Педагогический и медицинский контроль
Интенсивность нагрузок и признаки утомленияНа начальном этапе подготовки особую значимость приобретает медико-педагогический контроль за состоянием здоровья учащихся. Учитывая тот факт, что в большинстве спортивных школ организация медицинского контроля может осуществляться только в условиях физкультурно-спортивного диспансера, основная нагрузка ложится на тренера-преподавателя. Умение выбрать нужные средства и методы развития физических качеств, умелое чередование их с упражнениями для восстановления функций организма после перенесения заболеваний или травм, а также знание признаков утомления необходимы педагогу. Для определения исходного состояния здоровья юного спортсмена в начале учебного года проводится первое тестирование. Для определения скоростных возможностей и координационных способностей используется бег на 30 м и челночный бег 3?10 м. Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без шипов после 10–15-минутной разминки. Процедура тестирования Испытуемый с предельной скоростью пробегает 30 м с ходу, а затем после отдыха с максимальной скоростью бежит 3?10 м. Результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды. У учащегося есть две попытки. Разность между временем бега 3?10 м и на 30 м по прямой – это латентный показатель координационных способностей, характеризующий скоростные возможности ученика. Тесты для определения скоростно-силовых качеств: – прыжки в длину с места проводятся на
нескользкой поверхности. Испытуемый встает у
стартовой линии в исходное положение, ноги
параллельно, и толчком двумя ногами со взмахом
рук совершает прыжок. Приземление происходит
одновременно на обе ноги на покрытие,
исключающее жесткое приземление. Измерение
осуществляется стальной рулеткой по отметке,
расположенной ближе к стартовой линии. Лучший
результат из трех попыток записывается в
сантиметровом исчислении; Для определения гибкости ученик выполняет наклоны туловища. Процедура тестирования Испытуемый садится на пол или на скамью, упираясь ногами в стену, наклоняет туловище вперед вниз. При помощи рулетки измеряется расстояние от груди до пола (скамьи) в сантиметрах. Вариант. Тот же тест выполняется из положения стоя. Для определения выносливости выполняется бег на дистанции 1000 м или 1500 м. Проводится с высокого старта на дорожке стадиона или манежа без учета времени. Тестирование легкоатлетов осуществляется в следующей последовательности: – 1-й день – бег на 30 м, челночный бег
3?10 м и прыжки; Основными задачами медицинского обследования на этапе начальной подготовки являются контроль за состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача. В начале и конце учебного года занимающиеся проходят углубленные медицинские обследования. Все это позволяет выявить состояние здоровья детей и их пригодность для занятий определенными видами спорта, установить исходный уровень физического развития и функциональной подготовленности. Этапные обследования позволяют следить за динамикой этих показателей, а текущие обследования – за переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок, чтобы своевременно принимать лечебно-профилактические меры. Следует отметить важность постоянного контроля со стороны тренера за тем, как учащиеся переносят тренировочные и соревновательные нагрузки, и сознательного самоконтроля учащихся. Поэтому необходимо ознакомить учащихся с описанием признаков утомления и системой оценки самочувствия (табл. 1, 2). Таблица 1 Внешние признаки утомления
Таблица 2 Оценка самочувствия
Нередко умственное и физическое утомление наступает одновременно. Это происходит в результате чрезмерной физической нагрузки и выражается во временном снижении работоспособности. Доказано, что тренировочные занятия, которые интересны учащимся, вызывают у них положительные эмоции и меньшую усталость. Верным признаком усталости у детей младшего школьного возраста является отсутствие интереса к тренировочным занятиям. Физическое утомление выражается в снижении скорости, координации и т.д. Развитие двигательных качеств учащихся осуществляется разными путями, и процесс восстановления организма после перенесенного заболевания осуществляется естественным путем. Иное направление процесс восстановления приобретает после тренировочных занятий развивающей направленности. Эффективность этих занятий во многом определяется рациональной структурой и нормированием нагрузок. По классификации интенсивности нагрузок (М.Я. Набатникова) (табл. 3) можно определить только интенсивность нагрузок, продолжительность которых более 3 мин., так как в силу инерции ЧСС выходит на уровень нагрузки только на 3-й минуте (период врабатывания). В то же время по ней нельзя характеризовать интенсивность силовых (штанга, гимнастика, акробатика), скоростно-силовых (метания, прыжки), скоростных (спринтерские дистанции в беге, плавании, коньках, гребле на байдарках) нагрузок. Затруднительна также классификация нагрузок с переменной интенсивностью (игры, борьба, бокс и т.п.). Частичную информацию об интенсивности переменных нагрузок может дать определение средней величины развития основных двигательных качеств, для расчета которой используется соответствующий результат измерений после 45 мин. занятий при средней плотности выполняемых упражнений в течение 1,5 ч тренировки. В целях предупреждения физического переутомления необходимо строгое чередование интенсивности нагрузок как в процессе одного тренировочного занятия, так и на этапе начальной подготовки. Таблица 3 Классификация интенсивности нагрузки
Сроки возобновления занятий в зависимости от характера заболеванияОдним из важных факторов медико-педагогического контроля является соблюдение сроков возобновления учащимися занятий физкультурой и спортом после перенесенных заболеваний и травм. Данные сроки определяются врачом индивидуально для каждого учащегося с учетом всех клинических данных (тяжести и характера заболевания или травмы, степени вызванных этим функциональных нарушений). Принимаются во внимание также пол, возраст, компенсаторные способности организма и другие индивидуальные особенности. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний представлены ниже. При этом нами использована ориентировочная схема, составленная профессором Д.М. Российским и доцентом Д.М. Серкиным, с изменениями и дополнениями, внесенными профессорами В.К. Добровольским и Е.И. Янкелевич. Ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная). Признаки выздоровления: отсутствие воспалительных явлений в зеве (краснота, припухлость и пр.) и болей при глотании; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 2 дней; удовлетворительное общее состояние. Занятия физкультурой в школе можно начинать через 6–7 дней, тренировки – через 12–14 дней, участвовать в соревнованиях – через 20–22 дня. Необходимо соблюдать осторожность при занятиях зимними видами спорта (лыжи, коньки) и плаванием в связи с опасностью резкого охлаждения тела. Ангина флегмонозная. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие болезненных явлений в зеве и шейных лимфатических узлах; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 7 дней; почти полное восстановление обычного веса. Занятия физкультурой можно начинать через 14–15 дней, тренировки – через 20–21 день, участвовать в соревнованиях – через 30–35 дней. Допуская учащегося к соревнованиям, врач должен обращать особое внимание на состояние сердечно-сосудистой системы и обязательно взять функциональные пробы. Аппендицит: а) острый. Признаки
выздоровления: удовлетворительное самочувствие;
нормальная температура тела, сохраняющаяся не
менее 10 дней; отсутствие боли и напряжения
брюшной стенки в области червеобразного
отростка при ощупывании. Занятия физкультурой
можно начинать через Бронхит острый, инфекционный. Острый катар верхних дыхательных путей. Признаки выздоровления: удовлетворительное общее состояние; нормальная температура тела; отсутствие кашля и хрипов в легких. Занятия физкультурой можно начинать через 6–8 дней, тренировки – через 10–12 дней, участвовать в соревнованиях – через 14–16 дней. Следует остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений. Ветряная оспа. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 7 дней; отсутствие болезненных явлений в области дыхательных путей, раздражения суставов и кожи. Занятия физкультурой можно начинать через 7–8 дней, тренировки – через 10–12 дней, участвовать в соревнованиях – через 16–18 дней. Острое воспаление придаточных полостей носа (фронтит, гайморит). Признаки выздоровления: нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 14 дней; полное исчезновение болей и неприятных ощущений в пораженных областях. Занятия физкультурой можно начинать через 8–9 дней, тренировки – через 16–18 дней, участие в соревнованиях – через 20–25 дней. Необходимо соблюдать особую осторожность при занятиях зимними видами спорта и проводить закаливание постепенно. Воспаление легких (катаральное и крупозное). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 14 дней; отсутствие кашля; нормальные результаты аускультации и перкуссии. Занятия физкультурой можно начинать через 12–14 дней, тренировки – через 18–20 дней, участвовать в соревнованиях – через 25–30 дней. При затянувшемся катаральном воспалении и при тяжелых формах крупозного воспаления сроки увеличиваются на две-три недели. Гастроэнтериты и другие острые расстройства желудочно-кишечного тракта. Признаки выздоровления: исчезновение всех болезненных явлений (боли, тошнота, поносы и пр.). Занятия физкультурой можно начинать через 2–3 дня, тренировки – через 5–6 дней, участвовать в соревнованиях – через 10–12 дней. Следует обращать особое внимание на строгое соблюдение режима питания. Грипп: а) катаральная, желудочно-кишечная и нервная формы, состояние легкой и средней тяжести (повышенная температура тела наблюдается не более 4 дней, отсутствие резко выраженных местных явлений). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 5 дней; полное отсутствие болезненных симптомов в области дыхательных путей, сердца, желудочно-кишечного тракта и других органов; удовлетворительный результат функциональных проб. Занятия физкультурой можно начинать через 4–5 дней, тренировки – через 6–8 дней, участие в соревнованиях – через 10–12 дней; б) более тяжелые формы (наблюдаются повышенная температура тела более 5 дней, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные явления общей интоксикации). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 7 дней; остальные признаки – как при легких формах гриппа; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой можно начинать через 10–12 дней, тренировки – через 18–20 дней, участвовать в соревнованиях – через 30–40 дней. Допуская ребенка к соревнованиям, врач должен обследовать сердечно-сосудистую систему и взять функциональные пробы. Дизентерия. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальный стул не менее 15 суток; хороший аппетит; близкий к обычному вес; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой можно начинать через 14–16 дней, тренировки – через 20–25 дней, участвовать в соревнованиях – через 30–35 дней. Необходим систематический контроль за самочувствием ученика, деятельностью сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Дифтерия. Признаки выздоровления: нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 15 дней; хорошее самочувствие; полное исчезновение болезненных явлений в области желез; отсутствие патологических изменений в моче. Занятия физкультурой можно начинать через 30–35 дней, тренировки – через 40–50 дней, участвовать в соревнованиях – через 60–75 дней. Врач должен наблюдать за состоянием здоровья ребенка в течение 2–3 месяцев после выздоровления, вести систематический контроль за деятельностью сердца, брать контрольные анализы мочи. Учащемуся необходимо соблюдать особую осторожность, нагрузку на занятиях увеличивать постепенно. Корь. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 7 дней; нормальное функционирование кишечника; полное отсутствие кожной сыпи. Занятия физкультурой можно начинать через 14–16 дней, тренировки – через 20–21 день, участвовать в соревнованиях – через 25–30 дней. Малярия. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 10 дней; отсутствие признаков увеличения селезенки. Занятия физкультурой можно начинать через 6–7 дней, тренировки – через 9–10 дней, участвовать в соревнованиях – через 14–16 дней. Необходимо соблюдать особую осторожность при занятиях водными видами спорта и во время приема солнечных ванн. Врач обязательно должен взять повторный анализ мочи после первых 2–3 тренировок. Воспаление почек (острый нефрит). Признаки выздоровления: хорошее самочувствие; отсутствие отеков; отсутствие в моче белка и форменных элементов при трех повторных исследованиях через каждые 5 дней. Занятия физкультурой модно начинать через 30–35 дней, тренировки – через 40–50 дней, участвовать в соревнованиях – через 60–90 дней. Врач должен обязательно вести систематический контроль и брать повторные анализы мочи после первых 2–3 тренировок в течение 2–3 месяцев. Острые и подострые заболевания (заразные и незаразные) кожи и слизистых оболочек, не вызывающие резких болезненных явлений или ограничения движений (чесотка, стригущий лишай и др.). Момент полного выздоровления устанавливается лечащим врачом и характеризуется полным отсутствием проявления болезни и рецидивов в течение 8–15 дней. Занятия физкультурой можно начинать через 5–6 дней, тренировки – через 7–10 дней, участвовать в соревнованиях – через 15–20 дней. Острое расширение сердца (вследствие спортивных или других напряжений). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие одышки при движениях; восстановление нормальных размеров сердца, чистые, ясные тоны; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой можно начинать через 30–45 дней, тренировки – через 60–75 дней, участвовать в соревнованиях – через 90–120 дней. Необходим систематический медицинский и педагогический контроль за состоянием здоровья ребенка в кабинете врача и на занятиях физкультурой. Отит (острый). Признаки выздоровления: нормальная температура тела сохраняется не менее 5 дней; отсутствие болезненных явлений. Занятия физкультурой можно начинать через 14–16 дней, тренировки – через 20–25 дней, участвовать в соревнованиях – через 30–40 дней. Необходимо соблюдать особую осторожность при занятиях плаванием. Плеврит: а) сухой. Признаки выздоровления: нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 20 дней; удовлетворительное самочувствие; отсутствие болезненных симптомов в области легких и бронхов; восстановление обычного веса. Занятия физкультурой можно начинать через 14–16 дней, тренировки – через 20–24 дня, участвовать в соревнованиях – через 30–35 дней. Рекомендуется закаляться и избегать простуды; б) экссудативный. Признак выздоровления: отсутствие признаков выпота в плевре. Занятия физкультурой можно начинать через 40–50 дней, тренировки – через 60–80 дней, участвовать в соревнованиях – через 90–105 дней. Рекомендуется закаляться и избегать простуды. Ревматизм острый. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 30 дней; полное отсутствие деформаций и болей в суставах при движениях; отсутствие болезненных явлений в области сердца. Занятия физкультурой можно начинать через 6–8 месяцев, тренировки – через 10–1,5 года, участвовать в соревнованиях – через 2–2,5 года. Через 3–4 месяца возможны занятия лечебной гимнастикой в специальных группах. Необходимо соблюдать особую осторожность, тренировки проводить постепенно. Если болезнь протекает в зимнее время, желательно не начинать тренировку до лета. Сотрясение мозга. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; полное отсутствие головных болей и головокружений как в спокойном состоянии, так и при движении (не менее 15 дней); нормальные рефлексы. Занятия физкультурой можно начинать через 20–25 дней, тренировки – через 30–40 дней, участвовать в соревнованиях – через 60–90 дней. В течение полугода после выздоровления исключаются тренировки, связанные с резкими сотрясениями тела (прыжки на лыжах, футбол и др.), а также занятия боксом. Скарлатина. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 20 дней; полное отсутствие шелушения кожи; отсутствие патологических изменений в моче. Занятия физкультурой можно начинать через 30–40 дней, тренировки – через 50–60 дней, участвовать в соревнованиях – через 75–80 дней. Необходимо соблюдать особую осторожность, нагрузку на занятиях увеличивать постепенно. Врач обязательно должен взять анализ мочи перед началом тренировки и после одного из первых занятий. В этом разделе ряд заболеваний не указан (например, некоторые болезни легких, сердца, печени, остаточные явления полиомиелита, последствия различных травм и др.). Для решения вопроса о допуске к учебно-тренировочным занятиям учащихся, перенесших тяжелые заболевания, тренер-преподаватель обязан проконсультироваться с лечащим врачом и получить заключение специалиста врачебно-физкультурного диспансера, к которому прикреплена спортивная школа. При заболеваниях уха, глаз, нервной системы, опорно-двигательного аппарата вопрос о возобновлении занятий решается врачами. Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями спортсменами основной медицинской группы после перенесения некоторых заболеваний и травм (с начала посещения школы) представлены в табл. 4. Таблица 4 Допуск к учебно-тренировочным занятиям после перенесения заболеваний
В. В. Ивочкин |