Турслет как межпредметный проект
Мир вокруг насПрограмму школьного туристического слета
обычно составляют: прохождение
контрольно-туристического маршрута (КТМ),
соревнования по ориентированию, туристическая
полоса препятствий, соревнования по технике
туризма, различные викторины и конкурсы. А можно
ли все это объединить? Можно. Подготовка маршрутаПрежде всего, нужно определить место и сроки
проведения туристического слета. При выборе
места важно иметь карту, лучше всего – для
спортивного ориентирования. А судьи кто?Количество КП напрямую зависит от количества
судей. При планировании маршрута нужно учесть и
этот момент. К сожалению, вовлечь всех учителей
школы в судейство, скорее всего, не получится. В
таком случае можно воспользоваться помощью
старшеклассников – не обязательно туристов.
Тогда судья-старшеклассник заранее согласует
задание на КП с учителем-предметником. Проект Положения о соревнованияхНе удивляйтесь тому, что составление Положения
не стало первым этапом подготовки. А ведь именно
с этого рекомендуется начинать проведение
любого туристического слета. Если не определить
район, сроки проведения и людей, с которыми вы
будете сотрудничать, никакое Положение работать
не будет. Цель: прививать учащимся основные навыки пешеходного туризма. Задачи:
Состав участников: к участию в туристическом слете допускаются учащиеся 5–11-х классов, не имеющие противопоказаний врача и получившие соответствующее разрешение от родителей. Время проведения: «__» ________ 200__ года. Место проведения: ________________ (место старта – _________________, место финиша – _________________). Программа соревнованийСоревнования включают в себя прохождение
контрольно-туристического маршрута с
выполнением заданий, подготовленных
учителями-предметниками в рамках
междисциплинарного проекта «Мир вокруг нас».
Судьи-контролеры на дистанции также
осуществляют контроль за поведением учащихся в
лесу и вправе как начислить, так и снять
определенное количество баллов по этому
показателю. С критериями начисления баллов
учащиеся знакомятся непосредственно перед
стартом.
Определение победителейПобедитель в туристическом слете определяется по наибольшему количеству баллов, полученных командой по всем показателям (средний балл класса при выполнении заданий (отношение суммы всех полученных отметок к количеству заданий и к количеству учеников) – от 0 до 7):
При равном количестве баллов у двух и более
команд преимущество получает та из них, которая
преодолела контрольно-туристический маршрут
быстрее. НаграждениеКоманды, занявшие первое, второе и третье места,
награждаются кубками, грамотами и памятными
призами. Судейство соревнованийСудейство осуществляется силами учителей-предметников школы и наиболее подготовленных учащихся 11-го класса, имеющих соответствующий туристический опыт и подготовку. Главный судья – _________________________. Организация соревнованийОрганизация и проведение соревнований возлагаются на учителей физической культуры __________________________________. Общий контроль за соблюдением данного Положения возлагается на заместителя директора по воспитательной работе _____________________. Подготовка заданийНа этом этапе учителя знакомят детей с
заданиями, которые будут предложены им на
туристическом слете, а также с принципами
оценивания. Предлагаемые задания должны
ограничиваться рамками единой темы,
соответствовать возрасту детей и иметь четкую
инструкцию по оцениванию, чтобы достичь в этом
полной объективности. А заблаговременное знание
материала позволит детям и классным
руководителям заранее подготовиться к слету. Задания по предметамГеография. Определение сторон горизонта, азимута, магнитного склонения. Биология. Съедобные и несъедобные грибы, лекарственные растения. Красная книга. Математика. Вычисление пройденного расстояния, расстояния до недоступной точки. Рисование. Изготовление постера, плаката на заданную тему. Музыка. Исполнение туристической, бардовской песни. Физкультура. Преодоление туристического маршрута. Техника преодоления оврага спортивным способом. Русская словесность. Написание рассказа, эссе по заявленной теме. ОцениваниеИспользование критериального оценивания на туристическом слете позволяет увидеть полную и объективную картину соревнований. Важно, что ученики заранее знают, за что и как они будут получать оценки. Таким образом, задания и принципы оценивания их выполнения на КП не являются для них сюрпризом. Примеры заданийГеография. Контрольный пункт «Кладоискатели»– Ребята, вам предлагается стать
кладоискателями. Нужно отыскать клад. Но сделать
это смогут только те, кто хорошо умеет определять
азимут.
Критерии оценивания выполнения заданий на контрольном пункте «Кладоискатели»
Критерии оценивания выполнения заданий по физической культуре Критерий А – физическая подготовка (максимум 7 баллов)
Примечание: выполнение заданий по критерию А оценивают сопровождающие класс взрослые и судьи-наблюдатели, проводя таким образом стандартизацию. Критерий Б – техника преодоления препятствия (максимум 7 баллов)
Примечание: оценку по критерию Б выставляет судья на контрольном пункте при выполнении технического задания «Преодоление оврага». В проведении стандартизации участвует ассистент. Уроки отменяются!Проведение туристического слета как междисциплинарного проекта позволяет провести его в течение учебного дня, так как в мероприятии задействованы большинство учителей-предметников и классные руководители. Можно провести слет и в выходной день, но тогда процент участвующих детей значительно меньше. Уроков в этот день в школе нет, и это воспринимается детьми как праздник, однако во время проведения турслета ребята продолжают учиться и даже получают за это отметки. Судьи выезжают на место туристического слета заблаговременно – или накануне вечером (с ночевкой), или рано утром. Команды приезжают к месту старта вместе с классными руководителями (возможно даже – с родителями) утром в установленное время. Маршрутный листНа старте главный судья еще раз знакомит участников с программой соревнований, после чего каждая команда (класс) получает карту с обозначенными на ней КП, а также маршрутный лист, который судьи будут заполнять на протяжении всего времени слета. Маршрутный лист ______ класса Время старта___________ Время финиша___________ Результат ________
Передвижение по маршрутуВажным этапом является передвижение детей по
маршруту от одного КП к другому. Во время
передвижения можно предложить детям выполнить
какое-либо задание – например, они должны убрать
мусор в специальный мешок. Результат труда судьи
оценят на финише, и это будет учтено при
определении победителя. Фактор времениЧасто приходится видеть, как турслет
превращается в беговые соревнования с
использованием навыков ориентирования.
Победителя часто определяют по затраченному на
прохождение маршрута времени. Зачастую это так
давит на учеников и их классных руководителей,
что они думают только о том, чтобы пробежать всю
дистанцию, и не имеет значения, доставляет это
удовольствие или нет. Поляна слетаНе следует забывать, что туристический
слет – это не только спортивное, но и
воспитательное мероприятие. Поэтому по прибытии
на финиш (поляну слета) классы должны
позаботиться о том, как организовать отдых и
питание, при этом лес после себя нужно оставить
чистым. ЭссеМы предлагаем младшим школьникам на поляне слета сочинить небольшой рассказ, а старшеклассникам – написать небольшое эссе по теме проекта, например: – Как я ориентируюсь в окружающем мире? РефлексияРаботы детей можно потом вывесить в школе вместе с фотогазетами о прошедшем турслете. Еще лучше провести небольшую презентацию детских работ после возвращения в школу или в другое время. Преимущества проектаПроведение такого большого междисциплинарного проекта позволяет: – вовлечь в туристический слет большое
количество педагогов. Учителя, не
задействованные в судействе, могут принять
участие в соревнованиях отдельной командой;
Алексей Машковцев , |