Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2010
Методика

Опознанный летающий объект

Фрисби – игра для всех

Мало кто знает, что игра с летающей тарелкой является видом спорта. Технически несложная и общедоступная, она может успешно применяться на уроках физкультуры и во внеклассной работе, а упражнения, предлагаемые автором этого материала, могут использоваться при обучении любой спортивной игре.

Цели и задачи

Цель программы – обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных способностей: ориентирования в пространстве, быстроты перестроения двигательных действий, быстроты и точности двигательных реакций – и двигательных качеств учащихся.

Задачи:

– укрепление здоровья и содействие физическому развитию и повышению уровня физической подготовленности;
– укрепление опорно-двигательного аппарата;
– развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств;
– популяризация нового вида спорта среди детей и подростков;
– ознакомление с играми, в которых используется летающая тарелка;
– обучение ловле и основным броскам диска;
– расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями;
– организация досуга детей и подростков.

Особенность программы – развитие двигательных качеств подростка на фоне положительных эмоций в необычной игре с летающим диском.

Преимущества игры:

– бесконтактное взаимодействие игроков команд;
– в состав команды могут входить игроки любого возраста и пола;
– используется нестандартный спортивный инвентарь – летающий диск;
– доступность в обучении броскам и правилам игры;
– сильные эмоции, элементы экстрима, азарт игры вызывают интерес школьников;
– игроки сами решают все вопросы, связанные с судейством;
– ни один из остальных видов спорта не возводит моральные принципы на столь высокий уровень;
– минимальные финансовые затраты на приобретение спортивного инвентаря.

Эта программа компенсирует малоподвижный двигательный режим школьников, несет в себе заряд положительных эмоций.

Занятия проводятся в игровой, учебно-тре­ни­ровочной и соревновательной формах.

Ожидаемые результаты

1. По окончании программы учащиеся будут владеть основными бросками, знать правила игры и применять основные понятия алтимата.
2. Подростки смогут повысить свой уровень физической подготовленности.
3. У них сформируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Таблица 1

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование темы Всего часов Теория Практика
1 История игры с летающей тарелкой 2 2  
2 Правила игры, основные понятия 6 6  
3 Общая физическая подготовка 50   50
4 Бросок открытой рукой (форхэнд) 24   24
5 Бросок закрытой рукой (бэкхэнд) 24   24
6 Бросок из-за головы (хаммер) 24   24
7 Индивидуальные действия игрока без диска 24   24
8 Ловля диска 18   18
9 Тактика игры в защите 30   30
10 Тактика игры в нападении 36   36
11 Соревнования Согласно календарю соревнований    
12 Контроль     4
  Всего 238 8 230

 

Содержание учебного материала

Учебно-тематический план прохождения программы представлен в табл. 1.

Теоретические занятия

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общие гигиенические требования к занимающимся фрисби с учетом его специфических особенностей. Гигиена одежды и обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде. Предупреждение спортивных травм при занятиях фрисби.
Правила игры (алтимат): размеры игрового поля, права и обязанности игроков, одежда игроков, состав команды, замены. Упрощенные правила игры. Судейская терминология.
Места занятий и инвентарь. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в спортивном зале и на открытой площадке.

Общая физическая подготовка

Развитие быстроты

Бег с ускорением на 50–60 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Челночный бег 4×10 м. Повторный бег 3–4 серии по 50–60 м. Эстафетный бег с этапами до 50–60 м. Бег с препятствиями на 60–100 м; количество препятствий – от 4 до 10, в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы.

Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом согнув ноги. Одиночные и серийные прыжки толчком двумя ногами и одной ногой, с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов. Выпрыгивания из исходного положения стоя толчковой ногой на опоре высотой 50–60 см как без отягощений, так и с отягощениями весом 10–20 кг. Прыжки на месте в яме с песком на одной и двух ногах по 5–8 прыжков в серии. Прыжки по наклонной плоскости на одной и двух ногах под гору и с горы с максимально быстрым отталкиванием.

Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Разнообразные прыжки со скакалкой. Прыжки с места вперед-вверх, назад-вверх, вправо-вверх, влево-вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами. То же с преодолением препятствия.

Развитие выносливости

Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения в режиме высокой интенсивности. Многократно повторяемые и специальные упражнения на отработку техники и тактики игры, особенно в прессинге и стремительном нападении. Игровые упражнения 2×2, 3×3, двусторонняя тренировочная игра.

Для воспитания специальной выносливости в состоянии эмоционального напряжения и утомления используются упражнения высокой интенсивности.

Развитие силы

Передвижения по кругу в упоре лежа, отталкиваясь только ладонями. Передвижение в упоре лежа вправо – влево, одновременно отталкиваясь ладонями и ступнями. Ходьба на руках в положении упора лежа, ноги поддерживает партнер. То же без партнера. Упражнения с гантелями: бег, прыжки, приседания.

Упражнения с кистевым эспандером. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях. Многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперед, вперед-вверх, вверх. Передача и ловля мяча правой и левой рукой из различных исходных положений. Передачи и броски набивного мяча двумя руками от груди, правой и левой рукой на точность и дальность. Поочередная ловля и передача набивных мячей различного диаметра и веса.

Развитие ловкости

Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения. Бег с преодолением препятствий на местности. Барьерный бег. Прыжки через препятствия на точность приземления. Метание разных предметов из различных исходных положений в цель и на дальность двумя руками.

Развитие гибкости

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой движений в плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставах и позвоночнике. Упражнения с партнером, на гимнастической стенке. Акробатические упражнения. Упражнения с предметами.

Техническая подготовка

Держание диска. Ловля диска двумя руками, одной рукой. Ловля низко летящего диска. Ловля диска в падении.

Передачи диска открытой рукой, закрытой рукой, из-за головы. Передачи диска другими способами. Передачи диска на одном уровне, со сменой траектории. Индивидуальные действия игрока без диска. Взаимодействие двух игроков. Разновидности тактики нападения. Разновидности тактики защиты.

Оценка физической подготовленности проводится на основании результатов тестов, приведенных в табл. 2 и 3. Оценка производится в очках. Оценка технической подготовки производится на основании результатов контрольных упражнений, представленных в табл. 4. Оценка также производится в очках. Затем подсчитывается средний балл за выполненные задания и дается общая оценка технической подготовленности на основании табл. 5.

Правила алтимата

Алтимат (Ultimate Frisbee) – одна из самых распространенных игр с диском. Играют две команды по 7 игроков в каждой на прямоугольном поле с зонами в торцах. Очко засчитывается, когда игрок перекидывает диск игроку своей команды и тот сумеет поймать его, находясь внутри зоны противника. Диск может перемещаться исключительно передачей от одного игрока к другому. Игрок не должен бегать с диском в руках. Команда, завладевшая диском, стремится забросить его в зону, а команда противников старается помешать его продвижению и пытается перехватить диск. Перехват считается успешным, если пас перехвачен противником либо если диск коснулся земли в любой точке или пойман игроком за пределами поля. Запрещается любой физический контакт или отнимание диска. Игра ведется без судей – их функции выполняют сами игроки. Все нарушения правил и фол объявляются игроками на поле.

Игра позволяет проявить себя каждому отдельно и всей команде в целом. Она воплощает лучшие традиции таких известных видов спорта, как футбол, баскетбол и американский футбол, становясь очень изящной, красивой и простой. Для того чтобы играть на высоком уровне, игрок должен обладать хорошей реакцией, быстротой, выносливостью. Опытные игроки могут заставить диск лететь по прямой или по дуге, зависнуть в воздухе или упасть вниз, как камень. В то же время простые правила делают эту игру доступной для новичков, которые в скором времени обретают все качества, необходимые для хорошей игры. В команде число игроков не ограничено, но на поле одновременно играть могут только семеро. Количество замен не ограничено. Нестандартность этой игры обусловлена еще и тем, что игроки сами решают все вопросы, связанные с судейством.

Таблица 2

Тесты для оценки физической подготовленности девушек

Тесты 5 4 3 2 1
Челночный бег 4×10 м (сек.) 11,2 11,5 12,5 12,8 13,0
Прыжок в длину с места (см) 185 170 150 140 130
6-минутный бег (м) 1300 и больше 1200 1050 900 900 и меньше
Бег на 30 м (сек.) 4,7 4,8 4,9 5,0 5,1
Прыжок в высоту с места (см) 40 и выше 35 30 20 20 и ниже

 

Таблица 3

Тесты для оценки физической подготовленности юношей

Тесты 5 4 3 2 1
Челночный бег 4×10 м (сек.) 9,9 10,1 10,3 10,5 10,8
Прыжок в длину с места (см) 245 235 215 210 205
6-минутный бег (м) 1500 и больше 1400 1300 1100 1100 и меньше
Бег на 30 м (сек.) 4,2 4,4 4,5 4,6 4,8
Прыжок в высоту с места (см) 50 и выше 45 40 30 30 и ниже

Таблица 4

Контрольные упражнения по технической подготовке

Упражнение 5 4 3 2 1
Бросок диска на дальность (м) 60 и дальше 50 40 30 20
Бросок диска на точность
в цель на 10 м – 10 бросков, раз
10 8 6 4 2

Таблица 5

Оценка результатов технической подготовки

Оценка результатов технической подготовки Удовлетворительно Хорошо Отлично
Средняя оценка контрольных заданий в очках 1,0 3,0 3,5

«Дух игры»

Алтимат традиционно основывается на спортивном духе, который, в свою очередь, предоставляет игроку возможность самому отвечать за честность своей игры. Высоко ценится активная игра, но не в ущерб взаимному уважению между игроками, соблюдению правил или получению удовольствия от игры. Считается, что игрок не будет умышленно нарушать правила, и поэтому в данной игре нет наказаний за преднамеренные нарушения. Игра возоб­новляется таким способом, который моделирует наиболее вероятную ситуацию, как если бы нарушения правил не произошло.

Поле для игры

Поле для игры состоит представляет собой прямоугольник размером 64×37 м, который называется игровым полем, с двумя прямоугольниками размером 18×37 м, примыкающими к короткой стороне игрового поля, которые называются зонами. Поле может иметь любое покрытие, но рекомендуется коротко стриженный газон. Оно должно быть плоским, без неровностей и ям, и безопасным для игроков. Линии зоны считаются частью игрового поля.

Границы поля – линии, отделяющие поле для игры от аута. Они не являются частью игрового поля. Углы игрового поля и зоны выделяются яркими конусами, изготовленными из пластичного материала.

Ограничивающая линия должна находиться в 5 м от поля. Все линии должны быть обозначены неедким веществом и быть шириной от 5 до 10 см.

Продолжительность игры

В полной версии игра длится до тех пор, пока одна из команд не наберет 21 очко. Разница в счете при этом должна быть не менее 2 очков. После того как одна из команд наберет 10 очков, объявляется 10-минутный перерыв.

Каждая команда может взять три тайм-аута в каждой половине игры. В дополнительное время каждая из команд может взять по одному тайм-ауту. Дополнительным временем считается момент, когда до победы одной из команд остается 1 очко. Тайм-аут предоставляется после успешного броска или его может взять игрок, владеющий диском. Тайм-аут не может длиться дольше 2 мин.

Замена игроков

Замена игроков осуществляется только после розыгрыша очка, в начале периода или в случае замены травмированного игрока, и не может производиться во время тайм-аутов, за исключением замены травмированного игрока. Если это происходит, то команда противников может тоже заменить равное или меньшее количество своих игроков.

Начало и возобновление игры

Команды заранее выбирают капитанов. Начало игры определяется жребием между капитанами. В начале второй половины игры команды меняются зонами, и возобновляет игру команда, которая ее не начинала. В начале каждой половины игры или дополнительного времени, а также после первого заработанного очка игра начинается с ввода диска. Каждый раз после розыгрыша очка команды меняются зонами, и диск вводит команда, заработавшая очко. При этом игроки защищающейся команды должны оставаться в зоне, которую они защищают, до того, как диск запущен, но могут передвигаться в пределах этой зоны. Игроки нападающей команды до вбрасывания диска должны стоять одной ногой на линии зоны, которую они защищают, и не должны менять позиции. Начальный бросок должен быть сделан только после того, как вводящий игрок и капитан защищающейся команды подняли руку в знак того, что команды готовы начать игру.

Как только диск введен в игру, все игроки могут передвигаться во всех направлениях. Игроки защищающейся команды не могут касаться диска до того, как до него дотронулся противник. Если игрок поймал диск в пределах поля для игры, то он должен сделать пас, не сходя с места. Если игрок нападающей команды касается диска в полете в пределах или за пределами поля и затем его команда не поймает диск до его падения, то диск передается защищавшейся команде в месте падения.

Если диск, запущенный защищающейся командой, падает на поле без касания нападающей командой, то он передается нападающей команде в месте его падения. Если диск в аналогичной ситуации упал за пределами поля, тогда он передается атакующей команде, и они вводят его в игру с того места, в котором он вышел за пределы поля.

Если диск пойман за пределами поля, то поймавший его игрок должен ввести его в игру с ближайшей к нему точки игрового поля.

Диск находится в ауте, если он коснулся земли за полем или касается предмета за его пределами. Диск в полете может проследовать за пределами игрового поля и вернуться в него. При этом он не считается в ауте. Защитники могут выходить за пределы поля и продолжать игру. Нападающие не могут выходить за пределы поля для ведения игры.

Для того чтобы удачный бросок был засчитан в пределах поля, игрок, ловящий диск, должен обеими ногами приземлиться в зоне. Если игрок находится в полете, его позицию определяет то место, где он находился до прыжка. Если игрок после приема диска в пределах поля по инерции вышел за них, то он считается находящимся в пределах поля и должен вернуться на место, ближайшее к его положению в ауте.

Начисление очков

Очко засчитывается, если игрок, находящийся в атакуемой зоне, ловит диск, брошенный ему товарищем по команде. Игрок, поймавший диск, считается находящимся в зоне, если в момент приземления с диском он полностью находится в атакуемой зоне. Если игрок, поймавший диск в поле, вбежал в зону по инерции, то следующий бросок он осуществляет с линии зоны с точки, ближайшей к месту получения диска.

Раскидывающие, блокирующие, принимающие

Игрок становится раскидывающим, если он получил диск после ввода, после паса от товарища по команде, перехватил передачу противника. Защитник, перехвативший диск, становится раскидывающим, но он не должен бросать диск до того, как установит опорную ногу, иначе ему будет засчитана пробежка.

Раскидывающий может вращаться на опорной ноге в любом направлении, но если блокирующий занял позицию, то раскидывающий не должен вращаться в его направлении. При этом он может бросать диск любым способом и в любом направлении.

Только один защитник может блокировать раскидывающего. Игрок считается блокирующим, если он находится в 3 м включительно от опорной ноги бросающего и более чем в 3 м от любого другого игрока нападающей команды. Блокирующий не имеет права ставить ноги по разные стороны от опорной ноги блокирующего. Корпус блокирующего должен быть на расстоянии как минимум диаметра диска от корпуса раскидывающего. Это негласная ответственность обоих игроков – уважать позиции друг друга и не вторгаться в чужое пространство.

Блокирующий игрок не должен располагать свои руки таким образом, чтобы препятствовать вращению бросающего.

Если блокирующий игрок оказался в пределах 3 м от раскидывающего, он может начать отсчет. Для этого он должен сначала крикнуть: «Столинг!» – а затем начать счет от 1 до 10 с секундными интервалами. Если в течение отсчета блокирующий меняется, то новый блокирующий должен начать отсчет с нуля. Если раскидывающий не выпустил диск из рук до счета 10, диск передается защищающейся команде.

Принимающий игрок владеет диском, если имеет место непрерывный контакт с некрутящимся диском, при этом сам принимающий находится на земле и в пределах поля.

Разрешается непреднамеренное жонглирование, а контролируемое жонглирование считается пробежкой. Если принимающий в момент приема паса двигается, то ему разрешается сделать минимальное количество шагов для остановки. Также бегущий или прыгающий принимающий может продолжать бег и сделать передачу до окончания третьего шага при условии, что он не меняет направления движения и не ускоряется.

Если диск пойман одновременно нападающим и защищающимся, то он передается нападающей команде. Пас считается перехваченным, если защитник поймал диск.

Нарушения (фолы)

Фол может быть объявлен игроком, по отношению к которому он был совершён, громким выкриком слова «Фол!» непосредственно после его совершения. Игрок, инициировавший контакт, считается виновным. Фол при броске может быть объявлен в результате контакта между раскидывающим и блокирующим игроками, если он произошел до совершения паса. Контакт, случившийся в момент завершения броска, не является существенным основанием для фола, но всё же его необходимо избегать всеми возможными способами.

Фол при приеме может быть объявлен, когда в процессе попытки приема, перехвата или сбивания диска произошел контакт между игроками противоположных команд. Непредвиденный контакт в момент попытки приема или сразу после него часто неизбежен и не должен считаться фолом. Если игрок вступает в контакт с противником прежде, чем тот поймает диск и тем самым помешает попытке противника, это считается фолом. Если попытка игрока поймать диск является причиной контакта со стоящим противником, это считается фолом.

Если фол при приеме происходит и не оспаривается, то пострадавший игрок вводит диск в игру в точке нарушения. Если объявление фола оспорено, то владение диском возвращается обратно к раскидывающему.

Опасное агрессивное поведение или игнорирование безопасности товарищей считается фолом. После объявления фола и до возобновления игры все игроки должны оставаться на местах, которые они занимали в момент совершения фола.

Игроки должны иметь право на пространство сразу над ними. Соответственно, игрок не может предотвращать попытку противника поймать пас, размещая руки выше противника. Если игрок располагает руки таким образом и происходит контакт, то это считается фолом.

Спортивный этикет

1. Если фол совершен и не объявлен, то игрок, совершивший его, должен сообщить пострадавшему о нарушении.
2. Обе команды обязаны свести к минимуму время между голом и вводом диска.
2. Если принимающая команда хочет потребовать ввести заново диск после того, как он вышел за пределы поля, то она должна сделать это как можно быстрее.
3. В случае возникновения спора или беспорядка на поле игра должна быть остановлена и впоследствии возобновлена после того, как вопрос будет решен.
4. В нетурнирных играх, когда игрок совершает нарушение из-за незнания правил, принято останавливать игру и объяснять ему нарушение и правило.

Методика обучения

Бросок открытой рукой

Техника броска

Указательный и средний пальцы располагаются на внутренней стороне диска, причем указательный смотрит в центр, а средний лежит на краю диска (см. рис. 1). Большой палец находится на верхней поверхности диска.

Сам бросок похож по движению руки на щелчок кнутом: нужно выполнить короткое и резкое движение рукой и кистью в сторону цели. Чем более хлесткое вы сделаете движение, тем быстрее будет вращаться диск. В этом броске решающую роль играет именно кистевое движение, а не мах рукой. Внешний край диска при этом можно слегка опустить (см. рис. 2).

Рис. 1. Держание диска при броске открытой рукой

Рис. 2. Бросок открытой рукой

Упражнения для броска открытой рукой

Упражнение 1

Игроки стоят во встречных колоннах (см. рис. 3). Направляющий одной из колонн бросает диск направляющему другой колонны (1), затем оба бегут вперед и встают в конце противоположной колонны (2). То же выполняют направляющие противоположной колонны (3, 4).

 

Рис. 3. Упражнение 1

Упражнение 2

И.п. – то же (см. рис. 4). Первый номер передает диск направляющему противоположной колонны (1) и бежит в зону (2), в которой получает диск обратно (3). Затем первый номер снова передает диск направляющему второй колонны (4), а после этого встает в конец противоположной колонны (5).

Рис. 4. Упражнение 2

Упражнение 3

Игроки выстраиваются в колонны в форме креста (см. рис. 5). Направляющий одной из колонн передает диск направляющему рядом стоящей колонны (1), а сам встает в конец этой колонны (2). Затем то же выполняет направляющий другой колонны.

Можно использовать несколько дисков. Тогда игрокам ставится задача, чтобы один диск догнал другой.

Рис. 5. Упражнение 3

Упражнение 4

И.п. – то же (см. рис. 6). Направляющие передают диск направляющим в колоннах справа от них (1), а сами бегут в конец колонны слева (2). То же задание в другую сторону выполняют следующие игроки (3, 4). Таким образом, диск передается только между двумя колоннами. Поэтому данное упражнение нужно выполнять двумя дисками.

Рис. 6. Упражнение 4

Упражнение 5

Игроки выстраиваются в две шеренги друг напротив друга (см. рис. 7). Выполнив передачу партнеру напротив (1), игрок перебегает в конец своей шеренги. То же выполняют следующие игроки (3, 4, 5, 6).

Рис. 7. Упражнение 5

Упражнение 6

Игроки выстраиваются в колонны друг напротив друга (см. рис. 8). Первый номер, передав диск (1), перебегает в конец своей колонны (2). То же выполняет первый номер противоположной колонны (3, 4).

Рис. 8. Упражнение 6

Упражнение 7

Игроки выстраиваются в колонну по два (см. рис. 9). Направляющий из первой колонны добегает до разворотной стойки или до освобожденного от урока ученика, смещается вправо (1) и в этот момент получает диск от направляющего из другой колонны (2). Затем оба игрока встают в концы противоположных колонн, а задание выполняют вторые номера, и т.д.

Рис. 9. Упражнение 7

Упражнение 8

То же, что и в предыдущем упражнении, но сначала игрок должен совершить маневр между тремя игроками (см. рис. 10).

Рис. 10. Упражнение 8

Возможны и другие варианты выполнения этого упражнения. Они показаны на рис. 11.

Рис. 11. Другие варианты выполнения упражнения 8

Бросок закрытой рукой

Держание диска при броске закрытой рукой показано на рис. 12 (а, б).

Рис. 12. Держание диска при броске закрытой рукой

Стоя боком в направлении броска, нужно перенести вес тела на сзади стоящую ногу и выполнить замах диска перед собой; перенося вес тела на впереди стоящую ногу, выпрямить руку и выпустить диск с завершающим движением кисти (см. рис. 13).

Рис. 13. Бросок закрытой рукой

Чем резче движение руки, тем стабильнее полетит диск и меньше вероятность того, что он перевернется. Направление руки должно совпадать с направлением желаемого броска и траекторией полета диска. Диск должен лететь параллельно земле. Если диск бросают передним краем вверх, он полетит вверх, а если одна сторона диска во время броска будет ниже другой, то в сторону. При обучении броску закрытой рукой можно использовать те же упражнения, что и при броске открытой рукой.

Бросок из-за головы

Держание диска такое же, как и при броске открытой рукой (см. рис. 1), стоя лицом по направлению броска, тяжесть тела – на сзади стоящей ноге, диск – в согнутой руке над головой. Перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу, следует выполнить энергичное выпрямление руки с сопровождающим кистевым хлестом. Диск бросают с высокой траекторией внутренней частью вверх (см. рис. 14).

Рис. 14. Бросок из-за головы

При обучении броску из-за головы можно использовать те же упражнения, что и при броске открытой рукой.

Методические мелочи

Ловля диска

1. Научите детей ловить диск двумя руками. Для этого поместите одну ладонь сверху диска, а другую – снизу, как показано на рис. 15, 16. Это самый надежный и единственно правильный способ фиксации диска.

Рис. 15. Ловля диска двумя руками (вид снизу)

Рис. 16. Ловля диска двумя руками (вид сбоку)

2. Очень важно научиться «читать» траекторию полета диска. Во время его полета нужно следить за тем, в какую сторону он вращается и с какой скоростью он летит. Следить за диском нужно даже в тот момент, когда он входит в руку, и до тех пор, пока он не зафиксирован окончательно.

На траекторию полета диска влияют скорость, угол наклона и тип броска. Первое, что нужно оценить, – скорость полета диска. Это поможет определить, насколько далеко он улетит, и соответственно рассчитать скорость бега. В это время нужно смотреть на диск, обращая внимание на его угол наклона. Если он больше 45° относительно земли, то длина дуги очень сильно сократится, а это значит, что диск будет резко заваливаться к земле. Если же угол наклона меньше 45°, то дуга будет более длинной, плавной и постепенно завернет в сторону вращения диска.

При бросках открытой и закрытой рукой диск вращается в противоположные стороны: при броске открытой рукой – против часовой стрелки, а при броске закрытой рукой – по часовой. Поэтому необходимо учитывать и тип броска, поскольку от вращения зависит, в какую сторону начнет заваливаться диск – влево или вправо.

3. Приучайте детей не бояться того, что они могут не поймать диск. Важно, чтобы из каждой потери они делали для себя выводы, отвечая на вопрос: «Почему я не поймал диск?». Это позволит им в будущем избежать подобных ошибок и прибавит уверенности в собственных действиях.

4. Научившись «читать» диск, нужно научиться ловить его в правильный момент. Ждать диск на месте его приземления гораздо удобнее, чем бежать за ним вслед до конечного пункта назначения. Преду­гадав полет диска, постарайтесь выждать нужный момент для прыжка, чтобы поймать диск на самом большом расстоянии от земли.

Пытаясь поймать диск, игрок должен двигаться на него, чтобы как можно быстрее сократить расстояние, тем самым практически не давая сопернику шанса для перехвата.

Тактические хитрости

Индивидуальные действия игрока без диска

Хороший игрок в процессе игры постоянно обманывает своего соперника или провоцирует его на какое-либо движение. Чаще всего это делает нападающий, но иногда и защитник, заметив возможную передачу, обманывает взглядом, движением игрока с диском и в момент передачи резко меняет направление движения. Нападающие могут обманывать при передаче диска при помощи наклона корпуса в ту или иную сторону или для того, чтобы освободиться от защитника. Очень эффективны обманные движения в чередовании с рывками, например:

1) обманное движение, длинный рывок навстречу игроку;
2) длинный рывок, очень маленький рывок, рывок навстречу игроку;
3) рывок, небольшое обманное движение, рывок навстречу диску;
4) комбинация обманных движений, вариант А (см. рис. 17).

 

Рис. 17. Комбинация обманных движений,
вариант А

5. Комбинация обманных движений, вариант В (см. рис. 18).

Рис. 18. Комбинация обманных движений,
вариант В

6. Комбинация обманных движений, вариант С (см. рис. 19)

Рис. 19. Комбинация обманных движений,
вариант С

7. S-образное обманное движение (см. рис. 20). Здесь нападающий имеет три возможности получить передачу. Если первая позиция защищена, нападающий якобы возвращается, и при таком обмане защитника может освободиться вторая позиция. Оттуда нападающий, снова резко меняя направление, бежит в сторону от бросающего, куда и направляется передача.

Рис. 20. S-образное обманное движение

Виды защиты

Личная защита

Если защитник не опекает нападающего, даже если тот без диска, то существует очень большая вероятность того, что именно этот игрок может получить решающую передачу и принести очко команде противника. Поэтому важно, чтобы во время игры все нападающие непрерывно находились в поле зрения защитников (см. рис. 21). Этот вид опеки применяется при игре на укороченных площадках или в помещении.

Рис. 21. Личная защита

Зонная защита

При зонной защите игрокам нужно постоянно наблюдать за своей зоной и принимать решение, кого из нападающих необходимо опекать, так как они постоянно меняют свое место (см. рис. 22).

Рис. 22. Зонная защита

Защита «Дом — Вон»

Команда решает, в какой стороне будет «Дом», а в какой – «Вон». После потери диска капитан выкрикивает одно из этих слов, и команда знает, что надо опекать по одну или другую сторону (см. рис. 23). При подобной опеке образуется крест, который делает неудачной любую следующую передачу противника.

Рис. 23. Защита «Дом – Вон»

Защита «Зонтик»

Очень эффективна при наличии встречного ветра для нападающей команды. При розыгрыше надо по возможности быстрее «накрыть» игрока с диском. Три человека на расстоянии 5 м опекают игрока с диском, остальные – вторым эшелоном (см. рис. 24).

Рис. 24. Защита «Зонтик»

Защита «Улитка»

Защитники окружают нападающих, тем временем защитник, опекающий бросающего, не допускает бросок диска в середину площадки (см. рис. 25).

Рис. 25. Защита «Улитка»

Тактики нападения

Блокирование

В нападении часто применяются блокировки (стенки). Так как умышленный контакт в игре не разрешается, блок срабатывает успешно. Обычно блокируют того защитника, который опекает игрока, принимающего следующую передачу. Защитнику, который стоит напротив игрока с диском, нужно следить за каждым его движением и жестом, чтобы успеть помешать выполнению передачи. Игроку, который владеет диском, с помощью обманных движений нужно сделать так, чтобы защитник не смог помешать выполнить точный бросок.

Нападение по линии

Нападающие выстраиваются в одну линию, защитники встают рядом. Это обычно происходит после розыгрыша очка, когда диск вводится в игру.
Нападающая команда сама решает, кто из игроков будет играть под каким номером. Обычно игроки под номерами 1, 2, 3 – разыгрывающие, 4, 5 – средние, 6 и 7 – нападающие.

Рис. 26. Нападение по линии

Диск вводит в игру игрок № 1, затем движение по линии проводит игрок № 2, затем – № 3, и т.д. (см. рис. 26).

Нападение по диагонали

Если ввод диска в игру осуществляется от края поля, то можно образовать в атаке диагональ, где каждая следующая передача выходит ступенеобразно (см. рис. 27).

Рис. 27. Нападение по диагонали

Чтобы усложнить задание противнику, можно выполнять передачи игрокам не по порядку.

Можно в любой момент изменить направление атаки, образуя новую диагональ.

Нападение на выбегание

В этом варианте нападения важно применять обманные движения, освобождаясь от опеки защитника. Для этого нужно бежать, быстро меняя направление движения, варьируя варианты обманных движений. Обманные движения должны быть короткими, а бег навстречу диску или после передачи должен быть длинным.

Когда игрок выбегает навстречу передаче, он не должен останавливаться на полпути. Это одна из самых больших ошибок при игре в нападении. Можно приближаться к игроку с диском до 1–2 м. Более короткая дистанция может помешать партнеру с диском.

Статья опубликована при поддержке агентства интернет рекламы Peon AG. Если вам нужно качественное и быстрое продвижение сайта, то агентство Peon AG – ваш выбор. Прозрачные гарантии, перевыполнение оговоренного плана, грамотный подход и ежедневный мониторинг процесса порадуют вас. Посетите официальный сайт агентства www.Peon.ru/ и ознакомьтесь с предоставляемыми услугами.

Литература

  1. Абрамов Э.Н. Разработка рабочих программ. // Физическая культура в школе. – 2007. – № 5.
  2. Алтимат (командный спорт с летающим диском): Учебно-методические рекомендации / Сост. Т.В. Лаврова, Е.А. Уланова. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2006. – 30 с.
  3. Викторов А. Когда участвуют все: Межрегиональная научно-практическая конференция в Нижнем Новгороде // Физическая культура в школе. 2000. № 7.
  4. Дополнительное образование в образовательном учреждении / Сост. Н.И. Еременко. – Волгоград: Корифей, 2007. – 96 с.
  5. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. – М.: АСТ, 1998. – 272 с.
  6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496 с., ил.
  7. Parinela J., Zaslow E. Ultimate: Techniques and Tactics, 2004.

 

Роман Ивлев ,
учитель физкультуры ГОУ СПО Арзамасский автомеханический техникум, г. Арзамас, Нижегородская обл.

Рейтинг@Mail.ru