Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2008

Экзамен не за горами

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Не удивляйтесь, что перед началом учебного года мы предлагаем вашему вниманию материал по подготовке к школьным экзаменам. Ко всему нужно готовиться заранее. Многие учителя самостоятельно разрабатывают экзаменационный материал для своих учеников. Чем они при этом руководствуются, от чего отталкиваются при составлении билетов и вопросов к ним?
В предлагаемом материале авторы систематизировали требования к выпускникам средней школы по определенным параметрам, разработали требования к ним и на их основании подготовили вопросы и задания для будущих выпускников. Такой подход нам кажется интересным и может быть полезен при подготовке экзаменационного материала.

К чему готовиться

В соответствии со структурой и содержанием Временных требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре мы разработали ряд заданий и разделили их на соответствующие структурные группы: «Объяснять», «Характеризовать», «Соблюдать правила», «Проводить», «Применять», «Составлять», «Определять» и «Демонстрировать».

В результате освоения содержания учебного предмета «физическая культура» выпускники должны уметь выполнять следующее:

1) объяснять:

– роль и значение физической культуры в развитии общества и человека;
– цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
– роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактику вредных привычек, ведение здорового образа жизни;

2) характеризовать:

– индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
– особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями;
– особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;
– особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
– особенности обучения и самообучения двигательным действиям;
– особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
– особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, их структуру, содержание и направленность;
– особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, характеристику их оздоровительной и развивающей эффективности;

3) соблюдать правила:

– личной гигиены и закаливания организма;
– организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
– культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
– профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
– экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой;

4) проводить:

– самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
– контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
– занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
– судейство соревнований по определенному виду спорта;

5) применять:

– приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;
– приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
– приемы массажа и самомассажа;

6) составлять:

– индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
– план-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий;

7) определять:

– уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
– эффективность занятий физическими упражнениями;
– функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
– дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений;

8) демонстрировать развитие физических качеств в контрольных упражнениях (см. таблицу).

Задания для проверки уровня физической подготовленности выпускников средней (полной) школы

Группа требований «Объяснять»

Требование 1. Объяснить роль и значение физической культуры в развитии общества и человека.

Вопрос 1

Дать определение понятия «физическая культура».

Вопрос 2

Дать определение понятия «физическая культура личности».

Вопрос 3

Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека.

Требование 2. Объяснить цели и принципы олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений.

Вопрос 1

Олимпийское движение, история его возникновения и развития.

Вопрос 2

Физкультурно-массовое движение в мире, история его возникновения и развития.

Вопрос 3

Олимпийское и физкультурно-массовое движение в России, его цели и задачи.

Вопрос 4

Влияние олимпийского движения на развитие физической культуры на Дону.

Вопрос 5

Влияние физкультурно-массового движения на развитие физической культуры на Дону.

Вопрос 6

Влияние олимпийского и физкультурно-массового движения на развитие спорта высших достижений на Дону.

Требование 3. Объяснить роль и значение физической культуры в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

Вопрос 1

Что вы понимаете под здоровьем человека?

Вопрос 2

Связь между занятиями физической культурой и укреплением здоровья человека.

Вопрос 3

Связь физической культуры с укреплением здоровья последующих поколений.

Вопрос 4

Вредные привычки и причины их возникновения.

Вопрос 5

Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек.

Вопрос 6

Роль и значение занятий физической культурой в ведении здорового образа жизни.

Группа требований «Характеризовать»

Требование 1. Охарактеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями.

Вопрос 1

Дать определение понятия «индивидуальные особенности физического развития».

Вопрос 2

Дать характеристику индивидуальных особенностей психического развития.

Вопрос 3

Дать характеристику связи психического развития и регулярных занятий физическими упражнениями.

Требование 2. Охарактеризовать особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями.

Вопрос 1

Дать характеристику особенностей функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями.

Вопрос 2

Влияние традиционных и нетрадиционных систем физических упражнений на развитие и совершенствование функций основных жизненно важных систем организма.

Вопрос 3

Дозировка физических упражнений и способы ее определения.

Требование 3. Охарактеризовать особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности.

Вопрос 1

Дать общую характеристику индивидуальных форм занятий физической культурой.

Вопрос 2

Дать характеристику форм планирования занятий физической культурой.

Вопрос 3

Дать характеристику форм контроля эффективности занятий физической культурой.

Требование 4. Охарактеризовать особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности.

Вопрос 1

Дать определение занятий физическими упражнениями профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности.

Вопрос 2

Охарактеризовать содержание и направленность занятий физическими упражнениями по начальной военной физической подготовке.

Вопрос 3

Охарактеризовать содержание занятий физическими упражнениями оздоровительно-корригирующей направленности.

Требование 5. Охарактеризовать особенности обучения и самообучения двигательным действиям.

Вопрос 1

Дать характеристику предмета обучения (движение, двигательное действие, техника двигательного действия).

Вопрос 2

Охарактеризовать особенности обучения двигательным действиям.

Вопрос 3

Охарактеризовать особенности обучения двигательным действиям.

Требование 6. Охарактеризовать особенности развития физических способностей в процессе самостоятельных занятий физической культурой.

Вопрос 1

Охарактеризовать особенности развития индивидуальных силовых способностей в процессе самостоятельных занятий физической культурой.

Вопрос 2

Охарактеризовать особенности развития индивидуальных скоростных способностей в процессе самостоятельных занятий физической культурой.

Вопрос 3

Охарактеризовать особенности развития выносливости в процессе занятий физической культурой.

Требование 7. Охарактеризовать особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности.

Вопрос 1

Дать общую характеристику основных форм занятий физическими упражнениями.

Вопрос 2

Дать общую характеристику урочных форм занятий физическими упражнениями.

Вопрос 3

Дать характеристику планирования режима дня и особенностей содержания физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Вопрос 4

Охарактеризовать формы активного отдыха, раскрыть специфические требования к организации и проведению туристических походов.

Требование 8. Охарактеризовать основы содержания и направленности различных систем физических упражнений, особенности их оздоровительной и развивающей эффективности.

Вопрос 1

Что понимается под системой физических упражнений? Дать общую характеристику понятия «система физических упражнений».

Вопрос 2

Охарактеризовать системы физических упражнений, освоенные по школьной программе.

Вопрос 3

Раскрыть особенности оздоровительной и развивающей эффективности систем упражнений: атлетическая гимнастика и шейпинг, атлетические единоборства, ритмическая гимнастика (одной из систем по выбору учащихся).

Группа требований «Соблюдать правила»

Требование 1. Соблюдать правила личной гигиены и закаливания организма.

Вопрос 1

Раскрыть основные правила личной гигиены и их использование в личной жизни.

Вопрос 2

Правила выполнения гигиенических водных процедур после окончания занятий физическими упражнениями.

Вопрос 3

Раскрыть основные гигиенические правила закаливания организма.

Требование 2. Соблюдать правила организации и проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом.

Вопрос 1

Раскрыть общие правила организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.

Вопрос 2

Раскрыть общие правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Вопрос 3

Раскрыть общие правила разработки содержания плана-конспекта самостоятельных урочных занятий физическими упражнениями.

Требование 3. Соблюдать правила культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований.

Вопрос 1

Основные правила общения во время совместных занятий физической культурой.

Вопрос 2

Этика соревновательной деятельности.

Вопрос 3

Роль занятий физической культурой в формировании нравственных качеств человека, норм его общественного и индивидуального поведения.

Требование 4. Соблюдать правила профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах.

Вопрос 1

Основные правила профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями.

Вопрос 2

Оказание первой помощи при травмах и ушибах.

Вопрос 3

Правила страховки и самостраховки при занятиях физическими упражнениями.

Требование 5. Соблюдать правила экипировки и использования спортивного инвентаря при занятиях физической культурой.

Вопрос 1

Основные правила выбора спортивной одежды и обуви и ухода за ней.

Вопрос 2

Правила подбора инвентаря и оборудования для занятий физической культурой.

Вопрос 3

Правила использования инвентаря и оборудования для занятий физической культурой.

Группа требований «Проводить»

Требование 1. Проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности.

Задание 1

Дать определение самостоятельных форм занятий.

Задание 2

Раскрыть основы проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной направленности.

Задание 3

Раскрыть основы проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями оздоровительно-корригирующей направленности.

Требование 2. Проводить контроль индивидуального физического развития и физической подготовленности, физической работоспособности, следить за осанкой.

Задание 1

Раскрыть основные способы контроля физического развития.

Задание 2

Раскрыть основные способы контроля физической подготовленности и физической работоспособности.

Задание 3

Раскрыть основные способы контроля за осанкой.

Требование 3. Проводить занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младшего школьного возраста, осуществлять судейство по определенному виду спорта.

Задание 1

Провести подвижную игру на перемене с учащимися младшего школьного возраста.

Задание 2

Провести судейство по определенному виду спорта.

Группа требований «Применять»

Требование 1. Применять приемы страховки и самостраховки при занятиях физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах.

Задание 1

Показать применение приемов страховки и самостраховки.

Задание 2

Показать применение приемов и действия при оказании доврачебной помощи при ушибах и травмах.

Задание 3

Показать применение приемов и действия при оказании доврачебной помощи при ранениях.

Требование 2. Применять приемы массажа и самомассажа.

Задание 1

Массаж, его задачи и основные виды.

Задание 2

Основные правила применения приемов массажа.

Задание 3

Дать характеристику способов массажа, показать последовательность их применения.

Задания к требованию «Составлять»

Требование. Составить индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности, план-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Задание 1

Составить комплекс упражнений утренней гимнастики.

Задание 2

Составить план-конспект занятия, ориентированного на формирование тела (девушки – на формирование осанки, юноши – на формирование рельефа мышц).

Задание 3

Составить индивидуальный месячный план занятий, ориентированных на повышение общей физической подготовленности.

Группа требований «Определять»

Требование 1. Определять индивидуальное физическое развитие и двигательную подготовленность, эффективность занятий физическими упражнениями и функциональное состояние организма во время их проведения.

Задание 1

Охарактеризовать основные способы оценки индивидуального физического развития и двигательной подготовленности.

Задание 2

Охарактеризовать основные способы оценки эффективности занятий физическими упражнениями.

Задание 3

Охарактеризовать основные способы оценки функционального состояния организма во время проведения тренировочных занятий.

Требование 2. Определить дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

Задание 1

Определить дозировку физических нагрузок при выполнении упражнений разной функциональной направленности.

Задание 2

Определить направленность воздействия физических упражнений.

Задание 3

Определить направленность и дозировку физических упражнений при развитии физических качеств в процессе самостоятельных занятий.

Задания к требованию «Демонстрировать»

Требование. Демонстрировать развитие физических качеств в контрольных упражнениях (см. таблицу).

Таблица

Контрольные упражнения

Девушки

Виды деятельности

«5»

«4»

«3»

Бег 100 м

16,0

16,5

17,0

Прыжок в длину с разбега (см)

380

360

310

Метание гранаты весом 500 г (м)

23

18

12

Поднимание туловища из положения лежа (кол-­во раз)

25

20

15

Кросс 2000 м (мин., сек.)

10.30

12.10

13.10

Челночный бег 6х10 м (сек.)

15,1

15,8

16,8

Подтягивание из виса лежа (кол-­во раз)

18

15

13

Юноши

Виды деятельности

«5»

«4»

«3»

Бег 100 м

14,2

14,5

15,0

Кросс 1000 м (мин, сек.)

3.30

3.40

3.55

Челночный бег 10х10 м (сек.)

27

28

30

Подтягивание из виса (кол-­во раз)

12

10

8

Метание гранаты весом 700 г (м)

38

32

26

«Угол» в упоре на брусьях (сек.)

8

5

4

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол­во раз)

12

10

7

Кросс 3000 м (мин., сек.)

13.30

15.30

16.50

Подъем переворотом (кол-­во раз)

4

3

2

Прыжок в длину с разбега (см)

460

420

370

Андрей Донсков ,
учитель физической культуры, МОУ «Маркинская СОШ», станица Маркинская, Ростовская обл. ;
Светлана Донскова ,
учитель физической культуры, МОУ «Маркинская СОШ», станица Маркинская, Ростовская обл.

Рейтинг@Mail.ru