Тесты для всех
Какой тест выбрать?В школьной программе по физической культуре есть разделы спортивных и подвижных игр. Для оценки скоростно-силовых качеств – силы мышц ног, прыгучести, формирования осанки – будет полезно тестовое упражнение в прыжках через скакалку. В основном же тесты позволяют оценить уровень развития физических качеств. Без должного развития такого физического качества, как сила, выполнение многих элементов и разделов программы становится проблематичным. Тестами для определения силы являются подтягивания, отжимания, поднимания туловища. Предлагаемые тесты не требуют использования сложного и дорогостоящего оборудования и инвентаря, что в наше время актуально и насущно, а также какого-то специального помещения: их можно проводить и в зале, и на свежем воздухе. Все тесты просты, доступны и понятны каждому. Полученные результаты наглядны и легки в обработке как учителем, так и самими учениками. Учителю необходимо помнить, что выполнение какого-либо одного упражнения развивает не совсем одинаковые физические качества. Например, отжимание у слабо подготовленных учащихся развивает силу, а у хорошо подготовленных – силовую выносливость. При выполнении тестов ЧСС в различных положениях различна. Так, при выполнении прыжков через скакалку она достигает следующих величин:
ЧСС во многом определяется уровнем физической подготовленности и степенью освоения упражнения, в данном примере – прыжков через скакалку. Кроме всего прочего, по результатам тестирования нужно обязательно давать домашние задания по развитию тех физических качеств, которые у конкретного ученика развиты недостаточно (силы, скорости и т.д.). Техника выполнения контрольных упражненийПрыжки через скакалкуУченик прыгает через скакалку, которую вращает сам. Засчитывается количество выполненных за определенное время прыжков. Подтягивание на перекладинеМальчики выполняют упражнение в висе на перекладине, хват сверху, руки прямые. Засчитывается количество подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, если руки сгибаются одновременно, подбородок выше перекладины, затем руки разгибаются полностью, ноги прямые, не сгибаются в коленях, движения выполняются без рывков и махов. Неправильно выполненное подтягивание не засчитывается. Остановка между подтягиваниями более чем на 3 сек. не допускается. Девочки выполняют упражнение на низкой перекладине или на четвертой – пятой рейке «шведской стенки». И.п. – вис лежа, хватом сверху, ноги на нижней перекладине «шведской стенки», туловище прямое. Плавно согнуть руки в локтях (подтянуться), коснуться перекладины грудью и плавно вернуться в и.п. Туловище при выполнении обязательно прямое. Остановка между подтягиваниями более чем на 3 сек. не допускается. ОтжиманиеСгибание и разгибание рук в упоре лежа мальчики выполняют от пола. Туловище прямое, руки на ширине плеч. Согнуть руки в локтях до прямого угла. Вернуться в и.п. Остановка между отжиманиями более чем на 3 сек. не допускается. Девочки выполняют это упражнение в и.п. упор лежа, руки на гимнастической скамейке высотой 20–25 см. Туловище прямое, ноги на носках, без упора. Согнуть руки в локтях до касания скамейки грудью и плавно вернуться в и.п. Поднимание туловищаИ.п. – лежа на спине, руки за голову, ноги прямые (партнер держит ноги). Поднять туловище до угла 85°. Вернуться в и.п. ПриседаниеИ.п. – о.с. Присесть, руки вперед, пятки не отрывать от пола. Вернуться в и.п. Прыжок в длину с местаИ.п. – стоя, стопы врозь на расстоянии 5–10 см одна от другой. Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, поднимает руки вверх, встает на носки, затем отводит руки назад, наклоняет туловище вперед, сгибает ноги в коленях, махом руками вперед отталкивается обеими ногами и выполняет прыжок с места на максимально возможное расстояние. После приземления выполнить шаг вперед и вернуться через сторону в группу. Ученику дается три попытки. Засчитывается только лучший результат. Комплексы подводящих упражненийНаибольшую сложность у ребят вызывают тесты по подтягиванию и отжиманиям. Выполнение этих упражнений является технически сложным. При обучении технике этих упражнений следует использовать подводящие упражнения. Подводящие упражнения для отжиманий1. Отжимания от стены с изменением расстояния от нее (стоя лицом к стене, руки ладонями к стене, согнуть руки в локтях, вернуться в и.п.). Выполнять до легкого утомления. 2. Отжимания от спинки стула (сиденье прижато к стене). Выполнять можно сериями по 8–12 раз или до небольшого утомления. 3. Отжимания от сиденья стула или табурета. Дозировка такая же, как в предыдущем упражнении. 4. Отжимания от табурета или стула, положенного на пол. Выполнять не менее 8–10 раз. Если не получается сделать все за один раз, можно разделить упражнение на серии: 3x4 раза, 2x5 раз, 3x6 раз и т.д. Отдых между сериями – от 30 сек. до 1 мин. 5. Отжимания от пола на коленях. И.п. – упор
стоя на коленях. 6. Отжимания от пола: мальчики – 3–4 серии по 6–12 раз; девочки – 2–3 серии по 5–8 раз. Эти упражнения рекомендуются как мальчикам, так и девочкам, особенно в 5–7-х классах. При этом особое внимание нужно обратить на правильную технику выполнения (положение рук, ног, туловища, головы, дыхание). Подводящие упражнения для подтягивания в висе1. Вис на высокой перекладине со стремлением подтянуться. Положение рук, ног, туловища – прямое. 2. Из виса на высокой перекладине – подтягивание с посторонней помощью. Опускание в вис как можно медленнее. 3. Подтягивание на низкой перекладине из и.п. – вис лежа с постепенным опусканием перекладины по «шведской стенке» до 100 см. Упражнение выполняется сериями: 3–4 серии по 8 –12 раз с последующим увеличением повторений в сериях. 4. Подтягивание обратным хватом. Для развития силы можно использовать отягощение (гантели весом 1,5–2 кг закреплены за талию или за ноги). Этот комплекс подводящих упражнений рекомендуется мальчикам, но при желании его можно использовать девочкам с меньшей дозировкой. Как проводить тестированиеВ классе из 25 человек на это уходит от 30 до 35 мин. в зависимости от степени подготовленности и организованности учащихся. Повторное проведение тестирования занимает меньше времени. Очередность выполнения тестов, применяемая у нас в школе, следующая:
Класс по отделениям (в среднем 6–8 человек в каждом) отправляется в поход. Названия станций соответствуют названиям тестов. Ученики в отделениях разделяются на пары и фиксируют результаты друг друга, которые по окончании каждого теста записываются в протокол и паспорт здоровья. Станции меняются по команде учителя. Протокол результатов тестирования в ___ классе средней школы № ____ (время: ________, место: ________)
Паспорт здоровья ученика ___ класса средней школы № ____ за _____/_____ учебный год
Необходимо, чтобы каждая станция была оборудована необходимым спортивным инвентарем (скакалки, маты, скамейки и т.д.). За весь учебный год в каждом классе учитель оформляет 5 протоколов с результатами тестирования (в начале года и конце каждой четверти). Желательно, чтобы сдача тестов проходила все время в одних и тех же условиях (в зале или на улице) и в определенные сроки (за 1,5–2 недели до окончания четверти). Как оценивать результаты тестовМожно проводить тестирование в виде соревнований в классе как по видам тестов, так и в абсолютном первенстве. Это во многом зависит от замысла учителя и в то же время не дает ученикам возможности схитрить, т.е. в день проведения тестирования показать результаты выше тех, на которые они способны. Такой урок обычно проходит очень оживленно. Когда все результаты записаны, у детей в паспорте здоровья, который они хранят у себя, и в протоколе, остающемся у учителя, выставляется или одна общая отметка по результатам тестирования или несколько – по отдельным тестам. Это зависит от целей, поставленных учителем и учеником. Учащийся может получить одну итоговую отметку и несколько дополнительных – за личный рекорд, за лучший результат, за прогресс и т.п. Разработка шкал оценки результатов тестирования Предлагаемые шкалы оценки физической подготовленности разработаны с учетом физической подготовленности и физического развития учащихся школы № 73 г. Ульяновска. Прежде чем начать их составление, у нас в школе был проведен эксперимент по определению тех результатов, которые может и должен показать ученик, чтобы выполнить требования школьной программы по физической культуре. Для этого была проделана достаточно трудоемкая работа: надо было обработать более 30 000 результатов тестирования, определить средний уровень показанных результатов для каждого теста и отдельно для каждой параллели – с 5-го по 9-й классы. Результаты были сведены в общие таблицы отдельно для каждой параллели – для мальчиков и девочек. Полученные шкалы оценки оказались весьма полезны как для учеников, так и для учителя. Данный эксперимент продолжается и по сей день: мы обрабатываем результаты тестирования и, если возникает необходимость, производим корректировку. Шкалы оценки можно красочно оформить и вывесить в классе для ознакомления. Учитель физической культуры должен четко и доходчиво разъяснять учащимся, для чего проводятся эти тесты, какую практическую пользу они принесут каждому из учеников, что от детей при этом требуется. Желательно ознакомить с тестами и родителей – только совместными усилиями можно добиться успехов. Шкалы оценки для определения уровня физической подготовленности учащихся 5-х классов
Шкалы оценки для определения уровня физической подготовленности учащихся 6-х классов
Шкалы оценки для определения уровня физической подготовленности учащихся 7-х классов
Шкалы оценки для определения уровня физической подготовленности учащихся 8-х классов
Шкалы оценки для определения уровня физической подготовленности учащихся 9-х классов
Как задавать задание на дом?В конце урока дети получают домашнее задание с обязательным контролем со стороны учителя и родителей. Выполнение домашних заданий является одной из важных форм организации занятий, повышения активности учащихся, улучшения их физической подготовленности, укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни. Домашние задания должны являться логическим продолжением учебной работы. Они состоят из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств. Не следует давать домашние задания на выполнение сложных движений, требующих специальных условий и обязательной страховки. Учитель должен напомнить ученикам об обязательном соблюдении правил санитарии и гигиены при выполнении домашних заданий. Следует обратить особое внимание на обеспечение безопасности во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Важно, чтобы учитель наглядно показывал, как выполнять предлагаемые упражнения, уточнял их дозировку, соответствующую состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности и психическому развитию школьников. Длительность выполнения упражнений, задаваемых на дом, не должна превышать 15–20 мин. Для того чтобы польза от этого была максимальной, учитель должен не только следить за их систематическим выполнением, но и постоянно его контролировать. Контролировать можно правильность выполнения упражнений, динамику качественных показателей, а также уровень физической подготовленности ученика по сравнению с предыдущими результатами. Определенный вклад в этот процесс могут и должны вносить родители. Для этого надо проводить личные беседы, общие родительские собрания, объясняя родителям необходимость контроля за выполнением детьми домашних заданий. Чтобы повысить интерес учащихся к выполнению домашних заданий, предлагаемые комплексы упражнений надо менять не реже двух раз в месяц, иначе можно не достичь ожидаемого результата, так как они начнут надоедать детям, и они перестанут их выполнять.
Владимир Ларин , |