Путешествие в край тихого ДонаСпортивно-фольклорный праздник для учащихся 5–6-х классов
Цели и задачи1. Содействовать всестороннему развитию личности средствами физической культуры. 2. Расширить знания учащихся об истории своего края, о традициях и обычаях донских казаков. Начало праздникаПод фонограмму песни «Вольный Дон» в исполнении хора выходит ведущая в костюме казачки и говорит приветственное слово. Звучит фонограмма песни «Донцы-молодцы». Представление командВ состязаниях принимают участие две команды мальчиков по 8 человек в каждой: «Донцы-молодцы» и «Донцы-удальцы». Игра-путешествие состоит из четырех эстафет, конкурса атаманов, двух казачьих игр и полосы препятствий. Победитель определяется по результатам всех состязаний. Эстафета «Конные скачки» (рис. 1)Ведущий. Казаки были ловкими наездниками, коня своего берегли и уважали, как верного друга. На Дону существовал такой обычай. Здоровый, крепкий сын был огромной гордостью матери-казачки. Когда карапузу исполнялся год, отец тожественно выносил его на майдан – главную площадь станицы – и сажал на коня. Внимательно наблюдали за этим казаки-старики: по посадке, по ловкости рук они старались определить его будущее, и высшей наградой родителям становилось сказанное кем-либо: «Добрый будет казак!» Трехлетние казачата умели ездить верхом на лошади по двору, а пятилетние бесстрашно скакали на лихом дончаке по улицам городка, на радость отцу и матери. С четырнадцати лет мальчик джигитовал и рубил лозу шашкой. К шестнадцати годам брал призы на военных смотрах, а отец покупал ему форму, оружие и коня. Рис. 1 «Казаки» скачут на игрушечных конях, передвигаясь прыжками на двух ногах до места разворота и обратно. Эстафета «Военный смотр» (рис. 2)Ведущий. Большой лагерь для военного смотра разбивали посреди долины, где в течение двух-четырех недель в присутствии войскового атамана продолжались военные игры. Для этого молодые казаки разделялись на отряды и все одновременно выполняли разные упражнения. Одни устраивали скачки, показывая резвость своих лошадей. Другие верхом на быстроногих скакунах тренировались в стрельбе по мишеням. Третьи удальцы демонстрировали боевые приемы на лошади. Стоя в стременах, они неслись во весь опор, доказывая свое умение филигранно владеть шашкой и ружьем: отбивались шашкой от предполагаемого противника и прицеливались на полном скаку. Рис. 2 В этой эстафете каждый участник команды на своем этапе выполняет следующие задания: перепрыгнуть через плетень, запрыгнуть в седло, пикой проколоть шар, спрыгнуть с седла, выстрелить из лука в камышовую мишень. Выполнив задание, участник возвращается к своей команде и передает эстафету следующему участнику. Эстафета «Рыбалка» (рис. 3)Ведущий. Казаки говорили: «Кормит нас, молодцов, Небесный Царь в степи своей милостью, зверем диким да морской рыбой. Так питаемся подле моря синего». Основной пищей казаков была рыба. В самом Дону ее хватало, да еще она приходила из Азовского моря для метания икры. В былинные времена на Дону ловились белуги, осетры, карпы, лещи, стерляди, судаки, головачи, окуни и прочая рыба. Казаки ловили рыбу для собственного потребления при помощи удочек, бредней, переметов, вентерей, сапеток. Рис. 3 Первый участник команды берет удочку с магнитом и бежит до воображаемой реки, забрасывает удочку, пытаясь поймать магнитом изготовленную заранее рыбу с прикрепленной металлической пластиной. Поймав ее, он возвращается, кладет рыбу в садок и передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, выловившая больше рыбы за определенное время. Эстафета «Переправа» (рис. 4)Ведущий. Молодые донцы соревновались в преодолении водной преграды. Казаки надевали на себя все воинское снаряжение и мчались на лошадях к реке. Бросившись в воду, удальцы на конях переплывали на противоположный берег, стремясь достичь его как можно скорее. Иногда, переправляясь, казаки делали легкие плоты из камыша, складывали на них военную амуницию и переплавлялись вплавь рядом с конем. Рис. 4 В этой эстафете все участники команды встают на коврик, затем перепрыгивают на следующий. Освободившийся первый коврик перекладывается вперед, и так далее до тех пор, пока вся команда не достигнет противоположного берега. Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "НОВОСТИ@MAIL.RU". В разделе Справки -> Персоны Вы найдёте информацию о бессменном президенте Казахстана с 1989 года, верховном главнокомандующем, Лидере Нации. Узнать о президентстве Назарбаева Нурсултана Абишевича, его биографию, о семье и увлечениях Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://news.mail.ru/reference/13/ Конкурс атамановКонкурс атаманов состоит из четырех этапов: Первый этап – «Джигитовка» (рис. 5). Рис. 5 Цель: пролезть под конем, не уронив фуражки. Второй этап – «Ловкие руки» (рис. 6). Рис. 6 Цель: сбить плеткой как можно больше кеглей. Третий этап – «Меткий глаз» (рис. 7). Рис. 7 Цель: попасть мячом в подвижную мишень (подвешенный на веревке мяч). Четвертый этап – «Самый сильный». Борьба на руках, игры «Бой петухов», «Вытолкни из круга» и др. Народные казачьи игрыВедущий. Войсковые атаманы проводили своеобразные военные игры (проверочные военно-тактические учения). Дети казаков беззаботно бегали по улицам и играли в те же игры, что и взрослые. «Казаки-разбойники» (рис. 8)Играющие делятся на две команды. Цель игры: выкрасть знамя у противоположной команды. Если игрока «запятнали», он принимает положение руки в стороны. Его товарищи могут освободить его касанием. Игру можно усложнить, установив перетяжку в центре площадки. Рис. 8 «Шахардай» (рис. 9)В игре принимают участие только мальчики. Играющие делятся на пары. Один партнер (нижний) выступает в роли лошади, другой (верхний) – в роли наездника. «Лошадь» приседает, опираясь о забор. «Наездник» становится сзади своего партнера, обхватывает его руками и запрыгивает на спину. Играющие сходятся, стремясь столкнуть «наездника» у соперника и приговаривая при этом:
Или:
Рис. 9 Рыцарская жизнь казаков (полоса препятствий) (рис. 10)Ведущий. Жизнь казаков была неспокойной. Часто нападали враги: жгли, грабили, убивали, уводили в плен людей. Поэтому казаки редко жили в своих городках, а чаще собирались в нижней части Дона в главное войско, откуда расходились в походы. Овраги, горы, реки не становились для них препятствием. Воины и их обученные кони могли справиться с любой преградой на своем пути. Полоса препятствий включает следующие этапы: Первый этап – «Плетень». Цель: перепрыгнуть через плетень любым способом. Второй этап – «Пенечки». Цель: перепрыгнуть с одного пенечка на другой, сохраняя равновесие. Третий этап – «Маятник». Цель: схватиться руками за перекладину и, раскачавшись, перепрыгнуть через воображаемый овраг или реку. Четвертый этап – «Конь». Цель: перелезть через высокое бревно. Пятый этап – «Бревно». Цель: пройти по бревну, удерживая равновесие. Шестой этап – «Гать». Цель: передвигаться по воображаемому болоту, передвигая поочередно доски. Седьмой этап – «Кочки». Цель: та же, что на втором этапе. Игроки, выполнившие все задания, собираются в казачьем кругу. Рис. 10 Завершение праздникаДевочки в казачьих костюмах подносят казакам, вернувшимся из похода, каравай. Участники и зрители встают в большой хоровод. По окончании игр в хороводе все садятся в большой круг. Подводятся итоги соревнований.
Людмила Борисовна Романенко , |