Экзамен не за горами
К чему готовитьсяВ соответствии со структурой и содержанием Временных требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре мы разработали ряд заданий и разделили их на соответствующие структурные группы: «Объяснять», «Характеризовать», «Соблюдать правила», «Проводить», «Применять», «Составлять», «Определять» и «Демонстрировать». В результате освоения содержания учебного предмета «физическая культура» выпускники должны уметь выполнять следующее: 1) объяснять: – роль и значение физической культуры в
развитии общества и человека; 2) характеризовать: – индивидуальные особенности физического и
психического развития и их связь с регулярными
занятиями физическими упражнениями; 3) соблюдать правила: – личной гигиены и закаливания организма; 4) проводить: – самостоятельные занятия физическими
упражнениями с общей профессионально-прикладной
и оздоровительно-корригирующей направленностью; 5) применять: – приемы страховки и самостраховки во время
занятий физическими упражнениями; 6) составлять: – индивидуальные комплексы физических
упражнений различной направленности; 7) определять: – уровни индивидуального физического развития
и двигательной подготовленности; 8) демонстрировать развитие физических качеств в контрольных упражнениях (см. таблицу). Задания для проверки уровня физической подготовленности выпускников средней (полной) школыГруппа требований «Объяснять»Требование 1. Объяснить роль и значение физической культуры в развитии общества и человека. Вопрос 1 Дать определение понятия «физическая культура». Вопрос 2 Дать определение понятия «физическая культура личности». Вопрос 3 Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека. Требование 2. Объяснить цели и принципы олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений. Вопрос 1 Олимпийское движение, история его возникновения и развития. Вопрос 2 Физкультурно-массовое движение в мире, история его возникновения и развития. Вопрос 3 Олимпийское и физкультурно-массовое движение в России, его цели и задачи. Вопрос 4 Влияние олимпийского движения на развитие физической культуры на Дону. Вопрос 5 Влияние физкультурно-массового движения на развитие физической культуры на Дону. Вопрос 6 Влияние олимпийского и физкультурно-массового движения на развитие спорта высших достижений на Дону. Требование 3. Объяснить роль и значение физической культуры в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни. Вопрос 1 Что вы понимаете под здоровьем человека? Вопрос 2 Связь между занятиями физической культурой и укреплением здоровья человека. Вопрос 3 Связь физической культуры с укреплением здоровья последующих поколений. Вопрос 4 Вредные привычки и причины их возникновения. Вопрос 5 Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек. Вопрос 6 Роль и значение занятий физической культурой в ведении здорового образа жизни. Группа требований «Характеризовать»Требование 1. Охарактеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями. Вопрос 1 Дать определение понятия «индивидуальные особенности физического развития». Вопрос 2 Дать характеристику индивидуальных особенностей психического развития. Вопрос 3 Дать характеристику связи психического развития и регулярных занятий физическими упражнениями. Требование 2. Охарактеризовать особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями. Вопрос 1 Дать характеристику особенностей функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями. Вопрос 2 Влияние традиционных и нетрадиционных систем физических упражнений на развитие и совершенствование функций основных жизненно важных систем организма. Вопрос 3 Дозировка физических упражнений и способы ее определения. Требование 3. Охарактеризовать особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности. Вопрос 1 Дать общую характеристику индивидуальных форм занятий физической культурой. Вопрос 2 Дать характеристику форм планирования занятий физической культурой. Вопрос 3 Дать характеристику форм контроля эффективности занятий физической культурой. Требование 4. Охарактеризовать особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности. Вопрос 1 Дать определение занятий физическими упражнениями профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности. Вопрос 2 Охарактеризовать содержание и направленность занятий физическими упражнениями по начальной военной физической подготовке. Вопрос 3 Охарактеризовать содержание занятий физическими упражнениями оздоровительно-корригирующей направленности. Требование 5. Охарактеризовать особенности обучения и самообучения двигательным действиям. Вопрос 1 Дать характеристику предмета обучения (движение, двигательное действие, техника двигательного действия). Вопрос 2 Охарактеризовать особенности обучения двигательным действиям. Вопрос 3 Охарактеризовать особенности обучения двигательным действиям. Требование 6. Охарактеризовать особенности развития физических способностей в процессе самостоятельных занятий физической культурой. Вопрос 1 Охарактеризовать особенности развития индивидуальных силовых способностей в процессе самостоятельных занятий физической культурой. Вопрос 2 Охарактеризовать особенности развития индивидуальных скоростных способностей в процессе самостоятельных занятий физической культурой. Вопрос 3 Охарактеризовать особенности развития выносливости в процессе занятий физической культурой. Требование 7. Охарактеризовать особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности. Вопрос 1 Дать общую характеристику основных форм занятий физическими упражнениями. Вопрос 2 Дать общую характеристику урочных форм занятий физическими упражнениями. Вопрос 3 Дать характеристику планирования режима дня и особенностей содержания физкультурно-оздоровительных мероприятий. Вопрос 4 Охарактеризовать формы активного отдыха, раскрыть специфические требования к организации и проведению туристических походов. Требование 8. Охарактеризовать основы содержания и направленности различных систем физических упражнений, особенности их оздоровительной и развивающей эффективности. Вопрос 1 Что понимается под системой физических упражнений? Дать общую характеристику понятия «система физических упражнений». Вопрос 2 Охарактеризовать системы физических упражнений, освоенные по школьной программе. Вопрос 3 Раскрыть особенности оздоровительной и развивающей эффективности систем упражнений: атлетическая гимнастика и шейпинг, атлетические единоборства, ритмическая гимнастика (одной из систем по выбору учащихся). Группа требований «Соблюдать правила»Требование 1. Соблюдать правила личной гигиены и закаливания организма. Вопрос 1 Раскрыть основные правила личной гигиены и их использование в личной жизни. Вопрос 2 Правила выполнения гигиенических водных процедур после окончания занятий физическими упражнениями. Вопрос 3 Раскрыть основные гигиенические правила закаливания организма. Требование 2. Соблюдать правила организации и проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом. Вопрос 1 Раскрыть общие правила организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом. Вопрос 2 Раскрыть общие правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Вопрос 3 Раскрыть общие правила разработки содержания плана-конспекта самостоятельных урочных занятий физическими упражнениями. Требование 3. Соблюдать правила культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований. Вопрос 1 Основные правила общения во время совместных занятий физической культурой. Вопрос 2 Этика соревновательной деятельности. Вопрос 3 Роль занятий физической культурой в формировании нравственных качеств человека, норм его общественного и индивидуального поведения. Требование 4. Соблюдать правила профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах. Вопрос 1 Основные правила профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями. Вопрос 2 Оказание первой помощи при травмах и ушибах. Вопрос 3 Правила страховки и самостраховки при занятиях физическими упражнениями. Требование 5. Соблюдать правила экипировки и использования спортивного инвентаря при занятиях физической культурой. Вопрос 1 Основные правила выбора спортивной одежды и обуви и ухода за ней. Вопрос 2 Правила подбора инвентаря и оборудования для занятий физической культурой. Вопрос 3 Правила использования инвентаря и оборудования для занятий физической культурой. Группа требований «Проводить»Требование 1. Проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности. Задание 1 Дать определение самостоятельных форм занятий. Задание 2 Раскрыть основы проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной направленности. Задание 3 Раскрыть основы проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями оздоровительно-корригирующей направленности. Требование 2. Проводить контроль индивидуального физического развития и физической подготовленности, физической работоспособности, следить за осанкой. Задание 1 Раскрыть основные способы контроля физического развития. Задание 2 Раскрыть основные способы контроля физической подготовленности и физической работоспособности. Задание 3 Раскрыть основные способы контроля за осанкой. Требование 3. Проводить занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младшего школьного возраста, осуществлять судейство по определенному виду спорта. Задание 1 Провести подвижную игру на перемене с учащимися младшего школьного возраста. Задание 2 Провести судейство по определенному виду спорта. Группа требований «Применять»Требование 1. Применять приемы страховки и самостраховки при занятиях физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах. Задание 1 Показать применение приемов страховки и самостраховки. Задание 2 Показать применение приемов и действия при оказании доврачебной помощи при ушибах и травмах. Задание 3 Показать применение приемов и действия при оказании доврачебной помощи при ранениях. Требование 2. Применять приемы массажа и самомассажа. Задание 1 Массаж, его задачи и основные виды. Задание 2 Основные правила применения приемов массажа. Задание 3 Дать характеристику способов массажа, показать последовательность их применения. Задания к требованию «Составлять»Требование. Составить индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности, план-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий. Задание 1 Составить комплекс упражнений утренней гимнастики. Задание 2 Составить план-конспект занятия, ориентированного на формирование тела (девушки – на формирование осанки, юноши – на формирование рельефа мышц). Задание 3 Составить индивидуальный месячный план занятий, ориентированных на повышение общей физической подготовленности. Группа требований «Определять»Требование 1. Определять индивидуальное физическое развитие и двигательную подготовленность, эффективность занятий физическими упражнениями и функциональное состояние организма во время их проведения. Задание 1 Охарактеризовать основные способы оценки индивидуального физического развития и двигательной подготовленности. Задание 2 Охарактеризовать основные способы оценки эффективности занятий физическими упражнениями. Задание 3 Охарактеризовать основные способы оценки функционального состояния организма во время проведения тренировочных занятий. Требование 2. Определить дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. Задание 1 Определить дозировку физических нагрузок при выполнении упражнений разной функциональной направленности. Задание 2 Определить направленность воздействия физических упражнений. Задание 3 Определить направленность и дозировку физических упражнений при развитии физических качеств в процессе самостоятельных занятий. Задания к требованию «Демонстрировать»Требование. Демонстрировать развитие физических качеств в контрольных упражнениях (см. таблицу). Таблица Контрольные упражнения Девушки
Юноши
Андрей Донсков , |