4. Рост мотивации к изучению предмета |
1.1. Сравнение среднего балла по итоговым оценкам по каждому предмету (до сотых) со средними областными показателями (оценивается одна позиция – более значимая)
1.2.1. Анализ представленной информации (оценивается одна из трех позиций – более значимая)
1.2.2. Анализ результатов независимого анкетирования обучающихся (баллы могут суммироваться)
1.3. Анализ представленной информации
1.4. Анализ результатов независимого анкетирования |
1.1: 1 – показатели выше средних областных, наблюдается позитивная динамика;
1,5 – показатели значительно выше средних областных, наблюдается положительная динамика
1.2.1: 0,5 – наличие сложившейся системы работы по формированию общеучебных умений и навыков обучающихся;
1 – наличие разработанной программы по формированию общеучебных умений и способов деятельности;
1,5 – наличие разработанной программы по формированию общеучебных умений и способов деятельности; осуществляется мониторинг сформированности общеучебных умений и способов деятельности
1.2.2: 0,5 – у 50% обучающихся уровень сформированности общеучебных умений выше среднего;
0,5 – подтверждение независимым анкетированием результатов, представленных учителем
1.3: 0,5 – наличие позитивной динамики количества и качества творческих работ, проектов учащихся
1.4: 0,5 – высокий уровень мотивации учащихся к изучаемому предмету |
2 |
Высокие результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам
Максимальный балл – 5
Весовой коэффициент – 1,5 |
2.1. Работа с детьми, обладающими повышенными интеллектуальными особенностями
2.2. Организация внеурочной деятельности по преподаваемому предмету |
2.1.1. Анализ представленной информации о системе работы с одаренными детьми (оценивается одна позиция – более значимая)
2.1.2. Анализ материалов: ксерокопии дипломов, грамот, сертификатов за участие в конкурсах, олимпиадах, турнирах (баллы по данному показателю суммируются)
2.2. Анализ представленной информационной справки (баллы по данному показателю суммируются) |
2.1.1: 0,5 – использование учителем разных форм в работе с одаренными детьми;
1 – деятельность носит преемственный, систематический характер с учетом возрастных особенностей
2.1.2: 0,5 – наличие призеров муниципальных конкурсов;
0,5 – наличие призеров региональных конкурсов;
0,5 – наличие призеров, лауреатов всероссийских конкурсов
2.2: 0,5 – использование учителем разнообразных форм организации внеурочной деятельности;
0,5 – наличие программы кружка;
0,5 – руководство работой научного сообщества учащихся на основании программы;
0,5 – охват кружковой работой от общего количества обучаемых учеников не менее 15%;
0,5 – наличие зафиксированных позитивных результатов работы |
3 |
Высокие результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя
Максимальный балл – 5 |
3.1. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, представители социума)
3.2. Сформированность классного коллектива
3.3. Сформированность устойчивого отрицательного отношения к различным формам асоциального поведения |
3.1. Анализ представленных материалов: психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
3.2. Анализ представленной информации и результаты независимого анкетирования обучающихся и родителей
3.3. Выявление динамики количества учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, на внутришкольном учете |
1 – активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения;
1 – участие учащихся в решении проблем местного социума;
0,5 – наличие органов классного самоуправления;
1 – постоянное взаимодействие с родителями учащихся;
1 – наличие благоприятного психологического климата в классе (по итогам независимого анкетирования);
0,5 – наличие отрицательной динамики правонарушений учащихся (баллы суммируются) |
4 |
Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процессе обучения предмету и воспитательной работе
Максимальный балл – 5
Весовой коэффициент – 2 |
4.1. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
4.2. Разработка и использование авторской методики
4.3. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе |
4.1.1. Анализ представленных материалов учителя по реализуемой технологии и разработанных учебных и методических материалов (баллы суммируются
4.1.2. Анализ материалов, подтверждающих мониторинг результативности внедрения технологии в образовательный процесс
4.2. Анализ представленных материалов по авторской методике
4.3. Анализ представленного опыта использования ИКТ как средства информационного обеспечения, средства обучения и воспитания (баллы по показателю могут суммироваться) |
4.1.1: 0,5 – систематическое использование в практике работы образовательных технологий;
1 – наличие авторских учебно-методических разработок по реализуемой технологии: дидактические материалы, рабочие тетради, учебные пособия и т.д.
4.1.2: 0,5 – осуществление мониторинга результативности внедрения технологии в образовательный процесс
4.2: 1 – авторская методика результативна и получила общественное признание
4.3: 0,5 – использование ИКТ как средства информационного обеспечения;
1 – систематическое использование ИКТ как средства обучения и воспитания |
5 |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Максимальный балл – 5 |
5.1. Обобщенный собственный педагогический опыт |
5.1.1. Наличие обобщенного собственного педагогического опыта в любой форме описания (статья, модульная анкета, выступление, доклад и т.д.). Анализируется уровень обобщения и соблюдение требований к описанию опыта (актуальность, представление системы работы, результативность)
5.1.2. Практическое приложение к опыту |
0,5 – наличие обобщенного опыта на муниципальном уровне;
1 – наличие обобщенного опыта на региональном и федеральном уровне;
0 – практическое приложение не иллюстрирует описанный опыт работы
0,5 – практическое приложение в полной мере иллюстрирует описанный опыт работы |
|
5.2. Распространение собственного педагогического опыта в течение трех лет |
|
5.2. Анализ представленной информации, наличие перечня форм распространения опыта (заверяется МОУО) (оценивается одна из трех позиций – более значимая)
5.2.1. Уровень распространения |
0,5 – преобладает муниципальный уровень (более 5 мероприятий);
1 – преобладает региональный уровень (1–2 мероприятия);
1,5 – имеется в наличии федеральный уровень (1 мероприятие) |
|
|
|
5.2.2. Разнообразие форм распространения (оценивается одна из позиций – более значимая) |
0,5 – мероприятия однообразны по форме проведения: методические объединения; семинары, конференции;
1 – мероприятия отличает разнообразие форм проведения: мастер-класс, наставничество, школа педагогического опыта, совещания, семинар-практикум |
|
|
|
5.2.3. Анализ списка публикаций в различных научно-методических изданиях (оценивается одна из позиций – более значимая) |
0,5 – наличие трех и более публикаций на муниципальном уровне;
1 – наличие трех и более публикаций на региональном и федеральном уровнях |
6 |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, наличие ученой степени и научного звания
Максимальный балл – 5 |
Уровни повышения квалификации педагога |
Копии подтверждающих документов за последние пять лет (оценивается одна позиция – более значимая) |
1 – повышение квалификации на курсах в объеме 72 часов;
2 – повышение квалификации на курсах в объеме 108 часов;
3 – профессиональная переподготовка в объеме свыше 500 часов;
4 – аспирантура, соискательство (справка);
5 – наличие ученой степени |
7 |
Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
Максимальный балл – 5 |
7.1. Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства: уровень конкурсов, степень участия педагога
7.2. Организация профориентационной работы на базе начального, среднего и высшего профессионального образования |
7.1. Анализ представленной информации: наличие копий документов, подтверждающих участие в конкурсах (оценивается одна позиция – более значимая)
7.2. Анализ представленной информации: наличие копий учебных планов, учебных журналов, указание авторства элективных курсов и др. |
1 – участник одного–двух муниципальных конкурсов;
2 – победитель муниципального конкурса или лауреат регионального конкурса;
3 – победитель регионального конкурса;
4 – лауреат, победитель федерального конкурса;
5 – ведется систематическая работа по профориентации: профориентационные занятия на базе учреждений НПО, высшего и среднего профобразования, организация экскурсий по перечисленным учреждениям. Разработка и реализация программ элективных курсов в сотрудничестве с работниками учреждений профобразования |