Домашнее задание – не в тягость, а в радость
День открытых дверейРаботу по введению домашнего задания я начинаю в 5-м классе – после окончания учениками начальной школы. Сентябрь я посвящаю организационным вопросам, ознакомлению учащихся со спецификой проведения уроков в средней школе, тестирую уровень физической подготовленности учеников, определяю степень их умений и навыков. В первой четверти мы проводим для ребят День открытых дверей. Они знакомятся со всеми предметными кабинетами и со спортивным залом. Лучшие спортсмены школы устраивают показательные выступления, рассказывают о своих достижениях, участвуют вместе с малышами в шуточных играх и эстафетах. Старшеклассники дают им наказ: чтобы не уронить честь школы на предстоящих соревнованиях, надо много тренироваться, и начинать готовиться нужно уже сейчас. На уроках я напоминаю ребятам об этом наказе и предлагаю упражнения, которые помогут им стать такими же сильными и ловкими, обязательно объясняю и показываю каждое упражнение. В течение месяца интересуюсь, как идет подготовка. На последнем уроке месяца наблюдаю успехи каждого. Количество упражнений – минимальное. Каждый ученик за что-нибудь обязательно заслуживает похвалы, а самые сильные получают благодарность в дневник. К следующему контрольному уроку качество подготовки заметно вырастает. В последующих классах учащиеся привыкают к постоянному контролю. Мотивация становится глубже – это и теоретические знания, и элементы соревнования, и итоги мониторинга уровня физической подготовленности по результатам Президентских состязаний. Обязательная часть заданий состоит из: – упражнения «Пистолетик» (приседания на одной
ноге); Вариативные задания зависят от изучаемого в данное время раздела программы. Например, из положения стоя на повышенной опоре – наклон вперед, не сгибая ног; прыжки на скакалке на время; специальные упражнения для девушек старшего школьного возраста на улучшение кровоснабжения органов малого таза и т.п. Количество упражнений увеличивается в каждом месяце, а требования к качеству их выполнения повышаются по мере освоения. Оценка домашнего заданияВ младших классах я начинаю обучать детей отжиманиям с выполнения этого упражнения на повышенной опоре. Система оценивания зависит от индивидуальных способностей учащихся, их физической подготовленности и развития. В 5-х классах оценка зависит от высоты опоры при одинаковом количестве повторений. Отметка «5» – за отжимания от пола, «4» – от скамейки, «3» – от низкого гимнастического козла. При начальной норме – 5 раз мальчики и 3 раза девочки – отметку «5» могут получить и учащиеся, выполнившие в 2 раза больше отжиманий от скамейки и в 3 раза – от более высокой опоры. В последующих классах дети отжимаются только от пола. Отметка «5» ставится только за технически правильное выполнение, «4» – при недостаточном сгибании рук, «3» – при очень слабой работе рук и не зафиксированном по горизонтали положении туловища (ученик выполняет упражнение, прогнувшись в пояснице или, наоборот, поднявшись углом). К 8–9-м классам такие ошибки уже не встречаются. Некоторые юноши способны отжаться до 80 раз. Такие рекордсмены выполняют положенное количество отжиманий усложненным способом (с хлопком, на кулаках, на пальцах рук). По такому же принципу я усложняю и другие упражнения. Еще раз хочу подчеркнуть, что требования к выполнению упражнений возрастают по мере очевидного роста физической подготовленности учащихся. Итоговая оценка за все задания – одна общая. В случае если средний балл спорный, то приоритет имеют показатели силовых упражнений. Отметка «3» за домашнее задание встречается крайне редко. Организация контроля домашнего задания бывает трудоемкой только на начальной стадии. Необходимо научить детей правильному выполнению упражнений, объяснить критерии оценивания, воспитать благожелательное отношение к слабым учащимся. По мере формирования устойчивых навыков самооценки я начинаю практиковать взаимный контроль учащихся, иногда разделяя их на группы: сильные, средние и слабые. Каждый ученик в группе оценивает какое-то одно упражнение. Себе для контроля я оставляю технически трудные упражнения: подтягивание на перекладине, наклон на повышенной опоре. Чаще ребята сами делятся на пары по принципу личных симпатий. Это могут быть и смешанные пары. Бывает так, что в средних и старших классах плохо подтягивающиеся юноши испытывают неловкость перед одноклассниками. В таких случаях я сама слежу за выполнением этого упражнения после урока, меняю его на другое или поручаю контроль тактичному ученику в стороне от основной массы учащихся. Такая организация работы требует меньше времени, и оставшуюся часть урока я посвящаю решению других задач. Контрольный урокВажным моментом в организации контрольного урока является создание благоприятного эмоционального настроя детей. Многие из них с нетерпением ждут его, чтобы удивить одноклассников своим новым достижением. Часто учащиеся аплодисментами и одобрительными возгласами выражают свое отношение к выполнению упражнения их товарищем: кто-то выполнил подтягивание выше уровня перекладины почти по пояс, кто-то, делая «угол», достал прямыми ногами стенку над головой, а кто-то впервые смог согнуть руки в висе. Всем приятно неравнодушное и благожелательное отношение окружающих. Именно в таких случаях наиболее значимы комментарии учителя, его оценка происходящего. Нельзя не заметить даже минимального достижения ученика, обратить внимание на этот факт всех присутствующих и порадоваться вместе. Или, наоборот, шутливо попенять нерадивому. Главное – не обидеть ребенка, не унизить его. За все время использования на практике этой формы работы дети ни разу не пытались выставить оценку своему товарищу необъективно. Стоит отметить и то, что ученики делятся опытом своей подготовки, дают друг другу практические советы, исправляют ошибки. Такое творческое взаимодействие помогает приобретению навыков товарищеского сотрудничества и общения. В условиях сельской местности во дворах домов для многих ребят не составляет труда соорудить перекладину. И эти простейшие спортивные снаряды привлекают к себе группы школьников, которые вместе готовятся к контрольному уроку. Итогом этой работы является достаточно высокий уровень физической подготовленности каждого ученика в отдельности и класса в целом. Характерно, что более значимых результатов добиваются учащиеся тех классов, в которых наиболее явно проявляются коллективизм, дружба, взаимопомощь. От домашних заданий – к спортивным успехамВыводы по приросту результатов физической подготовленности я делаю на основе данных Президентских состязаний, проводимых в начале и в конце учебного года. Их результаты я рассчитываю по существующей методике отдельно по каждому ученику и по классу в целом, провожу сравнительный анализ. На итоговом уроке в конце года я сообщаю учащимся результаты, сопоставляю их с результатами предыдущего года и делаю выводы, как ученик поработал в этом году над собой. Такие уроки вызывают у ребят живой интерес. Они неравнодушны к тому, на каком уровне развития они находятся. Я специально подбираю такие данные, которые демонстрируют заметное улучшение некоторых физических показателей. Такие цифры вызывают у учеников буквально взрыв эмоций по отношению к своей прошлой, по их выражению, «недоразвитости». А общие результаты разных классов пробуждают дух соревнований: быть самым спортивным классом – это престижно. О физической подготовленности классов я рассказываю классным руководителям, которые, в свою очередь, дают ученикам свою оценку. Вся эта работа побуждает школьников к дальнейшей работе над собой. Приучая ребят заниматься самостоятельно, формируя у них потребность больше двигаться, вести здоровый образ жизни, вовлекая их в физкультурную жизнь школы, создавая для них формы активной деятельности, соответствующие их интересам и уровню здоровья, я как руководитель школьного методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ создаю систему мероприятий, направленных на решение этих жизненно важных задач. Но не очки, голы и секунды – главное в работе учителя, а здоровье и социальное благополучие наших ребят. Стремясь стать лучше, достичь определенных результатов, ученики воспитывают в себе целеустремленность, силу воли, работоспособность, чтобы в будущей взрослой жизни быть успешными. Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Полиглот". Автор сайта english-polyglot.com, взяв за основу методику "Полиглот" Дмитрия Петрова, разработал интерактивные материалы, помогающие быстро освоить английский язык. Каждый из 16-ти уроков - это минимально необходимая теоретическая база и практикум — работа с генератором фраз и погружение в среду языка при помощи фильмов. Обучение по предложенной системе дает возможность в самые короткие сроки начать применять полученные знания на практике. Начните изучать английский вместе с "Полиглотом" и убедитесь, что Вам потребуется совсем немного времени, чтобы научиться говорить осмысленные фразы и понимать собеседника. Галина Глухова |