Методика |
Она коварна – высотаПри обучении прыжку в высоту важно руководствоваться принципом «от простого к сложному». При этом процесс обучения должен быть непременно связан с развитием физических качеств. Обучение и тренировка должны быть единым педагогическим процессом – так считает автор этого материала. Фазы прыжкаРазбег… Прежде чем приступить к изучению того или иного способа прыжка, детей нужно ознакомить с основами разбега и отталкивания. Обычно разбег изучается вместе с отталкиванием. Однако можно обучать разбегу отдельно, постепенно увеличивая его длину до 7–9 шагов. Необходимо обратить внимание на скорость разбега, добиваясь постепенного ускорения. Нередко учащиеся начинают разбегаться слишком быстро и достигают наибольшей скорости к середине разбега, а не к его окончанию. В итоге подготовка к отталкиванию осуществляется на замедляющейся скорости, что влечет за собой ряд ошибок при отталкивании. Одна из них, весьма существенная, – преждевременное опускание общего центра тяжести тела, что также затруднит эффективное отталкивание. Поэтому в упражнениях на изучение разбега нужно делать акцент на ускорении ритма трех последних шагов, выполнять их широким шагом, ставя ногу на пол (грунт) с пятки. Разбег с выполнением последних предтолчковых шагов заканчивается или просто отталкиванием без преодоления планки, или запрыгиванием на невысокие предметы, а также перепрыгиванием через них произвольным способом. Учитель может дать детям задание выполнять разбег по линии, начерченной мелом на полу или обозначенной на грунте в секторе для прыжков. …толчок… Для изучения отталкивания применяется большое количество специальных и имитационных упражнений:
Фото Н.Журавка На уроке с большим количеством учащихся преподавателю необходимо применять методы обучения технике прыжка в высоту, позволяющие выполнять упражнения всем одновременно. Например, двигаясь по кругу в спортзале или на спортплощадке на расстоянии нескольких шагов друг от друга, дети выполняют отталкивание на каждый третий или пятый шаг или один за другим перепрыгивают через натянутую в центре зала резинку. При проведении прыжков через планку на спортплощадке нужно позаботиться об увеличении размера прыжковой ямы, чтобы могли прыгать одновременно несколько человек. Уже на этом этапе обучения учитель должен познакомить детей с техникой правильного приземления. Для этого можно предложить им выполнять прыжки в глубину, спрыгивания с различных гимнастических снарядов, а также изучать варианты приземления на руки и на ногу с последующим перекатом на плечи и спину. При обучении разбегу в сочетании с отталкиванием нужно иметь в виду, что прыжок – это единый двигательный акт, поэтому большое внимание следует уделить сочетанию этих элементов. Учащиеся выполняют следующие задания:
…полет и приземление Движения прыгуна в полете зависят от выбранного способа прыжка. Существует большое количество имитационных упражнений, с помощью которых можно овладеть тем или иным способом. Однако не стоит использовать их слишком часто – это может сделать занятие неинтересным. Нужно чередовать выполнение специальных упражнений с различными прыжками не только через планку, но и через естественные и искусственные препятствия. Большую помощь в этом могут оказать игры с элементами прыжков: «Удочка», «Веревочка под ногами», «Прыжок за прыжком», «Кто кого перепрыгнет» – и эстафеты с преодолением препятствий. В процессе занятий следует проводить соревнования как на результат прыжка простейшими способами, так и на лучшее исполнение отдельных его элементов. Приступая к изучению того или иного способа прыжка в высоту, учитель должен создать у учащихся правильное представление о его технике, демонстрируя ее на собственном примере. Потом дети выполняют прыжок с произвольного разбега, а преподаватель фиксирует их внимание на ошибках при отталкивании, переходе планки, приземлении. Способы прыжкаПерешагивание Затем можно перейти к изучению техники прыжка способом «перешагивание» в следующей последовательности:
Перекидной Этот способ наиболее эффективен и в то же время сравнительно прост для освоения, не требует особых предосторожностей, как некоторые другие, и доступен для учащихся 13–14 лет. Для усвоения техники прыжка рекомендуются следующие упражнения. Изучение техники продольного вращения тела
Изучение техники движений при переходе через планку и приземлении
Фото с сайта www.fotki.yandex.ru Совершенствование техники прыжка в целом
Работа над ошибкамиПри изучении техники прыжков в высоту у школьников часто возникают ошибки, требующие немедленного исправления. В противном случае формируется неправильный навык, исправлять который намного труднее. Ошибки выявляются в различных фазах прыжка. Ошибки в разбеге
Исправление ошибок
Ошибки в отталкивании
Исправление ошибок
Ошибки при переходе планки
Исправление ошибок
Учителю следует помнить, что появлению ошибок способствуют две причины. Первая – это неправильная методика обучения технике прыжка, отсутствие у детей четкого представления о тех или иных ее элементах. Вторая – это недостаточная физическая подготовленность детей, мешающая освоению техники прыжков в высоту. Следовательно, исправление ошибок должно предусматривать не только техническое совершенствование навыков, но и укрепление мышц ног. Владимир Семенов |