Влияние физической нагрузки на формирование скелета и мышцИнтегрированный урок физкультуры и биологии в 8-м классеТак как этот урок – интегрированный, он проводится не 40–45 мин., а 80–90 мин. (в зависимости от продолжительности одного урока в школе). Цели урока: 1. Повторить материал об основных группах мышц. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; таблицы; скакалки, маты, гантели, резиновые мячи. ХОД УРОКА 1. Построение. Приветствие 2. Сообщение темы и целей урока Клип 1. «Значение движения в жизни человека». Учитель биологии. Что такое мышцы? Какие функции они выполняют? Какие основные группы мышц вы знаете? После демонстрации клипа учащиеся отвечают на вопросы учителя. Слайд 1. «Основные группы мышц». Вывод 1. Мышцы – особый вид ткани, главным свойством которой является сокращаемость. В теле человека около 650 мышц, которые составляют 1/2 веса тела мужчины и 1/3 веса тела женщины. Большинство мышц составляют скелетные, которые выполняют произвольные движения. В формировании улыбки участвуют 14 мышц. Мышцы глаз позволяют нам моргать 20 000 раз в сутки, мышцы челюстей позволяют давить на пищу с силой, эквивалентной 75 кг. Икроножная мышца выдерживает нагрузку свыше 1 т. Слайд 2. Основные положения выводов демонтрируются на экране. 3. Разминка Учитель физкультуры. Регулярно тренируемые мышцы лучше работают, но перед тренировкой мышцы необходимо размять, чтобы предотвратить их повреждение. Разминка повышает температуру, приток крови, несущей кислород и питательные вещества к мышечным волокнам, что способствует улучшению мышечного сокращения. Перестроение. Команды: «Направо! В обход по
залу шагом марш – бегом марш!» Учитель физкультуры. Ребята, какие мышцы у вас устали больше всего? Спонсор публикации статьи типография "Веллтон". POS материалы в Москве заказать стопперы, рекламные и информационные стойки, гофролента и паллетная обмотка, чехлы на антикражные ворота, ростовые фигуры из картона, а также типография предоставляет дизайнерские и полиграфические услуги, производство сувениров (значки с логотипом, магниты, сумки, футболки, ежедневники и другое). Узнать подробную информацию о предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: welltonart.ru. Дети. Мышцы конечностей. 4. Мышцы конечностей Слайд 3. «Основные мышцы конечностей». Учитель биологии на слайде показывает основные мышцы конечностей, называет их, поясняет, какую роль играет каждая мышца в двигательной активности человека. Клип 2. «Стройные ноги». Упражнение на развитие мышц нижних конечностей с использованием клипа «Стройные ноги» под руководством учителя физкультуры. Перестроение. Подготовка к следующему этапу. 5. Мышцы туловища Учитель биологии. Большую роль в придании телу формы и положения в пространстве играют мышцы туловища. Слайд 4. «Мышцы спины и живота». Учитель биологии на слайде показывает мышцы,
называет их, рассказывает об их функциях. Карточки 1. И.п. – стоя, ноги врозь, гантели в руках. 2. И.п. – сед, упор сзади. 3. И.п. – упор сидя, руки сзади, ноги прямые. 4. И.п. – стоя, ноги врозь, гантели в руках. 5. И.п. – лежа, руки за головой, ноги согнуты в
коленях. 6. И.п. – стоя, ноги врозь, набивной мяч вверху. 7. И.п. – сед, ноги согнуты, руки за головой или
на поясе. 8. И.п. – упор лежа на бедрах, согнув руки. Перестроение. 6. Закрепление пройденного материала Эстафета. Соревнуются две команды. Задание: на резиновом мяче допрыгать до доски, распределить названия мышц в соответствии с основными группами, вернуться, передать мяч следующему участнику. Учитель физкультуры следит за выполнением спортивных упражнений, учитель биологии проверяет работу на доске.
7. Восстановление На экране – слайд 5 «Костно-мышечная система» и слайд 6 «Правила тренировки мышц». Ученики под руководством учителя биологии делают выводы: Дети. Мышцы и скелет составляют единую опорно-двигательную систему. При физической нагрузке увеличивается приток крови к мышечным волокнам, а значит, количество кислорода и питательных веществ, получаемых мышцами. Работая, мышцы действуют на кости как рычаг, заставляя их двигаться. Приток питательных веществ к мышцам вызывает не только развитие мышечной массы, но и рост и укрепление скелета. Учитель физкультуры. Упражнения повышают мышечный тонус. Благодаря этому внутренние органы поддерживаются в хорошем состоянии. О мышцах нужно заботиться. Главные правила тренировки мышц – посильность, постепенность и систематичность. 8. Подведение итогов урока Учителя ставят отметки, учитывая правильность ответов и качество выполнения упражнений. Домашнее задание: повторить материал об основных группах мышц, выполнять упражнения на тренировку различных групп мышц.
Ирина Попова , |